Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие ассоцианизма в XIX веке.




Концепция Т. Брауна принадлежит к первому периоду в раз­витии ассоцианизма XIX в. в ней содержатся основные идеи ассоцианистической психологии. Браун выдвигает следующие идеи об ассоциациях, сознании, мышлении, ощущениях:

1) закон возникновения ассоциации, согласно которому на появление в сознании той или иной ассоциации влияют, во-первых, физиологические особенности индивида, например природные задатки,состояние его здоровья, а также особенности, а именно: сила и новизна производимого внешним объектом воздействия на органы чувств, которые, в свою очередь, продуцируют ощущения;

2) процесс мышления определяется как выдвижение из множества имеющихся у субъекта в опыте беспорядочных ассоциаций той, которая максимально соответствует решению поставленной задачи;

3) в учении об ощущениях выделяется несколько дополнительных их видов, выведенных из основных ощущений: температурное ощущение (тепло — холод), внутреннее физиологическое мускульное ощущение субъекта, которое существенно влияет на формирование у индивида чувства уверенности в существовании предметов внешнего мира;

4) выведение законов функционирования душевных явлений. Они не подчинены материальным субстанциям организма, в частности мозгу, а существуют по собственным, внутренним законам, которые открываются только в самонаблюдении;

5) деление всех душевных операций на два вида и на основе этого определение локализации каждого из этих видов. Первый вид — ассоциации, или простые внушения, и их основания локализуются в различных участках мозга, второй вид — относительные внушения — это все остальные связи;

6) утверждение единственно верным методом исследования сознания метода самонаблюдения;

7) механистическое объяснение всех душевных явлений: сложное душевное явление всегда сводимо к сумме составляющих его более простых;

8) биологизированное понимание человеческих потребностей, т. е. признание первичности жизненно важных потребностей во сне, отдыхе, пище, и отнесение их к области чувственных процессов сознания на основании определения потребности как ассоциации между двумя чувствами — чувством неудовольствия как реакции на голод или иной стимул и желанием удовлетворить это чувство посредством какого-либо предмета или объекта. В результате взаимодействия этих двух чувств возникает ассоциация и, следовательно, потребность определенного рода.

Дж. Милль (1773—1836), английский историк и экономист, является представителем классического ассоцианизма. В труде «Анализ явлений человеческого духа» он выводит свою концеп­цию, основанную на механике, т. е. определении психики чело­века как наличия сложных ментальных соединений, работающих по типу механики, и согласованную с основными принципами ассоцианизма того времени. Им утверждаются следующие зако­ны функционирования и особенности психики человека:

1) рассмотрение сознания с механистической точки зрения, как машины, функционирующей на основе законов ассоциаций и не имеющей никаких врожденных идей, а только идеи и представления, полученные опытным путем и сформированные из простейших ощущений

2) основа формирования всех идей, представлений и впечатлений — только ощущения. Это формирование происходит только по законам ассоциации, которые позволяют идеям и представлениям изменяться, соединяться друг с другом и группироваться бесчисленное множество раз;

3) выделение трех основных законов формирования ассоциации:

§ процесс зарождения и порядок идей через ассоциацию их с исходными ощущениями зависят от состояния и порядка существования оригиналов этих идей — самих ощущений;

§ сила и активность ассоциируемых ощущений: чем сильнее оригинал, тем больше вероятность закрепления за ним каких-либо идей; слабые, неясные и неотчетливые ощущения не дают последствий в виде идеи;

§ частота повторения ощущения прямо пропорциональна формированию идеи: чем чаще повторяется одно и то же исходное ощущение, тем более вероятно закрепление за ним соответ­ствующей идеи;

4) описание интеллектуальной деятельности, в частности памяти, как поэтапного процесса припоминания через ассоциацию:

§ первый этап — появление некоторого эмоционального представления, трактуемого индивидом как задача вспомнить что-либо;

§ второй этап — активное продуцирование ассоциаций различного характера и содержания, следующих друг за другом, и анализ каждой из этих ассоциаций на предмет соответствия ис­ходному представлению;

§ третий этап — нахождение уже имеющейся в сознании идеи, которая соответствует или ассоциируется с исходным, требующим припоминания представлением, и, следовательно, при поминание этого представления на основе найденной идеи.

Сын и последователь Джеймса Милля, Джон Стюарт Милль (1S06—1873), развивая теорию ассоцианизма и отходя от неко­торых классических принципов и идей, в своей теории пони­мания сознания человека ориентировался не на механику и физиологию, а на химию и видел в ней необходимую основу для формирования психологии как науки. Исходя из основ­ных положений и теорий химии, в частности Периодической системы химических элементов Менделеева, Милль-младший видел главную задачу психологии и определял цель ее экспе­риментов как изучение и вычленение «атомов» сознания и со­здание схожей с Периодической системой Менделеева табли­цы. Милль настаивал на развитии экспериментальных мето­дов работы, позволяющих точно выявлять и описывать необходимые структуры, функции, механизмы и особенности работы человеческой психики

Джон Милль является представителем второго этапа в разви­тии ассоцианизма в XIX столетии, который характеризуется от­ходом от некоторых классических идей и принципов этого на­правления. В теории Милля-младшего это отступление выраже­но в двух идеях:

1) введение в качестве субъекта сознания «Я», т. е. всего спект­ра человеческой природы, в том числе и скрытых, неосознаваемых явлений, тогда как в классическом ассоцианизме содержа­нием психики признавались только явления сознания;

2) введение нового типа ассоциаций, по сходству приписывая им некоторую активность, в то время как традиционный ассоцианизм выделяет только два вида ассоциаций — одновременные и последовательные — и определяет их как пассивные образования.

Таким образом, Милль-младший своими идеями и взглядами признает несостоятельность ассоциативной психологии, и начи­ная с его теории, ассоцианизм вступает в критическую фазу раз­вития, что в дальнейшем приведет к его краху как ведущего на­правления в науке психологии.

Александр Бэн (1818—1903) является представителем третье­го, завершающего этапа в развитии ассоиианизма. В его теории наблюдается ряд отступлений от положений предыдущего этапа, в частности понимание ассоциации как творческого процесса, учение о накоплении опыта с помощью метода проб и ошибок и др. Рассмотрим подробнее некоторые положения концепции Л. Бэна,описанные им в двух основных работах: «Чувство и ин­теллект» (1885) и «Эмоции и воля» (1859).

1. Бэн возвращается к пониманию феноменов сознания и методов психологии через физиологию и биологию, ориентируясь на исследования в физиологии нервной системы и органов чувств.

2. Ориентация Бэна на идеи и исследования физиологии и биологии в объяснении нервных процессов проявляется в рассмотрении этих процессов через связь их с телесной организа­цией. Бэн ориентировался на изучение тех явлений и уровней психической жизни, которые имеют непосредственную и очевидную связь с физиологической составляющей организма и минимально зависят от сознания. Такими феноменами человеческой психики, по Бэну, являются рефлексы, навыки и инстинкты. Интересно, что до А. Бэна эти феномены практически не изучались в психологии или, по крайней мере, им не придавалась столь серьезного значения, и заслуга А. Бэна — в том, что он сде­лал эти явления предметом глубокого изучения, расширив тем самым область изучения в психологии, которая раньше своди­лась исключительно к изучению феноменов сознания.

3. В качестве метода исследования в психологии предлагал применять методы естественных наук — на основе наблюдения заниматься описанием фактов и созданием их классификаций. Таким образом, Бэном была создана самая полная и последовательная классификация душевных явлений, выявленных им с помощью наблюдения как основного метода исследования.

4. Произвольные движения — один из феноменов, изучению и объяснению которых Бэн уделяет в своих исследованиях большое внимание. Произвольные движения рассматриваются как спонтанные и имеют причину происхождения в активности нервной системы. Такое понимание феноменов психической жизни человека указывает на ее немеханистическую трактовку, т. е. в область изучения Бэном вводятся такие понятия, как спонтанность, а следовательно, и творческая активность.

5. Путь образования навыка лежит через ассоциацию между каким-либо движением, совершенным организмом, и чувством, вызванным этим движением. При этом важны как временные факторы, т. е. ассоциация по времени между совершенным движением и вызванным им чувством (этот фактор формирования навыка был объяснен еще Д. Гартли), так и качественные, т. е. сопровождение действия ощущением удовольствия или неудовольствия, которое усваивается и запоминается сознанием не одинаково, а избирательно. Таким образом, Бэн предлагает свой новый механизм формирования навыка, суть которого сводится к возникновению ассоциации и ее закреплению с помощью селекции ощущений, т. е. отсева неподходящих и сохранения под­ходящих из всех присутствующих в опыте ощущений методом проб и ошибок. Такое понимание Бэном механизмов и принципов организации человеческого поведения оказало в дальней­шем влияние на эволюционный ассоцианизм Герберта Спенсера и эволюционную теорию развития Чарльза Дарвина.

Один из главных пунктов, обусловивших отход Бэна от положений классического ассоцианизма, — его учение об ассоциациях, в котором он вводит понятие творческой ассоциации как способности ума составлять новые комбинации, отличные от тех, которые были сформированы опытным путем. Это означает, что Бэн с помощью понятия ассоциации объясняет те явления, которые не могут быть так объяснены, например феномен творчества, понимаемый Бэном как ассоциативный процесс. Использование ассоциации для объяснения такого рода явлений изменяет само понятие ассоциации, ранее объясняемое как комбинация прежних впечатлений

Герберт Спенсер (1820—1903), английский философ, развивал идеи эволюционной психологии в своей философии позитивиз­ма, в русле которого, по его мнению, и должна развиваться пси­хология, чтобы стать объективной наукой. В своей теории он последовательно сближает психологию и биологию, используя для объяснения процессов и феноменов психики и поведения учение о биологической эволюции.

Говоря о предмете психологии, Спенсер вносит в его понима­ние некоторые изменения и таким образом расширяет сферу ис­следований науки. Так, предметом изучения в психологии, по его мнению, должно стать не только сознание или ассоциации между внутренними факторами организма, но и поведение, рассматри­ваемое им как связь сознания с окружающей средой. Используя терминологию ассоцианистической психологии, задачу науки, по Спенсеру, можно определить как изучение соотношения и ассоци­ации внешних форм с внутренними, т. е. поведения с сознанием.

Спенсер развил свое учение о психике, основанное на изуче­нии и анализе ее возникновения и развития и содержащее следую­щие основные положения:

1) возникновение психики обусловлено спецификой окружающей среды и условиями жизни, т. е. психика является механизмом адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды, ее задача — приспособление внутренних отношений к внешним;

2) психика является высшей ступенью психического развития человека, так как возникает не сразу, а постепенно, и механизмом ее возникновения являются все более усложняющиеся в процессе эволюции вселенной условия жизни;

3) исходным этапом развития психики является возникновение ощущения, обусловленного раздражимостью;

4) на основе простейшего элемента — ощущения — формируется любое другое, более сложное средство психической жизни и приспособления организма к окружающим условиям;

5) исходя из положения о том, что предметом психологии является изучение связи внешних и внутренних факторов, существуют два субъекта локализации и реализации всех средств при­способления индивида к окружающей среде: сознание, содержанием которого являются такие средства адаптации организма, как ощущение, память, воля, разум, интеллект; и поведение, которое вмешает в себя такие частные формы приспособления, как рефлексы, инстинкты и навыки

6) соответственно с этим существуют низшие формы приспо­собления к окружающей среде, обозначенные как автоматизмы, возникающие из них высшие формы — интеллект, чувства, волн, характеризующиеся появлением осознания действия, а не автоматизма.

В своем понимании сути ассоциаций Спенсер также опирает­ся на эволюционную концепцию развития и рассматривает их как механизмы, обусловливающие приспособление и адаптацию индивида к окружающей среде. По Спенсеру, ассоциация есть основной закон психического развития, и существующий на его основе механизм адаптации заключается в следующем:

1) внутренние связи, к которым относятся ощущения, вос­приятия, чувства, привычки, т. е. автоматизмы, а также все выс­шие функции, формируются под воздействием внешних связей и являются результатом накопленного при жизни индивидуаль­ного опыта субъекта;

2) существуют также внутренние связи, не сформированные при жизни опытным путем, а наследственные, т. е. Полученные генетическим способом, связи, среди которых могут быть некоторые безусловные рефлексы, инстинкты и знания;

3) таким образом, Спенсер спорит с Локком относительно специфики содержания сознания, утверждая, что оно не является «чистым листом», а имеет в своем составе как приобретенные, так и врожденные ассоциации, и именно последние и обусловливают отличия мышления у разных народов, например у европейцев идикарей;

4) случайные, несущественные для выживания связи организм игнорирует, а связи, необходимые для решения задачи адаптации, прочно фиксирует, сохраняет «про запас», на случай новых конфронтации со всем, что может угрожать его существованию;

5) таким образом, по Спенсеру, адаптация может означать не только приспособление к новым ситуациям органов чувств как источников информации о том, что происходит вовне (как, на­ пример, изменяется чувствительность глаза в темноте), но и некоторую работу разума, интеллекта по отбору необходимых связей. В такой трактовке Спенсером схемы адаптации чувствуется влияние учения А. Бэна о методе проб и ошибок как способе формирования ассоциативной связи;

6) разум, интеллект, являясь высшей формой приспособления, имеет решающее значение для успешной адаптации и, следовательно, выживания организма в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, так как он лишен ограничений, присущих низшим формам психики. Понимание Спенсером интеллекта и психики в связи с проблемой адаптации организма оказало сильнейшее влияние на последующие психологические исследования и на всю психологию XX столетия.

Исходя из законов и механизмов биологической эволюции, Спенсер рассматривает и процессы социального развития челове­ка, т. е. формирования у него механизмов адаптации к социальной среде. В процессе социальной эволюции, так же как и в биологи­ческой, человек имеет две категории опыта — индивидуальный и наследственный.

Спенсер наделяет социальную среду, в которой обретает ин­дивид, способностью влиять на развитие его индивидуальных способностей. Это обусловлено спецификой развития самой среды, которая также проходит в своей эволюции стадии от сложного к простому, т. е. начиная от элементарных форм взаи­модействия происходит появление таких новых, более сложных факторов, как язык, общество, материальное производство, нау­ка, нравственные и эстетические категории. Таким образом, в процессе развития самого общества происходит и развитие психики человека, т. е. в адаптации возрастает роль более слож­ных механизмов психической жизни, например мышления, по сравнению с существовавшими ранее простыми, например вос­приятием и действием, а также происходит развитие самого мышления от конкретных понятий к более сложным абстракт­ным. Так, Спенсер приписывает обществу очень важную роль в формировании психики индивида, которая развивается в про­цессе эволюции самого общества.

Герберт Спенсер, развивая свою теорию эволюционного ассоцианизма, оказал серьезное влияние на всю психологию XX столетия: свершился крутой поворот в движении психологи­ческой мысли, и из «поля сознания» она устремилась в «поле по­ведения». Теория Спенсера нашла свое отражение и в развиваю­щихся в конце XIX — начале XX в. различных отраслях психоло­гии: экспериментальной психологии, психологии поведения, генетической (детской) психологии. Таким образом, велико ее историческое значение.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...