Российское образование на путях модернизации
Развитие человечества неизбежно ведет к приданию нового облика (обновлению) всем сферам общественной жизни. Модернизация образования — явление мировое: социально-экономические изменения, новые требования рынка труда, возрастающее значение знаний о культуре требуют соответствующих перемен в образовании. «Подобно тому как взрослый человек не может носить одежду, которая годилась ему в детстве, — писал один из видных деятелей просвещения США, — так и система образования не может противостоять требованию перемен в то время, когда все вокруг изменяется». Необходимость модернизации системы российского образования, проводимой в начале XXI в., объясняется рядом факторов.
— ускорение темпов развития общества требует подготов — переход к постиндустриальному обществу, необходи — динамическое развитие экономики, рост конкуренции, Во-вторых, необходимы существенные изменения в целях и содержании образования, направленные на то, чтобы они отвечали социально-экономическим и политическим трансформациям в стране, современному уровню науки, техники, технологии, ориентировали на формирование фундаментальных знаний, постижение общей культуры; нацеливали на развитие личности обучающихся, индивидуальный подход к ним, повышение качества знаний.
В-третьих, надо от декларации о приоритетности образования перейти к ее практической реализации; от провозглашения всеобщности и доступности образования — к реальному воплощению этих принципов. Необходимо поднять социальный статус педагогов, чья оплата труда — одна из самых низких в стране, улучшить материально-техническое оснащение учебных заведений. Модернизация должна сочетать продуманные новации с уважительным отношением к несомненным достижениям российского (в том числе советского) образования, использовать мировой опыт с учетом особенностей развития страны. Модернизация прежде всего направлена на выполнение главной задачи — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Назовем некоторые конкретные направления модернизации: разработка государственных стандартов среднего и высшего образования; разработка новых учебных программ; подготовка нового поколения учебников, которые могут поступить в школы лишь после их одобрения ведущими на-Учными учреждениями страны; проведение Единого государственного экзамена, призванного заменить выпускные экзамены в средних школах и вступительные в вузы; осу-
Модернизация образования вызвала широкий общественный интерес, активно обсуждаются проблемы доступности всех ступеней образования и повышения его качества. Назовем некоторые проблемы, относящиеся к общему среднему образованию:
— с какого возраста начинать обучение в школе: с 5, 6 — сколько классов должна охватывать начальная школа: — нужна ли профильная школа (10—11 классы), каким — целесообразно ли законодательное решение об обяза — как улучшить работу сельских школ; — нужно ли, по примеру многих развитых стран, пере В правительственных документах указывается: опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно потребности личности, общества и государства будут определять направления изменений и развития системы образования России. ■■Основные понятия: образование, непрерывное образование. мины: модернизация, компетентность. Проверьте себя 1) Что такое образование, чьим интересам оно должно отвечать? 2) Какие качества формирует образование у человека? 3) В чем состоит влияние образования на функционирование и развитие общества? 4) Охарактеризуйте взаимосвязь образования и культуры. 5) Каким образом образование способствует укреплению национальной безопасности России? 6) В чем выражается сущность и значение принципов «научиться самостоятельно добывать знания», «научиться работать»? 7) Охарактеризуйте основные тенденции развития образования в XXI в. 8) В чем заключается сущность опережающего развития образования, почему это необходи-
Подумайте, обсудите, сделайте 1. Некоторые ученые полагают, что в образовании клю
2. В современных дискуссиях об образовании иногда ис 3. Один из современных философов утверждает, что при 4. В Российской Федерации государственные органы при 5. Ныне выпускники средних школ многих регионов РФ 6. В России из года в год растет количество студентов 7. В последние годы большое развитие получило платное 8. Опираясь на свой опыт, сформулируйте, что надо из
Поработайте с источником Прочтите отрывок из педагогических сочинений выдающегося русского педагога П. Ф. Каптерева. Об истинно образованном человеке: 1. Это такой человек, который владеет не только разно 2. Это такой человек, который чувствует себя живым и 3. Это такой человек, который чувствует раскрытыми в 4. Это человек физически развитый, с здоровыми органа Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. — М., 1982. — С. 435. ЯШ Вопросы и задания к источнику. 1) Почему овладение разносторонними знаниями необходимо и вместе с тем недостаточно для образованного человека? 2) Что значит уметь распоряжаться своими знаниями? 3) Что значит быть «живым и деятельным членом современного культурного общества», по мере сил двигать вперед человеческую культуру? 4) Почему необходимо развитие всех своих способностей? 5) Раскройте связь здоровья, физического развития с образованностью человека. Об этом спорят Существуют две точки зрения на роль образования. Первая: образование трактуется исключительно как средство подготовки к будущему. Вторая: образование должно не только «работать» на будущее, но и обеспечивать возможность решения обучающимися значимых для них проблем здесь и сейчас. Какую точку зрения вы разделяете и почему? Ваше мнение аргументируйте.
Вспомните: что такое религия? Когда появились первые религии? По каким признакам выделяются мировые религии?
Почему человек верит в сверхъестественное? Исследователи прошлого объясняли это, например, страхом перед непредсказуемостью и могуществом природы или глубоким невежеством большинства людей, мифологичностью массового сознания. Применимы ли эти характеристики к современному обществу? Философы, культурологи, социологи, психологи по-разному отвечают на этот вопрос. Но очевидно, что религия сохраняет свои позиции даже на постиндустриальной ступени развития общества, поскольку выполняет социально значимые функции, которые мы рассмотрим ниже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|