Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Транспорт зарубежных стран

 

Транспорт США

В настоящее время в США существует высокоразвитая и разветвленная транспортная система, включающая такие многообразные виды транспорта как автомобильный, воздушный, железнодорожный. Однако лишь первые два вида можно назвать основными, так как количество перевозимых ими людей во много раз превышает количество пассажиров железных дорог. Основное средство передвижения населения в большинстве регионов страны — личный автотранспорт. Oбщественный транспорт, особенно вне крупных городов, развит существенно слабее, чем в Европе, хотя практически в любом городе США имеется та или иная форма общественного транспорта. Кроме того, в ряде городов существует паромное сообщение через водные массивы.

США в отношении наземных транспортных средств — самая автомобильная держава в мире. Подавляющая часть американских городов и пригородов создаётся и развивается с расчётом на автомобили и с учётом нужд автодорожного транспорта. С развитием автомобилей в Северной Америке популярность железных дорог начала падать, a с построением всеохватной сети автомобильных дорог и скоростных автотрасс в 50-60е годы XX века, железнодорожный транспорт утратил некогда первостепенные экономические позиции, и если продолжает приносить прибыль, то только в грузовых перевозках. В отличие от европейских государств, вкладывающих деньги в железнодорожный транспорт наравне с другими видами, власти США сделали упор на автомобильный и воздушный транспорт, оставив железную дорогу в стороне. В результате частные железнодорожные компании начали терять прибыль на пассажирских перевозках, что привело к резкому сокращению таковых. Лишь создание Конгрессом в 1971 году полугосударственной корпорации Amtrak спасло пассажирский железнодорожный транспорт в США от полного исчезновения. Популярность поездов несколько увеличилась во времена резкого повышения цен на бензин в 1970е годы, и после атаки 11 сентября 2001 года и последовавшего кризиса авиатранспорта. Стихийные явления, такие как ураган "Катрина" в 2005 году и сильные снегопады в Колорадо в декабре 2006 года, в очередной раз показали насколько важную роль может сыграть железнодорожный транспорт в перевозке людей при чрезвычайных ситуациях. Кроме того, перегрузка автотрасс и аэропортов неизменно вызывает задержки. Все эти факторы способствуют возрождению у американцев интереса к железной дороге как дополнительному способу передвижения по стране. В некоторых крупных американских городах существуют особо разветвлённые, несущие ежедневную большую нагрузку системы общественного транспорта, представленные различными его видами. В ряде особо крупных городов имеются метрополитены. Крупнейший и один из старейших метрополитенов - нью-йоркский. Самые молодые метрополитены на территории самих США - Вашингтонский и Атлантский. Кроме того, совсем недавно открылся метрополитен в Сан-Хуанe (Пуэрто Рико). Практически в каждом городе существует автобусное сообщение. Тролейбусное сообщение существует лишь в пяти городах США: Кембридж,Филадельфия,Сан-Франциско,Сиэтл и Дейтон.

До второй половины XX века во многих крупных городах существовало трамвайное и, в меньшей степени, троллейбусное сообщение. Однако в течение в течение 50-ых и 60-ых годов трамвайные и троллейбусные линии в большинстве городов были ликвидированы и заменены автобусами. Бостон, в которых данные виды транспорта удалось сохранить. В ряде американских городов наблюдается возрождение трамвая, однако новые трамвайные линии имеют существенные отличия от традиционного трамвая. Современные скоростные трамвайные линии называются легкорельсовыми. Наиболее молодые легкорельсовые линии — в Денвере и Миннеаполисе. В 2003 открылась линия "Airtrain", обслуживающая нью-йоркский аэропорт им.Кеннеди. Однако определение трамвая или легкорельсового транспорта к этой линии неприменимо, по причине того что она проходит не по улицам, а по обособленным эстакадам. К ней больше подходит определение мини-метро. Метрополитен в Америке пользуется дурной славой из-за высокого уровня преступности, грязи и неухоженности. Тем не менее, метро - это самый быстрый и самый удобный способ внутригородского сообщения. Миллионы американцев ежедневно пользуются метро и ухитряются не стать жертвой ограбления. Конечно, следует соблюдать определенные меры предосторожности: крепко держать в руках сумки и личные вещи, не носить драгоценностей, избегать неосвещенных и малолюдных вагонов, не отставать от основной толпы пассажиров.

Система такси хорошо развита в большинстве крупных американских городов. Найти такси совсем не трудно, в них нет недостатка, обычно они выкрашены в желтый цвет. Американский таксист обязан иметь лицензию и счетчик в салоне. При расчете клиенту обязательно выдадут квитанцию. К счету принято добавлять 10-15% чаевых. Любой пассажир лицензированного такси автоматически застрахован от несчастного случая на дороге. Поэтому следует избегать пользования услугами не лицензированного, так называемого джипси-такси. У таких машин обычно не бывает счетчика и, конечно, никакой страховки пассажиру не положено.

Транспорт Японии

Отличительной чертой транспортной системы Японии, по сравнению с другими странами, является большая степень зависимости от железных дорог. Железнодорожным транспортом осуществляется более 52 % общих пассажирских и грузовых перевозок. Кроме того, сегодня железнодорожный транспорт находится в начале качественно нового этапа развития. Последовательно проводятся расширение и модернизация дорожной сети, увеличиваются объемы использования поездов на магнитной подушке, быстрыми темпами растет компьютеризация подвижного состава, удалось добиться сокращения времени перевозок (особенно пассажирских) за счет разветвления сети сверхскоростных магистралей. Специальные планы развития городского транспорта предусматривают также сокращение расходов на содержание городского железнодорожного транспорта за счет создания дополнительных магистралей и переноса части пассажиропотока на автобусные линии и метро. Кроме Токио, метро также существует и в 8 других городах Японии, включая Осака и Нагоя.

Несмотря на то, что железнодорожный транспорт в Японии продолжает сохранять высокие темпы развития, в последние годы наметился постепенный переход от железнодорожного к автомобильному и даже воздушному видам транспорта.

Длина дорог в пересчете на квадратный километр площади Японии (3,0 км) сравнима с аналогичным показателем для США (0,7 км) и ФРГ (2,0 км), обладающей самой разветвленной в Западной Европе сетью автомобильных дорог.

Развитие сети скоростных автодорог в Японии продвигается ускоренными темпами: за последнее десятилетие она увеличилась почти вдвое. Ежегодные капиталовложения Японии в систему автодорог составляют 60% от расходов на эти же цели в США и в несколько раз превосходят затраты западноевропейских стран. Планируется увеличение общей длины автомагистралей до 14 тыс. км к началу XXI в., а также развитие сети городских автобусных линий и укрупнение парка такси (сейчас такси перевозит более 3 млрд. пассажиров в год).

Значительное внимание уделяется в последнее время и созданию постоянных маршрутов грузовых и пассажирских морских перевозок, осуществляемых высокоскоростным транспортом — более 65 км/ч (в т.ч. на воздушных подушках). Благодаря принятым мерам общая тенденция роста тоннажа перевозок сохранилась, и, по данным на начало 1993 г., эта цифра составляла 130 млн/т.

Воздушный транспорт Японии развивался в благоприятных условиях спроса и предложения. В Японии этот вид транспорта используется не только для поездок за рубеж, но и для сообщения внутри страны. Особенно возрос спрос на услуги авиации в сфере бизнеса: сокращение транзитного времени может стать причиной увеличения коммерческой прибыли или даже способствовать заключению выгодной сделки. Еще одним фактором в пользу развития воздушных путешествий внутри страны стало снижение расценок на услуги воздушного транспорта. Стоимость перелета из Осака в Токио сегодня всего на 10% дороже путешествия по скоростной железной дороге.

Транспорт Западной Европы

Западная Европа — это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экономическим, социальным и культурным своеобразием. Западноевропейский регион — один из мощных центров мировой экономики в современном мире.

Машиностроение определяет индустриальное лицо Западной Европы. Крупнейший в мире производитель и экспортер машин и оборудования, станков, кузнечно-прессового оборудования, оптики. Велико значение транспортного машиностроения, особенно автомобилестроения: фирмы «Фольксваген» (ФРГ), «Рено» (Франция), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Швеция). Машиностроение представлено практически в каждом крупном городе.

Транспорт высокоразвит. Имеется густая сеть автомобильных дорог. Велика роль морского транспорта (Роттердам, Марсель, Гавр, Антверпен, Гамбург — крупнейшие порты). Растет значение трубопроводного и воздушного транспорта. Большое значение имеет тоннель под Ла-Маншем.

Интенсивность перевозок на железнодорожном транспорте 17 стран Западной Европы (здесь рассматриваются страны — члены Европейского союза (ЕС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), за исключением десяти стран, вступивших в ЕС 1 мая 2004 г.) в настоящее время самая высокая в истории, причем это относится как к грузовым, так и к пассажирским сообщениям. Тем, кто обращается в прошлое в поисках «золотого века» железных дорог с точки зрения объемов перевозок, можно сказать, что этот золотой век имеет место именно сейчас и значение железных дорог для общества велико как никогда.

Грузооборот железных дорог стран — членов ЕС и ЕАСТ в 2000 г. составил 251 млрд. ткм и приблизился к наивысшему уровню за время, прошедшее с конца Второй мировой войны. Это явление имело место во всех рассматриваемых странах, кроме Великобритании. В 2002 г. грузооборот несколько снизился вследствие замедления экономического роста в Западной Европе, но есть все предпосылки для его дальнейшего увеличения по мере оживления экономики.

Доля международных грузовых сообщений за последние 30 лет возросла почти до 50 % всей грузовой работы железных дорог. Эти сообщения в настоящее время представляют наиболее динамично развивающийся сектор отрасли.

Увеличивающиеся объемы перевозок в настоящее время осваиваются на сети железных дорог, общая протяженность которой намного (примерно на 22 %) меньше, чем ранее (рис. 3), и несравнимо (более чем в 25 раз) меньше, чем протяженность сети автомобильных дорог, составляющая около 4 млн. км.

Кроме того, 59 % длины сети составляют однопутные линии (этот показатель весьма различен для разных стран, превышая 90 % в Норвегии и Финляндии и не доходя до 30 % в Великобритании и Бельгии), которые имеют ограниченную пропускную и провозную способность. Поэтому преобладающая часть перевозочной работы приходится на линии с числом путей два и более, образующие мощные транспортные магистрали и коридоры. Вместе с тем на многих железнодорожных линиях и в узлах интенсивность движения поездов настолько высокая, что уже тормозит дальнейший рост объема перевозок, создавая своего рода узкие места. Эта проблема требует решения путем прокладки дополнительных линий и обходов, увеличения числа путей или специализации по роду движения.


Заключение

 

Управление транспортом является сложным делом и осуществляется целой системой государственных органов. Общую организацию управлением транспортом в таких странах, как США, Японии, Западной Европы, как правило, проводит единое министерство транспорта, находящееся на государственном бюджете.

Спрос на перевозки грузов и пассажиров на различных видах транспорта изменяется под воздействием внутренних и внешних факторов. Он является функцией экономического развития стран и регионов, природно-географических условий, размещения природных ресурсов, рынков труда и сбыта, а также уровня покупательской способности населения. До 2015 г. можно ожидать умеренного роста перевозок грузов и пассажиров на уровне средних ежегодных темпов 2-3%. При этом весьма существенно должны измениться конфигурация и объемы перевозок различных видов транспорта. Это объясняется тем, что на развитие магистральных видов транспорта существенное влияние оказывают государственные органы управления, используя широкую гамму средств - преференции, льготные кредиты, дотации, субсидии и т. п.

Кроме того, в развитых странах происходит переход от изолированного физического перемещения материальных потоков к координированному взаимодействию структурных подразделений - поставщиков, перевозчиков, экспедиторов, потребителей. Рыночные связи субъектов хозяйствования оптимизируются в результате достижения согласованных экономических компромиссов. Вместе с тем вмешательство государства в развитие транспорта и конфигурацию грузопотоков приобретает новые масштабы, ощущается диктат ведущих западных держав.


Список литературы

 

1. Богорел С.Н. Международные транспортные коридоры и Россия / Компаньон – 2003. - №7;

2. Вельможин А.В., Гудков В.А., Миротин Л.Б. Теория организации и управления автомобильными перевозками: Логистический аспект формирования перевозочных процессов. Волгоград, -Политехник, 2003;

3. Громов Н.Н., Персианов В.А. «Управление на транспорте» Учебное пособие для вузов- М: Транспорт, 2001;

4. Казанский М. М. Экономическая география транспорта - М.: Транспорт, 2005;

5. Новицкий В.Е. Международная экономическая деятельность. Учебник. М.: Финансы и кредит, 2003;

6. Паламарчук В.С. Транспорт - важное условие экономического роста // Экономика.- 2000.- №6;

7. Резер С.М. Управление транспортом за рубежом. – М: Наука, 2001;

8. www.naexamen.ru

9. WWW.wikipedia.org

10. www.css-rzd.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...