П. Я. Гальперин (современная концепция).
Он изучал возможности освоения учащимися новых содержательных понятий. Его методика получила название «Теория поэтапного формирования умственных действий». В основе теории лежит алгоритм – это строгая последовательность выполнения действий приводящих к заданному результату. Это обучение широко используется в начальной школе и имеет следующие этапы: 1) предварительное ознакомление с действием, условием его выполнения (ориентированный этап); 2) формирование действия как внешне речевого (проговаривание); 3) формирование действий во внутренней речи (сознание); 4) переход внешних действий во внутренние (интериоризация) и действие становится актом мышления. Усвоение информации должно происходить в процессе целенаправленного обучения. В начале в теории обучения отдавалось предпочтение индуктивному методу (обучение от частного к общему), а затем дедуктивному (от общего к частному). Индуктивный метод опирается на личный опыт ребенка.
Джон Дьюи. Дидактика американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи разработана с целью противопоставления авторитарной педагогике гербартисов, вошедшей в противоречие с прогрессивным развитием общества и школы. В 1895 году Дьюи убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, дает гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» (словесное, книжное) обучение, основанное на запоминании знаний. Основным вкладом Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция «полного акта мышления». Согласно философским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное значение. Ограниченность дидактики Дьюи в том, что учащиеся не участвуют в процессе закрепления знаний, развития определенных умений. «Прогрессивистская» дидактика Дьюи пыталась решать именно те вопросы, где «традиционная» дидактика Гербарта оказывалась бессильной. В результате были хорошо разработаны «полярные», противоположные решения одних и тех же проблем, дававшие прекрасный результат в отдельные моменты обучения. Но крайности не могут быть истинными, что вскоре и обнаружилось при анализе достижений обеих систем, которые одинаково не отвечали требованиям быстротекущей жизни. Последовавшие затем исследования были направлены на то, чтобы, сохраняя все лучшее из древней, традиционной и прогрессивистской систем, найти новое решение злободневных вопросов. Дидактику, занявшуюся этими поисками, назвали новой. Место «книжной учебы» занял принцип активного учения, соновой которого является собственная познавательная деятельность учащегося. Место активного учителя занял учитель-помощник, не навязывающий учащимся ни содержания, ни методов работы, а лишь помогающий преодолевать трудности.
6. НАБЛЮДЕНИЕ Наблюдение является организованным, целенаправленным и планомерным восприятием явлений (поведения объекта), результаты которого фиксируются наблюдателем. Предмет наблюдения включает в свое содержание движения, действия, поступки, деятельность, мимику, жесты, пантомимика, высказывания, речь, словесные реакции, вегетативные реакции. В современной психолого-педагогической практике выработаны требования к проведению наблюдения. Среди них особое значение имеют: Целенаправленность – наличие цели и плана наблюдения; Планомерность – наличие программы, включающей сведения о том, когда, где и при каких условиях будет производиться наблюдение; Аналитический характер – необходимо выделять из общей картины отдельные стороны, элементы и связи для анализа, оценки и объяснения; Комплексность – необходимо учитывать все существенные черты, ни упуская ни одной; Систематичность – выявление статистически устойчивых связей и отношений; Регистрация результатов; Оперирование однозначными понятиями. Существует достаточно большое количество различных видов наблюдения, которые представлены в табл. № 1 Табл.№ 1 Виды наблюдения 1. Непосредственное Проводит сам исследователь Опосредованное Исследователь использует готовые результаты наблюдения, подготовленными другими людьми (в том числе аудио- и видеозаписи) 2. Открытое (явное) Испытуемым сообщают о наблюдении Скрытое Испытуемым не сообщают о наблюдении 3. Включенное (причастное) Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы Невключенное (непричастное) Исследователь ведет наблюдение из вне 4. Систематическое (сплошное) Регулярные наблюдения в течение определенного периода Несистематическое (выборочное) Наблюдается какое-либо одно явление 5. Долговременное Кратковременное 6. Казуальное (причинное) Наблюдение отдельных случаев целиком Эпизодическое Фиксация отдельных фактов поведения 7. Внешнее Наблюдение со стороны Внутреннее Самонаблюдение 8. Полевое В естественных условиях Лабораторное С применением специализированного оборудования 9. Неформализованное (свободное) Не имеющее заранее установленных рамок, программы и процедуры Формализованное (стандартизированное) Строгое следование программе, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения 10. Постоянное Повторное Однократное Многократное Процедура исследования с помощью метода наблюдения происходит в несколько этапов: Постановка целей и задач Выбор предмета наблюдения (поведение), объекта (группа или индивид), ситуации Выбор способа наблюдения и регистрации данных, метода обработки результатов Составление плана наблюдения (ситуация - объект - время) Подготовка необходимых документов и оборудования Сбор данных Обработка и интерпретация полученной информации, оформление и анализ результатов, теоретических и практических выводов Д.В. Журавлев указывает, что исследователь может совершать ошибки при проведении наблюдения. Они могут быть следующих типов: Галло-эффект – игнорирование тонких различий; Эффект снисхождения – тенденция давать положительную оценку происходящему; Ошибки центральной тенденции – наблюдатель стремится давать усредненную оценку; Ошибка корреляции – один признак поведения оценивается на основании другого признака; Ошибка контраста – наблюдатель стремится выделять черты испытуемых, противоположные собственным; Ошибка первого впечатления – первое впечатление определяет восприятие и оценку дальнейшего впечатления. Метод наблюдения имеет свои достоинства и недостатки. Достоинством данного метода является доступность, неискаженность и богатство данных. Основными недостатками являются большие временные затраты, невозможность повторного наблюдения факта, значительные трудности установления причины явления, а также трудности при обработке данных. БЕСЕДА Беседа-метод сбора фактов о психологических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. По мнению Б.С. Волкова метод беседы в психолого-педагогической практике применяется при изучении личности ребёнка, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, его интересов и т.д.; при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено); при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование. Беседу можно разделить на СТАНДАРТИЗИРОВАННУЮ (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННУЮ (вопросы ставятся в свободной форме). Каждая беседа должна иметь чётко сформулированную ЦЕЛЬ и ПЛАН её проведения. УСПЕШНОСТЬ БЕСЕДЫ зависит от СТЕПЕНИ ЕЁ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ (наличие цели, плана беседы, учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, учёта условий, места проведения и т.д.); от ИСКРЕННОСТИ ДАВАЕМЫХ ОТВЕТОВ (наличие доверительности, такта исследования, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.). Выделяются основные требования к проведению беседы. Среди них особое значение имеют требования к ПОДГОТОВКЕ К БЕСЕДЕ. Необходимо определить цель беседы, иначе беседа - бесплодный разговор; определить целевые вопросы, которые экспериментатор будет задавать; определить вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника. Беседуя с клиентом, ВСТУПИТЬ В КОНТАКТ МОЖНО, начиная с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику; с вопросов, имеющих эмоциональный характер: победа в конкурсе, случаи из жизни и др. Не следует начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания. СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ. Собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу. При тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями и чувствами, довериться. Клиент должен раскрыться, доверительно рассказать о себе. ОБСТАНОВКА ДЛЯ БЕСЕДЫ должна быть благоприятствующей (совместный отдых, прогулка по улице, домашняя обстановка, изолированная комната). Во время беседы необходимо владеть собой, соблюдать педагогический такт. Общаясь с клиентом, поддерживайте обстановку взаимного доверия, не обнаруживайте признаков властности, не упрекайте и т.д. ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ СЛЕДИТЕ за особенностями речевого поведения собеседника(оговорками, недомолвками, желанием уйти от ответа, паузами), эмоциональными реакциями(тембр голоса, интонация, мимика, жесты), срабатыванием механизма так называемой психологической защиты (затронуло достоинство, самоуважение). Необходимо правильно вести беседу. Не стоит ставить вопросы в "лоб". Вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения. Лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику. Слушать доверительно, показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, сочувствуя, одобряя и поддерживая. Необходимо также давать возможность собеседнику высказаться, не торопить его. Анализируя беседу, обратите внимание на следующее: 1.)Получилась ли беседа, если нет, то почему? 2.)Какие приёмы использовались: поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки и т.д. 3.)Особенности поведения ребёнка, его мимики, жесты, интонация речи, оговорки. 4.)На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему? 5.)Какие вопросы достигли цели и почему? 6.)Характер окончания беседы, её воспитательный эффект. 7.)Какие задачи решены в результате беседы? Б.С. Волков выделяет два стиля ведения беседы: рефлексивное слушание и нерефлексивное слушание. Рефлексивное слушание-стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента. Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Нерефлексивное слушание-стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.
Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки, и которые применяются и поныне. К таким методам относится наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической политики. Сущность его заключается в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого-педагогических явлений. Главными его требованиями являются: определение задач, выделение объекта исследования, разработка схемы наблюдения; обязательное фиксирование результатов; обработка полученных данных. (Различают наблюдение прямое, непосредственное и самонаблюдение.) К примеру, исследователь, присутствует на уроке и замечает, что, когда учитель излагает материал интересно, дети сидят тихо и внимательно слушают. Далее он видит, что одни ученики ведут себя активно, стремятся отвечать на вопросы учителя, сами ставят вопросы, другие же отличаются пассивностью, невнимательностью, затрудняются отвечать на вопросы учителя. Наблюдение этих явлений позволяют исследователю сделать выводы о том, что внимание учащихся во многом зависит от содержательности урана, что более высокие знания имеют активные слушатели. Так наблюдение создает почву для определенных теоретических суждений и умозаключений, которые подвергаются более глубокому изучению и проверке с помощью других методов. Подчеркивая допустимость и распространяемость метода наблюдения, необходимо вместе с этим учитывать его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений. При использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Беседы, интервью. Беседа – метод непосредственного общения, который дает возможность получить от собеседника информацию, которая интересует учителя, с помощью предварительно подготовительных вопросов. Беседа дает возможность проникнуть во внутренний мир собеседника. выявить причины тех или иных поступков, получить информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взлетах испытуемых. Но беседы очень сложный метод, требующий особой душевной чуткости от педагога, знание психологии, умение слушать. Поэтому он применяется чаще как дополнительный метод. Разновидность беседы, ее новая модификация – интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки среди исследователей. Вопросы и ответы готовятся заранее и последние не всегда бывают правдивыми. Результаты интервью обычно дополняют данными полученных с помощью других методов. 2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
7. Противоречия подросткового возраста. Подростки… Сколько тревог переживают матери и педагоги, произнося это слово! Сколько книг написано о таинственной душе подростка. В подростковом возрасте совершаются настолько глубокие изменения духовной жизни человека, что многие из фактов его познания, умственного труда, поведения, взаимоотношений с товарищами, эмоционального, эстетического и морального развития кажутся воспитателю непостижимыми и таинственными. Опытные педагоги нередко жалуются: трудно работать с подростками – что-то таинственное, непонятное происходит с ними. Чувства, которые волнуют душу в детстве, со временем будто совсем не могут овладеть ею. Если прежде, бывало, горе близкого или незнакомого человека вызывало в детском сердце глубокие переживания, то подросток иногда может оставаться глухим к человеческой беде. Подросток в отличие от ребенка начинает обобщать как добро, так и зло. Да, годы отрочества и отличаются от детства тем, что человек в этом возрасте видит, чувствует, переживает не так, как видел, чувствовал и переживал в детские годы. Подросток видит то, что еще не видит ребенок. Он же видит то, что часто уже не видит, вернее, не замечает взрослый. Видение мира у подростка – единственное в своем роде, уникальное, неповторимое состояние человека, которое мы, взрослые, часто совсем не понимаем. Трудность воспитания в подростковом возрасте состоит в том, что ребенка мало учат видеть, понимать, ощущать самого себя. Почему так часто приходится слышать: школьник в детстве был хороший, а в годы отрочества попал под влияние и стал плохим человеком? Что такое – плохое влияние? Откуда оно берется? Основой, главным в воспитательной работе является не то, чтобы оберегать подростков от дурного влияния, а то, чтобы сделать их невосприимчивыми к чему-либо дурному, аморальному. Как это сделать? В этом и есть мастерство и искусство воспитания. «Чем больше я анализировал трудности воспитания в годы отрочества, тем глубже убеждался в истинности простой, но важной закономерности: очень трудно воспитывать подростков там, где слишком легко шло воспитание в детские годы».1 Мы с тревогой убеждаемся, что у многих – даже лучших – педагогов человек (воспитанник) в детские годы проявляет себя односторонне. О том, хороший или плохой воспитанник делается вывод только на основе того, как он выполняет нормы поведения и требования порядка. В подростковом возрасте такого очень бедного выявления человека маловато. Часто моральное лицо подростка зависит от того, как воспитывался человек в годы детства. Природой своей детский возраст не может преподнести тех трудностей, какие преподносит отрочество. «Подросток – это цветок, красота которого зависит от ухода за растением. Заботиться о красоте цветка нужно за долго до того, как он начнет цвести. Растерянность, удивление перед «фатальными», «неотвратимыми» явлениями похожи на растерянность и удивление садовника, который бросил в землю семя, не зная твердо, какое это семя– розы или чертополоха, а потом через несколько лет пришел любоваться цветком».2 _______ Подростковый возраст или его еще называют отрочество – это этап в индивидуальном развитии, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет. Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее.
Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты появляются в предподростковом периоде развития (приблизительно 10—11 лет), но наиболее интенсивно развиваются в подростковом возрасте (примерно 11—14 лет).
Подростковый период — время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Наиболее важен в этом отношении период 11—12 лет — время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической.
В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать возраст 11—14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.
Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не о ребенке - "чувство взрослости". Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет в ощущениях, полноценной подлинной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Происходит становление нового уровнясамосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника.
Одной из проблем подросткового возраста является неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя,боязньполучить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. Указывают следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции. 1. Снижение самоуважения и часто как следствие — социальная деградация, агрессивность и преступность. 2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия. 3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.
По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Новый уровень самосознания, формируясь под влиянием ведущих потребностей возраста, — в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.
Для создания материала использовались: Литература о психологии подросткового возраста.
8. Обучение — составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности ребенка. мание уделяется обучению движениям. Ребенок не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе жизни. Все произвольные движения возникают у него как результат научения. Обучение движению имеет свою специфику. Она выражена: 1. в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений; 2. в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта; 3. в двусторонности процесса обучения. Важная роль в этом процессе отводится педагогу. С одной стороны, он использует разнообразные методы и приемы обучения, осуществляет поиск оптимизации их, с другой — каждый ребенок индивидуально осваивает знания, преподносимые педагогом. У него формируются умения и навыки, способы осознанной двигательной деятельности. 9. Новую систему обучения - классно-урочную - разработал в XVII в. чешский ученый Ян Амос Коменский (1592-1670). Он же обосновал принципы учебной работы, систематизировал многие известные в его время знания о воспитании
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|