Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Живописное искусство и нравственное совершенство




Главной темой китайской живописи и, особенно пейзажа, становится изображение природы как величественного образа вселенной.

В этом видно влияние даосизма на изобразительное искусство.

Очень часто пейзажи дополнялись стихотворными строками.

Именно так поступал знаменитый поэт, музыкант и художник Ван Вэй (699-759).

Он впервые сумел найти адекватную зримую форму эмоциям, воплощенным в его стихах.

Поэтому пейзаж – это не только изображение реальных картин природы, но и отражение состояния души человека.

Китайские пейзажные картины никогда не писались прямо с натуры.

Они создавались по памяти и вбирали в себя самые характерные черты природы, самые верные ее приметы.

Отсюда и название, данное пейзажу в Средние века – «горы-воды».

Гора еще в древности олицетворяла светлые, активные, мужественные силы природы – ян, а вода связывалась с темным, мягким и пассивным женским началом – инь.

Так в самом названии пейзажа воплотились важнейшие понятия древней натурфилософии.

Также в пейзаже осознается необходимость отражения главной эстетической позиции – единства и взаимопроникновения естественного и искусственного, рукотворного и нерукотворного, достоверного и условного.

Большинство пейзажистов Китая прекрасно осознает, что искусство пейзажа – это высокая миссия создания микромира, адекватного всему мирозданию.

Объекты, принадлежащие земле и небу: дерево, камень, вода (а также их инварианты – облако, туман, дымка) – выступают как архетипы культуры.

Но они же и ипостаси абсолютного дао.

Очень популярны были в Китае жанры «цветы и птицы», «травы и насекомые», которые зародились в IX в.

В них соединились эстетика и символ.

Так, например, разные сорта пиона и виды птиц (феникс и зимородок) символизируют богатство и благородство, а сосна, бамбук, хризантемы, гуси воплощают уединение и праздность.

Чтобы овладеть этим жанром, надо не только изучать живописную манеру предшественников-классиков, но и научиться различать в природе удивительное, прекрасное, загадочное.

Из «благородных цветов» излюбленными объектами изображения были пион, лотос, мэйхуа (цветок дикой сливы).

Из обычных цветов – вьюнок, бегония, петушиный гребень.

В картинах-свитках этого времени летают бабочки и пчелы, богомолы и стрекозы, цикады и мухи.

Здесь также представители водной фауны: рыбешки, головастики, лягушки, крабы и креветки.

Разнообразен и мир птиц, отраженный в этой живописи: гуси, уточки-мандаринки, райские птицы, орлы, сороки, воробьи.

Как и в пейзаже, в живописи «цветов и птиц» отражаются основные космологические принципы даосизма.

Единое – мир – реализуется через единственное – дерево, цветок.

Сквозь причудливое переплетение прожилок лепестка цветка просвечивают грандиозные контуры мироздания.

Цветы олицетворяют солнечное «янное» начало; дерево, ствол и ветви полны соками земли, выражают ее таинственную силу «инь».

Цветоножка символизирует абсолютное начало мира.

Чашечка, поддерживающая цветок, воплощает три силы – небо, землю и человека.

Сам цветок является олицетворением пяти первоэлементов и поэтому изображается с пятью лепестками.

 

Зодчество – отражение единства и гармонии мира

В эпоху раннего Средневековья вместе с буддизмом в Китай пришли новые образцы монументального зодчества, скульптуры и храмовых росписей.

По примеру соседних стран началось сооружение огромных пещерных монастырей, а также строительство пагод в честь буддийских святых.

Ранние китайские пагоды (храмы в виде многоярусной башни) округлостью линий силуэта напоминали индийские башнеобразные сооружения.

Требование отражения единства и гармонии мира, взаимопроникновения искусственного и естественного ярко проявилось в китайской архитектуре.

В ней отчетливо обнаруживается соединение архитектурных форм с природой – любое сооружение становится лишь частью архитектурного ансамбля, в котором природа активно используется как компонент художественного образа, террасы, галереи и мосты связывали здания в единый ансамбль с парками.

Многоярусные крыши с огромными выносными кровлями, плавно изогнутыми кверху углами не только защищали здания от непогоды, но и придавали им своеобразные очертания, гармонирующие с очертаниями окружающих холмов и деревьев.

Архитекторы, скульпторы и художники свои основные усилия направляли на создание идеального сочетания прелести природы с красотой искусственных сооружений.

Так возникают комплексы ландшафтных садов, воплощавших в себе все наиболее типическое и ценное, что можно было увидеть в самой живой природе.

Эти сады породили новую, довольно продолжительную традицию не только в китайском, но и в японском искусстве.

Они по существу явились синтезирующим видом искусства, где проявлялись одновременно и замысел зодчего, и рука скульптора, и художественный вкус живописца, компонующих по своей воле строения, пластику, элементы природного ландшафта и т.п.

Пятикнижие» и «Четырехкнижие»

Наиболее древние образцы китайской поэзии дошли до нас в «Книге песен» («Ши-цзин»).

Они относятся к XI – VI вв. до н. э.

В них был закреплен исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт китайской культуры, приобретенный за предшествующие тысячелетия ее развития.

Эта книга, наряду с другими, в совокупности составившими «Пятикнижие» и «Четырехкнижие», стала канонической и была обязательней для изучения вплоть до начала XX в.

В «Пятикнижие» входят:

– «Книга песен» («Ши-цзин»);

– «Книга ритуала» («Ли-цзи»), составившая основу «китайских церемоний»;

– «Книга истории» («Шу-цзин»), в которой ритмической прозой излагается история Китая от легендарного правителя Яо до первых правителей эпохи Чжоу, а также приводятся беседы мудрецов о сущности государственного управления;

– «Книга перемен» («И-цзин»), которая содержит знаменитые гадательные триграммы, необходимые оракулам и предсказателям судьбы человека;

– «Книга весны и осени» (Чунь-цю»), содержащая летопись событий на родине Конфуция с VIII по V. вв. до н. э.

«Четырехкнижие» содержит канонические книги:

– «Лунь-юй» («Рассуждения и беседы»), в которой изложены взгляды Конфуция по вопросам этики, морали и управления государством;

– «Да-сюэ» («Великое учение»), в ней сформулированы идеи Конфуция о самоусовершенствовании человека, необходимом для правильных взаимоотношений в государстве и семье;

– «Чжун-юн» («Соблюдение середины») излагает учение Конфуция о золотой середине;

– «Мэн- цзы» (название дано по имени философа, последователя Конфуция, жившего в IV–III вв. до н. э.) содержит дальнейшее развитие конфуцианства и приводит его в систему, которая и стала официальной идеологией Китая.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...