Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Психологическая характеристика преступных сообществ




Понятие криминальной среды и ее структура. Социально-психологическая характеристика отдельных элементов криминальной среды. Сравнительный анализ теоретических обоснований криминальной среды в отечественной и зарубежной психологии.

Преступное сообщество как важнейший элемент криминальной среды. Социально-психологическая характеристика, виды и структура преступных сообществ. Психологическая сущность лидерства, неофициальных групповых норм поведения, внутригрупповых и межгрупповых взаимосвязей в преступной деятельности.

Психологическая характеристика преступных сообществ, специализирующихся на совершении отдельных видов преступлений (корыстно-насильственных, насильственных, должностных, экономических).

Методика выявления и изучения преступных сообществ, социально-психологических механизмов их стратификации. Приемы анализа и интерпретации полученных данных. Методика разложения преступных сообществ, развенчания криминальных авторитетов и их социальных связей. Возможность и направления использования знаний о психологии криминальной среды сотрудниками органов внутренних дел в профессиональной деятельности. Методика выявления и изучения преступных сообществ, социально-психологических механизмов их стратификации.

Тема 8. Криминальная субкультура

Понятие криминальной субкультуры. Ее структура, функции, ценности. Основные атрибуты криминальной субкультуры. Вербальные и невербальные средства общения носителей криминальной субкультуры. История возникновения жаргона. Специфика использования жаргона в криминальной среде. Функции жаргона.

Специфика визуальной диагностики признаков криминальной субкультуры. Определение признаков социальной девиации (алкоголизм, наркомания токсикомания, суицидальное поведение.) Признаки, свидетельствующие об агрессивности, опасности нападения. Особенности индивидуального подхода к лицам, имеющим психические отклонения в поведении. Татуировки преступников в системе криминальных ценностей. Стратификационные и коммуникативные функции татуировок.

Тема 9. Судебно-психологическая экспертиза

Объект и предмет судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Основания назначения СПЭ в уголовном и гражданском процессах. Методологические основы проведения СПЭ. Основные вопросы, решаемые экспертом-психологом в ходе предварительного следствия и в суде. Виды СПЭ, условия и порядок их проведения. СПЭ в составе комплексных судебных экспертиз.

Роль заключения эксперта-психолога в процессе доказывания. Взаимодействие эксперта-психолога со следователем при производстве экспертиз.

 

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Дисциплина «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» является предшествующей для дисциплины «Оперативно – разыскная психология».


Разделы дисциплин и виды занятий

№ темы Название темы Л С ПЗ ЛР КР Всего ауд. СРС Всего
1. Психологическая структура деятельности сотрудников органов внутренних дел. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел                
2. Психологические закономерности общения. Специфика их проявления и особенности реализации в деятельности сотрудников органов внутренних дел                
3. Психология конфликтов в деятельности сотрудников органов внутренних дел                
4. Психологические особенности предварительного расследования                
5. Судебная психология                
6. Психология личности правонарушителя (преступника)                
7. Психологическая характеристика преступных сообществ                
8. Криминальная субкультура                
9. Судебно-психологическая экспертиза                
  Подготовка к экзамену                
  Экзамен                
  Всего                

Лабораторный практикум

По дисциплине лабораторный практикум не предусмотрен.

 

 

По дисциплине выполнение курсовой работы не предусмотрено.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2012.

2. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Юридическая психология: учебник. 2-е издание дополненное / Под ред. В.Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

3. Цветков В.Л. Юридическая психология: учебное пособие для вузов в схемах и комментариях. – М.: ЩИТ-М, 2010.

4. Цветков В.Л. Юридическая психология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

5. Цветков В.Л., Шевченко В.М., Шанава Е.М. Психология оперативно-розыскной деятельности. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

б) дополнительная литература

1. Актуальные вопросы психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел (по материалам постоянно действующего семинара для психологов): Сборник / МВД России ДКО; ред. В.Л. Кубышко. – М., 2009.

2. Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: учебное пособие. – М.: ЩИТ-М, 2006.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник. - М.: Проспект, 2010.

5. Еникеев М.И. Следственные действия: психология, тактика, технология: Учебное пособие / М.И. Еникеев, В.А. Образцов, В.Е. Эминов; МГЮА. – М.: Проспект, 2008.

6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2008.

7. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: Учебное пособие / А.Г. Караяни; В.Л. Цветков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

8. Кораблев С.Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие / С.Е. Кораблев; МВД России ДКО. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2009.

9. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. - М.: Юрайт, 2010.

10. Познышев С.В. Криминальная психология: Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности. - М.: Инфра-М, 2011.

11. Психологические особенности допроса несовершеннолетних при расследовании преступлений, совершаемых молодежными преступными группами: учебное пособие / ВНИИ МВД Рос.; сост. А. Д. Белоусов [и др.]. - М., 2010.

12. Пряхина М.В. Психология в деятельности сотрудников ОВД (в схемах с пояснениями): Учебное наглядное пособие / М.В. Пряхина; В.Н. Устюжанин; МВД РФ СПбУ. – СПб., 2008.

13. Столяренко А.М. Юридическая психология. Учебник. - М.: Проспект, 2010.

14. Уфимцев В. Методы скрытой тренировки. Из опыта спецслужб мира / В. Уфимцев. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

15. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: Учебное пособие / Ю.В. Чуфаровский. – М.: Проспект, 2010.

в) программное обеспечение

Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для обеспечения учебного процесса по дисциплине «Психология в деятельности сотрудников ОВД» необходимы: классная доска, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Изучение дисциплины «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие; семинарское занятие; практическое занятие; консультация преподавателя (индивидуальная, групповая); дискуссия; доклады; научные сообщения и их обсуждение. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.

Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:

- прослушивание лекционного курса;

- чтение и конспектирование рекомендованной литературы;

- проведение семинарских занятий с более подробным рассмотрением ключевых проблем дисциплины;

- проведение практических занятий с разбором конкретных ситуаций с целью выработки навыков применения психологический знаний для решения оперативно-служебных задач;

- проведение практических занятий в форме деловых игр и тренингов.

Помимо устного изложения материала в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации, выдержки из учебных, документальных и художественных фильмов по теме лекции.

Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей, предварительной и промежуточной аттестации.

Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по их корректировке; совершенствования методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К контролю текущей успеваемости относится проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях;

- по результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний (с помощью тестовых заданий или контрольных вопросов);

- по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам проверки качества заполнения практикума;

- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для их предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине.

Предварительная аттестация обучающихся проводится преподавателем в целях подведения промежуточных итогов текущей успеваемости, анализа состояния учебной работы обучающихся, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задолженностей.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, обучающихся по дисциплине требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) в форме экзамена.

Экзамен проводится в ходе семестра, после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена определяется кафедрой (устный – по билетам). Оценка по результатам экзамена носит дифференцированный характер.

Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену):

1. Психологическая структура правоохранительной деятельности.

2. Психологические требования к личности сотрудника ОВД.

3. Формирование профессиональных компетенций в зависимости от должности сотрудника органов внутренних дел.

4. Проблемы профессионально-нравственной деформации личности сотрудника ОВД.

5. Профессиональный стресс в деятельности сотрудников ОВД и его профилактика.

6. Роль общения в профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

7. Модель коммуникативного процесса. Коммуникативные барьеры в общении.

8. Приемы и способы эффективной коммуникации в правоохранительной деятельности.

9. Коммуникативная (информационная) сторона общения. Вербальные техники общения.

10. Перцептивная сторона общения. Технология точного восприятия партнера по общению в деятельности следователя.

11. Психологические механизмы социальной перцепции. Ошибки и эффекты, возникающие при построении образа другого.

12. Сущность межличностной коммуникации. Невербальные средства и техники общения.

13. Основные формы взаимодействия в общении. Специфика профессионального общения сотрудника.

14. Коммуникативные качества сотрудника ОВД. Реализация профессионально важных личностных качеств в общении.

15. Технологии эффективного воздействия на партнера по общению в ситуациях служебной деятельности. Сущность взаимодействия и воздействия в процессе общения. Приемы эффективного присоединения и ведения его в процессе общения.

16. Виды слушания в деловой коммуникации сотрудников ОВД.

17. Особенности взаимодействия с партнерами-манипуляторами.

18. Специфика личностно-группового общения. Виды личностно-группового общения: публичные выступления, служебные совещания, групповое принятие решений, брифинги и др.

19. Психологические условия осуществления эффективного общения сотрудника ОВД с различными категориями граждан.

20. Понятие конфликта, его сущность и структура. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

21. Субъекты конфликта и их характеристика. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта.

22. Классификация конфликтов и причины конфликта.

23. Этапы и фазы конфликта. Особенности механизма возникновения и протекания конфликтов в правоохранительной деятельности.

24. Понятие управления конфликтами. Специфика управления конфликтами в правоохранительной деятельности.

25. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами.

26. Пути прогнозирования конфликта. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта.

27. Стимулирование конфликта, его формы и средства.

28. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные. Этапы регулирования конфликта.

29. Поведение личности в конфликте: модели поведения в конфликтном взаимодействии; стратегии поведения; типы конфликтных личностей.

30. Понятие внутриличностного конфликта и его особенности. Формы проявления внутриличностных конфликтов (неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализм).

31. Способы разрешения внутриличностных конфликтов: компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение, коррекция.

32. Особенности возникновения внутриличностных конфликтов в правоохранительной деятельности.

33. Понятие межличностного конфликта и его структура. Сферы проявления межличностного конфликта, причины и способы его разрешения.

34. Классификация межличностных конфликтов. Уровни развития межличностных конфликтов. Конфронтация, ссора, скандал (кризис).

35. Психологические признаки межличностного конфликта. Специфика проявления причин межличностных конфликтов в правоохранительной деятельности.

36. Групповые конфликты: понятие и их структура. Классификация групповых конфликтов.

37. Причины конфликта «личность – группа» и характер их проявления в деятельности правоохранительных органов.

38. Социально-психологические причины межгрупповых конфликтов. Классификация межгрупповых конфликтов и способы их разрешения.

39. Психология переговорного процесса в экстремальных условиях; его функции и содержание.

40. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе. Типы стратегий. Тактические приемы.

41. Особенности ведения переговоров с преступниками.

42. Психологические приемы и методы разоблачения ложных показаний и обмана.

43. Психологическая характеристика основных следственных действий.

44. Психология осмотра места происшествия. Место происшествия – источник информации о личности преступника.

45. Психология обыска и задержания. Психологические особенности поведения обыскиваемого и обыскивающего во время обыска.

46. Общие социально-психологические условия ведения допроса.

47. Психология допроса свидетелей и потерпевших.

48. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.

49. Наиболее распространенные коммуникативные ситуации во время допроса.

50. Психология лжи. Психологические приемы и методы разоблачения лжесвидетельствования.

51. Психология очной ставки.

52. Психология опознания. Психология предъявления для опознания.

53. Психологические приемы и правила изучения личности при помощи наблюдения за гражданином во время допроса.

54. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего.

55. Психология следственного эксперимента. Психология проверки показаний на месте.

56. Нетрадиционные психологические методы в расследовании преступлений.

57. Объект и предмет судебно-психологической экспертизы.

58. Судебно-психологическая экспертиза как форма использования специальных психологических познаний.

59. Признаки судебно-психологической экспертизы. Основания назначения в уголовном и гражданском процессах.

60. Понятие и основания проведения судебно-психологической экспертизы, ее компетентность.

61. Виды судебно-психологической экспертизы: по месту проведения; по объему исследования, по последовательности проведения; по численности и составу исполнителей; по процессуальному положению.

62. Психология участников судебного процесса.

63. Психологические особенности судебного разбирательства.

64. Социально-психологические детерминанты криминального поведения.

65. Приемы и правила составления психологического портрета. Использование информации психологического характера о личности гражданина сотрудником органов внутренних дел в профессиональной деятельности.

66. Криминальная среда как социально-психологический феномен.

67. Стратовая и профессиональная структура криминальной среды.

68. Социально-психологическая характеристика, виды и структура преступных сообществ.

69. Психологические последствия совершенного преступления.

70. Психология рассмотрения и анализа уголовного дела.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...