II. Этическая ответственность журналистов и СМИ
Стр 1 из 3Следующая ⇒ НЬЮС-ОМБУДСМАН КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДОТЧЕТНОСТИ СМИ Учебная программа для магистратуры
Омбудсман - человек, следящий за тем, чтобы снег, лед и мусор убирались с улиц, и чтобы дымоходы были прочищены (первоначальное значение слова “ombudsman” на староскандинавском)
Целью данной программы является овладение студентами системой знаний о саморегулировании СМИ, формах и функциях этического регламентирования журналисткой деятельности, роли и задачах ньюс-омбудсманов.
По окончании курса обучающиеся должны иметь представление о таких аспектах, как:
I. ЭТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА II. Этическая ответственность журналистов и СМИ III. Этическая ПОЛИТИКА РЕДАКЦИИ И СИСТЕМЫ ПОДОТЧЕТНОСТИ СМИ IV. Органы саморегулирования СМИ V. независимые советы прессы VI. профессиональные этические кодексы VII. институт омбудсмана VIII. НЬЮС-ОМБУДСМАН КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДОТЧЕТНОСТИ СМИ IX. Общая ситуация в области саморегулирования СМИ Армении и возможные формы внедрения механизмов саморегулирования I. ЭТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА Понятие этическая журналистика: а. Нравственные ценности как необходимый компонент профессионального поведения журналиста. Исходные составляющие журналистской этики: общественные требования к журналистике как к социальному институту; требования, обусловленные внутренними функционально-сущностными свойствами журналистики; “кодексы профессиональной морали” - этические правила, нормы, стандарты, установившиеся в процессе журналистской практики.
б. Два уровня этической журналистики: 1. теоретический - систематизированные научные знания о сущности и специфике профессиональной морали, нравственных аспектах журналистского труда; 2. нормативный - свод норм и правил профессиональной морали, практических рекомендаций, выражаемых посредством журналистских этических кодексов и прочих форм ответственности.
в. Три кита этической журналистики: точность, объективность, достоверность. Основные правила и нормы этической журналистики: полный учет деталей и обстоятельств, при которых происходят события; свобода журналиста от односторонности, предубежденности; честность в изложении фактов, объективность в комментариях; соблюдение правил анонимности источников информации; участие в общественных и политических событиях только согласно установленным правилам редакции; беспристрастное соотношение всех “за” и “против”, возникающих по мере знакомства с ситуацией; особая осторожность в использовании материалов и данных, связанных с личной жизнью человека.
г. Изменение профессиональных стандартов в зависимости от общества, культуры, времени. (На примере западной журналистики: вчерашний стандарт “журналист не должен освещать события, в развитии которых он лично заинтересован” сегодня сочетается с “журналист-представитель данного меньшинства пишет о проблемах этого меньшинства”.) Применение правил и норм журналистской этики в повседневной практике как необходимое условие их эффективности. Ответственность журналиста и знание профессиональных норм при возникновении этических дилемм.
II. Этическая ответственность журналистов и СМИ Понятие этическая ответственность:
а. Независимость и социальная ответственность журналистики как общественного института. Информация как инструмент понимания проблем, вопросов, процессов, происходящих в обществе. Свободные СМИ как источник надежной и внушающей доверие информации. Ответственность СМИ за своих журналистов (собирающих, обрабатывающих и распространяющих информацию) как проводников этических норм. Этическая составляющая в отношениях: журналист-аудитория; журналист-его материал/герой(-и); журналист-профессиональная среда.
б. Объекты этической ответственности СМИ и журналистов: 1. Ответственность перед аудиторией (обществом); 2. Ответственность за соблюдение профессиональных правил деятельности (ответственность перед коллегами по цеху); 3. Ответственность перед источниками информации.
1. Ответственность перед аудиторией (обществом): обязательство служить правде; объективность журналистов и СМИ; точность, тщательность, достоверность; принцип беспристрастности; право на ответ; методы сбора информации; предотвращение столкновения (конфликта) интересов; недопустимость манипулирования общественным мнением; требование хорошего вкуса и благопристойности; требование компетентности.
2. Ответственность за соблюдение профессиональных правил деятельности (ответственность перед коллегами по цеху): коллеги как инстанция, оценивающая профессиональную деятельность; поддержание авторитета профессии; выполнение профессиональных обязанностей на высоком уровне. (На примере Комитета заинтересованных журналистов, The Committee of Concerned Journalists - американского консорциума журналистов, издателей, владельцев, студентов и преподавателей журналистики, которым небезразлично будущее профессии.)
3. Ответственность перед источниками информации: конфиденциальность источника информации; перепроверка фактов и надежности источника информации; проблема согласования материала с источником информации; недопустимость манипулирования источниками информации (сфабрикованные интервью, фальсификация оригинальных аудио- и видеозаписей, искажение информации, полученной от источника, плагиат и пр.); принцип невмешательства в частную жизнь (баланс между интересом к общественному деятелю и правом на неприкосновенность его личной жизни, честные способы получения информации о частной жизни и пр.); положения о защите человека и человеческого достоинства; соблюдение права на анонимность (защищенность жертв преступлений, использование имен, фотографий, иных средств конкретного опознания подозреваемых, обвиняемых или преступников в репортажах из зала суда и криминальной хронике, в статьях о делах, находящихся на стадии расследования, упоминание дополнительных сведений о человеке - род занятий, национальность, этническая принадлежность и т.д. - только если эта информация непосредственно связана с преступлением и может способствовать его раскрытию, и пр.); антидискриминационные положения (недопустимость дискриминации, пренебрежительного отношения к национальным, этническим и другим меньшинствам, проявления неуважения к религиозным, национальным, культурным традициям и чувствам меньшинств).
в. Основные принципы профессиональной этики в журналистике на примере Общества профессиональных журналистов (Society of Professional Journalists, США) как одной из самых старейших (основана в 1909 как Sigma Delta Chi), крупных, представительных и разветвленных журналистских организаций в мире. Четыре принципа SPJ при решении сложных этических проблем: ищите истину и сообщайте о ней; будьте независимы; не навредите другим; будьте подотчетны аудитории и друг другу.
г. Профессиональная этика и освещение многообразия. Справедливое, точное, глубокое, сопереживающее освещение меньшинств и социально уязвимых групп общества как способ преодоления предрассудков, защиты прав человека и меньшинств, преодоления конфликтов, уменьшения напряжения между группами. (На примере деятельности базирующегося в Лондоне Института многообразия СМИ и его “Руководства по освещению многообразия”.)
д. 14 универсальных рекомендаций журналистам по Дэвиду Рэндаллу (выпускник Кембриджского университета, бывший заместитель главного редактора лондонской газеты “Обсервер”): журналисты должны служить только своей газете и своим читателям; работа над каждой статьей должна быть честным поиском правды; нельзя поддаваться ни на какие уговоры напечатать что-нибудь; нельзя позволять рекламодателям влиять, прямо или косвенно, на содержание газеты; не надо представлять статьи для визирования, одобрения или запрета кому-либо за пределами редакции; нельзя позволять властям навязывать себе программу; цитируйте всегда точно; не используйте свое положение для угроз или для получения привилегий; не обещайте “снять” статью в обмен на дружбу или услуги; не обманывайте людей ради получения от них информации; не придумывайте и не улучшайте информацию; никогда не раскрывайте свои источники; всегда исправляйте свои ошибки; не получайте личную выгоду от своих статей.
е. “Серые зоны” журналистской этики - этические дилеммы, требующие от журналиста морального выбора между двумя равно неприятными возможностями или между тем, что ему дороже. “Серые зоны” между некоторыми наиболее распространенными категориями: 1. цели и средства - можно ли нарушить профессиональные нормы в интересах читателей; 2. личное благо и профессиональный долг - можно ли подавить личные чувства и интересы ради служения журналистике; 3. жизнь и смерть - как должен поступить журналист, оказавшись перед подобным выбором (на примере Анны Политковской, обозревателя российской “Новой газеты”, убитой 7 октября 2006 в связи со своей профессиональной деятельностью); 4. работа и безработица - должен ли журналист писать в угоду начальству ради сохранения своего места; 5. сытость и голод - может ли малооплачиваемый журналист поступаться принципами ради зарабатывания денег на пропитание семьи. Некоторые примеры “серых зон”: требование идентификации журналиста и скрывание за псевдонимом несуществующего человека; принцип защиты частной жизни и оправданность вторжения в нее; принцип честного сбора информации и оправданность средств ее получения путем перевоплощения, незаконных правовых и нравственных действий; требование беспристрастного освещения и собственные убеждения, эмоции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|