Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.анализ денежного потока, как способ оценки кред-ти заемщика




4. анализ денежного потока, как способ оценки кред-ти заемщика

Анализ денежного потока-способ оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка, в основе которого лежит использование фактических показателей, характеризующих оборот средств у клиента в отчетном периоде. Этим метод анализа денежного потока принципиально отличается от метода оценки кредитоспособности клиента на основе системы финансовых коэффициентов, расчет которых строится на сальдовых отчетных показателях.
Анализ денежного потока заключается в сопоставлении оттока и притока средств у заемщика за период, соответствующий обычно сроку испрашиваемой ссуды. При выдаче ссуды на год анализ денежного потока делается в годовом разрезе, на срок до 90 дней - в квартальном и т. д.
Элементами притока средств за период являются:
• прибыль, полученная в данном периоде;
• амортизация, начисленная за период;
• высвобождение средств из:
а) запасов;
б) дебиторской задолженности;
в) основных фондов;
г) прочих активов;
• увеличение кредиторской задолженности;
• рост прочих пассивов;
• увеличение акционерного капитала;
• выдача новых ссуд.
В качестве элементов оттока средств можно выделить:
уплату:
а) налогов;
б) процентов;
в) дивидендов; '
г) штрафов и пеней;
дополнительные вложения средств в:
а) запасы;
б) дебиторскую задолженность;
в) прочие активы;
г) основные фонды;
сокращение кредиторской задолженности;
уменьшение прочих пассивов;
отток акционерного капитала;
погашение ссуд.
Разница между притоком и оттоком средств определяет величину общего денежного потока. Как видно из приведенного перечня элементов притока и оттока средств, изменение размера запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, прочих активов и пассивов, основных фондов по-разному влияет на общий денежный поток. Для определения этого влияния сравниваются остатки по статьям запасов, дебиторов, кредиторов и т. д. на начало и конец периода. Рост остатка запасов, дебиторов
и прочих активов в течение периода означает отток средств и показывается при расчете со знаком " -", а уменьшение - приток средств и фиксируется со знаком " +". Рост кредиторов и прочих пассивов рассматривается как приток средств (" +" ), снижение - как отток (" -" )

  Имеются особенности в определении притока и оттока средств в связи с изменением основных фондов. Учитываются не только рост или снижение стоимости их остатка за период, но и результаты реализации части основных фондов в течение периода. Превышение цены реализации над балансовой оценкой рассматривается как приток средств, а обратная ситуация как отток средств. Приток (отток) средств в связи с изменением стоимости основных фондов = Стоимость основных фондов на конец периода - Стоимость основных фондов на начало периода + Результаты реализации основных фондов в течение периода.
Модель анализа денежного потока построена на группировке элементов притока и оттока средств по сферам управления предприятием. Этим сферам в модели анализа денежного потока (АДП) могут соответствовать следующие блоки:
управление прибылью предприятия;
управление запасами и расчетами;
управление финансовыми обязательствами;
управление налогами и инвестициями;
управление соотношением собственного капитала и кредитов.
Для анализа денежного потока берутся данные как минимум за три истекшие года.

На основе соотношения величины общего денежного потока и размера долговых обязательств клиента определяется его класс кредитоспособности: нормативные уровни этого соотношения: I класс - 0, 75: II - 0, 30; III - 0, 25; IV - 0, 2; V - 0, 2; VI - 0, 15.

Анализ денежного потока позволяет сделать вывод о слабых местах управления предприятием. Например, отток средств может быть связан с управлением запасами, расчетами (дебиторы и кредиторы), финансовыми платежами (налоги, проценты, дивиденды). Выявление слабых мест менеджмента используется для разработки условий кредитования, отраженных в кредитном договоре.
Для решения вопроса о целесообразности и размере выдачи ссуды на относительно длительный срок анализ денежного потока делается не только на основе фактических данных за истекшие периоды, но и на основе прогнозных данных на планируемый период. Фактические данные используются для оценки прогнозных данных. В основе прогноза величины отдельных элементов притока и оттока средств лежит их среднее значение в прошлые периоды и планируемые темпы прироста выручки от реализации.

5. дифференциация условий предоставления кредита в зависимости от кредитоспособности клиента

Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам. Кредит должен предоставляться только тем хозяйствующим субъектам, которые в состоянии его своевременно вернуть. Поэтому дифференциация кредитования должна осуществляться на основе показателей кредитоспособности, под которой понимается финансовое состояние предприятия, дающее уверенность в способности и готовности заемщика возвратить кредит в обусловленный договором срок. Эти качества заемщиков оцениваются посредством анализа их баланса на ликвидность, обеспеченность хозяйства собственными средствами, уровень его рентабельности на текущий момент и в перспективе.

Принцип дифференцированности состоит в том, что банк при предос­тавлении

кредита учитывает репутацию заемщика, на какие цели испрашивает заемщик кредит,

кредитный риск, сроки кредитования, своевременность воз­врата и некоторые

другие обстоятельства. Поэтому дифференциация кредито­вания должна

осуществляться:

¨                  в зависимости от кредитоспособности заемщика

(кредитоспособ­ность заемщика характеризуется – аккуратностью при расчете по

ранее по­лученным кредитам, его текущим финансовым положением и перспективой

изменения, способностью, при необходимости мобилизовать денежные средства из

различных источников);

¨                  в зависимости от цели кредита: цель кредитования

служит важным индикатором степени риска, связанным с выдачей кредита (банк,

например, из­бегает выдачи кредитов для спекулятивных операций, т. к. погашение

зависит от исхода сомнительных, а иногда и запрещенных сделок и, следовательно,

не­сет высокий риск).

Поскольку цель кредита имеет важное значение, в настоящее время целе­вой

характер выделяется в самостоятельный принцип кредитования. В любом случае,

у кредита всегда есть цель. Зная, на какие цели требуется кредит, у банка

появляется возможность обдумать на каких приемлемых условиях пре­доставить его.

Поэтому, целевой характер и становится принципом кредитова­ния.

Кредит должен предоставляться только тем заёмщикам, которые в состоянии его своевременно вернуть. Поэтому дифференциация кредитования должна осуществляться на основе показателей кредитоспособности, под которой понимается финансовое состояние предприятия, дающее уверенность в способности и готовности заемщика возвратить кредит в обусловленный договором срок. Эти качества потенциальных заемщиков оцениваются посредством анализа их баланса на ликвидность, обеспеченность хозяйства собственными источниками, уровень его рентабельности на текущий момент и в перспективе.

Оценка кредитоспособности заемщиков, испрашивающих кредит, проводимая банками до заключения кредитных договоров, дает им возможность в определенной степени подстраховать себя от риска несвоевременного возврата кредита (и связанных с этим для банков убытков) и, следовательно, предвосхитить соблюдение заемщиками принципа срочности кредитования. Дифференциация кредитования, исходя из кредитоспособности заемщика, препятствует покрытию их потерь и убытков за счет кредита и служит необходимым условием его нормального функционирования на основах возвратности и платности. Своевременность возврата кредита находится в тесной зависимости не только от кредитоспособности заемщиков, но и от обеспеченности кредита.

48. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита

В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

 

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

 

¨ определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;

 

¨ формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;

 

¨ выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;

 

¨ группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;

 

¨ дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

 

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому.

 

• Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.

 

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

 

¨ объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;

 

¨ репутация покупателя в деловом мире;

 

¨ платежеспособность покупателя;

 

¨ результативность хозяйственной деятельности покупателя;

 

¨ состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

 

¨ объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

 

По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:

 

¨ дееспособность покупателя;

 

¨ уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;

 

¨     состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.

 

• Формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т. п. ).

 

Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

 

• Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых

 

характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.

 

• Группировка покупателей продукции по уровню кредитор

 

(способности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий: покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т. е. на уровне установленного кредитного лимита (группа „первоклассных заемщиков" );

 

покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

 

покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).      

 

 • Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т. п.

Управление текущей дебиторской задолженностью Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту Формирование системы кредитных условий Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности Управление денежными активами Анализ денежных активов предприятия в предшествующем периоде

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...