Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Массовая культура в России




Последние десятилетия XIX в. знаменовали зарождение массового общества в России. Как вы уже знаете из курса истории, это было время промышленного подъема страны. Появились массовое фабричное производство и массовое по­требление. Создавались отрасли производства, обслуживаю­щие новые массовые потребности, например «кузнецовский» фарфор, мебельные и бумагоделательные фабрики, мастер­ские по производству готового платья. При этом качествен­ный уровень многих изделий был весьма высок, не уступал


европейскому. Это было засвидетельствовано на многих международных промышленных выставках и ярмарках.

В художественных мастерских, открытых в Абрамцеве промышленником и меценатом С. Мамонтовым, в Строга­новском училище осваивались азы нового вида искусства — художественного проектирования, зарождались первые оте­чественные школы дизайна. Появление даггерротипа и те­леграфа сделало возможным выпуск многотиражных газет и иллюстрированных изданий. Во многих губернских городах России учреждаются частные (коммерческие) театры и по­являются профессиональные актерские труппы. Распростра­няются литературные издания таких жанров, как детектив, любовный роман, приключенческая повесть, поначалу пере­водные, а затем и собственной «выделки». У фабричной мо­лодежи, мещан становятся популярными кадриль, полька, вальс. Заметным явлением стали массовые городские гулянья.

Литературные и художественные критики зафиксирова­ли исторический факт — появление в стране качественно нового зрителя, новой читательской и театральной аудито­рии. Отмечалось, что меняется социальная ориентация ис­кусства: из салонного оно становится по-настоящему пуб­личным. Однако потребности новой массовой аудитории были изучены еще слабо. Она порой удивляла критиков ви­димым отсутствием здравого смысла и эстетической незре­лостью. Например, когда в Москве одновременно проводи­лись две художественные выставки — «академиков» и передвижников, массовая публика потянулась преимущест­венно на первую, предпочитая любоваться не сценами из жизни простого народа, а возвышенно-мифологическими сю­жетами, выполненными в псевдоклассицистской манере. Публика хотела не правдивого, а красивого искусства.

В 1920—1930-е гг. процесс «омассовления» в обществе развернулся на новой основе. Решающими стали два обсто­ятельства: изменение общественно-политического строя и режима власти и ускоренная индустриализация. Новая власть провозгласила себя властью масс, рабочих и бедней­ших крестьян. В отличие от западной массовой культуры, опиравшейся на средний класс и выражавшей его потребно­сти, в Советской России массовая культура ориентировалась на потребности низшего класса. Отвергался набор ценностей западного общества — достаток, индивидуальный успех, комфорт, благополучие семьи, стабильность. При этом фор­мирующаяся разновидность массовой культуры вобрала в себя многие ценности доиндустриального, традиционного об­щества — уравнительное распределение, коллективизм, тру­довую взаимопомощь, жертвенный аскетизм.

Обратимся к такому фактору, как индустриализация. Близость к миру техники считалась в СССР престижной, со-


здавалась массовая мифология, в которой символические образы машин выступали одновременно как символы влас­ти и успеха. Смешение индустриальных и политико-агита­ционных мотивов давало оригинальные образцы массового оформительского искусства. Например, во время уличных шествий ленинградские рабочие демонстрировали трех­метровый сапог обувной фабрики «Скороход», под каблуком которого корчился «буржуй», «Антанту», усаженную в ог­ромную галошу с клеймом фабрики резиновых изделий «Красный треугольник».

Можно утверждать, что в 1920—1950-е гг. в СССР было создано массовое общество мобилизационного типа и соответствующая этому обществу массовая культура. По не­которым параметрам она сближалась с западной («голливуд­ской») культурой, по другим — разительно отличалась от нее.

В последующие десятилетия происходили важные соци­альные изменения. В 1960 г. в СССР сравнялась числен­ность сельского и городского населения. Широкомасштабное типовое жилищное строительство позволило начать расселе­ние коммунальных квартир. Стало развиваться массовое те­левещание, сначала черно-белое, в затем и цветное. В семь­ях рабочих и служащих появились такие предметы бытовой техники, как холодильники, стиральные машины, радиолы и магнитофоны, а в некоторых наиболее обеспеченных — личный автотранспорт. Благодаря этому население станови­лось, с одной стороны, более автономным от коммунально-коллективистской сферы, а с другой — более зависимым от рынка товаров массового потребления.

Возникли и новые формы проведения досуга — туризм, любительская фотография, молодежные и артистические ка­фе, клубы по интересам. Они позволяли налаживать нефор­мальное общение, обеспечивали некоторую автономность по отношению к власти, официальным структурам.

Уравнительно-аскетический идеал, господствовавший в предыдущий период, терял свою привлекательность в гла­зах населения, хотя власти гневно обрушивались на «ме­щанство» и «потребительство». Нельзя не учитывать демон­страционного эффекта западного образа жизни, с которым советские люди стали знакомиться со времен первых мос­ковских международных кинофестивалей и промышленных выставок.

Все это позволяет утверждать, что в стране шел актив­ный процесс перехода к массовому, индустриальному, по­требительскому обществу.

Сегодня, как показывают социологические исследования, в массовом сознании господствуют разные, подчас противо­положно направленные ценности. С одной стороны, сохра-


няются представления, сформировавшиеся еще в рамках традиционного общества, стереотипы, укоренившиеся за го­ды советской власти, а с другой — активно внедряются об­разцы потребительской рыночной культуры. Наконец, сре­ди пока еще небольшой части населения, преимущественно молодежи, столичной и провинциальной элиты, становятся все более популярными ценности постиндустриального об­щества.

Общим в развитии массовой культуры на Западе и в на­шей стране является широкое распространение визуальных форм и жанров (телевидение, кино, компьютерные игры), которые теснят книжную культуру. К особенностям разви­тия массовой культуры в России можно отнести пока еще слабое использование преимуществ новейшей компьютерной культуры. Современные потребительские и культурно-обра­зовательные стандарты являются достоянием сравнительно узкого круга лиц, проживающих преимущественно в круп­ных городах. Реклама в ряде случаев не действует по пря­мому назначению, не несет потребителю полезную информа­цию о товарах и услугах. Те образцы коммерческой рекламы, которые создаются западными менеджерами в рас­чете на «среднего» потребителя, в нашем обществе по-преж­нему воспринимаются как признаки элитарности. Но в та­ком качестве они не выполняют своей полезной функции — быть своеобразным средством общественной терапии, сгла­живающей противоречия социального неравенства.

Массовая культура недостаточно выполняет и функции социальной адаптации индивида к изменившимся условиям жизни, так как создает неоправданно высокий уровень со­циальных притязаний, не подкрепляемый соответствующим ростом культуры труда.

Тем не менее развитие массовой культуры в стране про­должается со всеми обретениями и издержками этого про­цесса. Постепенно формируется новый политический риту­ал, складывается обновленная монументальная стилистика, особая деловая этика новоявленных российских бизнесме­нов. Важно и то, что новый стиль социально-культурной жизни начал раньше всего формироваться в сфере повсед­невной массовой культуры.

СМИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Газета и журнал, радио и телевидение, кино и Интер­нет — это те каналы, посредством которых мы в основном и приобщаемся к плодам культуры, преимущественно мас­совой.

Эти каналы получили название средств массовой (по­скольку сообщение поступает сразу к большим группам лю-


дей) коммуникации, благодаря им сообщения и «картинка» проникают в самые отдаленные уголки планеты, в самые широкие слои общества.

У нас их чаще называют средствами массовой информа­ции (СМИ), хотя согласимся, что информацией в данном случае дело не ограничивается.

Система СМИ складывалась постепенно. Первыми в XVII в. появились газеты и журналы. В XIX в. происходит разделение на так называемую качественную и массовую прессу. В США начинает свою активную жизнь желтая пресса. В прошлом веке систему СМИ пополнили радиостан­ции, а затем и студии телевидения. Конец XX в. ознамено­вался созданием сети Интернет.

С 70-х гг. XX в. утверждается тезис об исключительном влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. К этому времени технические возможности СМИ, прежде всего благодаря телевидению, резко возросли. СМИ, как вы знаете, стали называть четвертой властью.

Особенно значительной становится роль СМИ в условиях современной глобализации мира. Об их вездесущности гово­рит, в частности, такой факт, описанный в книге социоло­га Л. Туроу. Автор с друзьями путешествовал по Саудовской Аравии. В отдаленной пустынной местности, за много кило­метров от ближайших дорог и электрических линий, они за­метили палатку бедуинов, снабженную спутниковой антен­ной и генератором тока для приема телепередач. «Они видели на экране то же, что и мы!» — восклицает автор. По мнению ряда исследователей, глобальная система СМИ ве­дет к нивелированию культурных различий, утрате культур­ного своеобразия народов. СМИ способствует глобализации, но и сами испытывают ее влияние. Одним из проявлений этого выступает создание так называемых глобальных газет, которые читают в различных уголках планеты. Их немно­го, и все они пока выходят на английском языке — языке общения международного бизнеса.

Другой стороной процесса глобализации является рост местной прессы и малых по тиражу, но влиятельных для небольших населенных пунктов изданий. В журнальном де­ле растет число специализированных изданий.

Долгое время довольно бурно развивалась так называе­мая желтая, или бульварная, пресса: появлялись все новые газеты и журналы этого направления, росли их тиражи. В последние годы в странах Запада наметились обратные процессы. В Англии по-прежнему издается несколько тра­диционных бульварных газет, но их тиражи сокращаются. Во Франции практически нет ежедневных бульварных га­зет. На смену этим изданиям идут развлекательные ежене­дельники, «мужские» и «женские» журналы.


В постиндустриальном обществе, где главным ресурсом становится качественная и надежная информация, растет спрос на более серьезные издания. Их читатели — это пре­имущественно «белые воротнички», образованные круги об­щества.

При этом сама серьезная пресса расширяет круг охваты­ваемых тем, становится более демократичной.

Из всех средств массовой информации самым, можно сказать, массовым является телевидение. По своей глубине (длительности времени просмотра передач) и по своей ши­роте (количеству людей, которые его смотрят) телевидение превратилось в такую влиятельную культурную силу, кото­рой нет аналогов в прошлом. Это очевидно не только иссле­дователям, постоянно изучающим телеаудиторию, но понят­но и нам с вами — «рядовым» армии телезрителей. Более 75% россиян в одном из социологических опросов отвели телевидению решающую роль в общественном развитии. Есть и такие данные. Средний американский подросток смотрит ТВ 21 ч в неделю, проводя 5 мин наедине со сво­им отцом и 20 мин — наедине с матерью. Много времени проводят перед экраном телевизора и россияне. Конечно, разные возрастные и социальные группы населения неоди­наково увлечены телепросмотром. Помимо подростков, опре­деленную телезависимость испытывают пожилые люди. Во многом это объясняется снижением у них возможностей пе­редвижения и, как следствие, общения.

К главным изменениям 90-х гг. XX в., существенно по­влиявшим на отечественные средства массовой информации, следует отнести отмену цензуры и постепенное утверждение на месте государственной монополии конкурентного рынка СМИ. Газеты, журналы, телеканалы, радиовещательные станции, переходя в частные руки, становятся коммерчес­кими предприятиями, т. е. они нацелены на получение при­были. Именно этим вызван рост рекламы в печатных и электронных СМИ, крен в сторону развлекательных передач на ТВ и по радио, вытеснение на страницах газет и журна­лов серьезных статей публикациями под рубриками «Из жизни VIPob», «Светская хроника», «Криминал и происше­ствия» и т. п. На телевидении преобладают художественные фильмы, музыкальные и развлекательные передачи: они за­нимают более 60% эфирного времени.

Среди проявивших себя в нашей стране общих тенденций развития средств массовой коммуникации можно отметить рост влияния региональных СМИ. Это относится как к пе­чатным, так и к электронным СМИ. К примеру, при общем падении тиражей центральных газет разовые тиражи реги­ональных изданий выросли в полтора раза. Все более влия­тельными становятся местное радио и телевидение.


А вот сокращения бульварной прессы у нас пока не на­блюдается. Напротив, в последние годы появились новые ежедневные и еженедельные издания такого рода. Уровень большинства из них крайне примитивен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...