Анализ конкурентной среды. Виды конкурентных стратегий.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Его нет в книге. 10.Бизнес-планирование в управлении предприятием Бизнес-планирование в России получило развитие с переходом экономики на рыночные отношения. Бизнес-план - это программа осуществления предпринимательского проекта. Бизнес планирование предприятия - это одно из необходимых условий эффективного управления производством. Этот процесс предполагает построение плана действий, определение шагов, которые ведут предприятие к намеченной цели. Достижение предприятием рыночного успеха без качественного бизнес-планирования невозможно, более того, отсутствие хорошего планирования ведет предприятие к значительным экономическим потерям и утрате финансовой стабильности. Для эффективного развития предприятия на нем осуществляется не-. сколько видов бизнес планирования: Стратегическое бизнес-планирование - этот вид бизнес планирования предприятия охватывает его перспективы на несколько лет вперед. Текущее технико-экономическое планирование - этот вид бизнес планирования предприятия охватывает период от 1 месяца до 1 года. Оперативно-производственное планирование - этот вид бизнес планирования предприятия представляет собой практически ежедневную детализацию текущих планов целого предприятия, его отдельных цехов и подразделений вплоть до каждого рабочего места. Важнейшим инструментом бизнес планирования для предприятия является его бизнес-план. Основные разделы бизнес-плана: • Описание продукции (работ, уедут); • Анализ рынка сбыта; • Стратегия маркетинга; • Организационный план; • План производства (производственная программа); • Обеспечение ресурсами; • Оценка рисков; • Финансовый план.
Тщательно разработанный бизнес-план дает возможность предвидеть и даже предупредить возможные опасности и рискованные ситуации в производственной деятельности. Именно бизнес-план является эффективным инструментом гибкого и рационального управления деятельностью предприятия. Для составления качественных планов на различные периоды деятельности предприятия необходимо комплексное исследование всех аспектов его производственной и коммерческой деятельности: • анализ внешней и внутренней среды предприятия; • анализ экономической ситуации на рынке; • определение необходимых изменений на предприятии для достижения целей бизнес планирования; • уточнение норм и нормативов, а также критериев успешности предприятия. Задачи бизнес планирования: • эффективное развитие производства; • привлечение инвестиций; • получение кредитов; финансовое оздоровление предприятия. 11.Отличие бизнес-плана от других плановых документов Бизнес-план - это программа осуществления предпринимательского проекта. Бизнес-план, как никакой из других планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Более близок к бизнес-плану такой привычный, известный ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Главное отличие ТЭО от бизнес-плана - это то, что технико-экономическое обоснование - это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты проекта, а коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми.
Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий: 1. в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них - ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план организации ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации; 2. стратегические планы — это обычно планы с растущим горизонтом времени. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки; 3. в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана. В условиях рыночной экономики функции ТЭО все чаще выполняют инвестиционные проекты, которые наиболее близки к бизнес-плану по структуре и характеру изложения материала. Понятие инвестиционного проекта может употребляться в двух случаях: как инвестиционная деятельность (реализация системы инвестиционных мероприятий), как система организационно-правовых, аналитических, инженерно-технических, экономических и расчетно-финансовых документов, необходимых для обоснования и проведения соответствующих работ по реализации проекта. Инвестиционный проект целесообразно рассматривать во втором смысле. Бизнес-план организации иногда выступает по отношению к инвестиционному проекту как документ, представляющий собой планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта. Таким образом, инвестиционный проект и бизнес-план могут быть близки по структуре. Структура бизнес-плана схожа с инвестиционным проектом, особенно в той его части, где проводится обоснование инвестиционного замысла. 12.Структура и содержание разделов бизнес-нлана Бизнес-план — это программа осуществления предпринимательского проекта.
Структура и содержание бизнес-плана: 1. Титульный лист и оглавление — содержит в себе заголовок плана; дату его подготовки; данные лица, который его составлял; для кого этот план подготовлен. Оглавление - это наиболее читаемая часть бизнес- плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать чёткое представление о всём содержании бизнес-плана. 2. Резюме — пишется в последнюю очередь, после того как бизнес- план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришёл предприниматель. 3. История бизнеса - раздел составляется в том случае, если предприятие существует, и прошло определённый путь развития. Информация данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы. 4. Анализ положения дел в отрасли - описывая отрасль, важно показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей). Необходимо описать своих конкурентов, долю рынка, которую они захватили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы. 5. Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии - должны быть описаны выбранные стратегии и их применение. 6. План производства - изложение должно быть предельно простым, не нужно злоупотреблять применением технического жаргона, так как читать этот раздел, скорее всего, будут люди без специального инженерного образования. Помимо технического описания план производства должен включать экономические расчёты издержек производства. 7. План маркетинга - маркетинговый раздел бизнес-плана нужен для того, чтобы: предприниматель смог осознать основные цели и задачи, стратегию маркетинговой деятельности фирмы; работники маркетинговых подразделений фирмы могли использовать план как руководство для действий по освоению и созданию рынка своего товара; инвесторы могли «литься в достаточной ёмкости и перспективности рынка.
8. Организационный план - знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы. 9. Финансовый план - включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности. 10. План исследований и разработок — Не каждая фирма обладает необходимыми возможностями для проведения научных исследований разработок (НИОКР). Поэтому небольшие фирмы, только осваивающие бизнес, часто довольствуются использованием уже существующих разработока, имитацией тех или иных технологий производства и товаров. 13.Понятие кризис. Этаны развития кризиса организации. Классификация кризисов Кризис - это крайнее обострение противоречий в процессе развития социально-экономической системы, дестабилизирующее ее и угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Любую ситуацию, в которой желаемое состояние объекта управления не соответствует действительному, можно считать кризисной. В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается в его явных прошениях. когда фактически нет предпосылок к его возникновению. Это определяется тем, что в управлении всегда существует неопределенность, обусловленная тем, что любая социально-экономическая система развивается циклично. В условиях постоянных изменений внешней и внутренней среды, управляемых и неуправляемых процессов изменяются и сама организация и ее окружение: потребители, конкуренты, поставщики и т.д. Любой процесс функционирования и развития организационных систем связан с преодолением трудностей, вызванных взаимодействием внешней и внутренней среды, объекта и субъекта управления. Это взаимодействие имеет диалектическую природу, а разрешение противоречий порождает закономерность наступления и разрешения кризисов. Всю совокупность факторов, которые способны привести организацию к кризису, можно разделить на две группы: - внешние по отношению к организации, на которые она не в состоянии влиять или ее влияние ограничено; - внутренние, возникающие в результате деятельности самой организации. К наиболее распространенным причинам кризисов в развитии социально-экономической системы относятся: - финансово-экономическая ситуация в стране; - острая конкуренция; - непрофессиональное управление (ошибочные решения); -рискованное развитие (стратегия); - кризисное управление (создающее конфликты, кризисы);
-сложная социально-политическая обстановка; - природные катаклизмы. Любой кризис развивается поэтапно. Этапы развития кризиса могут повторять жизненный цикл предприятия или быть специфичными для организации. В развитии социально-экономических систем этапы развития кризисов связаны с цикличностью экономики. Этапы развития кризиса могут быть следующими: зарождение кризиса, развитие кризиса, зрелость кризиса, спад кризиса, ликвидация кризиса. Процесс развития кризисов носит цикличный характер. 14.Причины экономической несостоятельности организаций Экономическая несостоятельность предприятия - неспособность предприятия поддерживать свою экономическую независимость путем укрепления финансового состояния и повышения эффективности использования всей совокупности и каждого вида ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), выполнения за отчетный период обязательств перед работниками, партнерами, кредиторами и другими экономическими агентами включая государство). Экономическая несостоятельность включает в себя не столько неспособность должника исполнить обязанность по уплате платежей и в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, сколько неспособность адаптироваться к изменениям, происходящим во внешнем и внутреннем окружении организации. Если повысить конкурентоспособность не удается, организация оказывается в кризисном состоянии, следствием которого становится ее неплатежеспособность и банкротство. Внешним признаком экономической несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей. Следует отметить, что абсолютно платежеспособным является предприятие, капитал которого полностью является собственным, а обязательства отсутствуют. В то же время предприятие может абсолютно не иметь собственного капитала, работать целиком на заемных средствах и оставаться платежеспособным. Все зависит от темпов поступления выручки. В общем и целом неплатежеспособность предприятия как тенденция прямо пропорциональна объему обязательств и обратно пропорциональна величине среднедневной выручки. Если за определенный период темпы роста обязательств были выше. темпов прироста выручки, то предприятие продвинулось в направлении теста неплатежеспособности. В общем случае причинами неплатежеспособности являются факторы влияющие на: - снижение или недостаточный рост выручки; - опережающий прирост обязательств. Замедление темпов роста выручки либо ее абсолютное снижение наблюдается при: - затоваривании, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или снижения на нее потребности; - растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с ненадлежащим покупателем или не свободно в выборе надлежащего; - сужении рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т.д. Опережающий темп прироста обязательств наблюдается в случаях, когда: - предприятие осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения), которые не сопровождаются соответствующим ростом выручки; — предприятие загружает производство избыточными (неработающими) запасами, которые не увеличивают объемов производства и выручки; — предприятие наращивает средства в расчетах (сумма раздела III активов баланса), которые практически не имеют отношения к выручке; — предприятие несет прямые убытки. Данный комплекс общих причин неплатежеспособности характерен для всех предприятий, испытывающих трудности своевременного расчета по своим обязательствам, независимо от страны производства и рынка. В общем и целом причины неплатежеспособности могут быть сведены к двум основным: — отставанию от запросов рынка (по предлагаемому ассортименту, по качеству, по цене и т.д.). В этом случае можно говорить о болезни бизнеса; — неудовлетворительному финансовому руководству предприятием, когда оно избыточно отягощается обязательствами. В данном случае можно говорить о болезни финансового управления или менеджмента. Первый случай наиболее наглядно отражается на выручке, второй — на приросте массы обязательств Таким образом, экономическая несостоятельность предприятия связана с общей финансовой структурой, степенью зависимости предприятия от кредиторов и инвесторов. Банкротство в отличие от экономической несостоятельности является юридическим фактом и может быть признан только после вынесения арбитражным судом соответствующего судебного акта. Банкротство - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. 15.Определение неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий Неудовлетворительная структура баланса характеризуется таким состоянием имущества и обязательств, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной ликвидностью имущества. Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса включает следующие финансовые показатели, рассчитанные на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия: — коэффициент текущей ликвидности, который характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия; — коэффициент обеспеченности собственными средствами, который определяет наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости; — коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, который характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить (утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода. Структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие - неплатежеспособным, если выполняется одно из следующих условий: • коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2; • коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1. Признание предприятия неплатежеспособным не означает признания его несостоятельным, не влечет за собой наступления гражданско-правовой ответственности собственника. В случае если хотя бы один из указанных коэффициентов не отвечает установленным выше требованиям, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за предстоящий период (6 месяцев). Если коэффициент текущей ликвидности больше или равен 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами больше или равен 0,1, то рассчитывается коэффициент возможной утраты платежеспособности за предстоящий период (3 месяца). Таким образом, наличие реальной возможности у предприятия восстановить (или утратить) свою платежеспособность в течение определенного, -ранее назначенного периода выясняется с помощью коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности.
16Сущность, цели, эффективность и основные мероприятия Реструктуризация — радикальный способ преобразования организации, изменение всех ее составляющих или структур: структуры собственности, активов и пассивов, производственной и организационной структур управления. Реструктуризацию следует рассматривать как естественный постоянный процесс. Она проводится каждый раз, когда предприятие сталкивается со снижением эффективности деятельности. Необходимость реструктуризации предприятия возникает, как правило, в трех ситуациях: 1) предприятие находится в кризисе; 2) текущее состояние предприятия удовлетворительное, однако прогнозы его деятельности неблагоприятны, наблюдается падение конкурентоспособности, отклонение фактического состояния от запланированного; 3) благополучные и быстро растущие предприятия, наращивающие отрыв от конкурентов на основе уникальных конкурентных преимуществ. Основные цели реструктуризации: • обеспечение дееспособности в краткосрочном периоде (например, восстановление платежеспособности предприятия); • восстановление конкурентоспособности предприятия долгосрочном периоде. Краткосрочные критерии эффективности представлены пятью основными показателями, среди которых: продуктивность, эффективность (производительность), качество, гибкость реакции, удовлетворенности персонала. Среднесрочные критерии эффективности представлены двумя показателями: 1. Конкурентоспособность организации — характеризует положение организации в отрасли (на рынке) и ее способность вести успешно конкурентную борьбу. 2. Развитие означает реализацию упреждающих стратегий, позволяющих своевременно реагировать на изменения в случае их возникновения. Долгосрочный критерий эффективности реструктуризации - показатель выживаемости. Каждая организация стремится к выживанию, и ей это удается, если менеджмент обеспечивает краткосрочную и долгосрочную эффективность. Существует два способа проведения реструктуризации имущественного комплекса предприятия: 1. Непосредственное отчуждение материальных активов (продажа, безвозмездная передача, сдача в аренду, списание). Оно уменьшает активы и валюту баланса предприятия; 2. Замещение активов предприятия на права участия в новой организации, создаваемой на базе этих активов. Создаются новые юридические лица, а доли участия в их капитале оплачиваются за счет имущества реорганизуемого предприятия. При этом валюта баланса не меняется, отдельные статьи актива баланса уменьшаются, и увеличивается статья «долгосрочные финансовые вложения» внеоборотных активов. Метод замещения активов специально был разработан для системы антикризисного управления и доказал свою эффективность на практике. 17.Современная концепция качества. Принципы всеобщего качества и их эволюция Управление качеством начиналось с выходного контроля готовой продукции. Стройный механизм управления качеством каждого отдельного изделия дала система Фредерика Уинслоу Тейлора, датируемая 1905 г. Эта система устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов(интервалов допусков), названных калибрами. Контроль осуществлялся специалистами (инспекторами). Система Тейлора ввела деление продукции на качественную и дефектную (брак). Долгое время (до середины 1950-х гг.) управление качеством сводилось к контролю качества продукции и относилось к инженерно- техническим вопросам, в то время как проблематика общего менеджмента носила ярко выраженный организационный характер с социально-психологическим оттенком. В то время как в области управления качеством совершенствовались, прежде всего, методы контроля (контрольные карты В. Шухарта, таблицы выборочного контроля Г. Доджа и Г. Роминга и др.). Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название - всеобщее управление качеством. Total Quality Management - философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции. Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих: - качества продукции; - качества организации процессов; - уровня квалификации персонала. Это позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса. Качество определяется следующими категориями: - степень реализации требований клиентов; - рост финансовых показателей компании; - повышение удовлетворенности служащих компании своей работой. Философия всеобщего качества включает несколько базовых управленческих концепций: 1. Сфокусированность на потребителях и стейкхолдерах. 2. Ориентация на процесс. 3. Постоянное совершенствование и обучение. 4. Наделение сотрудников полномочиями и командная работа. 5. Управление на основе фактов. 6. Масштабное лидерство. Всеобщее управление качеством — это система управления, основанная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. TQM определяется как сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике, основанный на фактах, управляемый командный процесс. TQM направлен на планомерное достижение стратегической цели организации через непрерывное улучшение работы. Всеобщее управление качеством - это не программа; это систематический, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ее улучшение. 14 универсальных принципов Эдварда Деминга: 1. Установите соответствие целей с планом повышения качества. 2. Примите новую философию качества. 3. Положите конец негативной зависимости от слишком частых инспекций и аудита качества. 4. Прекратите практику выбора поставщиков, основываясь исключительно на стоимости их товаров и услуг. 5. Идентифицируйте проблемы и работайте непрерывно, чтобы улучшить систему контроля качества. 6. Учредите обучение. 7. Обучите и учредите руководство. 8. Искорените страх на работе. 9. Устраните барьеры между подразделениями. 10. Избегайте пустых лозунгов на рабочих местах. 11. Минимизируйте (или оптимизируйте) рабочие стандарты и количественные показатели на производстве. 12. Дайте возможность сотрудникам гордиться своим мастерством. 13. Поощряйте и стимулируйте развёрнутые образовательные программы, программы пере- и повышения квалификации. 14. Преобразовывайте. Эти 14 принципов образуют основу Всеобщего управления качеством. 18.Роль качества в стратегическом управлении организацией. Качество как конку рентное преимущество Конкурентное преимущество — способность компании добиваться на рынке превосходства над своими соперниками. Достижение устойчивого конкурентного преимущество зависит от успешной реализации стратегии фирмы. У устойчивого конкурентного преимущества можно выделить 6 характеристик, каждая из которых поддерживается принципами всеобщего качества: 1. Взаимосвязь конкурентного преимущества с потребительскими запросами. 2. Конкурентное преимущество вносит большой вклад в успех бизнеса. 3. Конкурентное преимущество учитывает уникальные ресурсы организации и объединяет их с возможностями окружающей среды. 4. Конкурентное преимущество устойчиво, уникально, трудно копируемо. 5. Конкурентное преимущество закладывает основу для дальнейшего совершенствования. 6. Конкурентное преимущество задает общую направленность и мотивирует всю организацию. Сфокусированность на всеобщем качестве становится важным средством для разработки устойчивого конкурентного преимущества, для его достижения и удержания. В условиях рыночной экономики, все больше обостряется конкурентная борьба между производителями продукции. Важная роль отводится такому аспекту, как удовлетворение потребностей покупателя, а потребительские свойства товара в значительной степени определяют его цену. Покупатели становятся более требовательны к качеству продукции. Следовательно, наблюдается тенденция, направленная на достижение высшего уровня качества и создание надежных изделий, что и определяет конкурентоспособность продукции. Конкурентоспособность продукции — это: 1) «способность товара удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию данной продукции»; 2) «совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя». Следовательно, обеспечение уровня качества соответствующего требованиям, предъявляемым покупателями на данном рынке, является одним из важных и обязательных условий конкурентоспособности продукции товаропроизводителя. Традиционно выделяется 2 типа конкурентного преимущества: низкие издержки и дифференциация. Современные разработки так же выделяют третий источник конкурентного преимущества - персонал организации. 19.Модели формирования систем качества Международный стандарт ИСО 9000 — это уникальный социокультурный феномен, оказавший заметное влияние на практику управления производственными процессами. Основная миссия, предназначение стандартов ИСО серии 9000 состоит в регламентировании процесса создания определенной системы менеджмента качества (СМК), которая будет удовлетворять требованиям стандартов и может быть официально сертифицирована на международном уровне. Важно понимать, что соответствие стандарту ISO 9001 не гарантирует высокое качество продукции. Термин «Quality management» здесь было бы правильнее переводить как «Управление качеством». Соответствие требованиям и рекомендациям этих стандартов говорит о способности предприятия: - делать всё максимально возможное для достижения поставленных перед собой целей; - улучшать результативность своей деятельности. Также соответствие требованиям ISO 9001 свидетельствует о некотором уровне надежности поставщика и добротности его компании. С точки зрения современных компаний, соответствие требованиям ISO 9001 - это тот минимальный уровень, который даёт возможность вхождения в рынок. Сам сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым подтверждением достижения требований стандарта. Цель серии стандартов ISO 9000 - стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году 3 версии стандартов ISO серии 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. ISO 9004 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя, такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия. Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения используются во всех стандартах ISO серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания основных элементов системы менеджмента качества продукции согласно стандартам ISO серии 9000. ISO 9000 определяют 8 Принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшения. Основные принципы стандартов ИСО серии 9000: 1. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. 2. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации. 3. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности. 4. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. 5. Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей. 6. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. 7. Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. Шесть сигм (six sigma) - высокотехнологичная методика точной настройки бизнес-процессов, применяемая с целью минимизации вероятности возникновения дефектов в операционной деятельности. Название происходит от статистической категории «среднеквадратическое отклонение», обозначаемой греческой буквой а. Методика «шести сигм» разработана в корпорации Motorola, США в 1986 г. Плановый показатель качества при использовании этой методики - не более 3,4 отклонения s дефекта) на миллион операций. Метод основывается на шести базовых принципах: 1. Искренний интерес к клиенту 2. Управление на основе данных и фактов 3. Ориентированность на процесс, управление процессом и совершенствование процесса 4. Проактивное (упреждающее) управление 5. Сотрудничество без границ (прозрачность внутрикорпоративных барьеров) 6. Стремление к совершенству плюс снисходительность к неудачам При реализации проектов по методике используется последовательность этапов DMAIC (define, measure, analyze, improve, control — выявить, «мерить, проанализировать, усовершенствовать, проконтролировать). Методика «Шесть сигма», является стратегией управления деятельностью предприятия и нашла широкое применение во многих отраслях промышленности. Первоначально методика «Шесть сигма» была разработана в качестве комплекса мер, направленных на усовершенствование процессов производства и устранения дефектов, однако впоследствии она нашла применение в других видах бизнес-процессов. В концепцию Шесть сигма» заложено утверждение, что в качестве дефекта рассматривается любое несоответствие, которое может привести к неудовлетворённости потребителя. Методика «Шесть сигма», как и её предшественники, основывается на следующих принципах: 1. Для успешного ведения бизнеса необходимо постоянно стремиться к к установлению устойчивого и предсказуемого протекания процессов. 2. Показатели (KPI), характеризующие протекание процессов производства и бизнес-процессов, должны быть измеряемыми, контролируемыми улучшаемыми, а также отражать изменения в протекании процессов. 3. Для достижения постоянного улучшения качества необходимо вовлечение персонала организации на всех уровнях, особенно высшего руководства. Методика «Шесть сигма» имеет несколько отличительных черт от предыдущих методик управления качеством: - результаты каждого проекта «Шесть сигма» должны быть измеряемыми и выражаться в количественном отношении; - высшее руководство в большей степени рассматривается как сильный и харизматичный лидер, на которого можно положиться; - создание специальной системы присвоения званий специалистам методики «Шесть сигма»; - принятие решений только на основе поддающейся проверке информации, без допущений и предположений. Цель применения «Шесть сигма» — достичь этого уровня дефектности во всех видах процессов или добиться лучшего показателя. 20.Процессный подход к разработке Одним из важнейших достижений современной доктрины достижения качества является принцип процессного подхода к выполнению работы. Разработчики последней версии международных стандартов сертификации системы качества серии ИСО 9000 подчеркивают, что основным достижением этой версии является именно процессный подход в достижении качества. Стандарт ИСО 9001 - цитата: «Настоящий стандарт отстаивает применение принципа «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей посредством выполнения их требований». Для успешного функционирования организация должна определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также их менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом». Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. При применении внутри системы менеджмента качества такой подход подчеркивает важность: - понимания требований и соответствия им; - необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавления ценности; - достижения результатов в рабочих характеристиках процессов и эффективности; - постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении. Основные принципы внедрения процессного подхода в работу современной организации. 1. Для достижения наилучшего результата соответствующие ресурсы и деятельность, в которую они вовлечены, нужно рассматривать как процесс. 2. Процессная модель предприятия состоит из множества бизнес- процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия. 3. Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для самой организации, потребителя, клиента или заказчика. Обычно на практике применяются следующие виды бизнес-процессов: - основной, на базе которого осуществляется выполнение функций по текущей деятельности предприятия по производству продукции или оказанию услуг; - обслуживающий, на базе которого осуществляется обеспечение производственной и управленческой деятельности организации. При применении процессного подхода структура управления предприятием включает два уровня: управление в рамках каждого бизнес-процесса, управление группой бизнес-процессов на уровне всей организации. Для более глубокого понимания процессного подхода необходимо применять цикл Деминга-Шухарта «Plan - Do - Check - Act» (PDCA). Это «планирование - осуществление - проверка - действие». Использование этого цикла позволяет на практике реализовать непрерывное улучшение процессов, направленное на повышение эффективности работы организации. На основе процессного подхода организация должна определить процессы проектирования, производства и поставки продукции или услуги. С помощью управления процессами достигается удовлетворение потребностей заказчиков. 21.Понятие «социальная политика», ее сущность, основные задачи и роль в жизни общества Социальная политика как одна из основных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, а именно: политическая деятельность, которая направлена на решение проблем, именуемых социальными. Отражение социального характера современного государства в Конституции РФ (ст. 7).(забота о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека) Социальная сфера как объект социальной политики. Цель и сущность социальной политики. Оказание помощи, поддержка людям со стороны социальной системы, в которую они входят, путем использования общественного потенциала, в первую очередь - финансово-экономического потенциала (через налоговую систему, развитие социальной сферы жизни общества; совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение их жизненных потребностей; оказание им необходимой социальной поддержки, помощи и защиты) Задачи социальной политики на современном этапе (социальные гарантии в области доходов населения, пенсионное обеспечение, жилищная сфера, регулирование занятости, программы охраны здоровья и медицинского обслуживания, услуги социального характера, поддержка малого и среднего предпринимательства и др.) 22.Социальное партнерство: понятие, принципы, специфика Социальное партнерство - это специфический тип общественных отношений, при котором достигается определенный баланс реализации основных интересов важнейших социальных групп общества, обеспечивается исторически обусловленный компромисс в реализации интересов главных субъектов социально — экономических процессов рыночного общества. Сущность этого типа отношений характеризуется следующими особенностями: Во-первых, это отношение между социальными группами, классами, имеющими существенно отличающиеся социально-экономические интересы, т.е., речь идет об отношениях между социальными общностями, интересы которых не совпадают в своей основе, общностями, которые могут слиться, образовать социальное единство. У каждой из этих общностей свое назначение и вполне определенная общественная роль. В обществе, основывающемся на рыночных принципах, возможными социальными партнерами могут быть предприниматели, частные или ассоциированные собственники, главным социальным интересом которых является получение прибыли, и наемные работники, лишенные собственности, главный социальный интерес которых (как носителей и продавцов своей рабочей силы) состоит в получении средств существования путем продажи своей рабочей силы. Естественно, что социальные интересы этих классов не могут никогда слиться, и каждый из этих классов несет свой «крест» в обществе, выполняет свою, присущую только ему социальную функцию. Во-вторых, социальное партнерство - это такое отношение между классами, при котором преследуется цель не совмещения интересов, что само по себе невозможно, а достижения, оптимального баланса в реализации этих интересов. Речь идет о создании такой экономической, социальной и политической ситуации, при которой предприниматель, собственник, может обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, наемный работник получает достойные (по меркам своего общества, страны, времени) условия существования, реализации своих коренных социальных интересов. В-третьих, социальное партнерство - это обоюдовыгодное, обоюдонеобходимое взаимодействие между этими классами, в котором объективно заинтересованы каждая из сторон. Именно поэтому социальное партнерство есть отрицание, альтернатива всякой диктатуре (личности или класса). С другой стороны, социальное партнерство, по самой своей сути, связанное с договором, соглашением, между партнерами, взаимными, разумными уступками, противоречит социальному соглашательству, т.е. постоянным, принципиальным уступкам одного класса другому. Социальное партнерство - это шаг к реализации прав трудящихся через сотрудничество и взаимные уступки двух основных социальных групп: работодателей и наемных работников Наиболее полно идеи социального партнерства разработаны и воплощены в жизнь в теоретической и практической деятельности Международной организации труда (МОТ). Эта старейшая международная организация, возникшая в 1919 г. за десятилетия своего существования не только создала развернутую концепцию социального партнерства, но и по существу стала высшим звеном регуляции трудовых отношений на мировом рынке труда. С этого времени и сам термин «социальное партнерство» получает официальное гражданство и вводится в широкий научный оборот. Одной из важнейших функций МОТ является осуществление нормотворческой деятельности в области трудовых отношений. За годы своего существования она приняла большое число нормативных документов, которые в сумме составляют нечто вроде Международного кодекса труда: это свод 181 Конвенцией и 188 Рекомендаций МОТ. В Кодексе дана развернутая правовая основа социального партнерства в виде конкретных правовых норм, содержащихся в специальных юридических актах - Конвенциях и Рекомендациях МОТ. В них заложены основные правовые нормы, определяющие правовой статус всех субъектов социального партнерства. Правовой аспект Международного Кодекса труда может быть вкратце сведен к следующим моментам: - признание права профсоюзов на законодательную инициативу и равноправие социальных партнеров; - существование в государствах-членах МОТ арбитражных органов по разрешению социально - трудовых конфликтов; - создание в государствах — членах МОТ условий для обеспечения независимости социальных партнеров друг от друга, автономности их функций; - в действиях социальных партнеров отсутствует императив политических амбиций и идеологических установок. Эти важнейшие черты Международного Кодекса труда составляют правовую идеологию социального партнерства. Конвенции МОТ касаются таких вопросов, как свобода объединений, право на коллективные переговоры, содействие коллективным переговорам, коллективные договоры и соглашения, примирение и арбитраж, консультации и сотрудничество между органами государственной власти и организациями трудящихся и предпринимателей на отраслевом и национальном уровнях. Субъектами социального партнерства как определенного типа социально — трудовых отношений являются собственники, предприниматели и наемные работники, вступающие на рынке труда в определенные отношения по вопросу купли - продажи рабочей силы. Субъектами же системы социального партнерства, т.е. людьми носителями, олицетворяющими и реализующими в своей практической деятельности ее задачи и принципы, являются представители работников, их органы и организации, работодатели и их представители, их органы и организации, органы государственной и муниципальной исполнительной власти, их представители. В рамках системы социального партнерства все ее субъекты выступают в качестве независимых и равноправных сторон. Этот «треугольник» в мировой практике получил название «трипартизм», что в переводе означает «три части». Профсоюзы. Самым главным делом профсоюзов следует признать выполнение ими функций представительства и защиты законных прав и интересов грудящихся: охрана прав, недопущение административного произвола в отношении работников, улучшение условий их труда и быта и т.д. Защитная деятельность профсоюзов трудоспособных граждан во всем мире охватывает три основные направления: занятости, оплата туда и условия труда. Предприниматели (работодатели). Становление социального партнерства неразрывно связано со становлением предпринимательских ассоциаций в качестве равноправной стороны договора. Объединения предпринимателей играют очень важную роль на рынке труда. Они выступают здесь, прежде всего, в качестве основного социального партнёра профсоюзов трудящихся. Главный интерес предпринимателя заключается, прежде всего, в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес большую прибыль. А этого можно достичь лишь при стабильном, устойчивом состоянии коллектива, региона, отрасли и общества. Поэтому российский предприниматель заинтересован в социальном партнерстве, как инструменте социального мира. Для него опасна ситуация политической конфронтации. Любой предприниматель непосредственно заинтересован в том, чтобы избежать острых социальных конфликтов, так как они сводят на нет его главную экономическую цель — получение прибыли. Именно государство объединяет всех граждан страны и способно представлять их общие потребности, интересы и цели, выражать общую волю народа, закреплять ее посредством законодательства и иных форм правотворчества. Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех ипостасях: собственника, законодателя и арбитра (посредника). Государство продолжает оставаться крупным собственником и работодателем. В этом качестве государство выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений. Далее, роль государства заключается, в частности, в разработке соответствующего трудового и социального законодательства. В настоящее время правовая база социального партнерства в России слаба. Развивая ее, важно систематически внедрять нормы международного права, ратифицировать ряд конвенций МОТ, предусматривающих льготные условия для работников и работодателей по сравнению с существующим российским законодательством. Эти функции государства должны быть отделены от его функций как посредника, арбитра в социальном партнерстве. Государство должно отказаться от политического давления в отношении двух других партнеров в системе «трипартизма». Вмешательство государства в их отношения представляется лишь в тех случаях, когда той или иной стороной трудовых отношений нарушается трудовое законодательство, когда обе конфликтующие стороны не могут выработать компромиссного решения, когда достигнутый компромисс наносит ущерб государственным интересам. 23.Социально-психологические аспекты социального менеджмента. При рассмотрении вопросов социального управления необходимо учитывать их сложный характер и многообразие. Например, говоря об управлении, обычно подразумевают экономические, политические, административно-правовые, психологические, кибернетические аспекты управления. В структуре же социального управления не менее важным является моральный аспект, точнее, морально-этический, который распространяется не только на управление личностью и коллективом, но и на все общество, область государственного управления. Мораль входит в структуру социального управления в качестве её обязательного элемента, ибо в современном обществе процессы нравственно-психической жизни протекают одновременно и как регулируемые с помощью сознательно организованных механизмов и как регулируемые стихийно. Наличие данного обстоятельства позволяет употреблять категорию «управление» применительно к функционированию нравственной деятельности. Недооценка же моральных аспектов при решении тех или иных задач управления может привести к возникновению нравственных конфликтов, как внутриличностных, так и производственно-организационных, межличностных, к появлению негативной психической напряженности и «психических барьеров», мешающих освоению современной техники, технологии или новых организационных мероприятий. Напротив, там, где мы проявляем интерес к нравственным качествам своих коллег, членов коллектива, где сопоставляем поступки людей, их потребности, интересы, мотивы, там мораль становится мощным фактором совершенствования системы социального управления, развития человека как всесторонне развитой личности. В условиях научно-технической революции необходим творческий подход к решению экономических задач, поэтому возникает необходимость создания таких производственных отношений между коллективом и отдельными работниками, при которых их способности могли бы наиболее полно реализовываться. Деловая, творческая обстановка и здоровый социально-психологический климат являются важнейшими факторами, которые оказывают благоприятное влияние на результаты производства. Овладение основами педагогических знаний и навыков — обязанность каждого руководителя, поскольку управленческая деятельность всегда содержит в себе известный элемент педагогики. В управленческой деятельности каждый руководитель должен: -разъяснять работникам перспективы развития общества, возможности в осуществлении целей организации и на этой основе решать сложные, но выполнимые задания; -формировать цели и задачи вместе работниками, чтобы они сознательно повышали предъявляемые к ним требования; -учитывать индивидуальные особенности каждого работника в воспитательной работе, а также в процессе контроля; -ориентировать работника на рациональную деятельность, принимать во внимание их вероятную реакцию на получение задания и методы стимулирования. Особенностью производственного коллектива является то, что он создает не только материальные и духовные блага, но и приобщается к социальной и культурной жизни. По мере того, как в коллективе начинают складываться отношения (инициатива, субординация, дисциплина и т.д.), возникают другие цели. Неотъемлемым признаком коллектива является управление, без которого он не может существовать, т.к. любой труд 'требует организации, планирования, регулирования и координации. Деятельность каждого его члена подчиняется общим интересам. Руководитель обязан разбираться в факторах, под воздействием которых складываются отношения работника к труду: традиции, профессиональная гордость, перспективы роста, привлекательность труда и т.д. Руководитель должен также постоянно заниматься профессиональным отбором и обучением кадров, уделять большое внимание соответствию психологических качеств предстоящей работе. Используя в управлении психологические методы, необходимо помнить, что их следует применять только в комплексе с организационными, экономическими, социальными методами, что дает возможность добиться оптимальной работы системы управления. 24.Понятие, виды и роль исследований в деятельности менеджера Менеджер (англ, manager, от manage - управлять) - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно: • к организатору конкретного вида работ в рамках отдельного подразделения или программно-целевой группы; • руководителю предприятия или его подразделения (управления, отделения, отдела); • руководителю но отношению к подчиненным; • администратору любого уровня управления, организующему работу в соответствии с современными методами; • специалисту по управлению производством; • предпринимателю-организатору в определенной сфере; • члену руководящего состава фирмы, наделенному исполнительной властью и осуществляющему определенные ему функции. Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент (рис. 1). Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли). Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.
Рис. 1. Объекты и виды менеджмента По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент. Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений. Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации. Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. 25.Методология системных исследований Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход. Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Основные понятия системного подхода: "система", "элемент", "состав", "структура", "функции", "функционирование" и "цель". Раскроем их для полного понимания системного подхода. Система - объект, функционирование которого, необходимое и достаточное для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом. Элемент - внутренняя исходная единица, функциональная часть системы, собственное строение которой не рассматривается, а учитываются лишь ее свойства, необходимые для построения и функционирования системы. Состав — полная (необходимая и достаточная) совокупность элементов системы, взятая вне ее структуры, то есть набор элементов. Структура - отношения между элементами в системе, необходимые и достаточные для того, чтобы система достигла цели. Функции - способы достижения цели, основанные на целесообразных свойствах системы. Функционирование — процесс реализации целесообразных свойств системы, обеспечивающий ей достижение цели. Цель — это то, чего система должна достигнуть на основе своего функционирования. Целью может быть определенное состояние системы или иной продукт ее функционирования. Цель, требуя для своего достижения определенных функций, обусловливает через них состав и структуру системы. В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта и места элементов в ней. Основные принципы системного подхода: 1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. 2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. 3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры 4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
26.Эффективность исследований. Параметры и критерии оценки исследований Эффективность исследования - это нахождение такого варианта проведения исследования, который показывает кратчайший путь к успеху; это одна из характеристик исследования, которая показывает соотношение затрат усилий (или ресурсов) на его проведение и результата (или степени достижения цели). Эффективность исследования систем управления обусловлена спецификой социально-экономических систем, ядром которых является человек. Связи, благодаря которым существуют эти системы, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, мотивах и установках. Поэтому все изменения в деятельности предприятий связаны с человеком и обусловлены причинной связью и зависимостью. Задача исследования - раскрыть и изучить эти причины. Эффективность исследований управления может определяться в зависимости от факторов, обусловленных классификацией исследований: целевого назначения, области применения, результатов, источников финансирования, уровня постановки (заданная, инициативная), новизны поставленных задач, конструктивности. Принципы обеспечения эффективности исследования: принцип объективности - это принцип соизмерения, сопоставления факторов с объективной реальностью, возвращение к объективному в конечном результате размышлений, анализа идей, мыслей и позиций. Принцип системности - поиск и определение связей, целостностности, сопоставление свойств, нахождение границ внутренней и внешней среды. Принцип последовательности - проведение исследования по определенной, заранее разработанной технологии. Принцип целеустремленности: любое исследование должно иметь вполне определенную цель. Принцип свободы мышления определяет необходимость снятия ограничений в полете мысли, фантазии, воображения, идей. Принцип управления мышлением: как и всякий процесс, мышление должно быть управляемым процессом, в каких бы масштабах и формах оно ни осуществлялось. Принцип качественной и количественной определенности исследования: по возможности исследования надо проводить, используя количественные измерители параметров, показатели, но при этом не терять качество изучаемых явлений. Принцип фактологического обеспечения исследования: исследование необходимо строить на фактах и отбирать факты соответствующим образом. В этом основа и объективности исследования, и его успешности, а в конечном итоге и эффективности. Оценка — это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может сделать менеджер или исследователь, тем больше вероятность успешного, рационального решения. Оценки могут быть программно-тестовыми и экспертными. Первые очень широко используются з настоящее время, поскольку компьютерная техника открывает в этом отношении большие возможности. Но многие характеристики можно оценить только на основе работы группы экспертов. Очень эффективно сочетание этих двух видов оценок. Оценки разделяются также на коллективные и индивидуальные, точные и приблизительные, эпизодические и периодические, общие и локальные, простые и сложные (последние всегда построены на специальных расчетах, агрегировании информации, синтетических показателях). Выбор вида оценки имеет большое значение в достижении успеха исследования. 27.Сущность предпринимательской деятельности Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке. Предпринимательской деятельности присущи некоторые специфические черты: 1) предприниматель всегда выступает как независимый, самостоятельно хозяйствующий субъект; 2) предприниматель несет материальную ответственность за свое дело (или в пределах всего имущества, или в пределах пая, или в объеме пакета акций); 3) предпринимательской деятельности присущ риск - вероятность возникновения убытков, недополучения предпринимателем дохода или даже его разорения; 4) предпринимательская деятельность всегда имеет своей целью получение прибыли. Объектами предпринимательства являются: инновационная (исследования, разработки, технические услуги), производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг) и торгово-посредническая деятельность. Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров (предприятия). По виду, или назначению, предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной и др. На процесс предпринимательской деятельности оказывает влияние ряд факторов: • экономические условия • социальные условия 28.Преимущества и недостатки различных форм организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
Индивидуальный предприниматель (ИП) - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Преимущества и недостатки индивидуального предпринимателя. Таблица Товарищества существуют в двух формах: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное). Преимущества полного товарищества связаны с простотой организации. Недостатки полного товарищества: ü невозможность выпуска акций и облигаций для привлечения дополнительного капитала; ü необходимость особых доверительных отношений между полными товарищами Товарищества на вере имеют в основном те же преимущества и недостатки, что и полные товарищества. Дополнительное преимущество - для привлечения дополнительных средств они могут использовать капитал сторонних лиц
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|