Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гончарные изделия и бронзовое литье




В ранние периоды истории и культуры Китая особое значение имели различные предметы повседневного обихода – блюда, сосуды, чаши, амфоры и кувшины, которые вначале делались из глины, а в период Шан (Инь) – из бронзы.

Эти изделия играли важную роль в погребальных культах и церемониях, а также становились средствами культурного общения, своеобразными сборниками знаний. По рисункам на них люди читали, как по книгам.

В отличие от узоров на гончарных изделиях, важнейшими составными частями орнаментов бронзовых изделий стали птица и дракон, посылающие на землю дожди; цикада, предвещающая урожай; бык и баран, несущие людям сытость и богатство.

Зачастую изображенные звери приобретали собирательный облик, составленный из черт важнейших животных – защитников и охранителей.

Иногда сосуды сами принимали форму зверей и птиц, оберегающих человека, – совы, тапира, тигра, но и в этом случае вся их поверхность заполнялась выступами и узорами, не оставляющими пустых мест.

Все эти формы и узоры отразили новые представления об упорядоченности мира.

Разделенные узорчатыми ребрами, ясно определяющими четыре стороны света, сосуды в верхней и нижней своих частях включали в себя изображения важнейших стихий неба и земли, а также пять первоэлементов мира – воду, землю, дерево, огонь и металл.

 

Градостроительство

Важнейшим этапом на пути становления китайской культуры стало регулярное градостроительство, которое достигло своего наивысшего подъема в III в. до н. э. – III в. н. э.

Самое крупное сооружение Китая конца IV – III вв. до н. э. – Великая китайская стена – олицетворяла собой мощь централизованной державы.

Достигающая в высоту 10 м и в ширину 5–8 м, она представляла собой одновременно и суровую глинобитную крепость со множеством сигнальных башен, и дорогу, протянувшуюся по уступам труднопроходимых горных хребтов.

На раннем этапе строительства протяженность Великой китайской стены достигала 750 км, а позднее превысила 3000 км.

Города в этот период строились как крепости, обнесенные стенами, обведенные рвами, имеющие ряд ворот и дозорных башен.

Планировка городов отличалась прямоугольной точностью и прямыми магистралями, на которых размещались дворцовые комплексы.

Летописи сообщают, что самыми известными дворцовыми комплексами того времени были дворец Эфангун в Сяньяне (длиной более 10 км вдоль реки Вэйхэ) и дворец Вэйангун в Чаньане (длиной по периметру 11 км), состоявший из 43 зданий.

Особым явлением в древнекитайской архитектуре были подземные каменные дворцы знати – их погребальные склепы.

Поскольку ритуал погребения стал одним из важнейших священнодействий, покойник и после смерти окружался той же роскошью, теми же почестями и теми же оберегающими его предметами, что и при жизни.

Погребения составляли целые комплексы подземных комнат, ориентированных на стороны света, благоприятное расположение ветров и небесных светил.

К подземным сооружениям подводила наземная «аллея духов» – охранителей могилы, обрамленная с двух сторон статуями крылатых львов и каменными пилонами, обозначающими вход в могилу.

Зачастую в комплекс входили и небольшие наземные святилища – цытаны.

Внутрь погребения вели каменные двери, на которых изображались четыре сторожа сторон света:

тигр – запада,

феникс – юга,

дракон – востока,

черепаха – севера.

В древнекитайскую эпоху были заложены основы культурных традиций, которые отчетливо прослеживаются на протяжении многовековой истории Китая вплоть до Нового и Новейшего времени.

Китайская культура эпохи Средневековья

 

Символизм и достоверность

Периодом высшего расцвета китайской культуры стало Средневековье.

Склонность к символизации – одна из типичнейших черт китайского искусства.

Каждый элемент древнекитайской живописи символичен:

сосна – символ долголетия;

бамбук – стойкости, мужества;

аист – одиночества и святости.

Восприятие такого произведения требует особого умения обнаруживать контексты, объединяя символические образы в единую эстетическую картину.

Но при всем своем символизме китайское искусство очень достоверно, ибо отражает мир, не как видится художнику, а как он есть.

В знаменитой гробнице императора Цинь Шихуанди (III в. до н. э.) в 1974 г. примерно на расстоянии километра от основного комплекса были обнаружены глиняные статуи (в натуральную величину) шести тысяч воинов с оружием и боевыми доспехами, а некоторые из них – на колесницах и лошадях.

Отлично сохранившиеся фигуры воинов имеют правильные очертания и пропорции, при этом каждая статуя обладает индивидуальными чертами лица.

Оружие, доспехи и обувь также были выполнены с большой тщательностью.

Построенное в боевом порядке глиняное войско охраняло покой своего правителя.

 

Каллиграфия

Особое значение в культуре Китая имела каллиграфия, часто ценившаяся даже выше живописи.

Знаменитые каллиграфы, как правило, были одновременно поэтами и живописцами.

Их рукописи ценились наравне с самыми лучшими картинами, изучались, копировались.

Очень важным понятием китайской культуры является ци – интегральная функция всего человеческого организма, его энергии, тонуса жизненности.

Ци проявляется в своеобразии каллиграфического рисунка иероглифа, в его нервности или благостности, что позволяет определить душевное состояние автора, структуру его личности.

Поэтому, занимаясь каллиграфией, каждый китаец заново открывает внутреннюю гармонию своего Я, вступает в общение со Вселенной.

Таким образом, добиться успеха в каллиграфии можно только в зрелом возрасте, накопив определенный духовный опыт, что становится возможным только после сорока лет.

В китайском языке существовало даже выражение «четыре драгоценности»: библиотека, тушь, бумага и кисточка с тушечницей.

 

Картины-свитки

Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие ее законы.

В процессе долгих поисков была найдена своеобразная форма картин – свитки.

Этот вид живописи получил свое развитие в IV – VI вв.

Работы выполнялись на шелке или бумаге в виде свитков вертикальной или горизонтальной формы (настенные и ручные). Настенные свитки обязательно обрамляли тканями нескольких цветов.

Ручные свитки были предназначены для того, чтобы смотреть их на столе.

Размеры такого свитка составляли в высоту 20-25 см, а в длину достигали 10-15 м.

Их смотрели постепенно разворачивая, как любой рукописный текст – сверху вниз и справа налево.

Созерцание свитка было целым ритуалом.

Поскольку их нельзя держать все время натянутыми (они от этого портятся), свитки не были постоянным украшением помещений.

Они хранились в свернутом виде в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях несколько раз в год.

Подобные свитки-повести содержали различные каллиграфические текстовые вставки, дополнявшие и раскрывавшие смысл живописи.

Обычно в китайской живописи использовались прозрачные и плотные краски минерального или растительного происхождения, напоминавшие акварель или гуашь.

Но уже в VIII в. китайские художники стали применять богатую оттенками черную тушь.

Китайские художники почти не пользовались светотенью, но выразительность линий контура и рисунка помогала им создавать в картине известную объемность.

Определенного впечатления глубины и передачи пространства в картине художники добивались посредством особого изображения воздушной среды, или дымки тумана, а также членением композиции на ряд планов.

Тогда же сложились и разные манеры письма: одна – тщательная, фиксирующая все детали и показывающая зрительно все мельчайшие подробности картины, другая – свободная, позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...