Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Блок №3. Основы административного права России.




 

1. Административное право – это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

Нормами административного права регулируются:

– отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, местной администрации, общественных организаций, некоммерческих и иных негосударственных организаций при реализации порученных им отдельных функций государственного управления;

– внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (органах представительной власти, прокуратуры и суда);

– отношения в области применения административных взысканий и иных мер административного принуждения;

– отношения в сфере административной юстиции.

В юридической литературе предложены различные группировки административно-правовых отношений:

1) регулятивные (например, правоотношения, связанные с договорами купли-продажи, комиссии, подряда), охранительные (если, например, Верховный Совет России на основании заключения Конституционного Суда отменяет Указ Президента республики, то происходит это в рамках именно охранительных правоотношений);

2) внутриаппаратные (примером данных правоотношений являются служебные отношения между руководителем отдела аппарата управления и его подчиненными сотрудниками, между двумя департаментами внутри министерства), внеаппаратные (отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные));

3) вертикальные (они всегда возникают между соподчиненными сторонами, т. е. исключают равенство сторон. Властной стороной в них всегда выступает соответствующий исполнительный орган (должностное лицо); второй стороной при этом может быть также исполнительный орган (должностное лицо), но объем юридически-властных полномочий, предоставленных ему, меньше, чем у первой (например, Правительство и министерство), либо вторая сторона их вообще не имеет (например, гражданин)), горизонтальные (например, в работе исполнительных органов складываются отношения между различными государственными служащими одинакового должностного уровня, причем развиваются они без «команд», т. е. без обязательных для других работников указаний (например, отношения между исполнителями одного ранга));

4) основные (отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма реализации исполнительной власти, между руководителями и подчиненными им по службе административно-управленческими работниками, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности, и т. п.), неосновные (так, два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов);

5) субординационные (например, между иерархически подчиненными главами администраций), координационные (Министерство природы Российской Федерации координирует деятельность министерств и ведомств по вопросам охраны окружающей природной среды, причем принимаемые этим органом решения обязательны для иных исполнительных органов Российской Федерации).

2. Государственное управление:

в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий,

в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

– социально-экономические – упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

– политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

– обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

– организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

Социальное управление – управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами в обществе, управление поведением людей и их коллективами, управление организациями, в которых трудятся люди. Объектом социального управления могут быть как отдельные люди (например, отдельный работник в трудовых правоотношениях), так и группы людей, различного рода объединения (семья, трудовой коллектив в целом, административно-территориальное образование и т. д.). Наиболее сложным по структуре и механизму его управления является государство, которое по своей сути представляет собой объединение различных групп людей (семей, партий, наций, религиозных общностей и т. д.).

Особенности социального управления:

а) объектом социального управления всегда является человек или группа людей;

б) так как содержанием социального управления является руководство деятельностью людей, то оно в любом случае порождает отношения между людьми (между управляющим и управляемым, внутри управляемой группы) и придает этим отношениям организованный, правовой характер;

в) социальное управление имеет властно-волевой характер, т. е. деятельность людей и их групп осуществляется на основе приоритета воли субъектов управления, на признании их особых прав, знаний и возможностей;

г) реализация властно-волевых правоотношений между управляющим и управляемыми осуществляется конкретными органами власти либо отдельными уполномоченными на то лицами.

Подвиды социального управления:

1) семейное социальное – руководство, осуществляемое внутри семьи;

2) общественное социальное - руководство отдельными общественными группами людей (например, религиозными группами, некоммерческими предприятиями);

3)муниципальное;

4) государственное социальное.

Основной сферой применения норм административного права является именно государственное управление.

Государственное управление – разновидность социального управления, с функционированием которой традиционно связано формирование особой правовой отрасли, а именно – административного права.

3. Дисциплинарная ответственность – это юридическая ответственность по нормам трудового права, наступающая за нарушение трудовой дисциплины и выражающаяся в наложении на работника, совершившего дисциплинарный проступок, дисциплинарного взыскания.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения.

Они различаются по характеру правонарушений, за которые наступает та или иная ответственность, по субъектам, имеющим право налагать взыскания, по кругу лиц, которые могут быть привлечены к ответственности, а также по видам применяемых к ним мер взыскания.

В отличие от дисциплинарной ответственности, которая наступает за нарушение трудовой дисциплины (дисциплинарный проступок), административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, т. е. противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ установлена административная ответственность. Например, за нарушение правил противопожарной безопасности, правил дорожного движения, правил регистрации по месту проживания и др.

Дисциплинарные взыскания налагаются только тем работодателем, с которым работник состоит в трудовых правоотношениях. Административные же взыскания вправе применять специально уполномоченные органы или лица, с которыми правонарушитель не связан трудовыми отношениями (например, государственные инспекции труда, органы милиции и др.).

Дисциплинарная и административная ответственности различаются и по видам применяемых взысканий.

Виды административных взысканий предусмотрены КоАП и не могут применяться за совершение дисциплинарного проступка (например, предупреждение, штраф, дисквалификация и др.). В то же время за совершение административного проступка нельзя применять взыскания, установленные ТК за совершение дисциплинарного проступка. При этом не имеет значения, где совершен административный проступок: на территории организации, с которой работник состоит в трудовых правоотношениях, или в другом месте.

4. Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 27. 1. КоАП РФ).

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания (ст. 27. 4. ч. 1 КоАП РФ).

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании (ст. 27. 3. ч. 5 КоАП РФ).

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом.

В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе (ст. 27. 4. ч. 2 КоАП РФ).

Когда могут задержат:

– если подозревают в совершении преступления;

– если в отношении гражданина избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

– если уклоняетесь от исполнения наказания;

– если находитесь в розыске;

– если в отношении гражданина ведется административное производство;

 

– если нарушили правила комендантского часа;

– если незаконно проникли или пытались проникнуть на охраняемые объекты;

– если предприняли попытку самоубийства;

– если имеются признаки выраженного психического расстройства и своими действиями гражданин создает опасность для себя и окружающих;

– если являетесь иностранным гражданином и в отношении гражданина поступило требование о выдаче иностранному государству.

Порядок задержания:

– сотрудник полиции должен назвать свою должность, звание, фамилию, предъявить по вашему требованию служебное удостоверение и сообщить причину и цель обращения;

– сотрудник полиции обязан разъяснить вам основания и мотивы задержания, а также ваши права и обязанности, в том числе он должен разъяснить ваши права на юридическую помощь, услуги переводчика, уведомление близких родственников или близких лиц, отказ от дачи объяснений;

– сотрудник полиции должен составить протокол о задержании;

– сотрудник полиции уведомляет в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, по вашей просьбе о месте вашего нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы, а также защитника;

– если вы являетесь несовершеннолетним, сотрудник полиции должен незамедлительно уведомить ваших родителей или иных законных представителей.

Протокол задержания:

– составляется с момента доставления при административном задержании; а в случае задержания по подозрению в совершении преступления - в течение 3 часов с момента доставления в орган дознания или к следователю;

 

– должен содержать основания и мотивы задержания, указание на место, время и дату составления;

– вы вправе изложить в протоколе все обстоятельства, которые считаете нужными, в том числе если вам грубили, применяли физическую силу, угрожали, отнимали ваши вещи. По желанию вы можете указать, что при задержании имели опрятный вид, на вашей одежде отсутствовали какие-либо повреждения или загрязнения, а также что в момент задержания у вас отсутствовали телесные повреждения;

– вы имеете право внимательно ознакомиться с протоколом задержания и убедиться, что все строки в нем заполнены и пустого места не осталось (пустые строки должны быть перечеркнуты, чтобы исключить факт внесения какой-либо информации без вашего ведома), дата и время составления протокола соответствуют фактическим;

– по факту ознакомления с протоколом задержания вы можете его подписать. Если вы не согласны с содержащейся в нем информацией, вы можете сделать пометку "не согласен с протоколом" или "при составлении протокола допущены нарушения" и т. п. При этом вы можете отказаться подписывать протокол задержания. В этом случае в нем должна быть сделана соответствующая запись;

– вам должна быть вручена копия протокола.

На какой срок вас могут задержать:

а) максимальный срок административного задержания:

1) 3 часа с момента доставления в помещение органов внутренних дел или с момента вытрезвления в случае, если при задержании вы находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

2) 48 часов:

– если вы совершили правонарушение, посягающее на режим государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ; во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ; повлекшее нарушение таможенных правил - при наличии необходимости для установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения;

– если в отношении вас ведется дело об административном правонарушении, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста.

б) срок задержания по подозрению в совершении преступления:

– не более 48 часов с момента фактического ограничения свободы передвижения (до вынесения судебного решения);

– до 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания с указанием в постановлении даты и времени, до которых продлевается срок;

– общий срок задержания не может составлять более 120 часов (5 суток). По истечению 120 часов вас должны либо отпустить в связи с неподтверждением подозрения в совершении преступления, либо избрать по решению суда в отношении вас меру пресечения в виде заключения под стражу, либо избрать иную меру пресечения, не связанную с ограничением или лишением свободы.

Ваши права при задержании:

– вы имеете право на один телефонный разговор в целях уведомления ваших близких родственников или близких лиц о задержании и месте нахождения не позднее 3 часов с момента задержания, за исключением случаев, если вы осуществили побег из-под стражи или психиатрического лечебного учреждения; находитесь в розыске; уклоняетесь от отбывания наказания. Если вы задержаны в связи с уголовным преследованием, то телефонный разговор можно вести только на русском языке;

– вы имеете право на молчание, в том числе право не давать показания против себя и своих родных;

– вы имеете право на защиту (в том числе судебную) и соблюдение презумпции невиновности;

– вы имеете право на получение помощи адвоката с момента задержания и на отказ от дачи объяснений и показаний без присутствия адвоката. Если вам назначат адвоката, вы вправе проверить его удостоверение и записать для себя его личные данные;

– вы имеете право на предъявление заявлений, жалоб, ходатайств, в том числе на обжалование действий или бездействия сотрудников полиции в вышестоящем органе или у вышестоящего должностного лица, в органах прокуратуры или в суде;

– вы имеете право на услуги переводчика;

– вы имеете право на ознакомление со всеми составленными документами и осуществление записи в них со своими возражениями;

– если в процессе задержания по отношению к вам была применена физическая сила (например, нанесены побои), и вы считаете, что тем самым был причинен вред вашему здоровью, можете потребовать вызвать в помещение органов внутренних дел врача скорой помощи. Если вы покинули помещение ОВД, вы также вправе незамедлительно обратиться к специалисту с целью осмотра и фиксации полученных вами повреждений (это может быть как врач скорой помощи, так и врач любого травмпункта).

Как вести себя при задержании:

– вне зависимости от того, согласны вы с действиями сотрудников полиции или нет, ведите себя спокойно, не грубите и не оскорбляйте сотрудников полиции;

– не оказывайте физического сопротивления и не угрожайте сотрудникам полиции;

– не пытайтесь скрыться от сотрудников полиции;

– запишите ФИО сотрудника полиции, номер его удостоверения, должность и прочую служебную информацию;

– не подписывайте документы, без собственноручной пометки «не согласен с...», если не согласны с содержанием, и не подтверждайте информацию о действиях, которые вы не совершали;

– при оставлении вас одного в каком-либо помещении органов внутренних дел не трогайте руками предметы или свертки, которые не являются вашими собственными вещами.

Условия проведения личного досмотра, досмотра вещей

– проводятся в целях обнаружения орудий совершения преступления либо предметов административного правонарушения;

– осуществляются без нарушения конструктивной целостности досматриваемых вещей;

– проводятся в присутствии понятых, но в исключительных случаях и без понятых - при наличии оснований полагать, что при вас находятся оружие или предметы, используемые в качестве оружия;

– личный досмотр производится лицом одного пола с вами в присутствии двух понятых того же пола;

– составляется протокол либо делается запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании;

– копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей вручается вам по вашей просьбе;

– если вы задержаны по подозрению в совершении преступления, то обыск проводится лицом одного с вами пола и в присутствии понятых того же пола, а результаты личного обыска заносятся в протокол задержания.

5. Административное взыскание – это мера административной ответственности за административное правонарушение. Цели его – защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.

В соответствии со ст. 3.2 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий:

предупреждение (применяется за незначительные административные правонарушения и выносится в письменной форме);

административный штраф (взыскание имущественного (денежного) характера. Минимальный размер составляет одну десятую, а максимальный — сто минимальных месячных размеров оплаты труда или до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, а также размера незаконного дохода, полученного в результате совершенного административного правонарушения.);

Определение размера штрафа с учетом инфляции производится по следующим основаниям:

– по отношению к сумме стоимости предмета – объекта правонарушения. В частности, наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы доходов от налогообложения;

– в кратном исчислении к месячному доходу (до трехмесячного дохода, например);

– в кратном исчислении к минимальному месячному размеру оплаты труда;

– по отношению к должностному окладу.

возмездное изъятие предмета (применяется как принудительная мера только в отношении предмета, который явился предметом или объектом административного правонарушения. Вырученная сумма за изъятый предмет передается бывшему собственнику имущества.);

конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения (состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.);

лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота — основной источник существования.

административный арест (применяется в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений чрезвычайного положения — до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.);

– административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации);

– дисквалификация (лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность).

Административные взыскания в соответствии с законом делятся на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация применяются в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, а все другие – как основные.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения.


 

6. Заявление в полицию о краже

 

Начальнику _____________________ ОВД

Района Дзержинского ________________

города Нижний Тагил _________________

от Чусовитиной Анны Владимировны __

проживающего по адресу: _____________

___ Нижний Тагил, Пихтовая 36-40 _____

 

Прошу Вас привлечь к уголовной ответственности неустановленное лицо, которое «_ 20 _ «__ ф евраля __ 2017 __ года, путем разбития стекла в оконной раме, проникло в принадлежащую мне квартиру, расположенный по адресу: _____ Нижний Тагил, ул. Газетная 20-29, 622001 _____, откуда совершило хищение материальных ценностей _ телефизор __, причинив мне материальный ущерб на общую сумму __ 30000 __ рублей, который считаю существенным.

На основании п.1 ст. 145 УПК РФ орган дознания, дознаватель или следователь обязан принять одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

На основании п.1 ст. 144 УПК РФ орган дознания, дознаватель или следователь обязан принять решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления данного сообщения. Прошу проинформировать меня о решении незамедлительно после его принятия. В случае продления данного срока до 10 или 30 суток в порядке, предусмотренном п.3 ст. 144 УПК РФ, прошу проинформировать меня об этом незамедлительно после принятия решения о продлении срока.

Об ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос предупрежден.

 

«_ 23 _» ___ апреля ______ 20_ 17 __г.

_____________________ /________________/

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...