Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место дисциплины в профессиональной подготовке магистранта.




Рабочая программа учебной дисциплины

М2.В.ДВ.4 Русский язык в сопоставительном аспекте

 

Направление подготовки 45.04.01 Филология.

Магистерская программа «Русский язык и литература»

 

Курс: 1

Форма обучения: очная

 

 

Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВПО: 144 часа

4 зачетные единицы

 

 

1. Пояснительная записка

 

Более глубокое осмысление специфики родного языка возможно только при его сопоставлении с другими языками. Этим и обусловлена необходимость введения данной дисциплины в учебный план подготовки студентов-филологов. Она полнее раскрывает особенности русского языка как в сфере устройства грамматической системы (прежде всего морфологии, а также словообразования и синтаксиса), так и в национальной языковой картине мира, отражённой, прежде всего, в лексической системе русского языка.

 

1.1. Цели учебной дисциплины

Ц е л ь курса «Русский язык в сопоставительном аспекте» – полнее раскрыть особенности русского языка при его сравнении с другими языками, прежде всего индоевропейскими.

З а д а ч и данного курса: в о - п е р в ы х, осветить особенности: а) морфологического строя, б) фонологической и фонетической системы и в) синтаксического строя русского языка; в о - в т о р ы х, раскрыть своеобразие русской языковой картины мира и особенности национального менталитета, отражённого в русском языке; в - т р е т ь и х, показать богатство русского языка, прежде всего на материале лексической системы, и как следствие, в - ч е т в ё р т ы х, формировать чувство любви к русскому языку и развивать интерес к лингвистике.

Этот курс изучается в 1 семестре; она предполагает связь с курсом «Введение в языкознание».

Программа курса предусматривает: а) чтение лекций, б) проведение семинарских занятий; г) выступление студентов с сообщением по выбранной теме, подготовку реферата, выполнение контрольной работу тестового характера.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Русский язык в сопоставительном аспекте» у магистрантов должны быть сформированы следующие к о м п е т е н ц и и:

· способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

· способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

· способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2).

В результате изучения раздела морфологии современного русского литературного языка студент должен:

1) знать:

З-7: типологические особенности русского и сравниваемых с ним других языков (ОК-1);

З-23: основой понятийного аппарата сопоставительно-типологического изучения русского языка (ПК-1);

З-32: основные параметры, по которым могут различаться разные языки в сфере морфологического строя (ПК-2);

2) уметь:

У-7: выявлять особенности русского языка, в которых проявляется своеобразие менталитета русского народа (ОК-1);

У-25: сопоставить фрагменты языковой картины мира (ПК-1);

У-31: сопоставить грамматические особенности русского и другого, сопоставляемого языка (ПК-2);

3) владеть опытом:

В-11: сопоставительного анализа русского и другого (по выбору) языка (прежде всего в сфере фонетики и грамматики) (ПК-1);

В-16: владеть профессиональным языком предметной области знания, уметь корректно выражать и обосновывать положения предметной области знания (ПК-2).

 

Место дисциплины в профессиональной подготовке магистранта.

Данный курсявляется своеобразным продолжением таких вузовских дисциплин, как «Введение в языкознание» и «Общее языкознание». Он предполагает, с одной стороны, углублённое рассмотрение типологических особенностей русского языка, выявление его всеобщих (универсальных), общих и индивидуальных свойств; с другой стороны, ориентируется на знания другого изучаемого языка или других языков. Кроме того, в соответствии с современной лингвистической парадигмой, онраскрываеткогнитивную природу многих фактов русского языка и позволяет судить об отражении в нём особенностей менталитета его носителей.

 

2. Организационно-методический план

Вид учебной работы Кол-во часов № семестров (по учебному плану)
             
I. Аудиторная:                  
лекции                  
семинары                  
…..практические занятия                  
…..лабораторные работы                  
ИТОГО:                  
II. Внеаудиторная:                  
курсовые проекты                  
курсовые работы                  
рефераты                  
расчетно-графические работы                  
контрольные работы                  
домашние контрольные работы                  
самоподготовка:                  
самостоятельное изучение разделов                  
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий                  
подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др.                  
……подготовка к экзамену                  
другие виды внеаудиторной работы: написание морфологической сказки                  
ИТОГО:                  
III. Промежуточный и текущий контроль по дисциплине   экз.              
Общая трудоемкость дисциплины:                  

 

3. Структура учебно-методического комплекса дисциплины

 

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
  Программный элемент
1.1 Рабочая программа учебной дисциплины Панова Г.И. Русский язык в сопоставительном аспекте. Рабочая программа дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, Абакан, 2015 (рукопись, электронная версия) Кафедра РЯ и МП Библиотека: http//library.khsu.ru http://www.edu.khsu.ru/
  Теоретический элемент
2.1 Учебники основные Панова, Г. И. Очерки по русскому языку в сопоставительном аспекте [Текст]: учебное пособие / Г. И. Панова; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова". - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2015. - 172 с. Библиотека  
2.2 Учебники дополнительные Библиографический список содержится в РП Библиотека
  Практический элемент
3.1 Практикум Панова Г.И. Русский язык в сопоставительном аспекте. Рабочая программа дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, Абакан, 2015 (рукопись, электронная версия) Кафедра РЯ и МП Библиотека: http//library.khsu.ru http://www.edu.khsu.ru/
4 Методико-технологический элемент
4.1 Методические рекомендации для магистрантов по изучению дисциплины В рабочей программе  
           

4. Тематический план учебной дисциплины

 

  Наименование разделов и тем курса Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самос- тоятель-ная работа
лекции лабора-торные практиче ские
    8 (3)*   22(9)  
Модуль 1. Виды типологических исследований Типологические свойства русского языка          
Тема 1. Введение. Основной понятийный аппарат сопоставительно-типологического изучения русского языка.          
Тема 2. Виды типологических исследований.   2 (1)      
Тема 3. Типологическая классификация языков.Типологическая характеристика русского языка в плане фонетического, морфологического и синтаксического строя   2 (1)   4(2)  
Тема 4. Тенденции развития грамматического строя русского языка       2 (1)  
Модуль 2. Избирательность языка. Русский язык и менталитет русского народа          
Тема 5. Интерпретационный характер семантики языковых единиц       2 (1)  
Тема 6. Неодинаковая членимость мира в разных языках. Наличие лакун в языке       2 (1)  
Тема 7. Отражение менталитета русского народа в русском языке   2 (1)   2 (1)  
Модуль 3. Морфологическая система русского языка в сопоставительном аспекте          
Тема 8. Имя существительное русского языка в сопоставительном аспекте       4 (1)  
Тема 9. Прилагательное и числительное русского языка в сопоставительном аспекте       2 (1)  
Тема 10. Глагол русского языка в сопоставительном аспекте       2 (1)  
Тема 11. Русская морфологическая терминология в сопоставительном аспекте          

* В скобках указано количество часов, проводимых в интерактивной форме.

 

Содержание теоретических разделов дисциплины

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...