Примерная программа к экзамену по дисциплине
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 «Русский язык в сопоставительном аспекте» Объект и предмет курса «Русский язык в сопоставительном аспекте». Основной понятийный аппарат сопоставительно-типологического изучения русского языка. Сравнительное, сопоставительное, конфронтативное, контрастивное, типологическое изучение языков. Типы языковых особенностей: универсальные (всеобщие), общие и индивидуальные. Типологическая характеристика языков; их политипологичность. Фонетическая, морфологическая и синтаксическая типология языков Виды типологических исследований в зависимости: а) от числа рассматриваемых языков, б) объёма сопоставляемого языкового материала, в) целей исследования, г) характера обнаруженных сходств и различий, д) рассматриваемого языкового уровня, е) направления исследования и др. Русский язык как синтетический язык флективного типа с прогрессирующими элементами аналитизма. Политипологичность русского языка: элементы агглютинации; соотношение синтетических и аналитических форм; рост аналитизма. Избирательный и интерпретационный характер языковых единиц: прежде всего, лексических, а также морфологических (семантика частей речи, собирательных существительных, категорий залога, вида и др.) и синтаксических (конструкции типа «Я имею» и типа «У меня есть»). Понятие о языковых лакунах. Лакуны и антилакуны как проявление национальной специфики языков. Понятие языковой картины мира. Отражение в русском языке менталитета русского народа (эмоциональная лексика, формы субъективной оценки, некодифицированные личные имена, оценочная лексика, способы глагольного действия, бессубъектные глаголы и конструкции и др.). Морфологическая система имён русского языка в сопоставительном аспекте. Морфологические категории рода и числа существительных в русском и других языках (польский, болгарский, немецкий, французский и др., а также хакасском). Способы выражения семантики пола живых существ в различных языках. Способы выражения падежных значений в разных языках. Одушевлённость и неодушевлённость существительных в славянских и других языках. Собирательные существительные в разных языках.
Морфологические категории прилагательных в разных языках. Морфологическая категория сравнения в русском, польском, немецком, французском и др. языках. Состав прилагательных, имеющих супплетивные словоформы в разных языках. Русские числительные в сопоставительном аспекте. Особенности структуры, склонения, типа связи количественных числительных с существительными. Общее сравнение грамматики имён в русском и хакасском языках. Морфологическая система глагола русского языка в сопоставительном аспекте. Морфологическая категория вида в славянских языков. Категория наклонения и, в частности, система императива в славянских и др. языках. Категория времени в различных языках, её структура в разных языках. Становление категории времени в русском языке. Общие особенности грамматики глагола в хакасском. Основные лингвистические термины и их внутренняя форма в русском и в каком-либо другом языке (по выбору). Термины, отражающие названия: а) основных единиц языка, б) разделов языкознания, их изучающих, в) частей речи, г) морфологических категорий и их форм и др. Темы (примерные) рефератов 1. В. Гумбольдт и А.А. Потебня. Истоки когнитивной лингвистики. 2. Типологическая характеристика языков и русский язык. 3. Политипологичноять русского языка. Проявление в нём элементов аналитического и агглютинативного строя. 4. Общее и различное в грамматике восточнославянских языков.
5. Лакуны в лексической системе русского языка как проявление его национальной специфики. 6. Грамматика глагола в русском и других языках. 7. Грамматика имён в русском и других языках. 8. Интерпретационный характер семантики языковых единиц и языковая картина мира. 9. Русский язык и отражение в нём особенностей менталитета русского народа. Тест (примерный) по курсу «Русский язык в сопоставительном аспекте» 1. Кому принадлежит высказывание» «В значении языковых единиц отражается способ представления внеязычного содержания»? а) А.А. Потебня, б) А.В. Бондарко, в) Ю.Д. Апресян, г) В. Гумбольдт.
2. Кому принадлежит высказывание «Слово эквивалентно не самому предмету, а его пониманию в акте языкового созидания»? а) А.А. Потебня, б) А.В. Бондарко, в) Ю.Д. Апресян, г) В. Гумбольдт.
3. Кто из названных современных лингвистов не занимается проблемами когнитивной лингвистики? а) А. Вежбицкая, б) А.Д. Шмелёв, в) В.А. Плунгян, г) Е.В. Урысон.
4. Кто из русских лингвистов занимался языками эргативного строя и предложил синтаксическую типологическую классификацию языков? а) А.А. Потебня, б) А.А. Шахматов, в) И.И. Мещанинов, г) А.А. Реформацкий.
5. Какое определение отражает общий морфологический тип русского языка? а) полисинтетический, б) синтетический, в) аналитический, г) флективный.
6. Кто из данных лингвистов не занимался проблемами контрастивной лингвистики? а) К. Джеймс, б) У. Немзер, в) М.И. Всеволодова, г) В.Г. Гак.
7. Какое определение адекватно характеризует конкретный типологический статус русского языка? а) флективный язык синтетического типа, б) аналитический язык синтетического типа, в) синтетический язык флективного типа, г) полисинтетический язык аналитического типа.
8. Какой язык по способу выражения посессивных отношений относится к синтаксическому типу «у меня есть», а не «я имею»? а) английский, б) польский, в) русский, г) немецкий.
9. Какая морфологическая категория имеется в славянских языках и отсутствует в немецком, французском, английским, итальянском? а) рода, б) времени, в) наклонения, г) вида.
10. Каким основным средством в русском языке выражается семантическая категория определенности/ неопределенности?
а) суффиксы, б) частицы, в) местоимения, г) существительные.
11. В каком языке синтетические формы прошедшего времени выражают, кроме значений числа и рода, ещё и значение лица? а) русский, б) украинский, в) белорусский, г) польский. Вопросы к экзамену по дисциплине «Русский язык в сопоставительном аспекте» 1. Объект и предмет курса «Русский язык в сопоставительном аспекте». Основной понятийный аппарат сопоставительно-типологического изучения русского языка. Сравнительное, сопоставительное, конфронтативное, контрастивное, типологическое изучение языков. 2. Типы языковых особенностей: универсальные (всеобщие), общие и индивидуальные. 3. Виды типологических исследований в зависимости: а) от числа рассматриваемых языков, б) объёма сопоставляемого языкового материала, в) целей исследования. 4. Виды типологических исследований в зависимости: а) характера обнаруженных сходств и различий, б) рассматриваемого языкового уровня, в) направления исследования. 5. Типологическая характеристика языков; их политипологичность. Фонетическая, морфологическая и синтаксическая типология языков. 6. Русский язык как синтетический язык флективного типа с прогрессирующими элементами аналитизма. Политипологичность русского языка: элементы агглютинации; соотношение синтетических и аналитических форм; рост аналитизма. 7. Аналитические тенденции в развитии грамматического строя русского языка. 8. Морфологическая система русского существительного в сопоставительном аспекте. Морфологические категории рода и числа существительных в русском и других языках (польский, болгарский, немецкий, французский и др., а также хакасском). Способы выражения семантики пола живых существ в различных языках. Способы выражения падежных значений в разных языках. 9. Одушевлённость и неодушевлённость существительных в славянских и других языках. Собирательные существительные в разных языках. 10. Морфологические категории прилагательных в разных языках. Морфологическая категория сравнения в русском, польском, немецком, французском и др. языках. Состав прилагательных, имеющих супплетивные словоформы в разных языках.
11. Морфологическая система глагола русского языка в сопоставительном аспекте. Морфологическая категория вида в славянских языках. Категория времени в различных языках, её структура в разных языках. Становление категории времени в русском языке. 12. Морфологическая категория наклонения и, в частности, система императива в славянских и др. языках. Формы сослагательного наклонения в разных языках. 13. Избирательность как универсальное свойство языка. Типы проявления избирательности. Интерпретационный характер семантики языковых единиц: прежде всего, лексических, а также морфологических (семантика частей речи, собирательных существительных, категорий залога, вида и др.) и синтаксических (конструкции типа «Я имею» и типа «У меня есть»). 14. Избирательность как универсальное свойство языка. Различная степень расчленённости мира в значении языковых единиц. Лакуны и «антилакуны» в сравниваемых языках. Понятие языковой картины мира. 15. Отражение в русском языке менталитета русского народа (эмоциональная лексика, формы субъективной оценки, некодифицированные личные имена, оценочная лексика, способы глагольного действия, бессубъектные глаголы и конструкции и др.). 16. Особенности лингвистической терминологии в сравнении с терминологией других славянских языков в сфере фонетики, словообразовании, морфологии, синтаксиса. При изучении дисциплины может быть использована модульно-рейтинговая система контроля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|