Возникновение психофизики и психометрии в XIX веке.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Расцвет в XIX в. естествознания отразился и на активном развитии психофизики и психометрии. У истоков этой отрасли науки стоял физиолог, профессор Лейпцигского университета Эрнст Вебер (1795—1878). Он исследовал зависимость ощущений от вызывающих их внешних физических стимулов, используя экспериментальный метод и математические расчеты. Его опыты и математические выкладки стали истоками психофизики, показав, что индивид начинает различать изменение силы ощущения в первую очередь из-за разницы между силой первого и второго раздражителей, причем у каждого вида раздражителя может быть свой порог различия ощущения, и эта величина постоянна для каждого из видов, например 1/10 для звука и 1/100 для света В дальнейшем идею зависимости ощущений от силы вызывающих их раздражителей разрабатывал немецкий физик, психолог и философ Густав Теодор Фехнер (1801 — 1887). Рассмотрим основные идеи, которыми он обогатил психофизику. 1. Различие между ощущениями, вызванными двумя одинаковыми стимулами, зависит от первоначальной величины этих раздражителей. 2. Введение терминов «порог ощущений» и «разностный порог», который означает ту минимальную разницу, которую испытывает в своих ощущениях индивид при изменении силы и качества раздражителя. 3. Введение закона Вебера — Фехнера, суть которого заключается в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. То есть для того чтобы осуществился рост интенсивности ощущения в арифметической прогрессии, необходим рост величины стимула в геометрической прогрессии. Благодаря разработанным в недрах психофизики и психометрии теориям и используемым методам исследования психология начинает свой путь как самостоятельная наука. Так, используемый Г. Фехнером метод математических исчислений и выведенный на основе этого метода закон чувствительности индивида, получивший название «закон Вебера — Фехнера», позволили психологии осуществлять исследования, основанные не на домыслах, но имеющие точные математические методы проверки и изучения взаимоотношений между психическим и физическим, включающие в себя такие понятия, как эксперимент, число, меру, а также в дальнейшем распространить эти методы и выведенный с их помощью закон и на другие отрасли и области психологии, например на изучение критериев принятия решений, эмоциональных состояний. Большой отклик теория Фехнера нашла в психодиагностике.
Голландский физиолог Франс Корнелис Дондерс (1818—1889) в своих исследованиях изучал особенности протекания психических процессов, в частности их скорость и время реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Он изобрел методику исследования времени протекания сложных психических процессов, состоящую из трех этапов эксперимента, которые заключались в следующем: § на первом этапе измерялось время простой реакции индивида, т. е. время от появления простого стимула до возникновения ответного движения; § второй этап предполагал измерение сложных реакций индивида, вызванных усложнением задания через усложнение стимулов, а именно: увеличение их количества; § на третьем этапе путем вычитания времени простых реакций из времени сложных реакций математически вычислялось время, которое требуется психическому процессу для совершения различных операций — выбора, различения или решения иной задачи На основе результатов опытов, проводимых Дондерсом, была доказана возможность измерения психических явлений наравне с физиологическими, при этом местом локализации психических явлений и происходящих психических процессов является нервная система.
1) Классические теории ассоциативной психологии. В начале XIX в. ассоциативная психология приобрела законченный, канонический характер, развиваясь в русле законов, заложенных психологами предыдущего поколения, прежде всего Гартли. Исследования психики и новые открытия, сделанные в этот период, были направлены на усовершенствование ассоциативной психологии, не подвергая сомнению ее постулаты, в частности идею об универсальности законов ассоциаций. 2) К 40-50-м годам стали возникать теории, обусловившие существенные изменения в развитии науки. Прежде всего, речь идет о позитивизме, появление которого в 30-е годы привело к пересмотру критериев, которым должна отвечать научная дисциплина. Основатель этого направления О. Конт считал, что развитие миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе научного знания, проходит три стадии - теологическое, метафизическое и, наконец, научное, или позитивное, мышление. По его мнению, не только люди, но и отдельные науки проходят эти стадии, а в некоторых из них они переплетаются, сочетая истинное исследование с метафизикой и догматической верой. Исходя из этого, Конт ввел свою классификацию наук, в которой особо выделил так называемые абстрактные науки, имеющие дело не с предметами, а с процессами, при изучении которых можно вывести всеобщие законы. Ведущие психологи XIX в. - Д. С. Милль, Г. Спенсер, как и ученые других направлений, разделяли позитивистские воззрения и стремились трансформировать психологию в русле позитивизма. 3) В течение второй половины XIX в. многие ученые (Д. С. Милль. Г. Спенсер, А. Бэн, И. Ф. Гербарт, В. Вундт) предлагали свои варианты построения психологии. Общей была идея о важности пересмотра предмета психологии и введения нового метода. Общей же оставалась мысль о том, что самонаблюдение не может оставаться основным методом, так как он должен быть надындивидуальным и достоверным. Критикуя интроспекцию, еще И.Кант писал о невозможности проверить ее данные математикой. О. Конт же подчеркивал, что абсурдно думать, будто дух может быть разделен на две половины, из которых одна наблюдает за другой. Не менее важным был и тот факт, что самонаблюдение могло считаться достоверным только в том случае, если психика ограничивается областью сознания. Но уже к середине XIX в. все больше ученых, особенно в Германии, вслед за Лейбницем приходили к выводу о существовании не только сознательных, но и бессознательных явлений. Исследование психики маленьких детей и животных, у которых самонаблюдение невозможно, также доказывало, что этот метод не может оставаться ведущим и единственным в психологии.
Поэтому психология должна была, во-первых, научиться использовать наблюдение за другими, во-вторых, разработать новый, объективный метод изучения душевной жизни. С середины XIX в. появляется все больше работ, предлагающих разнообразные варианты. Это и метод логики, предложенный Миллем, и метод проб и ошибок Бэна, и метод генетического наблюдения Сеченова, и, наконец, экспериментальный метод, разработанный Вундтом. Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на развитие психологии в этот период, было появление эволюционной теории Дарвина, которая имела решающее значение в повороте психологии к естествознанию. Философия, которая сама в то время переживала методологический кризис и подвергалась критике со стороны позитивизма, не могла помочь психологии в решении ее проблем. В то же время, активно развивающееся естествознание, прежде всего биология и физиология, давало психологии оружие в борьбе за объективность, помогало сформировать экспериментальный подход к психическому. Теория эволюции позволила также пересмотреть постулаты безнадежно устаревшего механистического детерминизма. Идея о том, что целью психического развития является адаптация к среде, структурировала многие открытые к тому времени факты. Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внешним и внутренним, Спенсер, как справедливо отметил И.М.Сеченов, вывел психологию из поля сознания в поле поведения. Это не только расширяло область ее исследований, но позволяло использовать эксперимент, объективную проверку полученных фактов. Такое понимание предмета давало основания сказать, что психология из науки о сознании трансформируется в науку о познавательных процессах. Это отвечало не только логике ее развития, но и требованиям позитивизма, так как в центре исследования стоял уже не предмет (сознание), но процесс. Эволюционный подход давал также возможность изучить не сформированную, а только формирующуюся психику, проследить этапы ее становления, открыть новые психические закономерности. Поэтому генетический метод получал все большее распространение и привел к появлению генетической (возрастной) психологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|