Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ конкурентной среды. Виды конкурентных стратегий.




Его нет в книге.

10.Бизнес-планирование в управлении предприятием

Бизнес-планирование в России получило развитие с переходом экономики на рыночные отношения.

Бизнес-план - это программа осуществления предпринимательского

проекта.

Бизнес планирование предприятия - это одно из необходимых условий эффективного управления производством. Этот процесс предполагает построение плана действий, определение шагов, которые ведут предприятие к намеченной цели. Достижение предприятием рыночного успеха без качественного бизнес-планирования невозможно, более того, от­сутствие хорошего планирования ведет предприятие к значительным экономическим потерям и утрате финансовой стабильности.

Для эффективного развития предприятия на нем осуществляется не-. сколько видов бизнес планирования:

Стратегическое бизнес-планирование - этот вид бизнес планирования предприятия охватывает его перспективы на несколько лет вперед.

Текущее технико-экономическое планирование - этот вид бизнес планирования предприятия охватывает период от 1 месяца до 1 года.

Оперативно-производственное планирование - этот вид бизнес планирования предприятия представляет собой практически ежедневную детализацию текущих планов целого предприятия, его отдельных цехов и подразделений вплоть до каждого рабочего места.

Важнейшим инструментом бизнес планирования для предприятия является его бизнес-план. Основные разделы бизнес-плана:

• Описание продукции (работ, уедут);

• Анализ рынка сбыта;

• Стратегия маркетинга;

• Организационный план;

• План производства (производственная программа);

• Обеспечение ресурсами;

• Оценка рисков;

• Финансовый план.

Тщательно разработанный бизнес-план дает возможность предви­деть и даже предупредить возможные опасности и рискованные ситуации в производственной деятельности. Именно бизнес-план является эффек­тивным инструментом гибкого и рационального управления деятельно­стью предприятия. Для составления качественных планов на различные периоды деятельности предприятия необходимо комплексное исследова­ние всех аспектов его производственной и коммерческой деятельности:

• анализ внешней и внутренней среды предприятия;

• анализ экономической ситуации на рынке;

• определение необходимых изменений на предприятии для дос­тижения целей бизнес планирования;

• уточнение норм и нормативов, а также критериев успешности предприятия.

Задачи бизнес планирования:

• эффективное развитие производства;

• привлечение инвестиций;

• получение кредитов;

финансовое оздоровление предприятия.

11.Отличие бизнес-плана от других плановых документов

Бизнес-план - это программа осуществления предпринимательского проекта.

Бизнес-план, как никакой из других планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринима­тельской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу.

Более близок к бизнес-плану такой привычный, известный ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Главное отличие ТЭО от бизнес-плана - это то, что технико-экономическое обоснование - это специфический плановый до­кумент для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты проекта, а коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми.

Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3-5 лет, иногда больше. Однако ме­жду бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:

1. в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них - ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план организации ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации;

2. стратегические планы — это обычно планы с растущим горизонтом времени. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки;

3. в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в

стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.

В условиях рыночной экономики функции ТЭО все чаще выполняют инвестиционные проекты, которые наиболее близки к бизнес-плану по структуре и характеру изложения материала. Понятие инвестиционного проекта может употребляться в двух случаях: как инвестиционная деятельность (реализация системы инвестиционных мероприятий), как систе­ма организационно-правовых, аналитических, инженерно-технических, экономических и расчетно-финансовых документов, необходимых для обоснования и проведения соответствующих работ по реализации проекта.

Инвестиционный проект целесообразно рассматривать во втором смысле. Бизнес-план организации иногда выступает по отношению к инвестиционному проекту как документ, представляющий собой планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта.

Таким образом, инвестиционный проект и бизнес-план могут быть близки по структуре. Структура бизнес-плана схожа с инвестиционным проектом, особенно в той его части, где проводится обоснование инвестиционного замысла.

12.Структура и содержание разделов бизнес-нлана

Бизнес-план — это программа осуществления предпринимательского проекта.

Структура и содержание бизнес-плана:

1. Титульный лист и оглавление — содержит в себе заголовок плана; дату его подготовки; данные лица, который его составлял; для кого этот план подготовлен. Оглавление - это наиболее читаемая часть бизнес- плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать чёткое пред­ставление о всём содержании бизнес-плана.

2. Резюме — пишется в последнюю очередь, после того как бизнес- план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положе­ния и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришёл предприниматель.

3. История бизнеса - раздел составляется в том случае, если пред­приятие существует, и прошло определённый путь развития. Информа­ция данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы.

4. Анализ положения дел в отрасли - описывая отрасль, важно по­казать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей). Необходимо описать своих конкурентов, долю рынка, которую они захватили, сегмен­ты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы.

5. Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии - должны быть описаны выбранные стратегии и их применение.

6. План производства - изложение должно быть предельно про­стым, не нужно злоупотреблять применением технического жаргона, так как читать этот раздел, скорее всего, будут люди без специального инже­нерного образования. Помимо технического описания план производства должен включать экономические расчёты издержек производства.

7. План маркетинга - маркетинговый раздел бизнес-плана нужен для того, чтобы: предприниматель смог осознать основные цели и задачи, стратегию маркетинговой деятельности фирмы; работники маркетинго­вых подразделений фирмы могли использовать план как руководство для действий по освоению и созданию рынка своего товара; инвесторы могли «литься в достаточной ёмкости и перспективности рынка.

8. Организационный план - знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы.

9. Финансовый план - включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности.

10. План исследований и разработок — Не каждая фирма обладает необходимыми возможностями для проведения научных исследований разработок (НИОКР). Поэтому небольшие фирмы, только осваивающие бизнес, часто довольствуются использованием уже существующих разработока, имитацией тех или иных технологий производства и товаров.

13.Понятие кризис. Этаны развития кризиса организации.

Классификация кризисов

Кризис - это крайнее обострение противоречий в процессе развития социально-экономической системы, дестабилизирующее ее и угрожаю­щее ее жизнестойкости в окружающей среде. Любую ситуацию, в которой желаемое состояние объекта управления не соответствует действи­тельному, можно считать кризисной. В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается в его явных про­шениях. когда фактически нет предпосылок к его возникновению. Это определяется тем, что в управлении всегда существует неопределенность, обусловленная тем, что любая социально-экономическая система разви­вается циклично. В условиях постоянных изменений внешней и внутрен­ней среды, управляемых и неуправляемых процессов изменяются и сама организация и ее окружение: потребители, конкуренты, поставщики и т.д.

Любой процесс функционирования и развития организационных систем связан с преодолением трудностей, вызванных взаимодействием внешней и внутренней среды, объекта и субъекта управления. Это взаи­модействие имеет диалектическую природу, а разрешение противоречий порождает закономерность наступления и разрешения кризисов.

Всю совокупность факторов, которые способны привести организа­цию к кризису, можно разделить на две группы:

- внешние по отношению к организации, на которые она не в со­стоянии влиять или ее влияние ограничено;

- внутренние, возникающие в результате деятельности самой орга­низации.

К наиболее распространенным причинам кризисов в развитии соци­ально-экономической системы относятся:

- финансово-экономическая ситуация в стране;

- острая конкуренция;

- непрофессиональное управление (ошибочные решения);

-рискованное развитие (стратегия);

- кризисное управление (создающее конфликты, кризисы);

-сложная социально-политическая обстановка;

- природные катаклизмы.

Любой кризис развивается поэтапно. Этапы развития кризиса могут повторять жизненный цикл предприятия или быть специфичными для организации. В развитии социально-экономических систем этапы разви­тия кризисов связаны с цикличностью экономики. Этапы развития кризи­са могут быть следующими: зарождение кризиса, развитие кризиса, зре­лость кризиса, спад кризиса, ликвидация кризиса. Процесс развития кри­зисов носит цикличный характер.

14.Причины экономической несостоятельности организаций

Экономическая несостоятельность предприятия - неспособность предприятия поддерживать свою экономическую независимость путем укрепления финансового состояния и повышения эффективности исполь­зования всей совокупности и каждого вида ресурсов (материальных, тру­довых, финансовых), выполнения за отчетный период обязательств перед работниками, партнерами, кредиторами и другими экономическими агентами включая государство).

Экономическая несостоятельность включает в себя не столько неспособность должника исполнить обязанность по уплате платежей и в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, сколько неспособность адаптироваться к изменениям, происходящим во внешнем и внутреннем окружении организации. Если повысить конкурентоспособность не удается, организация оказывается в кризисном состоянии, следствием которого становится ее неплатежеспособность и банкротство.

Внешним признаком экономической несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей. Следует отметить, что абсолютно платежеспособным является предприятие, капитал которого полностью является собственным, а обязательства отсутствуют.

В то же время предприятие может абсолютно не иметь собственного капитала, работать целиком на заемных средствах и оставаться платежеспособным. Все зависит от темпов поступления выручки.

В общем и целом неплатежеспособность предприятия как тенденция прямо пропорциональна объему обязательств и обратно пропорциональ­на величине среднедневной выручки.

Если за определенный период темпы роста обязательств были выше. темпов прироста выручки, то предприятие продвинулось в направлении теста неплатежеспособности.

В общем случае причинами неплатежеспособности являются факторы влияющие на:

- снижение или недостаточный рост выручки;

- опережающий прирост обязательств.

Замедление темпов роста выручки либо ее абсолютное снижение наблюдается при:

- затоваривании, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или снижения на нее потребности;

- растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с ненадлежащим покупателем или не свободно в выборе надлежащего;

- сужении рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т.д.

Опережающий темп прироста обязательств наблюдается в случаях,

когда:

- предприятие осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения), которые не сопровождаются соот­ветствующим ростом выручки;

— предприятие загружает производство избыточными (неработаю­щими) запасами, которые не увеличивают объемов производства и вы­ручки;

— предприятие наращивает средства в расчетах (сумма раздела III ак­тивов баланса), которые практически не имеют отношения к выручке;

— предприятие несет прямые убытки.

Данный комплекс общих причин неплатежеспособности характерен для всех предприятий, испытывающих трудности своевременного расче­та по своим обязательствам, независимо от страны производства и рынка.

В общем и целом причины неплатежеспособности могут быть сведе­ны к двум основным:

— отставанию от запросов рынка (по предлагаемому ассортименту, по качеству, по цене и т.д.). В этом случае можно говорить о болезни бизнеса;

— неудовлетворительному финансовому руководству предприятием, когда оно избыточно отягощается обязательствами. В данном случае можно говорить о болезни финансового управления или менеджмента.

Первый случай наиболее наглядно отражается на выручке, второй — на приросте массы обязательств

Таким образом, экономическая несостоятельность предприятия свя­зана с общей финансовой структурой, степенью зависимости предпри­ятия от кредиторов и инвесторов.

Банкротство в отличие от экономической несостоятельности являет­ся юридическим фактом и может быть признан только после вынесения арбитражным судом соответствующего судебного акта. Банкротство - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объ­еме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

15.Определение неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий

Неудовлетворительная структура баланса характеризуется таким состоянием имущества и обязательств, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной ликвидностью имущества.

Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса включает следующие финансовые показатели, рассчитанные на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия:

— коэффициент текущей ликвидности, который характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия;

— коэффициент обеспеченности собственными средствами, кото­рый определяет наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости;

— коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, который характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить (утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода.

Структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие - неплатежеспособным, если выполняется одно из следующих условий:

• коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;

• коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

Признание предприятия неплатежеспособным не означает признания его несостоятельным, не влечет за собой наступления гражданско-правовой ответственности собственника. В случае если хотя бы один из указанных коэффициентов не отвечает установленным выше требованиям, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за предстоящий период (6 месяцев). Если коэффициент текущей ликвидности больше или равен 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами больше или равен 0,1, то рассчитывается коэффициент возможной утраты платежеспособности за предстоящий период (3 месяца). Таким образом, наличие реальной возможности у предприятия восстановить (или утратить) свою платежеспособность в течение определенного, -ранее назначенного периода выясняется с помощью коэффициента вос­становления (утраты) платежеспособности.

 

16Сущность, цели, эффективность и основные мероприятия
реструктуризации организации

Реструктуризация — радикальный способ преобразования организа­ции, изменение всех ее составляющих или структур: структуры собст­венности, активов и пассивов, производственной и организационной структур управления.

Реструктуризацию следует рассматривать как естественный посто­янный процесс. Она проводится каждый раз, когда предприятие сталки­вается со снижением эффективности деятельности.

Необходимость реструктуризации предприятия возникает, как пра­вило, в трех ситуациях:

1) предприятие находится в кризисе;

2) текущее состояние предприятия удовлетворительное, однако прогнозы его деятельности неблагоприятны, наблюдается падение конкурентоспособности, отклонение фактического состояния от запланированного;

3) благополучные и быстро растущие предприятия, наращивающие отрыв от конкурентов на основе уникальных конкурентных преиму­ществ.

Основные цели реструктуризации:

• обеспечение дееспособности в краткосрочном периоде (напри­мер, восстановление платежеспособности предприятия);

• восстановление конкурентоспособности предприятия долгосроч­ном периоде.

Краткосрочные критерии эффективности представлены пятью ос­новными показателями, среди которых: продуктивность, эффективность (производительность), качество, гибкость реакции, удовлетворенности персонала. Среднесрочные критерии эффективности представлены двумя показателями:

1. Конкурентоспособность организации — характеризует положение организации в отрасли (на рынке) и ее способность вести успешно конкурентную борьбу.

2. Развитие означает реализацию упреждающих стратегий, позволяющих своевременно реагировать на изменения в случае их возникновения.

Долгосрочный критерий эффективности реструктуризации - показа­тель выживаемости. Каждая организация стремится к выживанию, и ей это удается, если менеджмент обеспечивает краткосрочную и долгосрочную эффективность.

Существует два способа проведения реструктуризации имущественного комплекса предприятия:

1. Непосредственное отчуждение материальных активов (продажа, безвозмездная передача, сдача в аренду, списание). Оно уменьшает активы и валюту баланса предприятия;

2. Замещение активов предприятия на права участия в новой организации, создаваемой на базе этих активов. Создаются новые юридические

лица, а доли участия в их капитале оплачиваются за счет имущества реорганизуемого предприятия. При этом валюта баланса не меняется, отдельные статьи актива баланса уменьшаются, и увеличивается статья «долгосрочные финансовые вложения» внеоборотных активов. Метод замещения активов специально был разработан для системы антикризис­ного управления и доказал свою эффективность на практике.

17.Современная концепция качества.

Принципы всеобщего качества и их эволюция

Управление качеством начиналось с выходного контроля готовой продукции. Стройный механизм управления качеством каждого отдельного изделия дала система Фредерика Уинслоу Тейлора, датируемая 1905 г. Эта система устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов(интервалов допусков), названных калибрами. Контроль осу­ществлялся специалистами (инспекторами). Система Тейлора ввела деле­ние продукции на качественную и дефектную (брак).

Долгое время (до середины 1950-х гг.) управление качеством своди­лось к контролю качества продукции и относилось к инженерно- техническим вопросам, в то время как проблематика общего менеджмен­та носила ярко выраженный организационный характер с социально­-психологическим оттенком.

В то время как в области управления качеством совершенствовались, прежде всего, методы контроля (контрольные карты В. Шухарта, табли­цы выборочного контроля Г. Доджа и Г. Роминга и др.).

Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспо­собных на мировых рынках, инициировало создание нового общеоргани­зационного метода непрерывного повышения качества всех организаци­онных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название - всеобщее управление качеством.

Total Quality Management - философия всеобщего управления каче­ством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с прак­тики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества про­изводимой продукции.

Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усо­вершенствование 3-х составляющих:

- качества продукции;

- качества организации процессов;

- уровня квалификации персонала.

Это позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса.

Качество определяется следующими категориями:

- степень реализации требований клиентов;

- рост финансовых показателей компании;

- повышение удовлетворенности служащих компании своей рабо­той.

Философия всеобщего качества включает несколько базовых управ­ленческих концепций:

1. Сфокусированность на потребителях и стейкхолдерах.

2. Ориентация на процесс.

3. Постоянное совершенствование и обучение.

4. Наделение сотрудников полномочиями и командная работа.

5. Управление на основе фактов.

6. Масштабное лидерство.

Всеобщее управление качеством — это система управления, основан­ная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. TQM определяется как сосредоточенный на качестве, сфокусиро­ванный на заказчике, основанный на фактах, управляемый командный процесс. TQM направлен на планомерное достижение стратегической цели организации через непрерывное улучшение работы.

Всеобщее управление качеством - это не программа; это системати­ческий, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ее улучшение.

14 универсальных принципов Эдварда Деминга:

1. Установите соответствие целей с планом повышения качества.

2. Примите новую философию качества.

3. Положите конец негативной зависимости от слишком частых инспекций и аудита качества.

4. Прекратите практику выбора поставщиков, основываясь исключительно на стоимости их товаров и услуг.

5. Идентифицируйте проблемы и работайте непрерывно, чтобы улучшить систему контроля качества.

6. Учредите обучение.

7. Обучите и учредите руководство.

8. Искорените страх на работе.

9. Устраните барьеры между подразделениями.

10. Избегайте пустых лозунгов на рабочих местах.

11. Минимизируйте (или оптимизируйте) рабочие стандарты и количественные показатели на производстве.

12. Дайте возможность сотрудникам гордиться своим мастерством.

13. Поощряйте и стимулируйте развёрнутые образовательные программы, программы пере- и повышения квалификации.

14. Преобразовывайте. Эти 14 принципов образуют основу Всеобще­го управления качеством.

18.Роль качества в стратегическом управлении организацией.

Качество как конку рентное преимущество

Конкурентное преимущество — способность компании добиваться на рынке превосходства над своими соперниками. Достижение устойчивого конкурентного преимущество зависит от успешной реализации стратегии фирмы.

У устойчивого конкурентного преимущества можно выделить 6 характеристик, каждая из которых поддерживается принципами всеобщего качества:

1. Взаимосвязь конкурентного преимущества с потребительскими запросами.

2. Конкурентное преимущество вносит большой вклад в успех биз­неса.

3. Конкурентное преимущество учитывает уникальные ресурсы организации и объединяет их с возможностями окружающей среды.

4. Конкурентное преимущество устойчиво, уникально, трудно копируемо.

5. Конкурентное преимущество закладывает основу для дальнейшего совершенствования.

6. Конкурентное преимущество задает общую направленность и мотивирует всю организацию.

Сфокусированность на всеобщем качестве становится важным сред­ством для разработки устойчивого конкурентного преимущества, для его достижения и удержания.

В условиях рыночной экономики, все больше обостряется конку­рентная борьба между производителями продукции. Важная роль отво­дится такому аспекту, как удовлетворение потребностей покупателя, а потребительские свойства товара в значительной степени определяют его цену. Покупатели становятся более требовательны к качеству продукции. Следовательно, наблюдается тенденция, направленная на достижение высшего уровня качества и создание надежных изделий, что и определяет конкурентоспособность продукции.

Конкурентоспособность продукции — это: 1) «способность товара удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях опреде­ленного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию данной продукции»;

2) «совокупность качественных и стоимостных характеристик това­ра, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя». Следовательно, обеспечение уровня качества соответствующего тре­бованиям, предъявляемым покупателями на данном рынке, является од­ним из важных и обязательных условий конкурентоспособности продук­ции товаропроизводителя.

Традиционно выделяется 2 типа конкурентного преимущества: низкие издержки и дифференциация. Современные разработки так же выделяют третий источник конкурентного преимущества - персонал организации.

19.Модели формирования систем качества

Международный стандарт ИСО 9000 — это уникальный социокуль­турный феномен, оказавший заметное влияние на практику управления производственными процессами. Основная миссия, предназначение стандартов ИСО серии 9000 состоит в регламентировании процесса соз­дания определенной системы менеджмента качества (СМК), которая бу­дет удовлетворять требованиям стандартов и может быть официально сертифицирована на международном уровне.

Важно понимать, что соответствие стандарту ISO 9001 не гарантиру­ет высокое качество продукции. Термин «Quality management» здесь бы­ло бы правильнее переводить как «Управление качеством». Соответствие требованиям и рекомендациям этих стандартов говорит о способности предприятия:

- делать всё максимально возможное для достижения поставленных перед собой целей;

- улучшать результативность своей деятельности.

Также соответствие требованиям ISO 9001 свидетельствует о неко­тором уровне надежности поставщика и добротности его компании. С точки зрения современных компаний, соответствие требованиям ISO 9001 - это тот минимальный уровень, который даёт возможность вхож­дения в рынок. Сам сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым подтверждением достижения требований стандарта.

Цель серии стандартов ISO 9000 - стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предпри­ятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году 3 версии стандартов ISO серии 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. ISO 9004 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помо­гают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя, та­кие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.

Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем тер­мины и определения используются во всех стандартах ISO серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания основных элементов системы менеджмента качества продукции согласно стандартам ISO серии 9000. ISO 9000 определяют 8 Принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшения.

Основные принципы стандартов ИСО серии 9000:

1. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребно­сти, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть пол­ностью вовлечены в решение задач организации.

3. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют ос­нову организации, и их полное вовлечение дает возможность организа­ции с выгодой использовать их способности.

4. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффектив­нее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

5. Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

6. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

7. Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Шесть сигм (six sigma) - высокотехнологичная методика точной на­стройки бизнес-процессов, применяемая с целью минимизации вероятно­сти возникновения дефектов в операционной деятельности. Название происходит от статистической категории «среднеквадратическое откло­нение», обозначаемой греческой буквой а. Методика «шести сигм» раз­работана в корпорации Motorola, США в 1986 г. Плановый показатель качества при использовании этой методики - не более 3,4 отклонения s дефекта) на миллион операций.

Метод основывается на шести базовых принципах:

1. Искренний интерес к клиенту

2. Управление на основе данных и фактов

3. Ориентированность на процесс, управление процессом и совер­шенствование процесса

4. Проактивное (упреждающее) управление

5. Сотрудничество без границ (прозрачность внутрикорпоративных барьеров)

6. Стремление к совершенству плюс снисходительность к неудачам

При реализации проектов по методике используется последователь­ность этапов DMAIC (define, measure, analyze, improve, control — выявить, «мерить, проанализировать, усовершенствовать, проконтролировать).

Методика «Шесть сигма», является стратегией управления деятель­ностью предприятия и нашла широкое применение во многих отраслях промышленности. Первоначально методика «Шесть сигма» была разра­ботана в качестве комплекса мер, направленных на усовершенствование процессов производства и устранения дефектов, однако впоследствии она нашла применение в других видах бизнес-процессов. В концепцию Шесть сигма» заложено утверждение, что в качестве дефекта рассматривается любое несоответствие, которое может привести к неудовлетворённости потребителя. Методика «Шесть сигма», как и её предшественники, основывается на следующих принципах:

1. Для успешного ведения бизнеса необходимо постоянно стремиться к к установлению устойчивого и предсказуемого протекания процессов.

2. Показатели (KPI), характеризующие протекание процессов производства и бизнес-процессов, должны быть измеряемыми, контролируемыми улучшаемыми, а также отражать изменения в протекании процессов.

3. Для достижения постоянного улучшения качества необходимо вовлечение персонала организации на всех уровнях, особенно высшего руководства.

Методика «Шесть сигма» имеет несколько отличительных черт от предыдущих методик управления качеством:

- результаты каждого проекта «Шесть сигма» должны быть измеряемыми и выражаться в количественном отношении;

- высшее руководство в большей степени рассматривается как сильный и харизматичный лидер, на которого можно положиться;

- создание специальной системы присвоения званий специалистам методики «Шесть сигма»;

- принятие решений только на основе поддающейся проверке информации, без допущений и предположений.

Цель применения «Шесть сигма» — достичь этого уровня дефектно­сти во всех видах процессов или добиться лучшего показателя.

20.Процессный подход к разработке
системы управления качеством

Одним из важнейших достижений современной доктрины достиже­ния качества является принцип процессного подхода к выполнению ра­боты. Разработчики последней версии международных стандартов сер­тификации системы качества серии ИСО 9000 подчеркивают, что основ­ным достижением этой версии является именно процессный подход в достижении качества.

Стандарт ИСО 9001 - цитата: «Настоящий стандарт отстаивает при­менение принципа «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей посредством выполнения их требований».

Для успешного функционирования организация должна определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразо­вания входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также их менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом». Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении внутри системы менеджмента качества такой под­ход подчеркивает важность:

- понимания требований и соответствия им;

- необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавле­ния ценности;

- достижения результатов в рабочих характеристиках процессов и эффективности;

- постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Основные принципы внедрения процессного подхода в работу со­временной организации.

1. Для достижения наилучшего результата соответствующие ресур­сы и деятельность, в которую они вовлечены, нужно рассматривать как процесс.

2. Процессная модель предприятия состоит из множества бизнес- процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия.

3. Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для самой организации, потребителя, клиента или заказчика. Обычно на практике применяются следующие виды бизнес-процессов:

- основной, на базе которого осуществляется выполнение функций по текущей деятельности предприятия по производству продукции или оказанию услуг;

- обслуживающий, на базе которого осуществляется обеспечение производственной и управленческой деятельности организации.

При применении процессного подхода структура управления предпри­ятием включает два уровня: управление в рамках каждого бизнес-процесса, управление группой бизнес-процессов на уровне всей организации.

Для более глубокого понимания процессного подхода необходимо применять цикл Деминга-Шухарта «Plan - Do - Check - Act» (PDCA). Это «планирование - осуществление - проверка - действие». Использование это­го цикла позволяет на практике реализовать непрерывное улучшение про­цессов, направленное на повышение эффективности работы организации.

На основе процессного подхода организация должна определить процессы проектирования, производства и поставки продукции или услу­ги. С помощью управления процессами достигается удовлетворение по­требностей заказчиков.

21.Понятие «социальная политика», ее сущность, основные задачи и роль в жизни общества

Социальная политика как одна из основных составляющих внутрен­ней политики государства, его властных структур и стоящих за ними по­литических сил, а именно: политическая деятельность, которая направле­на на решение проблем, именуемых социальными.

Отражение социального характера современного государства в Конституции РФ (ст. 7).(забота о создании условий, обеспечивающих дос­тойную жизнь и свободное развитие человека)

Социальная сфера как объект социальной политики. Цель и сущ­ность социальной политики.

Оказание помощи, поддержка людям со стороны социальной систе­мы, в которую они входят, путем использования общественного потен­циала, в первую очередь - финансово-экономического потенциала (через налоговую систему, развитие социальной сферы жизни общества; совер­шенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение их жизненных потребностей; оказание им необходимой социальной под­держки, помощи и защиты)

Задачи социальной политики на современном этапе (социальные га­рантии в области доходов населения, пенсионное обеспечение, жилищная сфера, регулирование занятости, программы охраны здоровья и медицин­ского обслуживания, услуги социального характера, поддержка малого и среднего предпринимательства и др.)

22.Социальное партнерство: понятие, принципы, специфика

Социальное партнерство - это специфический тип общественных отношений, при котором достигается определенный баланс реализации основных интересов важнейших социальных групп общества, обеспечи­вается исторически обусловленный компромисс в реализации интересов главных субъектов социально — экономических процессов рыночного общества. Сущность этого типа отношений характеризуется следующими особенностями:

Во-первых, это отношение между социальными группами, классами, имеющими существенно отличающиеся социально-экономические инте­ресы, т.е., речь идет об отношениях между социальными общностями, интересы которых не совпадают в своей основе, общностями, которые могут слиться, образовать социальное единство. У каждой из этих общ­ностей свое назначение и вполне определенная общественная роль.

В обществе, основывающемся на рыночных принципах, возможны­ми социальными партнерами могут быть предприниматели, частные или ассоциированные собственники, главным социальным интересом кото­рых является получение прибыли, и наемные работники, лишенные соб­ственности, главный социальный интерес которых (как носителей и про­давцов своей рабочей силы) состоит в получении средств существования путем продажи своей рабочей силы. Естественно, что социальные инте­ресы этих классов не могут никогда слиться, и каждый из этих классов несет свой «крест» в обществе, выполняет свою, присущую только ему социальную функцию.

Во-вторых, социальное партнерство - это такое отношение между классами, при котором преследуется цель не совмещения интересов, что само по себе невозможно, а достижения, оптимального баланса в реали­зации этих интересов. Речь идет о создании такой экономической, соци­альной и политической ситуации, при которой предприниматель, собст­венник, может обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, наемный работник получает достойные (по меркам своего об­щества, страны, времени) условия существования, реализации своих ко­ренных социальных интересов.

В-третьих, социальное партнерство - это обоюдовыгодное, обоюдонеобходимое взаимодействие между этими классами, в котором объективно заинтересованы каждая из сторон. Именно поэтому социальное партнерство есть отрицание, альтернатива всякой диктатуре (личности или класса). С другой стороны, социальное партнерство, по самой своей сути, связанное с договором, соглашением, между партнерами, взаимны­ми, разумными уступками, противоречит социальному соглашательству, т.е. постоянным, принципиальным уступкам одного класса другому.

Социальное партнерство - это шаг к реализации прав трудящихся через сотрудничество и взаимные уступки двух основных социальных групп: работодателей и наемных работников

Наиболее полно идеи социального партнерства разработаны и во­площены в жизнь в теоретической и практической деятельности Между­народной организации труда (МОТ). Эта старейшая международная ор­ганизация, возникшая в 1919 г. за десятилетия своего существования не только создала развернутую концепцию социального партнерства, но и по существу стала высшим звеном регуляции трудовых отношений на мировом рынке труда. С этого времени и сам термин «социальное парт­нерство» получает официальное гражданство и вводится в широкий на­учный оборот.

Одной из важнейших функций МОТ является осуществление нормо­творческой деятельности в области трудовых отношений. За годы своего существования она приняла большое число нормативных документов, которые в сумме составляют нечто вроде Международного кодекса тру­да: это свод 181 Конвенцией и 188 Рекомендаций МОТ.

В Кодексе дана развернутая правовая основа социального партнер­ства в виде конкретных правовых норм, содержащихся в специальных юридических актах - Конвенциях и Рекомендациях МОТ. В них заложе­ны основные правовые нормы, определяющие правовой статус всех субъектов социального партнерства. Правовой аспект Международного Кодекса труда может быть вкратце сведен к следующим моментам:

- признание права профсоюзов на законодательную инициативу и равноправие социальных партнеров;

- существование в государствах-членах МОТ арбитражных органов по разрешению социально - трудовых конфликтов;

- создание в государствах — членах МОТ условий для обеспечения независимости социальных партнеров друг от друга, автономности их функций;

- в действиях социальных партнеров отсутствует императив полити­ческих амбиций и идеологических установок.

Эти важнейшие черты Международного Кодекса труда составляют правовую идеологию социального партнерства. Конвенции МОТ касают­ся таких вопросов, как свобода объединений, право на коллективные пе­реговоры, содействие коллективным переговорам, коллективные догово­ры и соглашения, примирение и арбитраж, консультации и сотрудничество между органами государственной власти и организациями трудящихся и предпринимателей на отраслевом и национальном уровнях.

Субъектами социального партнерства как определенного типа соци­ально — трудовых отношений являются собственники, предприниматели и наемные работники, вступающие на рынке труда в определенные отноше­ния по вопросу купли - продажи рабочей силы. Субъектами же системы социального партнерства, т.е. людьми носителями, олицетворяющими и реализующими в своей практической деятельности ее задачи и принципы, являются представители работников, их органы и организации, работода­тели и их представители, их органы и организации, органы государствен­ной и муниципальной исполнительной власти, их представители.

В рамках системы социального партнерства все ее субъекты высту­пают в качестве независимых и равноправных сторон. Этот «треуголь­ник» в мировой практике получил название «трипартизм», что в переводе означает «три части».

Профсоюзы.

Самым главным делом профсоюзов следует признать выполнение ими функций представительства и защиты законных прав и интересов грудящихся: охрана прав, недопущение административного произвола в отношении работников, улучшение условий их труда и быта и т.д.

Защитная деятельность профсоюзов трудоспособных граждан во всем мире охватывает три основные направления: занятости, оплата туда и условия труда.

Предприниматели (работодатели).

Становление социального партнерства неразрывно связано со становлением предпринимательских ассоциаций в качестве равноправной стороны договора.

Объединения предпринимателей играют очень важную роль на рын­ке труда. Они выступают здесь, прежде всего, в качестве основного соци­ального партнёра профсоюзов трудящихся.

Главный интерес предпринимателя заключается, прежде всего, в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес большую прибыль. А этого можно достичь лишь при стабильном, устойчивом со­стоянии коллектива, региона, отрасли и общества. Поэтому российский предприниматель заинтересован в социальном партнерстве, как инстру­менте социального мира. Для него опасна ситуация политической кон­фронтации. Любой предприниматель непосредственно заинтересован в том, чтобы избежать острых социальных конфликтов, так как они сводят на нет его главную экономическую цель — получение прибыли.

Именно государство объединяет всех граждан страны и способно представлять их общие потребности, интересы и цели, выражать общую волю народа, закреплять ее посредством законодательства и иных форм правотворчества.

Место государства в социальном партнерстве определяется не толь­ко его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех ипостасях: собственника, законодателя и арбитра (по­средника).

Государство продолжает оставаться крупным собственником и работодателем. В этом качестве государство выступает как равноправная сто­рона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами соци­ального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений.

Далее, роль государства заключается, в частности, в разработке соответствующего трудового и социального законодательства. В настоящее время правовая база социального партнерства в России слаба. Развивая ее, важно систематически внедрять нормы международного права, рати­фицировать ряд конвенций МОТ, предусматривающих льготные условия для работников и работодателей по сравнению с существующим россий­ским законодательством.

Эти функции государства должны быть отделены от его функций как посредника, арбитра в социальном партнерстве. Государство должно отка­заться от политического давления в отношении двух других партнеров в системе «трипартизма». Вмешательство государства в их отношения пред­ставляется лишь в тех случаях, когда той или иной стороной трудовых от­ношений нарушается трудовое законодательство, когда обе конфликтую­щие стороны не могут выработать компромиссного решения, когда дос­тигнутый компромисс наносит ущерб государственным интересам.

23.Социально-психологические аспекты социального менеджмента.

При рассмотрении вопросов социального управления необходимо учитывать их сложный характер и многообразие. Например, говоря об управлении, обычно подразумевают экономические, политические, административно-правовые, психологические, кибернетические аспекты управления. В структуре же социального управления не менее важным является моральный аспект, точнее, морально-этический, который рас­пространяется не только на управление личностью и коллективом, но и на все общество, область государственного управления.

Мораль входит в структуру социального управления в качестве её обязательного элемента, ибо в современном обществе процессы нравст­венно-психической жизни протекают одновременно и как регулируемые с помощью сознательно организованных механизмов и как регулируемые стихийно. Наличие данного обстоятельства позволяет употреблять кате­горию «управление» применительно к функционированию нравственной деятельности.

Недооценка же моральных аспектов при решении тех или иных за­дач управления может привести к возникновению нравственных кон­фликтов, как внутриличностных, так и производственно-органи­зационных, межличностных, к появлению негативной психической на­пряженности и «психических барьеров», мешающих освоению со­временной техники, технологии или новых организационных меро­приятий. Напротив, там, где мы проявляем интерес к нравственным ка­чествам своих коллег, членов коллектива, где сопоставляем поступки людей, их потребности, интересы, мотивы, там мораль становится мощным фактором совершенствования системы социального управления, развития человека как всесторонне развитой личности.

В условиях научно-технической революции необходим творческий подход к решению экономических задач, поэтому возникает необходи­мость создания таких производственных отношений между коллективом и отдельными работниками, при которых их способности могли бы наиболее полно реализовываться. Деловая, творческая обстановка и здоровый соци­ально-психологический климат являются важнейшими факторами, кото­рые оказывают благоприятное влияние на результаты производства.

Овладение основами педагогических знаний и навыков — обязан­ность каждого руководителя, поскольку управленческая деятельность всегда содержит в себе известный элемент педагогики.

В управленческой деятельности каждый руководитель должен:

-разъяснять работникам перспективы развития общества, возможно­сти в осуществлении целей организации и на этой основе решать слож­ные, но выполнимые задания;

-формировать цели и задачи вместе работниками, чтобы они созна­тельно повышали предъявляемые к ним требования;

-учитывать индивидуальные особенности каждого работника в воспитательной работе, а также в процессе контроля;

-ориентировать работника на рациональную деятельность, прини­мать во внимание их вероятную реакцию на получение задания и методы стимулирования.

Особенностью производственного коллектива является то, что он создает не только материальные и духовные блага, но и приобщается к социальной и культурной жизни. По мере того, как в коллективе начина­ют складываться отношения (инициатива, субординация, дисциплина и т.д.), возникают другие цели.

Неотъемлемым признаком коллектива является управление, без ко­торого он не может существовать, т.к. любой труд 'требует организации, планирования, регулирования и координации. Деятельность каждого его члена подчиняется общим интересам.

Руководитель обязан разбираться в факторах, под воздействием ко­торых складываются отношения работника к труду: традиции, профес­сиональная гордость, перспективы роста, привлекательность труда и т.д. Руководитель должен также постоянно заниматься профессиональным отбором и обучением кадров, уделять большое внимание соответствию психологических качеств предстоящей работе.

Используя в управлении психологические методы, необходимо пом­нить, что их следует применять только в комплексе с организационными, экономическими, социальными методами, что дает возможность добить­ся оптимальной работы системы управления.

24.Понятие, виды и роль исследований в деятельности менеджера

Менеджер (англ, manager, от manage - управлять) - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

• к организатору конкретного вида работ в рамках отдельного под­разделения или программно-целевой группы;

• руководителю предприятия или его подразделения (управления, отделения, отдела);

• руководителю но отношению к подчиненным;

• администратору любого уровня управления, организующему ра­боту в соответствии с современными методами;

• специалисту по управлению производством;

• предпринимателю-организатору в определенной сфере;

• члену руководящего состава фирмы, наделенному испол­нительной властью и осуществляющему определенные ему функции.

Виды менеджмента - специальные области управленческой деятель­ности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают общий и функциональный менедж­мент (рис. 1).

Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйствен­ных звеньев (центров прибыли).

Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, инновационной деятельностью, персоналом, марке­тингом, финансами и т. п.

 

 

Рис. 1. Объекты и виды менеджмента

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент. Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализа­цию философии организации, ее предпринимательской политики, опре­деление позиции организации в конкурентной нише рынка и формирова­ние общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент предполагает выработку набора страте­гий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха ор­ганизации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию приня­тых стратегий развития организации.

Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного разви­тия организации.

25.Методология системных исследований

Существенное место в современной науке занимает системный ме­тод исследования или (как часто говорят) системный подход.

Системный подход - направление методологии исследования, в ос­нове которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рас­смотрение объекта как системы.

Основные понятия системного подхода: "система", "элемент", "со­став", "структура", "функции", "функционирование" и "цель". Раскроем их для полного понимания системного подхода.

Система - объект, функционирование которого, необходимое и дос­таточное для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его эле­ментов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.

Элемент - внутренняя исходная единица, функциональная часть сис­темы, собственное строение которой не рассматривается, а учитываются лишь ее свойства, необходимые для построения и функционирования системы.

Состав — полная (необходимая и достаточная) совокупность элемен­тов системы, взятая вне ее структуры, то есть набор элементов. Структура - отношения между элементами в системе, необходимые и достаточные для того, чтобы система достигла цели.

Функции - способы достижения цели, основанные на целесообраз­ных свойствах системы.

Функционирование — процесс реализации целесообразных свойств системы, обеспечивающий ей достижение цели.

Цель — это то, чего система должна достигнуть на основе своего функционирования. Целью может быть определенное состояние системы или иной продукт ее функционирования. Цель, требуя для своего дости­жения определенных функций, обусловливает через них состав и струк­туру системы.

В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта и места эле­ментов в ней. Основные принципы системного подхода:

1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систе­му как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня.

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры

4. Множественность, позволяющая использовать множество кибер­нетических, экономических и математических моделей для описания от­дельных элементов и системы в целом.

 

26.Эффективность исследований. Параметры и критерии оценки исследований

Эффективность исследования - это нахождение такого варианта проведения исследования, который показывает кратчайший путь к успе­ху; это одна из характеристик исследования, которая показывает соотно­шение затрат усилий (или ресурсов) на его проведение и результата (или степени достижения цели). Эффективность исследования систем управ­ления обусловлена спецификой социально-экономических систем, ядром которых является человек. Связи, благодаря которым существуют эти си­стемы, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, мотивах и установках. Поэтому все изменения в деятельности предприятий связаны с человеком и обуслов­лены причинной связью и зависимостью. Задача исследования - рас­крыть и изучить эти причины. Эффективность исследований управления может определяться в зависимости от факторов, обусловленных класси­фикацией исследований: целевого назначения, области применения, результатов, источников финансирования, уровня постановки (заданная, инициативная), новизны поставленных задач, конструктивности.

Принципы обеспечения эффективности исследования: принцип объективности - это принцип соизмерения, сопоставления факторов с объек­тивной реальностью, возвращение к объективному в конечном результате размышлений, анализа идей, мыслей и позиций. Принцип системности - поиск и определение связей, целостностности, сопоставление свойств, нахождение границ внутренней и внешней среды.

Принцип последовательности - проведение исследования по опреде­ленной, заранее разработанной технологии.

Принцип целеустремленности: любое исследование должно иметь вполне определенную цель. Принцип свободы мышления определяет не­обходимость снятия ограничений в полете мысли, фантазии, воображе­ния, идей. Принцип управления мышлением: как и всякий процесс, мыш­ление должно быть управляемым процессом, в каких бы масштабах и формах оно ни осуществлялось. Принцип качественной и количествен­ной определенности исследования: по возможности исследования надо проводить, используя количественные измерители параметров, показате­ли, но при этом не терять качество изучаемых явлений. Принцип факто­логического обеспечения исследования: исследование необходимо стро­ить на фактах и отбирать факты соответствующим образом. В этом осно­ва и объективности исследования, и его успешности, а в конечном итоге и эффективности.

Оценка — это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может сделать менеджер или исследователь, тем больше вероят­ность успешного, рационального решения. Оценки могут быть про­граммно-тестовыми и экспертными. Первые очень широко используются з настоящее время, поскольку компьютерная техника открывает в этом отношении большие возможности. Но многие характеристики можно оценить только на основе работы группы экспертов. Очень эффективно сочетание этих двух видов оценок. Оценки разделяются также на коллек­тивные и индивидуальные, точные и приблизительные, эпизодические и периодические, общие и локальные, простые и сложные (последние все­гда построены на специальных расчетах, агрегировании информации, синтетических показателях).

Выбор вида оценки имеет большое значение в достижении успеха исследования.

27.Сущность предпринимательской деятельности

Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения ра­бот или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

Предпринимательской деятельности присущи некоторые специфи­ческие черты:

1) предприниматель всегда выступает как независимый, самостоя­тельно хозяйствующий субъект;

2) предприниматель несет материальную ответственность за свое де­ло (или в пределах всего имущества, или в пределах пая, или в объеме пакета акций);

3) предпринимательской деятельности присущ риск - вероятность возникновения убытков, недополучения предпринимателем дохода или даже его разорения;

4) предпринимательская деятельность всегда имеет своей целью получение прибыли.

Объектами предпринимательства являются: инновационная (исследования, разработки, технические услуги), производственная (по вы­пуску товаров и оказанию услуг) и торгово-посредническая деятельность.

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные част­ные лица, так и объединения партнеров (предприятия).

По виду, или назначению, предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной и др.

На процесс предпринимательской деятельности оказывает влияние ряд факторов:

• экономические условия

• социальные условия

28.Преимущества и недостатки различных форм организационно­-правовых форм предпринимательской деятельности

Преимущества ИП Недостатки ИП
• упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса; • свободное использование собственной выручки; • упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности; • упрощенный порядок принятия реше­ний. • ИП отвечает по обязательствам своим имуществом; • не может получать некоторые лицензии на лицензируемые виды деятельности; •некоторые крупные компании отказы­ваются работать с ИП; • ИП не подходит для совместного веде­ния бизнеса.
 

Индивидуальный предприниматель (ИП) - это физическое лицо, за­регистрированное в установленном порядке и осуществляющие предпри­нимательскую деятельность без образования юридического лица.

Преимущества и недостатки индивидуального предпринимателя. Таблица

Товарищества существуют в двух формах: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное).

Преимущества полного товарищества связаны с простотой органи­зации.

Недостатки полного товарищества:

ü невозможность выпуска акций и облигаций для привлечения дополнительного капитала;

ü необходимость особых доверительных отношений между пол­ными товарищами

Товарищества на вере имеют в основном те же преимущества и недостатки, что и полные товарищества. Дополнительное преимущество - для привлечения дополнительных средств они могут использовать капи­тал сторонних лиц

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...