4.анализ денежного потока, как способ оценки кред-ти заемщика
4. анализ денежного потока, как способ оценки кред-ти заемщика Анализ денежного потока-способ оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка, в основе которого лежит использование фактических показателей, характеризующих оборот средств у клиента в отчетном периоде. Этим метод анализа денежного потока принципиально отличается от метода оценки кредитоспособности клиента на основе системы финансовых коэффициентов, расчет которых строится на сальдовых отчетных показателях.
Имеются особенности в определении притока и оттока средств в связи с изменением основных фондов. Учитываются не только рост или снижение стоимости их остатка за период, но и результаты реализации части основных фондов в течение периода. Превышение цены реализации над балансовой оценкой рассматривается как приток средств, а обратная ситуация как отток средств. Приток (отток) средств в связи с изменением стоимости основных фондов = Стоимость основных фондов на конец периода - Стоимость основных фондов на начало периода + Результаты реализации основных фондов в течение периода. На основе соотношения величины общего денежного потока и размера долговых обязательств клиента определяется его класс кредитоспособности: нормативные уровни этого соотношения: I класс - 0, 75: II - 0, 30; III - 0, 25; IV - 0, 2; V - 0, 2; VI - 0, 15.
Анализ денежного потока позволяет сделать вывод о слабых местах управления предприятием. Например, отток средств может быть связан с управлением запасами, расчетами (дебиторы и кредиторы), финансовыми платежами (налоги, проценты, дивиденды). Выявление слабых мест менеджмента используется для разработки условий кредитования, отраженных в кредитном договоре. 5. дифференциация условий предоставления кредита в зависимости от кредитоспособности клиента Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам. Кредит должен предоставляться только тем хозяйствующим субъектам, которые в состоянии его своевременно вернуть. Поэтому дифференциация кредитования должна осуществляться на основе показателей кредитоспособности, под которой понимается финансовое состояние предприятия, дающее уверенность в способности и готовности заемщика возвратить кредит в обусловленный договором срок. Эти качества заемщиков оцениваются посредством анализа их баланса на ликвидность, обеспеченность хозяйства собственными средствами, уровень его рентабельности на текущий момент и в перспективе. Принцип дифференцированности состоит в том, что банк при предоставлении кредита учитывает репутацию заемщика, на какие цели испрашивает заемщик кредит, кредитный риск, сроки кредитования, своевременность возврата и некоторые другие обстоятельства. Поэтому дифференциация кредитования должна осуществляться: ¨ в зависимости от кредитоспособности заемщика (кредитоспособность заемщика характеризуется – аккуратностью при расчете по
ранее полученным кредитам, его текущим финансовым положением и перспективой изменения, способностью, при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников); ¨ в зависимости от цели кредита: цель кредитования служит важным индикатором степени риска, связанным с выдачей кредита (банк, например, избегает выдачи кредитов для спекулятивных операций, т. к. погашение зависит от исхода сомнительных, а иногда и запрещенных сделок и, следовательно, несет высокий риск). Поскольку цель кредита имеет важное значение, в настоящее время целевой характер выделяется в самостоятельный принцип кредитования. В любом случае, у кредита всегда есть цель. Зная, на какие цели требуется кредит, у банка появляется возможность обдумать на каких приемлемых условиях предоставить его. Поэтому, целевой характер и становится принципом кредитования. Кредит должен предоставляться только тем заёмщикам, которые в состоянии его своевременно вернуть. Поэтому дифференциация кредитования должна осуществляться на основе показателей кредитоспособности, под которой понимается финансовое состояние предприятия, дающее уверенность в способности и готовности заемщика возвратить кредит в обусловленный договором срок. Эти качества потенциальных заемщиков оцениваются посредством анализа их баланса на ликвидность, обеспеченность хозяйства собственными источниками, уровень его рентабельности на текущий момент и в перспективе. Оценка кредитоспособности заемщиков, испрашивающих кредит, проводимая банками до заключения кредитных договоров, дает им возможность в определенной степени подстраховать себя от риска несвоевременного возврата кредита (и связанных с этим для банков убытков) и, следовательно, предвосхитить соблюдение заемщиками принципа срочности кредитования. Дифференциация кредитования, исходя из кредитоспособности заемщика, препятствует покрытию их потерь и убытков за счет кредита и служит необходимым условием его нормального функционирования на основах возвратности и платности. Своевременность возврата кредита находится в тесной зависимости не только от кредитоспособности заемщиков, но и от обеспеченности кредита.
48. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:
¨ определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
¨ формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;
¨ выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
¨ группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;
¨ дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому.
• Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.
По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
¨ объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;
¨ репутация покупателя в деловом мире;
¨ платежеспособность покупателя;
¨ результативность хозяйственной деятельности покупателя;
¨ состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
¨ объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.
По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:
¨ дееспособность покупателя;
¨ уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;
¨ состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.
• Формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т. п. ).
Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.
• Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых
характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.
• Группировка покупателей продукции по уровню кредитор
(способности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий: покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т. е. на уровне установленного кредитного лимита (группа „первоклассных заемщиков" );
покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).
• Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т. п. Управление текущей дебиторской задолженностью Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту Формирование системы кредитных условий Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности Управление денежными активами Анализ денежных активов предприятия в предшествующем периоде
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|