Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для подготовки по теме 1




1. Рассмотрите предложенные высказывания и выскажете свою точку зрения. Ответ обоснуйте:

А) У. Черчилль считал, что у демократии есть одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего. Как Вы думаете, указанное достоинство демократии единственное?

Б) Демократический принцип ущемляет в правах тех, кто умнее, талантливее, работоспособнее, ставит их в зависимость от тупой воли глупых, бездарных и ленивых, потому что таковых в обществе всегда больше (Акунин Б. Турецкий гамбит).

В) Большинство федеративных государств отказывает своим субъектам в праве сецессии (о праве одностороннего выхода субъекта федерации из ее состава). По вашему мнению, должно ли быть закреплено такое право за субъектами Российской Федерации?

2. Заполните таблицу: «Теории происхождения государства»:

(не менее 7 теорий происхождения государства)

Название теории Представители Суть теории Достоинства Недостатки
         

3. Выпишите не менее пяти определений понятия «государство» и проанализируйте их.

4. Составьте схему «Формы государства» и «Признаки и принципы правового государства».

5. Изучая вопрос «правовое государство» сравните высказывания:

А) «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган этому обществу всецело подчиненный; да и в наше время большая или меньшая свобода государственных форм определяются тем, в какой мере она ограничивают «свободу государства»» (К. Маркс);

Б) «Ограничение, есть слабость власти, а если государственная власть будет слаба, то кто же тогда реально защитит человека от преступности, поможет человеку реализовать свои права в борьбе с сильными мира сего»;

В) «Самый важный вопрос государственно-правовой жизни – вопрос о гарантиях соблюдения правовых норм властью, и имеют смысл лишь тогда, когда нет сомнения в возможности ограничения власти» (Н.И. Палиенко).

Какое из высказываний представляется правильным? Почему?

6. Решите тест:

1. Из перечисленных форм правления: а) теократическая мо­нархия; б) дуалистическая монархия; в) абсолютная монархия; г) президентская республика: д) смешанная республика — выбор­ные органы законодательной власти имеются в вариантах: 1) а,г,д; 2) г,д; 3) а,б,г,д;4) б, г, д?

2. Форма государства включает: а) механизм государства; б) форму правления; в) историю и культуру общества; г) государственно-правовой режим; д) форму национально-государственного и административно-территориального устройства?

3. Процесс, в результате которого государственная власть, те или иные ее действия в представлениях большинства своих граждан становятся оправданными, законными и справедливыми называется: а) легализация; б) эмансипация; в) узурпация; г) легитимация?

4. Первые государства были: а) рабовладельческими; б) раннеклассовыми; в) раннефеодальными; г) чаще всего городами-государствами?

5. Выделите основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества: а) система налогов и сборов; б) государство в пределах своих территориальных границ выс­тупает в качестве единственного представителя всех своих граждан; в) территориальное деление населения г) государство — это организация, которая располагает правоприменительными органами и вооруженными силами; д) государство издает законы и иные акты, обладающие юри­дической силой; е) единый государственный язык; ж) единые государственные символы?

6. Органами управления в первобытном обществе были: а) совет военных предводителей; б) совет князей; в) совет старейшин; г) епископат; д) собрание взрослых членов общины; е) дворец; ж) парламент?

7. Назовите представителей договорной теории происхождения госу­дарства: а) Маркс, Энгельс, Ленин; б) Гумплович, Каутский, Дюринг; в) Руссо, Локк, Гоббс; г) Спенсер, Петражицкий; д) Аврелий Августин, ФомаАквинский, Жак Маритен?

8. Политический режим, который характеризуется консти­туционным закреплением и реальным осуществлением прав и свобод человека, равноправием всех граждан, наличием мно­гопартийной системы и идеологического плюрализма, выбор­ностью и сменяемостью органов государственной власти, при­матом права над государством, называется: а) деспотическим; б) демократическим; в) социалистическим; г) переходным?

 

Тема 2. Понятие и признаки права. Норма права. Правоотношение

Вопросы для подготовки

1. Учения о происхождении права.

2. Понятие и признаки права. Сущность и значение права.

3. Источники права.

4. Система права. Отрасли права.

5. Понятие, признаки и структура нормы права. Виды нормы права.

6. Нормативный правовой акт: понятие, признаки и виды. Закон и подзаконные акты.

7. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

8. Правоотношение: понятие и структура.

9. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.

10. Понятие, признаки и структура правонарушения.

11. Юридическая ответственность: понятие, признаки, цели, виды, основание. Негативная (ретроспективная) и позитивная (перспективная) ответственность.

12. Понятие законности и правопорядка, их значение на современном этапе развития государства.

Методические рекомендации:

Право и государство возникли практически одновременно. Во многом, те причины и условия, которые породили государство, легли в основу возникновения права. Правда, здесь изучению должны быть подвергнуты не социальные структуры первобытного общества, а регуляторы жизни в первобытном и раннеклассовом обществе. Исследователи выделяют три этапа (фазы) развития права: этап зарождения, этап оформления системы правил; этап письменной кодификации права. Следует выявить отличия регулятивных систем догосударственных и государственных обществ. Можно выделить пути формирования правовых норм: перерастание мононорм в нормы общего права и их обеспечение силой государства; издание государством документов, содержащих нормы права; конкретные судебные решения, приобретающие характер общеобязательных. Факторами, влияющими на процесс возникновения права, выступают также географические и культурно-исторические. При изучении вопроса следует учесть, что в зачаточной форме существовали три основных способа регулирования – запреты, дозволения и позитивные обязывания. Формами выражения социальных норм присваивающей экономики выступали мифы, обычаи, ритуалы, обряды и другие формы. Студенту необходимо охарактеризовать нормы первобытного общества, способы регулирования и формы выражения, необходимо знать процедуры формирования и осуществления социальных норм в первобытном обществе, знать санкции первобытного общества. По вопросу возникновения права существуют разнообразные теории, частично совпадающие с теориями происхождения государства. При их изучении также следует обратить внимание на достоинства и недостатки.

При исследовании вопроса о понятии права студенту необходимо помнить, что право многозначное понятие, употребляемое в различных смыслах. В связи с чем следует привести несколько различных определений права, различать понимание права в субъективном и объективном смысле. Затем необходимо назвать и раскрыть признаки права. Наука представляет различные подходы к сущности права (религиозный, национальный, расовый, классовый). Сущность права также определяется в различных теориях о сущности аналогично, теориям о сущности государства. Вопрос о значении права волновал умы многих ученых. Раскрыть его значение следует посредством рассмотрения ценности права.

Первичной клеточкой права является норма права. Студент должен знать понятие и признаки норма права. Изучение следует начать с рассмотрения социальных норм (обычаи, ритуалы, мораль и другие), их отграничения от несоциальных (технических) норм. Затем следует разграничить нормы права и иные социальные нормы, а также выявить их общие черты. Норма права имеет внутреннюю структуру, которая состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Кроме того, следует остановиться на рассмотрении классификации норм права.

Изучая вопрос об источниках права, необходимо учесть ряд принципиальных моментов: во-первых, наличие двух терминов «форма» и «источник» права, раскрыть вопрос об их соотношении; во-вторых, понимание источников права, возможно, в материальном, формально-юридическом и идеологическом смысле. Студент должен знать основные виды источников права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный правовой акт, нормативный договор. Вместе с тем, кроме указанных источников, в качестве таковых также выступают религиозные тексты и правовая доктрина, подлежащие рассмотрению. Изучая нормативный договор как источник права, следует отличать его от индивидуального договора (например, трудового договора, договора подряда), который не является источником права, в связи с тем, что в нем не создаются новые нормы права, а используются нормы, созданные законодателем, кроме того, нормы индивидуальных договоров персонифицированы. Далее следует определить соотношение источников права и законодательства.

Также необходимо более подробно изучить нормативный правовой акт, дать определение понятия и знать его признаки и виды. Следует обратить внимание на соотношение статьи нормативного акта и нормы права, рассмотреть способы изложения правовых норм в статьях нормативного акта (прямой, отсылочный, бланкетный) и их действие. При этом, во-первых, действие во времени определяется временем вступления в силу, временем прекращения действия и правилами об обратной силе закона; во-вторых, действие в пространстве определяется территорией распространения и зависит от уровня государственного органа, принявшего акт, и юридической силы акта. Нормативные акты действуют либо на территории всей российской Федерации, либо на территории субъектов РФ, территории организации и др.

Студенту следует также обратить внимание на принцип экстерриториальности, заключающийся в действии нормативных актов, например, в дипломатических представительствах, находящихся за пределами Росси; в-третьих, действие по кругу лиц определяется распространением на всех граждан или отдельных категорий лиц (иностранцев, пенсионеров).

Далее студент должен изучить понятие и признаки правоотношения, его структуру (субъект, объект и содержание, складывающееся из субъективного права и юридической обязанности), назвать и охарактеризовать виды правоотношений. Характеризуя субъектов права, не следует забывать о свойстве субъектов правоотношений – правосубъектности, состоящей из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности (вменяемость в уголовном праве). Кроме того, следует различать общую, отраслевую и специальную правоспособность, определить возможность ограничения правоспособности, а также, сформулировать понятие дееспособности, назвать ее виды, отграничить от недееспособности, рассмотреть деликтоспособность. Вместе с тем, субъект правоотношений, обладающий правом, именуется управомоченным субъектом, а располагающий обязанностью – обязанным, наряду с этим, противоположная сторона именуется контрагентом. Следует помнить, что субъективное право складывается из возможности поведения субъекта (правомочия на собственные действия), возможности требовать определенных действий от обязанного лица (правомочия требования), правомочия на защиту и возможности пользоваться благом. Юридическая обязанность складывается из необходимости совершить действия (воздержаться от их совершения), необходимости нести юридическую ответственность за совершение (не совершение) действий, необходимости не препятствовать контрагенту в реализации его права. При рассмотрении предпосылок возникновения и функционирования правоотношений следует подразделить их на материальные (наличие не менее двух субъектов и наличие интересов (потребностей людей) в объекте)) и юридические (наличие нормы права, правосубъектности сторон и юридических фактов).

При изучении вопроса «юридический факт», следует обратить внимание на понятие и классификацию юридических фактов (по волевому признаку, по характеру последствий).

Изучая тему «Система права», студент должен сформулировать понятие системы права, назвать и охарактеризовать ее элементы (отрасль права, подотрасль, институт, субинститут, норма права). При этом необходимо назвать и охарактеризовать критерии, позволяющие выделить самостоятельные отрасли права, охарактеризовать предмет и метод правового регулирования, назвать виды отраслей права. Кроме того, надлежит разграничить систему права и систему законодательства. Вместе с тем следует рассмотреть деление права на материальное и процессуальное, а также на частное и публичное право.

Прежде чем изучить правонарушение, необходимо рассмотреть правомерное поведение, его понятие, виды и мотивы. Затем рассмотреть понятие правонарушения, его признаки и виды, предпосылки их совершения. Далее необходимо сформулировать понятие юридической ответственности, обращая внимание на то, что она является видом социальной ответственности, но при этом имеет определенные особенности, отличающие ее от социальной ответственности, а именно: юридическая ответственность наступает за нарушение правовых норм и применяется с помощью принудительной силы государства. Студент должен знать признаки и принципы юридической ответственности, знать виды. Кроме того, необходимо учитывать существование в науке двух аспектов рассмотрения ответственности: негативной (ретроспективной) и позитивной (перспективной) ответственности.

Далее студенту следует изучить законность и правопорядок, сформулировать их определения, назвать признаки и принципы, отразить их соотношение, изучить гарантии, дать понятие гарантий, назвать и охарактеризовать виды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...