Условные обозначения рельефа
Стр 1 из 27Следующая ⇒ Качественный фон Способ качественного фона применяют для показа качественных различий явлений сплошного распространения по выделенным районам, областям или другим единицам территориального деления. Этот способ самым тесным образом связан с классификационным подразделением территории, ее дифференциацией по какому-либо признаку, с типологическим районированием, например с выделением районов сельскохозяйственной специализации, ландшафтов, типов почвенного покрова, растительных ассоциаций (рис. 4.8). В качестве графических средств используют цвет {цветовой фон) или штриховку {штриховой фон). Иногда на картах совместно применяют оба эти средства, так, на почвенной карте генетические \ типы почв дают цветовым фоном, а механический состав их —... наложенным поверх цвета штриховым фоном. В некоторых случа-, ях, когда границы между выделенными районами нечеткие, а смена качеств происходит постепенно, допускается перекрытие двух ка- Почвы равнин: РЩ^] подзолистые г§\^ дерново-подзолистые г ■ ■'•■'■'•■•'I болотно-подзолистые Рис. 4.8. Качественный фон. чественных фонов, и на карте появляется как бы «чересполосица» или «шашечная» окраска. Для удобства идентификации подразделений качественного фона его сопровождают индексами, которые проставляют на карте и в легенде (например, индекс дерново-сильноподзолистых почв — П*, среднего отдела девонской системы — Т)2). Количественный фон Способ количественного фона применяют для передачи количественных различий явлений сплошного распространения в пределах выделенных районов. Подобно качественному фону он всегда сопряжен с районированием, но по количественному признаку. Окраска или штриховка выполняются по шкале, т.е. интенсивность возрастает или убывает в соответствии с изменением признака (рис. 4.9). Примерами использования количественного фона могут
Расчленения рельефа, в м Превышения над руслами рек ш и ■■■ менее 100 101 300 301 600 601 1000 1001 более Рис. 4.9. Количественный фон. служить карты запасов гидроресурсов в речных бассейнах, карты районирования территории по степени расчленения рельефа и т.п. Возможно сочетание качественного и количественного фонов, например при выделении районов преобладающих конфессий (качественный фон) с дополнительной характеристикой процентного соотношения населения разного вероисповедания (количественный фон). Локализованные диаграммы Локализованные диаграммы характеризуют явления, имеющие сплошное или полосное распространение, с помощью графиков и диаграмм, помещаемых в пунктах наблюдения (измерения) этих явлений. Таковы графики изменения среднемесячных температур и осадков, локализованные по метеостанциям, диаграммы загряз- I III VI IX XII Месяцы Рис. 4.10. Локализованные диаграммы.
нения речных вод, приуроченные к гидропостам, и т.п. На карте всегда отмечают пункты, к которым отнесены графики, хотя ясно, что локализованные диаграммы характеризуют не только эти пункты, но и прилегающую территорию (рис. 4.10). Графические средства весьма разнообразны — это розы-диаграммы (например, розы направлений преобладающих ветров), кривые и гистограммы распределения (ход температур по месяцам), циклограммы (средняя продолжительность солнечного сияния в течение года), структурные диаграммы и др. Точечный способ
Этот способ применяют для показа явлений массового, но несплошного распространения с помощью множества точек, каждая из которых имеет определенный «вес», т.е. обозначает некоторое 86 Глава IV. Картографические способы изображения Ареалы 87 \ Посевные площади: Рис. 4.12. Ареалы.
о о о пшеницы • • овса 1 точка соответствует 500 га Рис. 4.11. Точечный способ. число единиц данного явления (рис. 4.11). Чаще всего точечным способом показывают размещение сельского населения (вес одной точки составляет, например, 1000 жителей), либо посевные площади (одна точка — 500 га посевов), либо размещение животноводства (одна точка — 200 голов крупного рогатого скота) и т.п. В качестве графических средств можно выбрать не только точки (точнее, маленькие кружки), но и квадратики, треугольники и т.п. — важно лишь, чтобы каждая фигурка имела вес, обозначенный в легенде. Иногда при большом разбросе показателей берут точки двух и даже трех весов: маленькая точка — 200 га, средняя — 500, большая — 1000 га. Кроме того, точки могут иметь разный цвет или форму, например точки зеленого цвета обозначают посевы пшеницы, желтого — кукурузы, красного — подсолнечника и т.д. На картах размещения населения цветом можно обозначить его национальный состав. Точечный способ нагляден и удобен для количественных определений. Точечные карты хорошо передают реальные особенности размещения явления: его количество, локализацию, группировку или концентрацию, структуру (например, структуру посевных пло- щадей под разными культурами). Существуют специальные приемы для расчета оптимального веса точки в зависимости от разброса количественных показателей и плотности размещения явления, ведь точки (фигурки) на карте не должны соприкасаться или сливаться. 4.13- Ареалы Способ ареалов состоит в выделении на карте области распространения какого-либо сплошного или рассредоточенного явления. Чаще всего этим способом показывают распространение животных и растений, месторождения полезных ископаемых и т.п. Различают абсолютные и относительные ареалы. Абсолютными называют ареалы, за пределами которых данное явление совсем не встречается (например, нефтегазоносный бассейн, контур которого точно установлен), тогда как относительные ареалы показывают лишь районы наибольшего сосредоточения явления (допустим, промысловый ареал каких-либо лекарственных растений).
Графические средства изображения ареалов весьма разнообразны: это могут быть границы, фоновая окраска, штриховка, значки, надписи, индексы (рис. 4.12). Напомним, однако, принципиальную разницу между значковым способом, когда каждый знак точно относится к объекту, локализованному в том или ином пункте, и значком ареала, характеризующим площадь. Точно так же знак границы отражает не линейный объект, а лишь оконтуривает 88 Глава IV. Картографические способы изображения Картодиаграммы
Уголь Пес Минеральные строительные материалы Прочие грузы г 5 тыс. т
теплые -*—холодные Рис. 4.13. Знаки движения (векторы). ареал. Границы как графическое средство предпочтительны для абсолютных ареалов, а для относительных — есть смысл нанести лишь несколько значков или дать надпись без проведения границы, точное положение которой на местности неизвестно. Знаки движения Знаки движения используют для показа пространственных перемещений каких-либо природных, социальных, экономических явлений (например, путей движения циклонов, перелета птиц, миграции населения, распространения болезней). С помощью знаков движения можно отразить пути, направление и скорость перемещения, структуру перемещающегося объекта (рис. 4.13). Можно применить знаки движения для показа связей между объектами (например, электронных коммуникаций, финансовых потоков), их качества, мощности, пропускной способности и т.д. Различают два вида знаков движения: ♦ векторы движения— стрелки разного цвета, формы или толщины; Рис 4.14. Полосы (ленты) движения. ♦ полосы (ленты) движения — полосы разной ширины, внутренней структуры и цвета. Векторы применяют, например, для показа теплых и холодных течений, ветров и т.п., а полосы движения — для изображения мощности и структуры потоков (например, железнодорожных перевозок, миграций населения). Ленты движения способны передать структуру потока, его напряженность, например объем перевозимых грузов, в соответствии с принятой шкалой: чем шире полоса, тем мощнее поток (рис. 4.14).
Картодиаграммы Способ картодиаграммы — это изображение абсолютных статистических показателей по единицам административно-территориального деления с помощью диаграммных знаков. Картодиаграммы применяют для показа таких явлений, как валовой сбор сельскохозяйственной продукции, общее число учащихся, объем промышленного производства, потребление электроэнергии в целом по районам, областям, провинциям и т.п. Поскольку речь идет о статистических показателях, то на карте всегда присутствует сет- Глава IV. Картографические способы изображения Картограммы
Объем государственных закупок скота по районам (в тыс. т):
более 6 2-6 менее 6 Рис. 4.15. Картодиаграмма. ка административного деления, по которой и производится сбор данных. Графическими средствами служат любые столбчатые, площадные, объемные диаграммные знаки, отнесенные к районам или областям (рис. 4.15). Они могут быть структурными и показывать, например, долю разных отраслей в общем объеме производства в данном промышленном пункте. В одной административной единице можно дать несколько диаграмм для разных видов помышлен-ности. Однако по картодиаграмме нельзя определить, где именно размещено то или иное производство или в каком конкретно городе потребляют больше всего электроэнергии, — все отнесено к району в целом. Этим способ картодиаграммы принципиально отличается от способа значков. Зато легко и предельно наглядно можно сравнить между собой целые районы или области. Картограммы Способ картограммы используют для показа относительных статистических показателей по единицам административно-территориального деления. Это всегда расчетные показатели: скажем, число детских учреждений на тысячу жителей, энерговооруженность сельского хозяйства в расчете на 100 га обрабатываемых земель, процент лесопокрытой площади по областям и т.п. (рис. 4.16). Процент пашни ко всей площади 0 10 11 20 21 30 31 40 41 50 Рис. 4.16. Картограмма. Иногда картограммы строят по сетке квадратов, вычисляя такие показатели, как плотность населения, овражность, распахан-ность и т.п., для каждой ячейки. Это весьма формальный подход. Есть и противоположная тенденция, заключающаяся в том, чтобы максимально снизить формализм картограммы. В этом случае статистические показатели, полученные по административным районам, относят только к ареалам их действительного распространения, например плотность населения показывают только в обжитых районах, исключив болота или высокогорья, а показатели средней урожайности культур дают лишь в пределах контуров обрабатываемых сельскохозяйственных земель. В результате картограмма трансформируется в карту своеобразных количественных ареалов. Такой способ называют уточненной картограммой, или дозиметрическим способом.
Картограмма как правило имеет интервальную шкалу, в которой интенсивность цвета или плотность штриховки закономерно меняются соответственно нарастанию или убыванию значения картографируемого показателя (см. разд. 4.17). Иногда картограммы становятся похожи на карты количественного фона с той, однако, разницей, что количественный фон всегда отнесен к областям ее- 92 Глава IV. Картографические способы изображения Шкалы условных знаков
25 100 500 1000 10000 50000 100000 Рис. 4.17. Непрерывные шкалы значков. а — абсолютная; б — условная. тественного районирования, тогда как картограммы — к административным районам или ячейкам геометрической сетки. Шкалы условных знаков Шкалы на картах — это графическое изображение последовательности изменения (нарастания или убывания) количественных характеристик объектов, их значимости, интенсивности или плотности. На картах со значками, локализованными диаграммами и на картодиаграммах используют абсолютные и относительные шкалы я&роО
4— У 300-1000 ??роо О
1-зио-зо, \— У 300-1000 Рис. 4.18. Ступенчатые шкалы значков. а — абсолютная; б — условная. значков, устанавливающие их размеры в соответствии с величинами изображаемых объектов (показателей). В абсолютных шкалах размер значка прямо пропорционален величине изображаемого объекта (рис. 4.17). Например, если один кружок изображает на карте города с населением 25 тыс. человек, а другой — 200 тыс., то этот значок должен быть в восемь раз больше первого. Это очень наглядно, но неудобно при больших разбросах значений, например значок 4-миллионного города должен быть в 160 раз больше значка 25-тысячного населенного пункта. Такой огромный кружок закроет на карте соседние значки и надписи. Условные шкалы отражают количественные различия в условной соизмеримости: знак крупного города будет намного больше маленького, но все же не в сотни раз. И абсолютные и условные шкалы значков могут быть непрерывными и ступенчатыми (интервальными). В непрерывной шкале размер знака меняется плавно в соответствии с изменением количественного показателя объекта. Ступенчатая шкала дает интерва-
Рис. 4.19. Нарастающие значки. лы, например 10-30, затем 30-100, 100-300 и т.д. (рис. 4.18). При этом ступени могут быть одинаковыми (равномерная, равноинтер-вальная шкала) либо разными {неравномерная шкала). В приведенном примере интервалы различны: 20, 70, 200 — это ступенчатая неравномерная шкала. Выбор ступеней и самих размеров знаков — сложная задача. Возможны формальные подходы, скажем, применение интервалов в арифметической или геометрической прогрессии либо использование реальных перепадов количественных величин картографируемого явления. В картографии нет жестких правил выбора числа градаций в шкалах. Считается, что читатель карты легко различает шесть—восемь градаций, однако многое зависит от графических особенностей значков, их формы, цвета, соотношения с фоном и т.п., а также От установившихся традиций. Все, что сказано о значках, во многом справедливо для локализованных диаграмм, полос движения, картодиаграмм. Динамические изменения значений картографируемого показателя иногда показывают с помощью шкал нарастающих значков (рис. 4.19). Графические решения могут быть разными. Наиболее ярко рост показателей передают линейные значки, но они занимают много места на карте, более экономны площадные и особенно объемные значки, однако зрительно они менее наглядны. Компьютерные технологии позволяют строить непрерывные (безынтервальные) шкалы, когда, например, густота штриховки картограммы пропорциональна величине картографируемого показателя (рис. 4.20). Это обеспечивает более плавные переходы и повы-1
Рис. 4.20. Безынтервальная шкала. шает наглядность изображения, однако определять на глаз плотность штриховки в каждой территориальной ячейке и сопоставлять ее с легендой довольно затруднительно. Цветовые шкалы определяют цвет и оттенки красок, используемых на карте для послойной -окраски изолиний, для количественного фона и картограмм. При передаче нарастающих количественных признаков применяют шкалы возрастающей насыщенности цвета. При изображении рельефа для окраски ступеней высот используют особые цветовые гипсометрические шкалы, наилучшим образом приспособленные для передачи высоты и морфологии рельефа суши и морского дна. Динамические знаки Создание картографических компьютерных анимаций привело к внедрению в практику динамических графических переменных. Иначе говоря, все статические графические переменные приобрели еще одно временное измерение. Анимации позволяют изменять Глава IV. Картографические способы изображения
форму и размер объекта, цвет и насыщенность цвета, внутреннюю структуру и само положение знака на карте. Наиболее часто применяются: ♦ перемещение знаков по полю карты, показывающее, например, движение линий атмосферных фронтов на синоптических картах; ♦ движение стрелок, указывающее направления транспортных потоков, переноса воздушных масс и т.п.; ♦ дефилирование цвета, т.е. постепенное изменение или даже пульсация окраски, вибрирование цвета, например при показе распространения ареала инфекции или эпидемии; ♦ мигание знаков, привлекающее внимание к какому-либо важному объекту на карте, например к источнику радиационного загрязнения окружающей среды. Проектирование динамических картографических обозначений — новая, быстро развивающаяся область картографической семиотики на стыке с технологиями компьютерного дизайна (подробнее см. разд. 14.6). Здесь можно ожидать многих оригинальных решений. Например, большие возможности сулит использование анимационных эффектов в сочетании с трехмерной графикой. Глава V Изображение рельефа Общие требования Рельеф — главный элемент ландшафта. Он определяет характер и конфигурацию гидрографической сети, распределение растительности и почвенного покрова, микроклимат и экологические условия, расположение дорог и населенных пунктов, — словом, все особенности местности. В рельефе земной поверхности отражаются геологическая структура территории и ее палеогеографическая история. В прошлом, да еще и сейчас, рельеф во многом определяет тактику ведения боевых действий. Добавим к этому, что рельеф местности имеет решающее значение при сельскохозяйственном освоении территории, гражданском, дорожном, гидротехническом строительстве. Отсюда становится понятным то особое внимание, которое всегда уделялось методам изображения рельефа на картах. Рельеф земной поверхности образует сплошное и в целом плавно изменяющееся поле высот. Имеются и резкие изменения высот: обрывы, овраги, уступы куэст и т.п. Для изображения рельефа целесообразнее всего применять изолинии и способ значков, а на геоморфологических картах — способы качественного фона и ареалов. Вместе с тем есть специфические требования, которым всегда подчиняется изображение рельефа на гипсометрических картах: ♦ метричность изображения, обеспечивающая возможность получения по карте абсолютных высот и превышений, характеристик углов наклона, расчленения и др.; ♦ пластичность изображения, т.е. наглядная передача неровностей рельефа, формирующая у читателя зрительный образ местности; ♦ морфологическое соответствие изображения, что проявляется в стремлении подчеркнуть типологические особенности форм рельефа, его структурность. 7 - 4886 Глава V. Изображение рельефа Перспективные изображения 99
Рис. 5.1. Фрагмент карты Моравии с перспективным рисунком рельефа (XVII в.). Стремление по возможности учесть эти достаточно противоречивые требования проходит через всю историю развития способов картографирования рельефа. На разных этапах на первый план выходили задачи создания пластического объемного или метрически точного изображения, либо подчеркивания морфострукту-ры рельефа, либо совмещения этих требований на одной карте. Перспективные изображения На старых картах рельеф изображался схематическим перспективным рисунком в виде отдельных возвышенностей, хребтов, горок. Для большей выразительности горки покрывались тенями — этот способ иногда называли картинным изображением рельефа. Для него не требовалось знания абсолютных или относительных высот, крутизны склонов, а было достаточно лишь передать общее расположение водоразделов, направление основных гряд и; хребтов (рис. 5.1). Такое изображение достаточно наглядно, но, конечно, ни о какой геометрической точности не может быть и речи. '. Картинные карты рельефа иногда создавали художники; известна,; например, карта рельефа Тосканского побережья, нарисованная Леонардо да Винчи и представляющая местность как бы с высоты птичьего полета. В настоящее время этот способ почти не применяется, его можно встретить лишь на стилизованных исторических картах. Однако через два с лишним века картинный рисунок получил новое рождение. На современных картах стали использовать перспективные способы изображения рельефа, разрабатывать особые картинные знаки, но уже на геометрически точной основе. Новый способ получил название физиографического, он направлен на выявление физиономических черт рельефа, его морфологии (рис. 5.2). Физиографические карты широко применяют для показа рельефа дна океанов, поверхности далеких планет, их используют в туристских буклетах и некоторых популярных изданиях. Такие карты отнюдь не предназначены для проведения по ним измерений, но они очень наглядны, похожи на блок-диаграммы или красочные художественные панорамы. Такова поучительная эволюция способов перспективного изображения рельефа: от примитивных картинных изображений, оставшихся в далеком прошлом, к точным современным физиографическим картам. Это наглядный пример стремления картографов показать читателю пластику, объемность, трехмерность рельефа. Рис. 5.2. Перспективное изображение горного рельефа Северной Италии (по Э. Раису). 7* Глава V. Изображение рельефа Способы штрихов
60 Я <2 Рис. 5.3. Шкалы штрихов крутизны. а — шкала И. Лемана; б — шкала Главного штаба. Создание подобных изображений требует немалого искусства, это всегда «штучные» картографические произведения. ношение тени, т.е. толщины штриха Т, к свету, т.е. к промежутку между штрихами С, выражалось простой пропорцией: Т/С = а/ (45° -а), где а — угол наклона склона. Шкала Лемана состояла из девяти ступеней, для склонов с углами наклона 0 — 5° отношение ширины штриха к ширине просвета составляло 0:9, 5 — 10° — 1:8 и т.д. На самой верхней ступени шкалы 40 — 45° это соотношение составляло 8:1, а склоны с крутизной более 45° покрывались сплошным черным цветом. Штрихи располагались вдоль направления скатов, и это придавало изображению рельефа большую пластичность, хорошо подчеркивая неровности и перегибы поверхности, в особенности в горной местности. В России применяли иные шкалы, в которых более детально были проработаны ступени для малых уклонов (менее 15°): увеличено число градаций, изменена толщина штрихов и ширина промежутков между ними. Таковы шкала А. П. Болотова и шкала Главного штаба. Основные русские топографические карты, созданные в середине и конце XIX в.: одноверстная, трехверстная, десятиверстная Европейской России и стоверстная Азиатской России, содержат прекрасные образцы применения штрихов крутизны. Штрихи выполнялись способом гравюры, и это придает изображению рельефа особую тонкость и художественность, карты дают наглядный образ местности и смотрятся как произведения искусства (рис. 5.4).
5.3- Способы штрихов Схематичные перспективные изображения рельефа еще в XVIII в. перестали удовлетворять войска — основных потребителей карт. Им необходимо было получать по картам точное представление о пересеченности местности и крутизне склонов. Характер рельефа определял маневрирование пехоты, кавалерии и артиллерии. Это стало основной причиной перехода к шкалам штрихов крутизны. Принцип построения таких шкал прост: чем круче склон, тем толще и плотнее штриховка, что отвечает изменению освещенности, при которой крутые склоны как бы покрыты глубокой тенью, а пологие — максимально освещены (рис. 5.3). Впервые шкалу штрихов крутизны создал в 1799 г. саксонский картограф Иоганн Леман. Он принял следующее допущение: от- Рис. 5.4. Часть съемочного топографического планшета Санкт-Петербургской губернии, выполненного в штрихах крутизны. 102 Глава V. Изображение рельефа Горизонтали \ 03
Рис. 5.5. Схема построения штрихового рисунка рельефа. а — исходные горизонтали и линии скатов; б — расстановка штрихов; в — штрихи крутизны; г — теневые штрихи. Интересно, что для нанесения штрихов на карте вначале проводили горизонтали, они служили канвой для построения линий скатов, далее по ним вычерчивали штрихи. С окончательного рисунка вспомогательные горизонтали снимали (рис. 5.5). Иной принцип использовали при изображении рельефа с помощью теневых штрихов, которые наносили по принципу бокового (косого) освещения. Обычно предполагалось, что источник света размещен в северо-западном углу карты. Штрихи черного; или коричневого цвета накладывали так, чтобы выделить осве- | щенные и затененные склоны, подчеркнуть основные формы рельефа, перегибы склонов, расчленение поверхности. Способы штрихов очень хорошо передают пластику рельефа, Горизонтали Горизонтали (изогипсы) — линии равных высот. Они представляют собой проекции на плоскость следов сечения рельефа уро-венными поверхностями, проведенными через заданный интервал, который называется высотой сечения рельефа. Горизонтали — основной способ изображения рельефа на современных топографических, общегеографических, физических, гипсометрических картах. Одно из важных достоинств способа — его высокая мет-ричность. В любом месте карты по горизонталям можно определить абсолютную и относительную высоты точек, форму и крутизну склонов, рассчитать морфометрические показатели вертикального и горизонтального расчленения. Благодаря горизонталям карты рельефа стали ценным источником информации при морфомет-рических определениях, статистических расчетах, математическом моделировании, в частности при создании цифровых моделей рельефа. Ключевая проблема изображения рельефа горизонталями — выбор высоты сечения. Для топографических карт установлены стандартные сечения в зависимости от масштаба карты и характера изображаемой территории (табл. 5.1). Таблица 5.1 Высота сечения рельефа (в метрах) на российских топографических картах
ИНТЕРВАЛЫ СЕЧЕНХЯ 50 110 200 250 400 500 1000 Рис. 5.6. Варианты шкал сечения рельефа с различными интервалами, В тех случаях, когда с помощью горизонталей основного сечения не удается показать какие-либо существенные детали рельефа, применяют дополнительные полугоризонтали. Их проводят через половину высоты принятого сечения рельефа. Например, на плоской поверхности Прикаспийской низменности полугоризонталями показывают многочисленные невысокие соляные купола. Иногда бывают недостаточны и полугоризонтали, тогда вводят вспомогательные горизонтали с произвольно выбранной высотой сечения. На мелкомасштабных физических и гипсометрических картах, охватывающих обширные территории, сечение рельефа может быть
Гипсометрические шкалы переменным для различных районов: низменностей, возвышенностей и высокогорий. Например, на одной из лучших Гипсометрической карте СССР масштаба 1:2 500 000 для суши приняты такие интервалы сечения рельефа: от 0 до 300 м через 50 м, от 300 до 600 м — через 100 м, от 600 до 750 м — через 150 м, далее до высоты 4500 м — через 250 м, до 6000 м — через 500 м и выше — через 1000 м. При выборе шкал сечения всегда учитывают, что горизонталь 200 м служит границей низменностей и возвышенностей, горизонталь 1000 м (иногда 750 м) — границей средневысот-ных гор, а горизонталь 2000 м — рубежом высоких гор и нагорий. Примеры наиболее употребительных шкал сечения рельефа, применяемых на мелкомасштабных картах России, представлены на рис. 5.6. Все они имеют переменное сечение, но некоторые рубежи сохраняются в любых вариантах, это, например, горизонтали 200, 1000, 2000, 3000 и 5000 м. Для изображения рельефа морского дна используют изобаты — изолинии равных глубин. На мелкомасштабных гипсометрических картах они также имеют переменное сечение, например на шельфе (до глубин 200 м) — 50 м, на континентальном склоне (до глубин 2500 м) — 100 и 250, а в пределах глубоководных равнин и впадин — 500, а потом 1000 м. Гипсометрические шкалы Для придания рельефу в горизонталях большей читаемости и выразительности применяют цветовые шкалы, называемые шкалами гипсометрической окраски. Они могут быть одноцветными с изменяющимися светлотой и насыщенностью цвета либо многоцветными с изменением цвета, его светлоты и насыщенности. Существует несколько принципов построения цветовых рядов таких шкал. ♦ Затемняющиеся шкалы строятся по принципу «чем выше, тем темнее», в них насыщенность послойной окраски возрастает с высотой от бледно-зеленого до темно-зеленого цвета для низменностей и от желто-коричневого до темно-коричневого цвета — для горных районов. Такие шкалы логичны, так как дают представление о нарастании высоты и крутизны склонов, однако бедны по колориту и недостаточно пластичны. Глава V. Изображение рельефа Светотеневая пластика
♦ Осветляющиеся шкалы сроятся по принципу «чем выше, тем светлее», в них происходит переход от серых и темно-оливковых тонов низменностей к светло-желтым высокогорьям и почти белым вершинам. Эти шкалы очень выразительны, горы кажутся освещенными солнцем, что придает рельефу пластику. Их часто используют для показа рельефа Альп, Памира, Тянь-Шаня и других высокогорных территорий. Неудобство, однако, состоит в том, что затемнены низменности, где обычно сосредоточена основная нагрузка карты: реки, населенные пункты, дороги и др. ♦ Шкалы возрастающей насыщенности и теплоты тона используют следующую последовательность цветов: серо-зеленый, зеленый, желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красный. В этом случае горы выглядят ярко, а низменности как бы удалены и цвет их слегка приглушен — этим достигается хороший пластический эффект и различимость высотных ступеней. Такие шкалы применены на многих картах Атласа Мира, на лучших гипсометрических картах СССР и России. Батиметрические шкалы менее разнообразны, оттенки светло-голубого цвета на мелководьях сменяются серо-голубыми, затем сине-фиолетовыми и темно-синими. В целом с глубиной затемнение шкалы всегда усиливается. Одноцветные шкалы обычно содержат пять—шесть, а многоцветные — до 16 ступеней послойной окраски. Ступени рельефа суши и морского дна обычно соединяют в одну шкалу. Условные обозначения рельефа Для показа элементов и форм рельефа, не выражающихся горизонталями, применяют условные знаки. Обычно это связано с нарушением плавности поверхности. Таковы обрывы, скалистые гребни, глубокие ущелья, обрывистые стенки оврагов, узкие промоины и другие формы естественного рельефа (рис. 5.7). В этих случаях используют стандартные знаки коричневого цвета, которые хорошо сочетаются с горизонталями. Если же необходимо изобразить искусственные формы рельефа, возникшие в результате техногенных воздействий, например уступы карьеров, канавы, насыпи, терриконы и т.п., то применяют значки черного цвета. Рис. 5.7. Изображение скалистого рельефа высокогорья на топографической карте. На геоморфологических картах для изображения форм рельефа применяют знаки ареалов. Так показывают распространение карстовых пещер, соляных куполов и бугров пучения, полигонального рельефа, барханов и грядовых песков и других подобных форм. А на орографических картах, главное содержание которых составляют структурные элементы рельефа суши и дна океанов, широко используют линейные знаки для показа хребтов, уступов, впадин, котловин, подводных желобов, каньонов и др. Светотеневая пластика Наибольшую выразительность изображению придают способы теневой пластики, когда формы рельефа как бы покрываются тенями. Один из таких приемов — теневые штрихи — был рассмот- Рис. 5.8. Отмывка рельефа при северо-западном освещении. рен выше (см. разд. 5.3). Позднее на смену ему пришел более простой способ отмывки, т.е. создание полутонового изображения при заданном освещении местности. Наибольшую выразительность и объемность дают способы светотеневой пластики, которая обеспечивает плавный переход от светлого к темному. Черная (серая) или коричневая акварельная краска наносится на затененные склоны и размывается кистью так, чтобы на крутых склонах тени лежали гуще, а пологие — выглядели светлее. В картографии используются три варианта отмывки: ♦ отмывка при боковом (косом) освещении, чаще всего при северо-западном, когда свет падает как бы из левого верхнего угла карты, освещая западные и северо-западные склоны и затеняя восточные и юго-восточные (рис. 5.8); ♦ отмывка при отвесном (зенитальном) освещении, при котором свет падает сверху, и вершины гор оказываются освещенными, а понижения — затененными; ♦ отмывка при комбинированном освещении, сочетающая эффекты бокового и отвесного освещения, она пригодна для нанесения теней на склоны любой ориентировки, этот художественный прием дает наилучший пластический эффект. Отмывка используется как основной способ изображения рельефа на некоторых мелкомасштабных общегеографических кар- Светотеневая пластика *2$!2:;?"*#*** ?255!"*******» 2Лгг;»ж,«•- Рис. 5.9. Полутоновое изображение и его растровая структура. тах, но чаще легкую серую отмывку наносят в дополнение к горизонталям и многоцветной гипсометрической окраске. Этим обеспечиваются максимальная пластичность и высокие эстетические качества изображения. Долгое время пластический эффект отмывки в решающей степени зависел от художественных навыков картографа, выполнение отмывки рассматривалось как искусство. Но оказалось, что этот художественный прием легко поддается автоматизации. Аналитическая (автоматическая) отмывка выполняется на основе подробной цифровой модели рельефа. Для всех элементарных квадратных ячеек автоматически рассчитываются углы наклона, и в соответствии с ними наносится растр — точки разной величины, дающие в совокупности эффект тени. Таким образом, совокупность растровых точек создает впечатление полутонового изображения (рис. 5.9). Аналитическая отмывка широко используется при компьютерном картографировании, она обладает высокими художественными качествами и точностью. В последние годы аналитическую отмывку иногда получают на основе космических радиолокационных съемок бокового обзора. Радиолокация наклонным лучом прекрасно подчеркивает тенями все неровности местности, особенно при сильнопересеченном рельефе. Космические снимки с тенями используют для создания фотокарт. К приемам теневой пластики относится также фоторельеф. Для этого вначале изготовляется пластиковая или гипсовая модель рельефа местности, которая затем фотографируется при боковом освещении. На снимке получается вполне натуральное распределение теней, оно и воспроизводится при печати карты. Часто фоторельеф используют в атласах как подложку к тематическим картам.
Как было сказано выше, изображение рельефа горизонталями обладает наибольшей метричностью, но проигрывает другим способам в отношении пластичности. Поэтому картографы всегда стремились усилить выразительность горизонталей, вводя дополнительное боковое «освещение». Один из приемов заключается
нии их на освещенных, что воспроизводит эффект распределения света и тени (рис. 5.10). Такие горизонтали с равным правом могут называться «освещенными» и «затененными». Одним из первых этот прием применил инженер-генерал русской армии Э. И. Тотлебен, руководивший инженерными работами при обороне Севастополя в 1854—1855 гг. Составленная им карта Севастопольской бухты в освещенных гоА ризонталях — прекрасный образец картографического искусства. Позднее стали применять печать горизонталей в двй краски: белой на освещенных склонах и черной — на затененных» плавно меняя при этом толщину линий при переходе от света К; тени. В настоящее время этот способ завоевал широкую популяре ность при создании генеральных батиметрических карт. Часто егО| называют способом Танака по имени японского картографа Исиро! Танака, впервые применившего его для картографирования рель" ефа дна Тихого океана. Суть состоит в том, что на светло-голубое фоне освещенная часть изобат печатается белым цветом, а затв ненная — темно-синим. При удачном выборе высоты сечения ре льеф морского дна выглядит выпукло и эффектно, карта лег читается и прекрасно передает морфологию подводных хребтр Рис. 5.11. Фрагмент карты рельефа местности (а) и блок-диаграмма того же участка в горизонталях (б), составленная на автоматическом графопостроителе. желобов, вулканов и других форм. Освещенные изобаты применяют на современных генеральных картах Мирового океана. 5.9- Блок-диаграммы Блок-диаграммы рельефа — это трехмерные плоские рисунки, передающие пластику земной поверхности. Обычно они совмещаются с продольными и поперечными разрезами, которые показывают внутреннее геолого-геоморфологическое строение территории (см. разд. 1.5). Блок-диаграммы строят по особым законам геометрической перспективы, сопровождая рисунок послойной раскраской или отмывкой для достижения наибольшей выразительности. Современные компьютерные технологии позволяют сравнительно легко получать трехмерные блок-диаграммные изображения на дисплее и проводить с ними различные преобразования. Электронные блок-диаграммы рельефа получают в виде перспективно смещенных горизонталей (рис. 5.11) либо как систему пересекающихся профилей (рис. 5.12). Блок-диаграммы с горизонталями удобны в том отношении, что по ним, как по картам, легко определять абсолютные и относительные высоты, уклоны, на них можно наносить дополнительную нагрузку, например почвы, растительный покров и т.п.
Рис. 5.12. Сеточная блок-диаграмма, построенная по цифровой модели в виде взаимно пересекающихся профилей. Высотные отметки Высотные отметки — это цифры, помещаемые на картах возле точек и указывающие их абсолютную или относительную высоту или глубину. С помощью высотных отметок показывают особо важные (командные) или характерные высоты, например вершины гор, холмов, высоты перевалов, обрывов и уступов, насыпей и курганов. Они облегчают чтение карты и понимание характера рельефа. На морских навигационных картах отметки глубин часто составляют главный способ изображения подводного рельефа. Отметки проставляют точно в местах промеров, тем самым подчеркивая их плотность и детальность изученности морского дна (рис. 5.13). При достаточно детальной сети промеров на навигационные карты наносят еще и изобаты. Цифровые модели рельефа Автоматизация картографирования привела к созданию и повсеместному использованию цифровых моделей рельефа (ЦМР). .13. Фрагмент морской навигационной карты с отметками глубин. ЦМР — совокупность (массив, файл) высотных отметок 2, взятых в узлах некоторой сети точек с координатами X, V и закодированных в числовой форме. Различают четыре способа построения ЦМР: ♦ получение высотных отметок в узлах регулярной сетки, в вершинах квадратов или прямоугольников — создание матрицы высот; ♦ нерегулярное (или случайное) размещение высотных отметок в узлах произвольной треугольной сети — такие данные обычно получают при съемках на местности; ♦ размещение высотных отметок вдоль горизонталей или изобат с определенным шагом, т.е. цифрование этих изолиний по карте; ♦ получение высотных отметок в точках пересечения горизонталей со структурными линиями рельефа — осями водоразделов, тальвегами и др., что дает возможность наиболее точно зафиксировать морфологию рельефа. ЦМР — основа компьютерного картографирования. Они позволяют восстанавливать (визуализировать) рельеф в горизонталях с помощью процедур интерполяции, экстраполяции или ап- 8 - 4886 Глава V. Изображение рельефа
проксимации. На основе ЦМР выполняют разнообразные расчеты и преобразования, автоматически строят производные морфомет-рические карты: уклонов и экспозиций склонов, расчленения, зон видимости/невидимости и др. В автоматическом режиме можно восстанавливать тальвеги рек и всю эрозионную сеть. Кроме того, ЦМР служат для построения блок-диаграмм, панорам и иных трехмерных изображений рельефа, в том числе динамических моделей, вращающихся на экране компьютера. Детальные ЦМР позволяют выполнять аналитическую отмывку рельефа при заданном освещении (см. разд. 5.6). Иногда говорят о том, что на основе ЦМР получают цифровые карты рельефа, т.е. цифровые модели горизонталей с точностью и степенью генерализации, соответствующими заданному масштабу. Однако это не совсем точно, поскольку цифровые карты не являются картами в полном смысле слова (см. разд. 1.5). На самом деле речь идет о компьютерных (электронных) картах, полученных посредством визуализации цифровых моделей. Глава VI Надписи на географических картах Виды надписей Кроме условных знаков на картах присутствуют различные надписи. Они составляют важный элемент содержания, поясняют изображенные объекты, указывают их качественные и количественные характеристики, служат для получения справочных сведений. Надписи обогащают карту, но могут одновременно ухудшить ее читаемость. Поэтому установление оптимального количества надписей и правильное их размещение составляют важную задачу при создании любого картографического произведения. Выделяют три группы надписей (рис. 6.1). НАДПИСИ НА КАРТЕ ТОПОНИМЫ ТЕРМИНЫ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ НАДПИСИ
Н Гидронимы Ц Геологические Качественные характеристики
Оронимы Географические Количественные характеристики
Н Этнонимы Зоонимы Океанологические Социально-экономические Хронология Пояснения кзнакам| движения Пояснения к гео-графической сетке Рис. 6.1. Группы надписей на картах. Глава VI. Надписи на географических картах Картографическая топонимика 117
Топонимы — собственные географические наименования объектов картографирования. Они включают оронимы — названия элементов рельефа, гидронимы — названия водных объектов, этнонимы — названия этносов, зоонимы — названия объектов животного мира и т.п. Термины — понятия, относящиеся к объектам картографирования. Это могут быть общегеографические, геологические, океанологические, социально-экономические и любые другие термины (например, «провинция», «область», «залив», «низменность», «антеклиза», «экономический район» и др.). Пояснительные надписи, которые включают: ♦ качественные характеристики («ель», «сосна», «горькое», «соленое», «каменный»); ♦ количественные характеристики (указание ширины шоссе, абсолютные и относительные высоты и глубины, скорость течения реки и др.); ♦ хронологические надписи (даты событий, географических открытий, наступления каких-либо явлений, например начала ледостава на реках); ♦ пояснения к знакам движения («Путь Магеллана», «Дрейф ледокола "Седов"»); ♦ оцифровка меридианов и параллелей и пояснения к линиям картографической сетки («Северный полярный круг», «К востоку от Гринвича»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|