Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение психофизики и психометрии в XIX веке.




 

Расцвет в XIX в. естествознания отразился и на активном раз­витии психофизики и психометрии. У истоков этой отрасли науки стоял физиолог, профессор Лейпцигского университета Эрнст Вебер (1795—1878). Он исследовал зависимость ощущений от вызы­вающих их внешних физических стимулов, используя экспери­ментальный метод и математические расчеты. Его опыты и мате­матические выкладки стали истоками психофизики, показав, что индивид начинает различать изменение силы ощущения в первую очередь из-за разницы между силой первого и второго раздражи­телей, причем у каждого вида раздражителя может быть свой по­рог различия ощущения, и эта величина постоянна для каждого из видов, например 1/10 для звука и 1/100 для света

В дальнейшем идею зависимости ощущений от силы вызыва­ющих их раздражителей разрабатывал немецкий физик, психо­лог и философ Густав Теодор Фехнер (1801 — 1887). Рассмотрим основные идеи, которыми он обогатил психофизику.

1. Различие между ощущениями, вызванными двумя одинаковыми стимулами, зависит от первоначальной величины этих раздражителей.

2. Введение терминов «порог ощущений» и «разностный порог», который означает ту минимальную разницу, которую испытывает в своих ощущениях индивид при изменении силы и качества раздражителя.

3. Введение закона Вебера — Фехнера, суть которого заключается в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. То есть для того чтобы осуществился рост интенсивности ощущения в арифметической прогрессии, необходим рост величины стимула в геометрической прогрессии.

Благодаря разработанным в недрах психофизики и психомет­рии теориям и используемым методам исследования психология начинает свой путь как самостоятельная наука. Так, используе­мый Г. Фехнером метод математических исчислений и выведен­ный на основе этого метода закон чувствительности индивида, получивший название «закон Вебера — Фехнера», позволили психологии осуществлять исследования, основанные не на до­мыслах, но имеющие точные математические методы проверки и изучения взаимоотношений между психическим и физичес­ким, включающие в себя такие понятия, как эксперимент, чис­ло, меру, а также в дальнейшем распространить эти методы и вы­веденный с их помощью закон и на другие отрасли и области психологии, например на изучение критериев принятия реше­ний, эмоциональных состояний. Большой отклик теория Фехнера нашла в психодиагностике.

Голландский физиолог Франс Корнелис Дондерс (1818—1889) в своих исследованиях изучал особенности протекания психичес­ких процессов, в частности их скорость и время реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Он изобрел методику исследования времени протекания сложных психических процессов, состоящую из трех этапов эксперимента, которые заключались в следующем:

§ на первом этапе измерялось время простой реакции инди­вида, т. е. время от появления простого стимула до возникнове­ния ответного движения;

§ второй этап предполагал измерение сложных реакций индивида, вызванных усложнением задания через усложнение стимулов, а именно: увеличение их количества;

§ на третьем этапе путем вычитания времени простых реакций из времени сложных реакций математически вычислялось время, которое требуется психическому процессу для совершения различных операций — выбора, различения или решения иной задачи

На основе результатов опытов, проводимых Дондерсом, была доказана возможность измерения психических явлений наравне с физиологическими, при этом местом локализации психиче­ских явлений и происходящих психических процессов является нервная система.

 

 


1) Классические теории ассоциативной психологии. В начале XIX в. ассоциативная психология приобрела закон­ченный, канонический характер, развиваясь в русле законов, зало­женных психологами предыдущего поколения, прежде всего Гартли. Исследования психики и новые открытия, сделанные в этот пе­риод, были направлены на усовершенствование ассоциативной пси­хологии, не подвергая сомнению ее постулаты, в частности идею об универсальности законов ассоциаций.

2) К 40-50-м годам стали возникать теории, обусло­вившие существенные изменения в развитии науки. Прежде всего, речь идет о позитивизме, появление которого в 30-е годы привело к пересмотру критериев, которым должна отвечать научная дисци­плина. Основатель этого направления О. Конт считал, что развитие миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе научного знания, проходит три стадии - теологическое, метафизи­ческое и, наконец, научное, или позитивное, мышление. По его мне­нию, не только люди, но и отдельные науки проходят эти стадии, а в некоторых из них они переплетаются, сочетая истинное исследо­вание с метафизикой и догматической верой. Исходя из этого, Конт ввел свою классификацию наук, в которой особо выделил так на­зываемые абстрактные науки, имеющие дело не с предметами, а с процессами, при изучении которых можно вывести всеобщие законы. Ведущие психологи XIX в. - Д. С. Милль, Г. Спенсер, как и ученые других направлений, разделяли позитивистские воззрения и стремились трансформировать психологию в русле позитивизма.

3) В течение второй половины XIX в. многие ученые (Д. С. Милль. Г. Спенсер, А. Бэн, И. Ф. Гербарт, В. Вундт) предлагали свои варианты построения психологии. Общей была идея о важности пере­смотра предмета психологии и введения нового метода. Общей же оставалась мысль о том, что самонаблюдение не может оставаться основным методом, так как он должен быть надындивидуальным и достоверным. Критикуя интроспекцию, еще И.Кант писал о не­возможности проверить ее данные математикой. О. Конт же под­черкивал, что абсурдно думать, будто дух может быть разделен на две половины, из которых одна наблюдает за другой. Не менее важным был и тот факт, что самонаблюдение могло считаться дос­товерным только в том случае, если психика ограничивается об­ластью сознания. Но уже к середине XIX в. все больше ученых, особенно в Германии, вслед за Лейбницем приходили к выводу о существовании не только сознательных, но и бессознательных яв­лений. Исследование психики маленьких детей и животных, у кото­рых самонаблюдение невозможно, также доказывало, что этот ме­тод не может оставаться ведущим и единственным в психологии.

Поэтому психология должна была, во-первых, научиться исполь­зовать наблюдение за другими, во-вторых, разработать новый, объективный метод изучения душевной жизни. С середины XIX в. появляется все больше работ, предлагающих разнообразные вари­анты. Это и метод логики, предложенный Миллем, и метод проб и ошибок Бэна, и метод генетического наблюдения Сеченова, и, на­конец, экспериментальный метод, разработанный Вундтом.

Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на развитие психологии в этот период, было появление эволюционной теории Дарвина, которая имела решающее значение в повороте психоло­гии к естествознанию. Философия, которая сама в то время пере­живала методологический кризис и подвергалась критике со сто­роны позитивизма, не могла помочь психологии в решении ее проблем. В то же время, активно развивающееся естествознание, прежде всего биология и физиология, давало психологии оружие в борьбе за объективность, помогало сформировать эксперимен­тальный подход к психическому.

Теория эволюции позволила также пересмотреть постулаты без­надежно устаревшего механистического детерминизма. Идея о том, что целью психического развития является адаптация к среде, структурировала многие открытые к тому времени факты.

Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внешним и внутренним, Спенсер, как справедливо отметил И.М.Се­ченов, вывел психологию из поля сознания в поле поведения. Это не только расширяло область ее исследований, но позволяло использовать эксперимент, объективную проверку полученных фак­тов. Такое понимание предмета давало основания сказать, что пси­хология из науки о сознании трансформируется в науку о позна­вательных процессах. Это отвечало не только логике ее развития, но и требованиям позитивизма, так как в центре исследования сто­ял уже не предмет (сознание), но процесс. Эволюционный подход давал также возможность изучить не сформированную, а только формирующуюся психику, проследить этапы ее становления, от­крыть новые психические закономерности. Поэтому генетический метод получал все большее распространение и привел к появлению генетической (возрастной) психологии.

 

Психолог Предмет психологии Содержание психики Метод исследования
Гартли Сознание Ощущения, представления, чувства. Фактически содер­жание психики, в которое входили два круга (большой и малый) и бессознательные элементы, было шире, чем предмет психологии Интроспекция
Беркли, Юм, Милль, Браун Сознание Ощущения, представления, чувства Интроспекция
Милль Сознание Элементы психики (ощуще­ния, представления, чувст­ва), психические процессы Логика
Гербарт Перцепция и апперцеп­ция Сознательные, смутные и бессознательные представле­ния, имеющие разную силу, длительность и связь с прош­лым опытом Интроспективное изучение динамики представлений
Бэн Связь созна­ния и пове­дения Элементы психики (ощуще­ния, представления, чувст­ва) и акты поведения Изучение проб и ошибок при пере­ходе от спонтанно­го к волевому пове­дению
Спенсер Ассоциации между внешним и внутренним Психические процессы и акты поведения Интроспекция и наблюдение
Вундт Элементы психики, их связи и зако­ны, психоло­гия народа Элементарные и сложные (высшие) познавательные процессы, сложные и про­стые двигательные реакции Эксперимент, инт­роспекция, анализ продуктов творче­ства

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...