Вопрос 63. Вид кредитов представляет собой совокупность свойств, характерных для той или иной сделки в экономическом и организационном отношении
Вопрос 63. Специфика проведения операций банка по привлечению и размещению средств предполагает, что все банки периодически могут иметь как излишек, так и недостаток кредитных ресурсов. Межбанковское кредитование представляет собой крупный сегмент финансового рынка, где организуется купля-продажа кредитных ресурсов в виде межбанковских кредитов и межбанковских депозитов. Основной характеристикой МБК является перераспределение ресурсов между субъектами кредита, которыми в данном случае выступают банки. Кроме субъектов кредита, сущность МБК определяется его элементами — банковскими ресурсами и залоговой стоимостью; характером движения МБК, который представляет собой платный обмен ресурсами и залоговой стоимостью; направлениями движения при выдаче МБК и его погашении. В общем виде сущность МБК — обмен кредитной и залоговой формами стоимости между банком-кредитором и банком-заемщиком. Виды межбанковских кредитов Вид кредитов представляет собой совокупность свойств, характерных для той или иной сделки в экономическом и организационном отношении. Экономические свойства кредитной сделки представляют собой свойства самого кредита, организационные свойства различаются в зависимости от порядка выдачи и погашения ссуд. Кредитные ресурсы, покупаемые и продаваемые на рынке МБК, в зависимости от экономических свойств можно разделить на две большие группы: межбанковские кредиты и межбанковские депозиты. В зависимости от организационных свойств МБК можно классифицировать по следующим критериям. В зависимости от срока различают МБК до востребования и срочные. Срочные МБК привлекаются и размещаются на следующие сроки: 1 день, 2-7 дней, 8-30 дней, 31-90 дней, 91-180 дней. 181 день —1 год, 1—3 года, свыше 3 лет. Форма межбанковского кредита до востребования предусматривает предоставление МБК на минимальный установленный договором срок, по истечении которого кредит переходит в разряд бессрочных и может быть востребован кредитором в любой момент по предварительному уведомлению.
В зависимости от критерия платности кредита можно выделить ссуды с рыночной, повышенной и льготной процентной ставкой, рыночная процентная ставка — это ставка, которая складывается в момент предоставления ссуды исходя из соотношения спроса и предложения на рынке. МБК с повышенной процентной ставкой возникают в связи с высоким риском предоставления средств данному заемщику, при нарушении им условий кредитования В зависимости от обеспечения кредита можно выделить МБК обеспеченные, частично обеспеченные и необеспеченные. МБК классифицируются также в зависимости от валюты сделки: российские рубли, иностранные валюты); в зависимости от наличия отсутствия лимита ссудной задолженности; размера кредита. К крупным кредитам в России относятся ссуды, размер которых превышает 5% капитала банка-кредитора. МБК можно классифицировать в зависимости от рисков, принимаемых на себя кредитором. Кредитный риск по каждой конкретной сделке определяется банком-кредитором самостоятельно и влияет на сумму, срок, процентную ставку по предоставляемому кредиту. Максимально допустимый риск по кредитам, выданным одному заемщику, установленный нормативными документами Банка России, не должен превышать 25% собственных средств банка-кредитора, а совокупная величина крупных кредитов с учетом забалансовых требований не должна превышать размер капитала кредитора более чем в восемь раз. Помимо традиционных межбанковских кредитов и депозитов, предоставляемых на основании кредитных договоров и генеральных соглашений, широкое распространение имеют такие виды МБК, как бронирование средств по корреспондентскому счету и овердрафт.
Каждая сделка по предоставлению МБК (депозита) оформляется кредитным (депозитным) договором. Сотрудничество на рынке меж банковского кредитования оформляется генеральным соглашение Генеральное соглашение о сотрудничестве на рынке межбанковских кредитов и депозитов представляет собой согласие участников coглашения о предоставлении друг другу краткосрочных (от 1 до 30 дней межбанковских кредитов на взаимовыгодной основе. Генеральное соглашение регулирует порядок согласования, заключения и оформления сторонами финансовых сделок на межбанковском рынке, ответственность сторон за нарушение условий этих сделок. Платежи по обязательствам, вытекающим из условий заключенной сделки, осуществляются на счета, принадлежащие сторонам, в соответствии с согласованными в договорах платежными инструкциями. Договор о заключении сделки должен предусматривать следующие моменты: • валюту кредита (депозита); • сумму кредита (депозита); • процентную ставку; • дату выдачи и возврата кредита (депозита); • дату уплаты процентов по кредиту (депозиту); • срок предоставления кредита (депозита) в днях; • сумму процентов, подлежащих уплате; • особые условия проведения сделки; • обеспечение кредита (депозита); • обязанность и ответственность сторон по использованию условий договора; • платежные инструкции сторон; • реквизиты заемщика и кредитора. Важным аспектом договора является обеспечение своевременного возврата кредита (депозита), его размер и качество.
Вопрос 64. Развитие экономики любого государства сегодня невозможно без высокоэффективной системы денежного обращения и использования современных платежных механизмов. Практика показывает, что каждодневные проблемы финансирования, кредитования экономики, исполнения бюджета, а также задачи отдаленной перспективы, позволяют обеспечивать интенсивное развитие различных форм безналичных расчетов.
Безналичные расчеты постепенно вытесняют налично-денежные платежи в денежных системах различных стран. Основная доля проведения безналичных расчетов приходится на коммерческие банки. Именно им принадлежит важнейшая расчетно-платежная функция в платежной системе государства. «Система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов организации расчетов, предъявляемых к ним требований, форм и способов расчетов». Данное определение характеризует не только систему безналичных расчетов, но и платежные системы, создаваемые банком для их проведения. При всей неоднородности определения принципов безналичных расчетов можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся в трудах отечественных экономистов: 1)требование платежа должно выставляться перед отгрузкой товара или после неё, дабы не допускать задержку платежей в хозяйстве; 2)платежи со счетов клиентов банка производятся только с их согласия, что должно препятствовать доступу банка к средствам клиентов; 3)предприятия по своему усмотрению или по договору между поставщиком и покупателем могут выбирать формы расчётов и виды платежа. 4)принцип оптимальной скорости безналичных расчетов; 5)принцип периодической очередности платежа; 6)принцип повышения эффективности затрат на ведение безналичных расчетах. Укоренившиеся принципы безналичных расчетов критически исследованы В. И. Таракановым, который разделил все принципы на общеэкономические и специфические. К общеэкономическим принципам отнесены экономичность и дифференцированность безналичных расчетов. Специфические принципы, по мнению В. И. Тараканова, разделяются на две группы. Первая группа делает организационные аспекты расчетов. Вторая группа, раскрывающая экономические основы платежных операций, «включает такие принципы, как целевой характер, срочность, обеспеченность платежей». В этом определении отражена близость принципов безналичных расчетов и кредитования. Рассмотрим некоторые принципы более подробно. Принцип оптимальной скорости безналичных расчетов можно определить следующим образом. Скорость платежа в значительной мере обусловлена его срочностью. Срочность платежа означает соблюдение частных сроков. Предположим, что при сроке оплаты обязательства 20 июня и сроке зачисления средств на счет получателя 28 июня фактически обе стадии платежа совершены в эти сроки, и срочность платежа достигнута. Но при этом средства находились в течение недели в расчетах, то есть были изъяты из полезного хозяйственного оборота. Современная электронная техника, и особенно автоматизированные каналы связи, придают новое качество понятию срочности платежа: появляется возможность соединить сроки отдельных стадий платежа воедино. Тем самым принцип срочности платежа перерастает в принцип оптимальной скорости платежа. Например, при расчетах за товар скорость платежа определяется взаимозависимыми показателями времени получения товара покупателем, срока его оплаты и времени зачисления средств на счет поставщика. Оптимальная скорость безналичных расчетов достигается совпадением трех перечисленных показателей.
Установление очередности платежей обусловлено потребностью регулирования цепной реакции кредита. Кредиту свойственна прямая цепная реакция, когда банковская ссуда, предоставленная предприятию-покупателю, направляется на оплату счетов предприятия, по всей цепи взаимосвязанных расчетов. Наряду с прямой реакцией существует и обратная цепная реакция кредита, когда предприятие по каким-либо причинам приостановило платежи по срочным обязательствам, и эта просроченная задолженность распространяется по цепи от предприятия к предприятию. В этих условиях регулирование очередности платежей издавна является одним из острых вопросов денежно-кредитной политики. Разрешение проблемы очередности платежей лежит в делении платежей на текущие и периодические. Коренной недостаток календарной очередности платежей состоит в том, что она не разрешает противоречий между текущими и периодическими платежами. Все рассмотренные принципы безналичных расчетов взаимодействуют с принципом повышения эффективности затрат на их ведение. С позицией коммерческого банка эффективность затрат на ведение безналичных расчетов определяется соотношением затрат на эту цель и суммы доходов от услуг, оказываемых клиентам по их расчетным операциям. Принцип повышения эффективности затрат на ведение безналичных расчетов пронизывает все другие принципы безналичных расчетов. И это естественно: этот принцип, как и другие принципы, основан на категории времени, а каждый выигрыш во времени трудно переоценить.
65. В ходе реализации банком кредитной политики в части обеспечения возвратности кредита немаловажное значение имеет работа с «проблемными» кредитами. Под «проблемными» понимаются кредиты, по которым после выдачи в срок и в полном объеме не выполняются обязательства со стороны заемщика или же стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Управление «проблемными» кредитами — один из наиболее важных аспектов банковской практики. От правильности выбора метода работы с «проблемными» кредитами зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самого банка.
Практически решение проблемы управления просроченной задолженностью во многом зависит от двух условий. Во-первых, содержит ли кредитный договор положения, дающие банку право проверять бухгалтерскую и финансовую отчетность заемщика путем осуществления проверок непосредственно на предприятии, а также имеется ли возможность прекратить действие кредитного договора и обратить взыскание на залог при наличии у банка обоснованных подозрений о неплатежеспособности заемщика. Во-вторых, какими полномочиями наделен кредитный специалист банка, под постоянным контролем которого должен находиться каждый выданный кредит. Существует базовый «набор сигналов», индикаторов, характеризующих появление некачественного, «проблемного» кредита. В отношении стратегии «спасения» кредитов не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый «проблемный» кредит по-своему уникален. Поэтому представляет интерес обобщить приемы, применяемые в банковской практике. Наиболее широко распространены следующие подходы. Во-первых, в процессе контроля за соблюдением условий исполнения обязательств заемщиками, «тревожные» сигналы систематизируются по двум группам: 1) имеющие признаки организованного (нефинансового) и 2) экономического (финансового) характера. Это позволяет выработать обоснованную и эффективную реакцию на них. Во-вторых, разрабатывают план мероприятий, который будет способствовать улучшению качества предоставленного кредита. В-третьих, принимают (выбирают) способы разрешения конфликта между банком и клиентом по конкретному кредиту. Вопрос 66. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Платежными поручениями могут производиться: а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги; б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды; в) перечисления денежных средств в целях возврата / размещения кредитов (займов) / депозитов и уплаты процентов по ним; г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором. В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. После проверки правильности заполнения и оформления платежных поручений на всех экземплярах (кроме последнего) принятых к исполнению платежных поручений в поле " Поступ. в банк плат. " ответственным исполнителем банка проставляется дата поступления в банк платежного поручения. Последний экземпляр платежного поручения, в котором в поле " Отметки банка" проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 " Расчетные документы, не оплаченные в срок". При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. При оформлении платежного ордера на частичную оплату на всех его экземплярах в поле " Отметки банка" проставляются штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка. На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка " Частичная оплата". Запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платежного поручения. При оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле " Списано со сч. плат. " проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), в поле " Отметки банка" проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя. Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета. Вопрос 67
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами. Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями. Чеки кредитных организаций могут использоваться клиентами кредитной организации, выпускающей эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений. Чеки, выпускаемые кредитными организациями, не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России. Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно. В случае, когда сфера обращения чеков ограничивается кредитной организацией и ее клиентами, чеки используются на основании договора о расчетах чеками, заключаемого между кредитной организацией и клиентом. Чеки, выпускаемые кредитными организациями, могут применяться в межбанковских расчетах на основании договоров, заключаемых с клиентами, и межбанковских соглашений о расчетах чеками в соответствии с внутрибанковскими правилами проведения операций с чеками, разрабатываемыми кредитными организациями и определяющими порядок и условия использования чеков. Межбанковское соглашение о расчетах чеками может предусматривать: - условия обращения чеков при осуществлении расчетов; - порядок открытия и ведения счетов, на которых учитываются операции с чеками; - состав, способы и сроки передачи информации, связанной с обращением чеков; - порядок подкрепления счетов кредитных организаций - участников расчетов; - обязательства и ответственность кредитных организаций - участников расчетов; - порядок изменения и расторжения соглашения. Внутрибанковские правила проведения операций с чеками, определяющие порядок и условия их использования, должны предусматривать: - форму чека, перечень его реквизитов (обязательных, дополнительных) и порядок заполнения чека; - перечень участников расчетов данными чеками; - срок предъявления чеков к оплате; - условия оплаты чеков; - ведение расчетов и состав операций по чекообороту; - бухгалтерское оформление операций с чеками; - порядок архивирования чеков. Вопрос 68 Аккредитив - денежное обязательство банка, выдаваемое по поручению покупателя в пользу продавца, на основе которого при выполнении определенных условий и при наличии документов, указанных в этом обязательстве, банк проводит платеж. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика, обязуется произвести со специального банковского счета платежи получателю средств либо дать соответствующее распоряжение другому (исполняющему) банку. Наиболее распространенной формой аккредитивных расчетов во внешнеторговых сделках является документарный аккредитив, предусматривающий представление получателем платежа необходимых коммерческих и других документов непосредственно банку, в котором открыт аккредитивный счет. Правила применения аккредитивов оговариваются заранее во внешнеторговом контракте. Это касается не только суммы, но и способа реализации аккредитива; перечня документов, представляемых продавцом; их характеристик; сроков представления; сроков отгрузки товаров; условий страхования и т. п. Аккредитив открывается для расчетов с одним продавцом. В заявлении об его открытии покупатель указывает наименование продавца, дату и номер контракта, срок действия аккредитива, вид аккредитива, сумму платежа и условия, при выполнении которых исполняющий банк вправе перечислить требуемую сумму продавцу. Основанием оформления данного заявления служит извещение продавца о его готовности отгрузить товары в согласованные с покупателем сроки. Аккредитив выставляется покупателем за счет собственных средств или за счет кредита банка. Если банк не предоставил покупателю кредит, а собственные средства на его счете отсутствуют, то поручение об открытии аккредитива не подлежит исполнению. Виды аккредитивов с точки зрения: ответственности банков - безотзывные и отзывные, подтвержденные и неподтвержденные, покрытые и непокрытые: возможности использования денежных средств - револьверный аккредитив, трансферабельный (переводной) аккредитив, делимый и неделимый. При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками. Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками Безотзывный аккредитив открывается на определенный срок без права аннулирования до истечения этого срока, и отзывным, который может быть изменен или аннулирован банком в любой момент без предварительного уведомления получателя средств. В связи с этим в международной практике в основном применяются безотзывные аккредитивы. В открываемом аккредитиве должно быть указано, является он отзывным или безотзывным. При отсутствии какого-либо указания аккредитив считается безотзывным. На это следует обратить особое внимание, так как российское законодательство (п. 3 ст. 868 ГК РФ) содержит прямо противоположную норму (аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не установлено иное). Подтвержденные аккредитивы имеют дополнительную гарантию другого банка, в случае подтвержденного аккредитива банк, через который проходит его оплата, принимает на себя обязательство произвести платеж указанной в аккредитиве суммы независимо от поступлений средств банка, в котором аккредитив был открыт. Неподтвержденный аккредитив такой гарантии не имеет. При открытии покрытых аккредитивов банк-эмитент предварительно предоставляет в распоряжение исполняющего банка денежные средства на срок действия своих обязательств. Непокрытый аккредитив представляет собой отсроченный платеж, когда деньги исполняющему банку переводятся не сразу, а по мере исполнения или окончания срока действия аккредитива. Револьверный (возобновляемый ) аккредитив используется в расчетах за постоянные краткие поставки, осуществляемые обычно по графику, зафиксированному в контракте. Он предусматривает автоматическое восстановление суммы через определенный промежуток времени по мере его использования или же восстановление аккредитива до первоначальной суммы после каждого использования. Трансферабельный аккредитив предоставляет бенефициару право на основании полученного им аккредитива получить другой в другом банке в пользу свою, либо других лиц. Делимый аккредитив предоставляет возможность открыть несколько аккредитивов в пределах суммы, указанной в аккредитиве. При неделимом аккредитиве вся причитающаяся экспортеру сумма будет выплачена только после завершения всех поставок. Закрытие аккредитива производится: по истечению срока аккредитива; по заявлению получателя средств об отказе от исполнения аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитивов; по требованию плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива, если такой отзыв возможен по условиям аккредитива. По общему правилу аккредитив подлежит закрытию в исполняющем банке после истечения срока его действия, к которому следует прибавить количество дней, необходимых для почтового пробега документов от исполняющего банка до банка-эмитента, а также как правило, 10 льготных рабочих дней. При отзыве аккредитив закрывается в день получения от банка-эмитента соответствующего распоряжения плательщика. Неиспользованная сумма депонированного аккредитива подлежит возврату банку-эмитенту одновременно с его закрытием. Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица. Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором рекомендуется отражать следующее: - наименование банка-эмитента; - наименование банка, обслуживающего получателя средств; - наименование получателя средств; - сумма аккредитива; - вид аккредитива; - способ извещения получателя средств об открытии аккредитива; - способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком; - полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств; - сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению указанных документов; - условие оплаты (с акцептом или без акцепта); - ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств. В основной договор могут быть включены иные положения, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву. За нарушения, допущенные при исполнении аккредитивной формы расчетов, банки несут ответственность в соответствии с законодательством. Аккредитивная форма расчетов наиболее сложная и дорогостоящая, так как банк взимает более высокую комиссию, чем по другим формам расчетов. Вопрос 69. В международной торговой практике используется значительно реже, нежели при платежах внутри страны. При расчетах по инкассо исполняющий банк (банк-эмитент) осуществляет по поручению клиента действия, направленные на получение от должника (плательщика) платежа и/или акцепта. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя). При приеме на инкассо платежных требований, инкассовых поручений ответственный исполнитель банка-эмитента осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также идентичности всех экземпляров расчетных документов. После проверки правильности заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Непринятые документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов и возвращаются получателю средств (взыскателю), количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправления в них заверяются подписью ответственного исполнителя банка-эмитента. Последние экземпляры расчетных документов вместе со вторым экземпляром реестра возвращаются получателю средств (взыскателю) в качестве подтверждения приема документов на инкассо. Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительными документами) помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 " Расчетные документы, не оплаченные в срок" с указанием даты помещения в картотеку. Банк-эмитент доводит извещение о постановке в картотеку до клиента по получении извещения от исполняющего банка. Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством. Допускается частичная оплата платежных требований, инкассовых поручений, находящихся в картотеке В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента по получению платежа на основании платежного требования или инкассового поручения банк-эмитент несет перед ним ответственность в соответствии с законодательством.
Расчеты по инкассо, по сравнению с расчетами банковским переводом, более выгодны продавцу, так как после получения отгрузочных документов он сразу же может предпринять действия по получению платежа. Продавец может определить условия сделки таким образом, что покупатель не получит право собственности на товар до момента его оплаты. Вместе с тем применение данной формы расчетов для продавца, по сравнению с расчетами банковским переводом, имеет следующие недостатки: более высокий размер комиссионного вознаграждения, взимаемого банком; переложение затрат по оформлению расчетных документов на продавца; невозможность получения продавцом аванса до отгрузки товаров. Для снижения риска неоплаты документов, отправленных на инкассо, продавец может потребовать от покупателя представления банковской гарантии, подлежащей исполнению банком в случае отказа покупателя от оплаты.
Вопрос 70.
В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично - денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно - кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 " Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия. По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений. Лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка России или уполномоченными кредитными организациями органам федерального казначейства Российской Федерации с учетом указанных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства в установленном порядке. При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе. По предприятию, не представившему расч
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|