Публицистический стиль и его особенности.
Публицистический (лат. publicus «общественный, государственный») стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка, которая широко применяется в средствах массовой информации (газеты, журналы, теле- и радиопередачи), а также в публичных выступлениях на общественно-политические темы (в деятельности партий и общественных объединений). Сюда же относят политическую литературу для массового читателя и документальное кино. В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именуется также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Основные функции публицистики: информационная (информативная) — информирование, передача общественно значимой информации; воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы. Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции: коммуникативную, экспрессивную, эстетическую и др.
Для публицистического стиля речи характерны: · логичность, четкость, простота, доступность (обусловлены массовостью адресата СМИ и связанными с этим требованиями к тексту): небольшие по объему предложения, использование общеупотребительной лексики, например: С 1 июля в России вводятся новые правила продажи сигарет. · стандартность изложения информации ( употребление огромного количества речевых клише, например: точка зрения, желтая пресса, продукты питания, волна подорожания, транспортные средства, стихийное бедствие, политическое убежище и пр.). · экспрессивность изложения ( широко используются разнообразные средства воздействия на читателя: разговорная лексика, образные выражения, фразеологизмы, конструкции экспрессивного синтаксиса и пр.), например: «Долги до Киева доведут («Муниципальная газета», 01.06.2012); «Готовь аттестат с осени» (АиФ, 2010,№44) – об условиях поступления в учебные заведения (сравн. поговорку «готовь сани с весны, а колёса с осени»); «Конституция требует жертв» (АиФ в Украине,2010,№41) – о сокращении численности Кабмина (сравн. афоризм «красота требует жертв»); «Дайте жалобный портал» (АиФ в Украине, 2010,№42) – о создании интернет-ресурса для потребителей жилкомуслуг (сравн. название кинокомедии Э. Рязанова «Дайте жалобную книгу»);
· стремление к новизне, что влечет за собой появление большого количества неологизмов; неологизмы с одной стороны являются мощнейшим средством выражения экспрессии, с другой стороны– колоссальный источник возникновения штампов. Удачно найденный прием, выражение, слово начинает тиражироваться, теряет экспрессию и со временем становится расхожим выражением. Например: Дорога длиною в год – День длиною в 35 часов, Поиск длиною в 23 года, Выборы длиною в год. · фактологичность, объективность, достоверность. Эти качества, к сожалению не всегда присущи современным газетным и теле-радиоматериалам; · призывность, полемичность, например: Кто и сколько заработал на смерти принцессы Дианы?
Специфичные стилевые черты: - Социальная оценочность (по Г.Я. Солганику).Социально-политический, социально-оценочный подход к явлениям действительности: широкое привлечение приемов риторики, теории аргументации, полемики, методов социального, политического анализа. - Сочетание стандартных и экспрессивных элементов текста. Под стандартом понимаются немаркированные языковые единицы, существующие в готовой форме, воспринимаемые однозначно и легко переносимые из текста в текст. Экспрессивные сегменты – это маркированные элементы текста, выражающие авторское отношение к содержанию высказывания и его оценку (по В.Г. Костомарову – единство экспрессии и стандарта).
2.Понятие «медиатекст». Тексты, распространяемые масс-медиа,- медиатексты (медийные тексты) стали неотъемлемой частью жизни любого современного человека и объектом изучения новой научной дисциплины – медиалингвистики. Согласно статистическим данным, медиатексты в наши дни являются одной из самых распространенных форм бытования языка. Их корпус постоянно растет: появляются новые телеканалы, новые журналы, сетевые печатные издания. В современной науке для обозначения этой виртуальной территории используются такие термины, как информационное пространство, информационная среда, медиаланшафт, инфосфера. Язык СМИ неоднороден. В нем выделяются два уровня: вербальный и аудиовизуальный (медийный), поэтому язык СМИ следует рассматривать как знаковую систему смешанного типа. Медийные свойства того или иного средства массовой информации вносят в понимание текста новый смысл. Так, например, специфика языка печатных СМИ состоит во взаимодействии вербальных и графических компонентов, радиотексты сопровождают словесную информацию звуковым оформлением, телевизионный текст к вербальному и звуковому уровню добавляет видеоряд. Вербальный текст в Интернете, помимо присутствия различного аудиовизуального сопровождения, приобрел «сетевое» измерение: текст (в данном случае его называют гипертекст) разворачивается не только линейно, но и вглубь, с помощью различных ссылок. Самым эффективным средством массовой информации в плане воздействия на общественное сознание считается телевидение. Таким образом, медийным текстом называют дискретную единицу медиапотока, которая объединяет в единое коммуникативное целое разные семиотические коды (вербальные, невербальные, медийные). Медиатексты делят на журналистские, рекламные и PR-тексты (классификация М.Ю.Казак). В повседневном потреблении новой информации мы чаще всего сталкиваемся с журналистскими медиатекстами. Функционально-жанровыми разновидностями журналистских медиатекстов являются:
· новостные ( информационные) медиатексты; · информационно-аналитические медиатексты (информационная аналитика и комментарий); · художественно-публицистические медиатексты (текст-очерк,«feature», фиче). Новостные (информационные) медитексты – публицистические тексты, которые освещают событие только с фактологической стороны и не должны содержать субъективного мнения автора о событии. Тематически связаны с социально значимыми для читателя/слушателя темами – политика, экономика, общественная жизнь. В количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. Наиболее полно реализуют информативную функцию языка. Всегда нацелены лишь на информирование аудитории о наиболее заметных, характерных внешних чертах отображаемого предмета, но не на проникновение в сущность его внутренних взаимосвязей, их анализ, как аналитические материалы. Медиатекст, созданный в информационном (новостном) жанре, предназначен дать только ответы на вопросы: кто? что сделал? где? какими средствами? зачем? как? когда? – данная формула была создана еще римским ритором Квинтилианом в I в. н.э., который считал эти вопросы необходимым условием для суждения о любом событии (например, информационная хроника, информационная заметка, отчет, информационная корреспонденция, репортаж и др.). Информационно-аналитические медиатексты - публицистические тексты, для которых обязательным компонентом является выражение авторского мнения о фактах и оценки информации; сопоставление фактов, прогнозирование событий, анализ события, его комментарий. Аналитические жанры используются там, где проводится исследование, устанавливаются причинно-следственные связи (примером аналитических материалов может быть аналитическая статья, комментарий, рецензия, обзор, обозрение, журналистское расследование и др.). Если новости отражают каждодневную меняющуюся картину мира, то тексты информационно-аналитические окрашивают эту картину в десятки разнообразных цветов, придавая ей определенный мировоззренческий оттенок, ту или иную идеологическую модальность.
Художественно-публицистические медиатексты (текст-очерк, («feature», фиче) - тексты этой группы делают акцент на факторе человеческого интереса, на развлекательном моменте события, на индивидуально-авторском видении факта. Характеризуются усилением функции воздействия в ее художественно-эстетическом варианте. Если для новостей и информационной аналитики интересны прежде всего социальные новости, то в поле зрения фиче – многочисленные статьи на темы светской жизни, высокой моды, казусы в политической жизни и др. (очерк, сатирический комментарий, фельетон, памфлет, эссе, рецензия и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|