Роль медсестры в оказании противотуберкулезной помощи подросткам и детям
Все многообразные обязанности медсестры фтизиатрического профиля можно условно подразделить на: ─ Манипуляционные процедуры, которые отпускаются во всех лечебных учреждениях - раздача лекарств, инъекции, внутривенные вливания, налаживание капельницы, промывание желудка и кишечника, наложение повязок, уход за больными и т.д. ─ Сугубо специфическую работу, свойственную только противотуберкулезной службе. Один из основных принципов химиотерапии туберкулеза является контроль за приемом противотуберкулезных препаратов (ПТП). Прием ПТП происходит в присутствии медицинской сестры, которая должна работать в этих условиях тактично, корректно, но не настойчиво. При этом не последнюю роль играет объяснение больному важности момента. Перерывы в приеме ПТП приводят, с одной стороны, к привыканию к ним микробактерий туберкулеза, а с другой стороны – к плохой их переносимости. Медсестра фтизиатрической службы может оказаться в ситуациях, требующих от не ряда самостоятельных и грамотных действий. Как в стационаре, так и в амбулаторно-диспансерных условиях при осложнениях туберкулеза легких, когда нужна экстренная помощь, в частности при легочных кровотечениях и спонтанном пневмотораксе, медсестра нередко оказывается у постели больного раньше врача, и от полноты и рациональности оказанной ею помощи зависит жизнь и здоровье пациента Значительное место среди обязанностей мед сестры фтизиатрического профиля занимает постановка туберкулиновой пробы Манту и мероприятия в соответствии с ее результатами. Для постановки пробы Манту применяю специальные однограммовые шприцы. С соблюдением асептики и антисептики в шприц набирают 0,2 мл раствора туберкулина ППД-Л и тонкой иглой, введенной внутрикожно срезом вверх, вводят 0,1 мл раствора так, чтобы образовалась папула беловатого цвета диаметром 5-8 мм. Реакцию оценивают через 48-72 ч., измеряя прозрачной линейкой диаметр инфильтрата поперечной предплечья.
Реакция считается: а) отрицательной (анергия), если нет покраснения и инфильтрата, а имеется только след от укола; б) сомнительной – при диаметре инфильтрата от 2 до 4 мм или покраснении любых размеров; в) положительной – при диаметре инфильтрата от 5 до 16 мм у детей и подростков и до 20 мм у взрослых (старше 17 лет); положительная реакция, в свою очередь, подразделяется: на слабоположительную – при диаметре инфильтрата 5-9 мм; средней интенсивности – 10-14 мм; выраженную -15-16 мм у детей и подростков и 15-20 мм у взрослых; г) гиперергической при диаметре инфильтрата 17 мм и более у детей и подростков и 21 мм и более у взрослых, а также при наличии лимфангиита и везиконекротических изменениях любых размеров; д) усиливающейся- при увеличении диаметра на 6 мм и более в течении года или менее 6 мм, но при размере инфильтрата 12 мм и более (например, было 10 мм, увеличился до 13 мм). Наконец, выделяют «вираж» туберкулиновой реакции – появление впервые положительной реакции при условии поставки предыдущей пробы не более 1 года назад и отрицательном ее результате. Дети и подростки с «виражом», гиперергической и усиливающейся реакциями относятся к группе риска, они обследуются с целью выявления туберкулеза (осмотр, общий анализ крови и мочи, рентгенограмма легких и др); при наличии болезни им проводиться соответствующее лечение. Все же, если даже туберкулез не выявляется, пациенты берутся на диспансерный учет: в VI а группе (с «виражом»), VIб – с гиперергической и VIв – с усиливающейся реакцией, и они получают химиопрофилактику двумя или тремя препаратами (преимущественно тубазидом, рифампицином и этамбутолом в соответствующих возрасту дозах) в течение 3 месяцев.
Профилактические и плановые медицинские осмотры направлены на своевременное выявление заболевания. У детей и подростков регулярно 1 раз в год должна проводиться туберкулинодиагоностика, а у подростков и взрослых не реже 1 раза в 2 года - флюорография органов грудной клетки. Группы риска по туберкулезу осматриваются чаще - ежегодно или 2 раза в год, Важно объяснить пациентам, что не надо бояться флюорографических обследований, так как сейчас применяется цифровая рентгенодиагностическая техника с лучевой нагрузкой в 30-50 раз меньшей, чем у пленочных флюорографов. По-прежнему для выявления туберкулеза в группах риска проводят исследования с целью обнаружения микробактерий туберкулеза в мокроте, моче и прочих выделениях человека. При этом важно правильно изъять материал для исследования, прежде всего мокроту (проведение раздражающих ингаляций). Выявление наиболее эпидемически опасных больных- бактериовыделителей – всеми методами (бактериоскопия, посевы на МБТ) с последующим их лечением – один из важнейших приоритетов оказания противотуберкулезной помощи населению. Необходимо своевременно направлять на обследование лиц с симптомами заболевания, которые самостоятельно обращаются за медицинской помощью, как правило, - к участковому терапевту. Найти бактериовыделителя очень важно, но не меньшее значение имеет работа так называемых очагах туберкулезной инфекции. Очагом туберкулезной инфекции называется то место жительства, где проживает больной туберкулезом - квартира, общежитие, сельский дом и т.д. Эти очаги делят на: ─ очаг туберкулезной инфекции первого типа - тот очаг, где проживает больной туберкулезом с массивным бактериовыделением. Этот очаг наиболее опасен, особенно если в нем проживают дети, подростки, беременные женщины. Еще опасней очаг, если жилищно-бытовые условия плохие (плохое освещение, плохое отопление, сырость и т.д.) ─ очаг туберкулезной инфекции второго типа - очаг, где проживает больной с туберкулезом с относительным (условным) бактериовыделением - выделение бактерий непостоянное. Если в этом очаге нет подростков, детей, беременных женщин.
─ очаг туберкулезной инфекции третьего типа - наиболее благоприятный очаг - больной без бактериовыделения, не детей и подростков. ─ очаг туберкулезной инфекции четвертого типа или очаг туберкулезной инфекции в сельской местности - где имеется больной скот с туберкулезом. Очаг первого типа наиболее опасен и участковый фтизиатр и эпидемиолог должны посещать его и контролировать и помогать в профилактике не менее 1 раза в месяц. Очаг второго типа участковый фтизиатр и эпидемиолог посещают 1 раз в 3-6 месяца. Очаг третьего типа - 1 раз в полгода, необязательно. Четвертый тип очага наблюдается в течение года после забоя больного скота. Врач проводит беседу, оценивает условия жилья, и если оно не соответствует требованиям, то врач дает характеристику очага и ставит больного в очередь на расселение очага. На сегодняшний день это невероятно сложная проблема (расселяется около 9-14%). Медсестра объясняет, что такое дезинфекция, как ее проводить, также организует профилактическое обследование всех членов семьи. При выявлении положительной пробы Манту у детей в очаге, то таких детей стараются направлять в детские санатории для проведения курса оздоровительного лечения. Если есть беременная женщина, то ее отправляют в роддом. И сразу проводят заключительную дезинфекцию силами СЭС. Больной обязательно изолируется, так чтобы он не возвращался в квартиру. В очагах второго и третьего типа проводят те же самые мероприятия, но в менее жестком варианте. И диспансер и СЭС обязательно посещают поликлиники, проводят там лекции и беседы в семьях больных туберкулезом детей, проверяют работу участковых врачей - пульмонологом - правильно ли, и своевременно они проводят рентгенологическое исследование лицам часто болеющим ОРЗ (если больной находится по поводу ОРЗ не менее 3 раз в году по больничному), пневмониями. Стационары проверяются на выполнение клинического минимума больному туберкулезом - если больной, поступающий в стационар не делал более 1 года флюорографию, он должен ее сделать.
Рентгенологическому обследованию в стационаре подлежат: ─ лица получающие длительно глюкокортикоиды ─ лица с выполненной операцией резекции желудка по поводу язвенной болезни ─ лица часто болеющие пневмониями и др. легочными заболеваниями ─ больные с сахарным диабетом ─ дети, подростки у которых наблюдалась в течение года гиперергическая, или близкая к гиперергической реакции проба Манту ─ если есть остаточные явления перенесенного туберкулеза. Все больные с туберкулезом находятся на учете в диспансере. Учет производится по 7 группам: ─ лица, больные активные формами туберкулеза с бактериовыделением. А -впервые выявленная форма, Б - хроническая форма. ─ все лица с затихающими формами туберкулеза (лечились в стационаре, прекратилось бактериовыделение, началось рассасывание воспалительных инфильтратов) ─ лица, излеченные от туберкулеза. В этой группе наблюдаются 1-3 года. Если у пациента в течение 2-х лет не бактериовыделения, рентгенологически рассосались фокусы бактериовыделения то таких лиц снимают с учета и они могут работать где угодно. ─ здоровые лица из очага инфекции ─ все лица больные нелегочными формами туберкулеза. Здесь они делятся на 4 группы в зависимости от активности процесса ─ дети ─ лица остаточными изменениями в легких после перенесенного туберкулеза - находятся на пожизненном учете. Источник туберкулезной инфекции в большинстве случаев существует длительное время, поскольку туберкулезу свойственно длительное, нередко волнообразное и хроническое течение. За контактными больными наблюдают в течении всего срока выделения МБТ больным туберкулезом, а также в течение 1 года после снятия бактериовыделителя с эпидемиологического с эпидемиологического учета или выезда из очага инфекции, кроме, в течение 2 лет после смерти больного, выделявшего МБТ во внешнюю среду. Первая встреча человека с возбудителем туберкулеза, как правило, заканчивается благоприятно, а именно – выработкой естественного иммунитета. Но здесь важно не пропустить период первичного инфицирования туберкулезом, во время обследовать ребенка и провести курс химиопрофилактики. Опыт показывает, что не всех детей по результатам тубиркулинодиагностики направляют к фтизиатрам при «вираже» туберкулиновой пробы или при ее нарастании по сравнении с предыдущем годом на 6 мм и более. До 30% «виражных» детей не доходят до фтизиатра, а обратной связи между общими педиатрами и фтизиопедиатрами, между педиатрами поликлиники и школ, детских дошкольных учреждений часто нет. Не всегда обследуют окружение «виражного» ребенка, чтобы выявить источник туберкулиновой инфекции. Средний медицинский персонал должен принимать полноправное участие в устранении этих недоработок.
Большое значение имеет просветительская деятельность. В санбюллетенях, плакатах, памятках для населения надо постоянно пропагандировать здоровый образ жизни. Успех санитарно-просветительной работы среди населения в значительной мере зависит от среднего медицинского персонала. Медицинская сестра может оказать помощь врачу в оценке факторов риска конкретно для того или иного человека, убедить пациента в необходимости их устранения, чтобы предупредить заболевание. При этом очень важно найти правильный тон беседы и самому служить примером сознательного отношения к сохранению и поддержанию здоровья. В случае заболевания туберкулезом успех лечения и исход заболевания во многом зависит от доброжелательных взаимоотношений медсестры с пациентом и его родственниками. Следует своевременно научить лиц, находящихся в контакте с больными, соблюдать необходимые меры предосторожности, а самого больного убедить систематически выполнять рекомендации врача. Из изложенного выше видно роль медицинской сестры весьма значима на всех этапах противотуберкулезных мероприятий населению в профилактике, диагностике и лечении туберкулеза.
Выводы и предложения
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы: 1. Основным направлением деятельности медицинской сестры санаторной школы-интерната является охрана здоровья детей, что включает, прежде всего, профилактическую работу, а также выполнение лечебно-диагностических мероприятий и сестринских вмешательств, санитарно - противоэпидемические мероприятия, организационные мероприятия и др. 2. Социальная характеристика семей учащихся, находящихся на лечении, в основном удовлетворительная и всем детям при рождении проводилась БЦЖ в роддоме. 3. В статистических показателях по детскому туберкулезу четко прослеживается тенденция ухудшения эпидемиологической ситуации за счет увеличения числа впервые выявленных детей с туберкулезом, преимущественно в виде его малых и неосложненных форм. 4. При анализе проведенного специфического курсового противотуберкулезного лечения, общеукрепляющей терапии и оздоровительных мероприятий отмечается динамика в сторону улучшения эффективности лечения учащихся с 57,2% в 2004 году до 68,1% в 2006 году. 5. Правильно организованная химиопрофилактика, проведение широких оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья детей и подростков способствует снижению заболеваемости туберкулезом. 6. Профилактическая работа должна занимать первоочередное место в деятельности медицинской сестры школы–интерната. В ходе исследования нами был разработан ряд предложений, направленных на оптимизацию деятельности медицинского персонала санаторной школы-интерната, как один из факторов совершенствования медико-социальной помощи детскому населению: 1. Включение в должностные инструкции сестринского персонала обязанностей по проведению консультативной работы с семьями детей, находящихся на лечении, в плане разъяснения особенностей профилактики туберкулеза, ухода за больными, пропаганды здорового образа жизни. 2. Проведение регулярных занятий со средним медицинским персоналом по изучению современным методам ухода за больными туберкулезом, состояния и перспектив развития сестринского дела в стране и за рубежом, роли и места медицинской сестры в процессе оказания медицинской помощи. 3. Изыскание средств на улучшение материально – технического оснащения деятельности среднего медицинского персонала. Фактором, способным существенно повысить качество медицинской помощи, представляется внедрение в учреждении единой информационной системы, что позволило бы сократить время на второстепенные направления деятельности в пользу более важных, повысить уровень профессиональной квалификации сотрудников, за счет оптимизации использования специализированной информации, уменьшить рабочую нагрузку на персонал. 4. Квалифицированный кадровый состав врачей и медицинских сестер является гарантией эффективного лечения.
Заключение
Охрана здоровья детей в нашей стране является одной из приоритетных задач, ибо нет большей ценности, чем здоровье человека, которое является показателем благополучия общества. Декларация «О правах ребенка» гласит, что государство должно обеспечить защиту жизни и здоровья ребенка независимо от экономического положения общества. Здоровье человека закладывается в детстве, как пройдет детство – с болезнями и травмами, голодом и лишениями или будет окружено заботой, ограждено от потрясений телесных и душевных – таким и будет его здоровье, а стало быть, профессия, карьера, семья, потомство. Решение этих проблем в определенной степени зависит от качества нашей работы. Особое внимание принадлежит профилактическим и оздоровительным мероприятиям, которые способствуют снижению заболеваемости туберкулезом. Санаторная школа-интернат для детей и подростков с малыми и затухающими формами туберкулеза является одним из важнейших заключительных звеньев в плане этапного лечения детского туберкулеза. Задача противотуберкулезного учреждения данного типа заключается в обеспечении правильного сочетания обучения больных детей и подростков по программе массовых общеобразовательных школ с проведением специфического лечения и широкого комплекса оздоровительных мероприятий до полного выздоровления. Из представленных данных в работе основными мероприятиями медицинских работников, обслуживающих детей в школах, являются: · организация всех санитарно-гигиенических мероприятий, необходимых для правильной постановки оздоровительной, воспитательной и учебной работы в учреждении; · медицинский контроль за развитием и состоянием здоровья детей, организация и проведение всех необходимых профилактических и лечебных мероприятий; · предупреждение распространения заболеваний среди детей и подростков, профилактика детского травматизма; · работа по гигиеническому обучению родителей, персонала и гигиеническому воспитанию детей и подростков. В статистических показателях по детскому туберкулезу четко прослеживается тенденция ухудшения эпидемиологической ситуации за счет увеличения числа впервые выявленных детей с туберкулезом, преимущественно в виде его малых и неосложненных форм. Вышеизложенное свидетельствует о необходимости сохранения в стране существующей системы организации противотуберкулезной помощи детскому населению, благодаря которой, несмотря на увеличение резервуара инфекции в стране, туберкулез у детей выявляется своевременно и лишь единицы больных умирают от этого заболевания. Приоритетными в современных условиях должны быть методы активного выявления и профилактики туберкулеза среди детского населения с помощью мероприятий проводимых в санаторной школе-интернате.
Литература 1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.93 г., в ред. Федерального закона № 139-ФЗ от 02.12.2000. 2. Приказ Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» № 395 от 03.11.99 3. Постановление Правительства РФ от 11.09.98г. № 1096 «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» (в редакции постановлений Правительства РФ от 26.10.99г. № 1194, от 29.11.00г. № 907, от 24.07.01г. № 550). 4. Приказ Минздрава РФ от 05..08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в ЛПУ в Российской Федерации». 5. Метод. указания от 22.12.99 №99/230. «Суточные нормы питания в санаториях, санаториях-профилакториях, санаторных оздоровительных лагерях круглосуточного действия, а также в детских оздоровительных лагерях». 6. Агаханова Г.А. Виноградов К.А., Корчагин Е.Е., Ноженкова Л.Ф., Шнайдер И.А. Здоровье населения и здоравоохранение Красноярского края на рубеже веков. – Красноярск: ГУП ПИК «ОФСЕТ», 2001. – 192 с. 7. Аксенова В.А. Туберкулез у детей в России: задачи медицинских работников по стабилизации уровня заболеваемости. // Главная медицинская сестра. - 2004. - № 11. – с. 45-50. 8. Антонова Н.В. Материально- техническое обеспечение противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации в 2001 году: проект Центральный НИИ туберкулеза РАМН, 2000. - с.-52. 9. Браженко Н.А. Составные элементы современной профилактики туберкулеза / сб. науч. тр..- М.: 2000. – с.-240. 10. Визель А.А., Гурылева М.Э. Туберкулез. М.: ГЭОТАР «Медицина». 1999. с – 180. 11. Валиев Р.Ш.// казан. мед. журнал.-1998.-№4. с.- 288. 12. Гусейнов Г.К. Медицинская сестра противотуберкулезного учреждения. // Медицинская сестра.-2006. с.-16-17. 13. Закопайло Г.Г. О влиянии социальных факторов на заболеваемость туберкулезом. Сборник резюме 5-го Национального конгресса по болезням органов дыхания.- М.:1995.- с.-17-58. 14. Земенкова З.С., Дорожкова И.Р. Скрыто протекающая туберкулезная инфекция.- М.: 1984.- с.-14. 15. Жамборов Х.Х. Пособие по фтизиатрии. Нальчик. изд. «Эль-Фа». – 2000. – с.-260. 16. Куфакова Г.А., Овсянкина Е.С. Факторы риска развития заболевания туберкулезом у детей и подростков из социально- дезадаптированных групп населения: науч. разр.- Центральный НИИ туберкулеза РАМН, 2000. 17. Корчагин Е.Е. Принципы формирования «Программы государственных гарантий обеспечения граждан Красноярского края бесплатной медицинской помощью» и размещения муниципального заказа. //Информационно-методический «Вестник» КФОМС, 2002г., № 3 18. Карачунский М.А. Профилактика туберкулеза.// Медицинская сестра.2003. с.-10. 19. Корецкая Н.М. Москаленко А.В. Клинико-социальные характеристики больных инфильтрационным туберкулезом легких// Проблема туберкулеза. – 1997 №5. с.-15-16. 20. Литвинов В.И. Новые технологии диагностики туберкулеза: Сб. науч. тр.- Москва. 2000. - с. – 140. 21. Миняев В.А., Вишняков Н.И., Юрьев В.К., Лучкевич С.П. Социальная медицина и организация здравоохранения. Учебное пособие. Том 1., СПб. 1997.- с.- 220. 22. Перельман М.И., Корякин В.А. Фтизиатрия.- М.: Медицина, 1996.- с.- 320. 23. Перельман М.И. Новый этап развития противотуберкулезной помощи населению России.- М:. Медицина, 1996. с.- 240. 24. Пароол М.Б. Помощь больным туберкулезом// Медицинская сестра.- 2006. с.- 19-22. 25. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения, под ред. Ю.П. Лисицына, т. 2. - 1987. - с. 121. 26. Серенко А.Ф., Ермаков В.В. и Петраков Б.Д. Основы организации поликлинической помощи населению, М., 1982. с. - 320. 27. Скачкова Е.И., Нечаева О.Б. Противотуберкулезная помощь населению: главные направления, роль медсестры.// Медицинская сестра.-2006. с.-21-23. 28. Туберкулез. Руководство для врачей /Под ред. А.Г. Хоменко.- М.: Медицина.- 1996. - 496 с. 29. Туберкулез органов дыхания./ под ред. А.Г. Хоменко, М., 1996.- с. -125. 30. Туберкулез у детей и подростков, под ред. Е.Н. Янченко и М.С. Греймер, Л., 1997 с. -211. 31. Филиппов В.П. Бронхологические методы исследования в дифференциальной диагностике туберкулеза. М.: 1989.- с. -101. 32. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. Санкт-Петербург. Изд. «Петрополис», 2000.- 914 с. 33. Фирсова В.А. Туберкулез органов дыхания у детей. М.: 1988.- с.-240. 34. Хоменко А.Г., Мишин В.в. // Кубан. науч. мед. вестн.- 1997 № 6-7.-с. 36. 35. Чумаков Ф.И. и Лукьянова М.А. Туберкулез гортани в настоящее время, Пробл. туб, № 4, 1989.- с.-58 36. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. Санкт-Петербург. Изд. «Петрополис», 2000.- 914 с. 37. Шебанов Ф.В. Туберкулез. М.: Медицина. 1981.- с. - 420. 38. Шестерина М.В. Изменения бронхов при туберкулезе легких, М., 1976, 39. Шилова М.В. Туберкулез в России в 2004 году. -2005. - с.-3-23. 40. Яблоков Д.Д. и Галибина А.И. Туберкулез легких в сочетании с внутренними болезнями.- Томск.-1986.- с.- 262. Приложение
Для получения объективной информации просим вас ответить на вопросы анкеты
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|