Тема 7. Психологическая характеристика преступных сообществ
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Понятие криминальной среды и ее структура. Социально-психологическая характеристика отдельных элементов криминальной среды. Сравнительный анализ теоретических обоснований криминальной среды в отечественной и зарубежной психологии. Преступное сообщество как важнейший элемент криминальной среды. Социально-психологическая характеристика, виды и структура преступных сообществ. Психологическая сущность лидерства, неофициальных групповых норм поведения, внутригрупповых и межгрупповых взаимосвязей в преступной деятельности. Психологическая характеристика преступных сообществ, специализирующихся на совершении отдельных видов преступлений (корыстно-насильственных, насильственных, должностных, экономических). Методика выявления и изучения преступных сообществ, социально-психологических механизмов их стратификации. Приемы анализа и интерпретации полученных данных. Методика разложения преступных сообществ, развенчания криминальных авторитетов и их социальных связей. Возможность и направления использования знаний о психологии криминальной среды сотрудниками органов внутренних дел в профессиональной деятельности. Методика выявления и изучения преступных сообществ, социально-психологических механизмов их стратификации. Тема 8. Криминальная субкультура Понятие криминальной субкультуры. Ее структура, функции, ценности. Основные атрибуты криминальной субкультуры. Вербальные и невербальные средства общения носителей криминальной субкультуры. История возникновения жаргона. Специфика использования жаргона в криминальной среде. Функции жаргона. Специфика визуальной диагностики признаков криминальной субкультуры. Определение признаков социальной девиации (алкоголизм, наркомания токсикомания, суицидальное поведение.) Признаки, свидетельствующие об агрессивности, опасности нападения. Особенности индивидуального подхода к лицам, имеющим психические отклонения в поведении. Татуировки преступников в системе криминальных ценностей. Стратификационные и коммуникативные функции татуировок.
Тема 9. Судебно-психологическая экспертиза Объект и предмет судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Основания назначения СПЭ в уголовном и гражданском процессах. Методологические основы проведения СПЭ. Основные вопросы, решаемые экспертом-психологом в ходе предварительного следствия и в суде. Виды СПЭ, условия и порядок их проведения. СПЭ в составе комплексных судебных экспертиз. Роль заключения эксперта-психолога в процессе доказывания. Взаимодействие эксперта-психолога со следователем при производстве экспертиз.
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами Дисциплина «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» является предшествующей для дисциплины «Оперативно – разыскная психология». Разделы дисциплин и виды занятий
Лабораторный практикум
По дисциплине лабораторный практикум не предусмотрен.
По дисциплине выполнение курсовой работы не предусмотрено. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2012. 2. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Юридическая психология: учебник. 2-е издание дополненное / Под ред. В.Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 3. Цветков В.Л. Юридическая психология: учебное пособие для вузов в схемах и комментариях. – М.: ЩИТ-М, 2010. 4. Цветков В.Л. Юридическая психология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 5. Цветков В.Л., Шевченко В.М., Шанава Е.М. Психология оперативно-розыскной деятельности. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. б) дополнительная литература 1. Актуальные вопросы психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел (по материалам постоянно действующего семинара для психологов): Сборник / МВД России ДКО; ред. В.Л. Кубышко. – М., 2009. 2. Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 3. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: учебное пособие. – М.: ЩИТ-М, 2006. 4. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник. - М.: Проспект, 2010. 5. Еникеев М.И. Следственные действия: психология, тактика, технология: Учебное пособие / М.И. Еникеев, В.А. Образцов, В.Е. Эминов; МГЮА. – М.: Проспект, 2008. 6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2008.
7. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: Учебное пособие / А.Г. Караяни; В.Л. Цветков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 8. Кораблев С.Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие / С.Е. Кораблев; МВД России ДКО. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2009. 9. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. - М.: Юрайт, 2010. 10. Познышев С.В. Криминальная психология: Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности. - М.: Инфра-М, 2011. 11. Психологические особенности допроса несовершеннолетних при расследовании преступлений, совершаемых молодежными преступными группами: учебное пособие / ВНИИ МВД Рос.; сост. А. Д. Белоусов [и др.]. - М., 2010. 12. Пряхина М.В. Психология в деятельности сотрудников ОВД (в схемах с пояснениями): Учебное наглядное пособие / М.В. Пряхина; В.Н. Устюжанин; МВД РФ СПбУ. – СПб., 2008. 13. Столяренко А.М. Юридическая психология. Учебник. - М.: Проспект, 2010. 14. Уфимцев В. Методы скрытой тренировки. Из опыта спецслужб мира / В. Уфимцев. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010. 15. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: Учебное пособие / Ю.В. Чуфаровский. – М.: Проспект, 2010. в) программное обеспечение Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Для обеспечения учебного процесса по дисциплине «Психология в деятельности сотрудников ОВД» необходимы: классная доска, мультимедийный проектор, экран, компьютер. 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Изучение дисциплины «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие; семинарское занятие; практическое занятие; консультация преподавателя (индивидуальная, групповая); дискуссия; доклады; научные сообщения и их обсуждение. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.
Предусматриваются следующие формы работы обучающихся: - прослушивание лекционного курса; - чтение и конспектирование рекомендованной литературы; - проведение семинарских занятий с более подробным рассмотрением ключевых проблем дисциплины; - проведение практических занятий с разбором конкретных ситуаций с целью выработки навыков применения психологический знаний для решения оперативно-служебных задач; - проведение практических занятий в форме деловых игр и тренингов. Помимо устного изложения материала в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации, выдержки из учебных, документальных и художественных фильмов по теме лекции. Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей, предварительной и промежуточной аттестации. Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по их корректировке; совершенствования методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи. К контролю текущей успеваемости относится проверка знаний, умений и навыков обучающихся: - на занятиях; - по результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний (с помощью тестовых заданий или контрольных вопросов); - по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий; - по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов; - по результатам проверки качества заполнения практикума; - по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям. Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для их предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине. Предварительная аттестация обучающихся проводится преподавателем в целях подведения промежуточных итогов текущей успеваемости, анализа состояния учебной работы обучающихся, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задолженностей.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, обучающихся по дисциплине требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) в форме экзамена. Экзамен проводится в ходе семестра, после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена определяется кафедрой (устный – по билетам). Оценка по результатам экзамена носит дифференцированный характер. Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену): 1. Психологическая структура правоохранительной деятельности. 2. Психологические требования к личности сотрудника ОВД. 3. Формирование профессиональных компетенций в зависимости от должности сотрудника органов внутренних дел. 4. Проблемы профессионально-нравственной деформации личности сотрудника ОВД. 5. Профессиональный стресс в деятельности сотрудников ОВД и его профилактика. 6. Роль общения в профессиональной деятельности сотрудника ОВД. 7. Модель коммуникативного процесса. Коммуникативные барьеры в общении. 8. Приемы и способы эффективной коммуникации в правоохранительной деятельности. 9. Коммуникативная (информационная) сторона общения. Вербальные техники общения. 10. Перцептивная сторона общения. Технология точного восприятия партнера по общению в деятельности следователя. 11. Психологические механизмы социальной перцепции. Ошибки и эффекты, возникающие при построении образа другого. 12. Сущность межличностной коммуникации. Невербальные средства и техники общения. 13. Основные формы взаимодействия в общении. Специфика профессионального общения сотрудника. 14. Коммуникативные качества сотрудника ОВД. Реализация профессионально важных личностных качеств в общении. 15. Технологии эффективного воздействия на партнера по общению в ситуациях служебной деятельности. Сущность взаимодействия и воздействия в процессе общения. Приемы эффективного присоединения и ведения его в процессе общения. 16. Виды слушания в деловой коммуникации сотрудников ОВД. 17. Особенности взаимодействия с партнерами-манипуляторами. 18. Специфика личностно-группового общения. Виды личностно-группового общения: публичные выступления, служебные совещания, групповое принятие решений, брифинги и др. 19. Психологические условия осуществления эффективного общения сотрудника ОВД с различными категориями граждан. 20. Понятие конфликта, его сущность и структура. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. 21. Субъекты конфликта и их характеристика. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта. 22. Классификация конфликтов и причины конфликта. 23. Этапы и фазы конфликта. Особенности механизма возникновения и протекания конфликтов в правоохранительной деятельности. 24. Понятие управления конфликтами. Специфика управления конфликтами в правоохранительной деятельности. 25. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами. 26. Пути прогнозирования конфликта. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта. 27. Стимулирование конфликта, его формы и средства. 28. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные. Этапы регулирования конфликта. 29. Поведение личности в конфликте: модели поведения в конфликтном взаимодействии; стратегии поведения; типы конфликтных личностей. 30. Понятие внутриличностного конфликта и его особенности. Формы проявления внутриличностных конфликтов (неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализм). 31. Способы разрешения внутриличностных конфликтов: компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение, коррекция. 32. Особенности возникновения внутриличностных конфликтов в правоохранительной деятельности. 33. Понятие межличностного конфликта и его структура. Сферы проявления межличностного конфликта, причины и способы его разрешения. 34. Классификация межличностных конфликтов. Уровни развития межличностных конфликтов. Конфронтация, ссора, скандал (кризис). 35. Психологические признаки межличностного конфликта. Специфика проявления причин межличностных конфликтов в правоохранительной деятельности. 36. Групповые конфликты: понятие и их структура. Классификация групповых конфликтов. 37. Причины конфликта «личность – группа» и характер их проявления в деятельности правоохранительных органов. 38. Социально-психологические причины межгрупповых конфликтов. Классификация межгрупповых конфликтов и способы их разрешения. 39. Психология переговорного процесса в экстремальных условиях; его функции и содержание. 40. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе. Типы стратегий. Тактические приемы. 41. Особенности ведения переговоров с преступниками. 42. Психологические приемы и методы разоблачения ложных показаний и обмана. 43. Психологическая характеристика основных следственных действий. 44. Психология осмотра места происшествия. Место происшествия – источник информации о личности преступника. 45. Психология обыска и задержания. Психологические особенности поведения обыскиваемого и обыскивающего во время обыска. 46. Общие социально-психологические условия ведения допроса. 47. Психология допроса свидетелей и потерпевших. 48. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. 49. Наиболее распространенные коммуникативные ситуации во время допроса. 50. Психология лжи. Психологические приемы и методы разоблачения лжесвидетельствования. 51. Психология очной ставки. 52. Психология опознания. Психология предъявления для опознания. 53. Психологические приемы и правила изучения личности при помощи наблюдения за гражданином во время допроса. 54. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего. 55. Психология следственного эксперимента. Психология проверки показаний на месте. 56. Нетрадиционные психологические методы в расследовании преступлений. 57. Объект и предмет судебно-психологической экспертизы. 58. Судебно-психологическая экспертиза как форма использования специальных психологических познаний. 59. Признаки судебно-психологической экспертизы. Основания назначения в уголовном и гражданском процессах. 60. Понятие и основания проведения судебно-психологической экспертизы, ее компетентность. 61. Виды судебно-психологической экспертизы: по месту проведения; по объему исследования, по последовательности проведения; по численности и составу исполнителей; по процессуальному положению. 62. Психология участников судебного процесса. 63. Психологические особенности судебного разбирательства. 64. Социально-психологические детерминанты криминального поведения. 65. Приемы и правила составления психологического портрета. Использование информации психологического характера о личности гражданина сотрудником органов внутренних дел в профессиональной деятельности. 66. Криминальная среда как социально-психологический феномен. 67. Стратовая и профессиональная структура криминальной среды. 68. Социально-психологическая характеристика, виды и структура преступных сообществ. 69. Психологические последствия совершенного преступления. 70. Психология рассмотрения и анализа уголовного дела.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|