Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VIII. Ньюс-омбудсман как инструмент подотчетности СМИ




Понятие ньюс-омбудсман:

а. Ньюс-омбудсман (news ombudsman) как специальное лицо, действующее в штате редакции и выступающее от имени аудитории СМИ. Различные синонимичные термины ньюс-омбудсмана - представитель читателей/зрителей/слушателей (readers'/viewers’/listeners’ representative), защитник/адвокат читателей/зрителей/слушателей (readers'/viewers’/listeners’ advocate), общественный редактор (public editor). Ньюс-омбудсман - не цензор, контролирующий материалы до их публикации, не альтернативный редактор, принимающий участие в создании и управлении СМИ, имеющий полномочия нанимать или увольнять журналистов, а посредник между редакцией и аудиторией СМИ; лицо, обеспечивающее внутреннюю критику; авторитетный специалист, осуществляющий независимую экспертизу продукции СМИ. Ньюс-омбудсман как защитник свободы слова, прессы и ответственности СМИ перед обществом. Институт ньюс-омбудсмана как инструмент повышения доверия к СМИ, ее потребительской привлекательности.

б. Функции ньюс-омбудсмана:

 

1. Рассматривает и отвечает на комментарии и жалобы читателей/зрителей/слушателей на опубликованные материалы, получает объяснения для аудитории от редакторов и сотрудников;

 

2. Мониторит новости, колонки, видео-, аудио-, фото- и графические материалы на предмет их справедливости, точности, сбалансированности, качественности, привлекает внимание сотрудников редакции к недостаточно качественному материалу, участвует в редакционных планерках;

 

3. Ответствен за подготовку (и публикацию) поправок/опровержений;

 

4. Имеет свою регулярную колонку/рубрику/полосу/передачу, в которой обращается к темам, представляющим общественный интерес, вызывающим нарекания аудитории, отстаивает интересы либо аудитории, либо журналистов (в зависимости от справедливости или несправедливости претензий), публикует исправления фактических/языковых и пр. неточностей, ошибок, опечаток. Колонка поправок/исправлений как инструмент повышения доверия аудитории к СМИ, признание ее небезгрешности, жест доброй воли, забота журналистов, редакторов о точности, качественности информации;

 

5. Анализирует работу корреспондентов и редакторов, составляет отчеты по их работе для руководства СМИ, готовит критические обзоры редакционной деятельности и продукции СМИ, выпускает внутренние бюллетени, содержащие мнение или жалобы аудитории;

 

6. Объясняет аудитории, каким образом выбираются темы для публикаций, принимаются те или иные решения редакции, разъясняет этические вопросы.

 

7. Инициирует/координирует общественные дебаты, консультативные читательские/зрительские/слушательские советы для обеспечения более тесной связи с аудиторией, высылает опросники о точности и достоверности материалов тем, чьи имена упоминались в материалах, для получения от них комментариев;

 

в. Институт омбудсмана как один из актуальных механизмов самоконтроля редакции: мнения “за” и “против”.

 

Мнения “против”. 5 аргументов Роберта Дж. Хеймана, президента Пойнтеровского института изучения СМИ, против наличия в СМИ ньюс-омбудсмана: 1. журналисты не столько нуждаются в критике изнутри, сколько со стороны; 2. омбудсман не столько налаживает связь между редакторами и аудиторией, сколько стоит между ними; 3. наличие омбудсмана - признак некомпетентного руководства, поскольку происходит размывание сфер ответственности; 4. репортеры и редактора сами должны быть омбудсманами; 5. омбудсман чаще всего вступает в дело, когда ошибки уже совершены.

 

Мнения “за”. 1. Почему СМИ должно иметь ньюс-омбудсмана? и 2. Какая польза обществу от ньюс-омбудсмана?

 

1. СМИ должно иметь ньюс-омбудсмана для:

 

- Улучшения качества новостного освещения посредством осуществления его мониторинга на предмет справедливости, точности, сбалансированности;

 

- Содействия СМИ быть более доступным и подотчетным аудитории, тем самым увеличивая доверие к себе;

 

- Повышения осведомленности сотрудников редакции о том, что заботит общество;

 

- Экономии времени издателей/вещателей, редакторов и журналистов (работающих в постоянном режиме поджимающих сроков) посредством возложения ответственности на одного человека, занимающегося жалобами и схожими вопросами;

 

- Разрешения жалоб и схожих вопросов во внесудебном порядке (экономит также время и средства, необходимые на судебные процессы);

 

2. Какая польза обществу от ньюс-омбудсмана:

 

- Помогает объяснять общественности процесс формирования/сбора новостей/материалов, который, как правило, является тайной для аудитории и потому вызывает подозрения;

 

- Наличие контактного лица в редакции (омбудсмана) помогает преодолеть стереотип о высокомерии, бесчувственности сми в отношении проблем общества и их недоступности для рядовых граждан;

 

- Колонка омбудсмана обеспечивает еще один полезный форум, где аудитория может выразить свое мнение.

 

г. Качества, которыми должен обладать хороший ньюс-омбудсман:

 

- Выносить суждения объективно, беспристрастно и открыто;

 

- Глубоко понимать специфику журналистской работы/процесса, т.е. иметь солидный опыт работы в качестве журналиста и/или редактора;

 

- Хорошо понимать аудиторию, на которую работает сми;

 

- Испытывать интерес к людям, иметь способность выслушивать их, не обороняясь, обладать тактом и дружелюбием, умением внушать доверие;

 

- Иметь достаточно стойкий, сильный, решительный характер, обладать своего рода “толстокожестью”, чтобы уметь противостоять изолированности, в которой неизбежно оказывается;

 

- Быть для всех сотрудников редакции открытым, транспарентным в процессе принятия решений и на иных этапах своей деятельности (доступ сотрудников к электронной почте, переписке омбудсмана, постоянные контакты с ним и пр.).

д. Независимость ньюс-омбудсмана. Прямо пропорциональная связь между степенью независимости омбудсмана и уровнем доверия аудитории к СМИ. Факторы, обеспечивающие независимость омбудсмана: поддержка и готовность владельцев, издателей и редакторов СМИ обеспечить независимость омбудсмана; наличие контракта, имеющего четкие условия и который не может быть аннулирован редактором; деятельность омбудсмана не должна зависеть от политики редактора.

 

е. История возникновения и развития института ньюс-омбудсмана на примере:

1. Японии. Зарождение концепции института омбудсмана: Комитет для получения и изучения жалоб читателей (создан в 1922 в Токио газетой “Asahi Shimbun”); Комитет контроля за качеством газеты (создан в 1938 в Токио газетой “Yomiuri Shimbun”), с 1951 Комитет омбудсманов.

2. США. Становление института ньюс-омбудсмана в США: заключение Комиссии Хатчинсона по свободе прессы (1947) о необходимости саморегулирования прессы для избежания регулирования со стороны государства; усиление недовольства прессой со стороны общества в 1960-х, предложение репортера “Нью-Йорк таймс” Рэнкина в ответ на самодовольство и некритичность прессы учредить в газетах отделы внутренней критики; первые ньюс-омбудсманы в США в 1967 - газеты “The Courier-Journal” и “ The Louisville Times” (Луисвилль, штат Кентукки) и газета “Вашингтон пост” (впервые омбудсман тут не только отвечал на жалобы читателей, но и комментировал это публично в газете).

 

3. Великобритании. Первый институт ньюс-омбудсмана - газета “Гардиан” (ноябрь 1997): должностная инструкция омбудсмана “Гардиан” (права и обязанности); обеспечение независимости омбудсмана; деятельность омбудсмана - колонка Йена Мэйса “Открытая дверь” (три категории публикаций: рассматриваются нравственные вопросы, поднятые статьями “Гардиан”; описывается деятельность различных подразделений “Гардиан”; рассказывается о случаях злоупотребления английским языком в “Гардиан”); ежедневная колонка исправлений Йена Мэйса; быстрая и бесплатная помощь читателям, что ведет к уменьшению количества судебных исков газете (на 30-50% за год).

 

ж. Институт ньюс-омбудсмана на общественном вещании как эффективный инструмент выполнения общественным телевидением и радио своей главной миссии - служения обществу. Задачи, функции, полномочия омбудсмана общественного вещания в различных странах: на примере Канадской вещательной корпорации Си-Би-Си (CBC); Национального общественного радио США (NPR); Корпорации общественного вещания США (CPB), Службы общественного вещания США (PBS).

 

з. Международные объединения ньюс-омбудсманов с целью обмена опытом, информацией, сотрудничества. Организация ньюс-омбудсманов (Organization of News Ombudsmen, ONO, создана в 1980, международная не преследующая цели получения прибыли корпорация). Миссия ONO: поддерживать контакты с ньюс-омбудсманами по всему миру; организация ежегодных конференций для обсуждения новостной практики и различных вопросов, связанных с работой омбудсмана. Цели ONO: содействие в достижении и поддержании высоких этических стандартов в новостном освещении, тем самым усиливая доверие к нему аудитории; внедрение и развитие стандартов работы ньюс-омбудсмана; содействие в повсеместном учреждении поста омбудсмана в редакциях СМИ; обмен мнениями, информацией и идеями среди членов ONO; развитие контактов с издателями, редакторами, советами прессы и прочими профессиональными объединениями, предоставление специализированной экспертной помощи, содействие запросам СМИ.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...