Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к уровню освоения дисциплины




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине «Археология»

для ПрОП «050100 – Педагогическое образование»

профиль «История»

по циклу Б.03.В.02

 

 

Очная форма обучения Заочная форма обучения
Курс – I Семестр – 2 Объем в часах всего – 108 в т.ч.: лекции – 20 практические занятия – 28 лабораторные занятия – нет самостоятельная работа – 60 Экзамен – 2 семестр Курс – I Семестр – 2 Объем в часах всего – 108 в т.ч.: лекции – 4 практические занятия – 6 лабораторные занятия – нет самостоятельная работа – 98 Экзамен – 2 семестр  

 

 

Екатеринбург, 2013


 

Рабочая учебная программа по дисциплине «Археология»

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный

педагогический университет»

 

Екатеринбург, 2013. – 32 с.

 

Составитель: канд. ист. наук, доцент Юрий Петрович Чемякин

 

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры всеобщей

истории УрГПУ

 

Протокол № ______ от ____________2013 г.

 

Зав. кафедрой ________________________ В. Н. Земцов

 

Руководитель учебного подразделения _________________ И. М. Клименко

 

 


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Археология — раздел исторической науки, изучающий разви­тие человеческого общества и культуры по специфическим ве­щественным источникам, или археологическим памятникам в широком смысле слова. История человечества длительный период не знала письменности, и остатки материальной культуры (почвенные слои, возникшие на местах древних поселений и могильников, культовых мест и мастерских, черепки, каменные, костяные и металлические орудия, иные предметы, дошедшие до нас из глубины веков, и т.д.) являются единственными источниками для получения знаний об этом времени. Отсюда вытекает важность выявления, изучения и сохранения этого своеобразного архива древней истории, для чего нужны соответствующие знания и подготовка.

Цель курса — формирование у студентов системы знаний и представлений об археологии как специфическом разделе исторической науки, ее роли в современной жизни, а также умений и навыков работы с материальными источниками, в результате чего обучающийся будет способен преподавать курс истории и обществознания в средних учебных заведениях, ставить и решать научную, научно-методическую или научно-практическую проблему, обосновывать ее актуальность, проводить анализ научной литературы и источников по проблеме; овладение современными научными методами сбора, систематизации, анализа информации; обучение самостоятельно обрабатывать, интерпретировать и представлять результаты научно-исследовательских работ, делать аргументированные выводы и обобщения; получение навыков библиографического описания используемой литературы и источников.

 

В задачи курса входит определение предмета, целей и задач археологии как исторической дисциплины, показ основных этапов развития, методов археологических исследований, основных достижений и проблем современной науки, освещение законодательства по охране историко-культурного наследия. На примере наиболее ярких археологических культур раскрываются закономерности исторического развития, показываются ключевые открытия человечества, дается периодизация древней истории. Курс призван привить навыки самостоятельной работы со специальной литературой и различными категориями археологического материала, а также формировать активную жизненную позицию, чувство ответственности за сохранение культурного наследия далекого прошлого.

Особое место отводится изучению древностей урало-сибирского региона. Тем самым показываются сопричастность аборигенных народов к мировой истории, специфика в их развитии, достижения их культуры. Эти знания необходимы будущим историкам на занятиях по краеведению, не только теоретических, но и практических.

Курс археологии тесно связан со всем комплексом гуманитарных и естественных дисциплин. На матери­алах археологии раскрывается история материального производ­ства, социально-экономических отношений, духовной жизни лю­дей с древнейших времен до образования классовых обществ и госу­дарств. Изучение археологических материалов дает представ­ление о том, какой вклад внесло население того или иного региона в со­кровищницу мировой цивилизации и культуры.

Таким образом, прослеживаются тесные связи курса с такими дисциплинами, как "История первобытного общества", "История древнего мира", начальные темы "Истории России", "Истории Урала", а также "Краеведение", "Вспомогательные исторические дисциплины".

Место дисциплины в структуре ПрОП:

Профессиональный цикл, вариативная часть Б.03.В.02.

Программа курса археологии составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана исторического факультета Уральского государственного педагогического университета. Она предназначена для подготовки преподавателей, учителей истории уральского региона.

 

Требования к уровню освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:

— владения культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

— способности понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

— способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

— готовности к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

— способности использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

— готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

— способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

— способности нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

— способности понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

— способности к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

— способности выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10).

После прохождения курса "Археология" студенты должны знать:

— предмет и задачи курса, историю первобытного общества в конкретных проявлениях, через археологические культуры;

— специфику вещественных исторических источников, специфику различных археологических памятников;

— археологическую периодизацию, представлять древнюю историю края, наиболее яркие памятники и находки;

— методики археологических исследований, работы с археологическими источниками;

— иметь представление о законодательстве в области охраны памятников археологии.

 

Студенты, изучившие дисциплину, должны уметь:

— использовать свои знания, а также музейные археологические экспонаты на уроках истории;

— устанавливать внутрикурсовые и межпредметные связи;

— вести археологические раскопки, работать с археологическими источниками;

— вести краеведческую работу в школе.

 

Студенты, изучившие дисциплину, должны владеть:

— методикой археологических исследований;

— техникой археологических работ (закрепляется в процессе археологической практики);

— культурой исторического мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения;

— навыками работы с информацией (информационными комплексами, представленными археологическими источниками) для решения учебных, профессиональных и социальных задач.

Студенты должны быть активными защитниками историко-культурного наследия.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы.

Изучение теоретического материала в ходе лекционного курса углубляется на практических занятиях, заканчивается зачетом. Аудиторные занятия сочетаются с самостоятельной работой студентов (написание докладов, рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ, подготовка к работе на практических занятиях, зачету по предмету), что позволяет сформировать у обучающихся умения и навыки работы с историческими источниками, научно-исследовательской литературой, овладеть методологией и методикой исторического исследования. С целью повышения качества знаний студентам предлагаются вопросы и задания для самоконтроля, перечень монографий для конспектирования, терминологический словарь. Текущий контроль со стороны преподавателя обеспечивается проверочными заданиями.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоем-кость Аудиторные занятия Само-стоя-тельная работа
Всего Лекции Практи-ческие
  I. ВВЕДЕНИЕ          
1. Предмет, задачи и источники археологии, археологическая периодизация.          
2. Типы археологических памятников. Методы археологических исследований.          
3. Историография науки. Законодательство об охране памятников.          
  II. КАМЕННЫЙ ВЕК          
4. Ранний палеолит. Проблема первоначального заселения на­шей страны. Мустье.          
5. Верхний палеолит. Происхождение искусства.          
6. Мезолит.          
7. Неолит. Неолитическая революция.          
  III. БРОНЗОВЫЙ ВЕК          
8. Металлургическая революция и ее последствия. Энеолит.          
9. Земледельческие культуры. Энеолит Урала.          
10. Бронзовый век: общая характеристика. Степные культуры скотоводов.          
11. Эпоха бронзы лесной полосы Урала и Западной Сибири.          
  IV. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК          
12. Освоение железа. Общая характеристика эпохи.          
13. Скифы и сарматы. Кулайская общность.          
14. Эпоха средневековья. Кочевники Восточной Европы.          
  V. ПРИКЛАДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ    
15. Археология в школе.    
  Итого:          

Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоем-кость Аудиторные занятия Само-стоя-тельная работа
Всего Лекции Практи-ческие
  I. ВВЕДЕНИЕ          
1. Предмет, задачи и источники археологии, археологическая периодизация.     0,5    
2. Типы археологических памятников. Методы археологических исследований.     0,5    
3. Историография. Законодательство об охране памятников.          
  II. КАМЕННЫЙ ВЕК          
4. Палеолит. Проблема первоначального заселения на­шей страны.          
6. Мезолит и неолит. Неолитическая революция.          
  III. БРОНЗОВЫЙ ВЕК          
8. Металлургическая революция и ее последствия. Энеолит. Земледельческие культуры.     0,5    
10. Бронзовый век: общая характеристика. Степные культуры скотоводов.     0,5    
  IV. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК          
12. Освоение железа. Общая характеристика эпохи. Скифы.          
13. Эпоха средневековья. Кочевники Восточной Европы.          
  V. ПРИКЛАДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ          
15. Археология в школе          
  Итого:          

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела (темы) Содержание раздела Коды компетенций
  Введение. Определение археологии как науки и ее место среди историчес­ких дисциплин. История развития археологических знаний. Археологические источники и их особенности. Основные понятия. Археологическая периодизация истории. Археологическая культура и культурно-исторические, этнокультурные реконструкции.Типы археологических памятников.Методы археологических исследований. Абсолютное и относительное датирование. Историография археологии. Законодательство об охране памятников и проведении археологических раскопок. ОК-3, ОК-14, ОК-15, ПК-7 ПК-11
  Каменный век. Ранний палеолит. Периодизация палеолита. Олдувайская эпоха. Роль археологии в решении проблем антропогенеза и прародины человечества. Австралопитековые. Homo habilis. Обработка камня. Чопперы. Отщепы. Стоянки олдувайского типа. Ранний и поздний ашель. Общие представления об эпохе. Расселение человека. Архантропы. Использование огня, его роль. Навесы и пещеры. Орудия и техника их изготовления. Рубила и кливеры. Леваллуазские нуклеусы и отщепы. Мустье. Проблема возникновения Homo sapiens. Неандертальский человек. Жилища. Погребения. Зарождение культов и верований. Медвежьи пещеры. Техника обработки камня. Дисковидные нуклеусы, скребла, остроконеч­ники. Мустьерские памятники Урала. Верхний палеолит и его характерные признаки. Расширение ойкумены. Общественная организация верхнепалеолитического человека. Жилища. Погребения. ОК-3, ОК-15, ПК-1, ПК-7
    Новые приемы расщепления камня. Призматические нуклеусы. Вкладышевые и костяные орудия. Археологические культуры в палеолите. Палеолит Урала, пути заселения региона. Восточносибирский палеолит, его своеобразие. Появление керамики (Дальний Восток). Возникновение и развитие искусства. "Мобильное" искусство. Палеолитические Венеры. Центры палеолитического искусства.  
    Мезолит. Изменение геоклиматических условий на Земле. Поиски новых форм хозяйства. Охота. Распространение лука и стрел. Кьёккенмёдинги. Рыболовство. Изобретение лодки, сетей, гарпунов. Микролиты. Вкладышевая техника изготовления орудий. Зарождение производящего хозяйства. Культурные зоны эпохи мезолита. Памятники юга. Геометрические микролиты. Лесная зона. Особенности мезолитического искусства. Мезолит Урала. Большой Шигирский идол. Неолит. Понятия "неолит" и "неолитическая революция". Возникновение производя­щих форм хозяйства и их значение в истории человечества. Первичные и вторичные очаги земледелия. Развитие оседлости. Горное дело. Шахты. Новые приемы обработки камня. Изобретение керамики. Ткацкое дело. Архитектура. Неравномерность развития хозяйства и культуры в раз­личных географических зонах Евразии. Земледельческие и скотоводческие культуры. Жилища. Хозяйство. Охота. Керамика. Искусство неолита. Неолитические культуры Урала. Хозяйство таежных племен. Ловчие ямы. Городище Амня I. Писаницы.  
  Бронзовый век Энеолит. Характерные черты. Открытие металлов и их роль в истории человечества. Этапы развития цветной металлообработки и металлургии. Металлургические провинции, очаги металлургии и очаги металлообработки. Балкано-карпатская металлургическая провинция. Однородность ранних мотыжно-земледельческих культур на разных территориях. Их родовой характер. Земледельческие культуры Средней Азии, Кавказа и Причерноморья, их особенности. Энеолит евразийских степей. Влияние природных факторов на развитие хозяйства в регионе. Возникновение и развитие скотоводческих племен. Циркумпонтийская металлургическая провинция. Древнеямная культурно-историческая общность. Овцеводство. Металлургия и металлообработка. Связи с земледельческими центрами. Проблема индоевропейской прародины. Ботайская культура. Афанасьевская культура, ее соотношение с древнеямной. Взаимодействие земледельческих и скотоводческих племен. Развитие специализации в сельском хозяйстве. Развитие об­мена. Роль степных племен в истории человечества. Энеолит Урала. Аятская, липчинская, андреевская культуры. Бронзовый век: общая характеристика. Зарождение и развитие металлургии бронзы. Экономические и социальные последствия овладения технологи­ей изготовления бронзы. Продолжение энеолитических традиций в культуре и экономике Средней Азии. Формирование раннегородских центров в Южном Туркменистане. Хозяйство. Ирригационное земледелие. Скотоводство. Гончарный круг. Расписная керамика. Металлические изделия. Глиняная пластика. Металлургические очаги Кавказа. Их связь с Передней Азией. Дольмены. Куро-аракская, майкопская, триалетская, северо-кавказская, кобанская культуры. Погребальный обряд, инвентарь. Погребения племенных вождей. Бронзовый век евразийских степей. Евразийская металлургическая провинция. Катакомбная общность. Территория распространения. Периодизация. Погребальный обряд. Инвентарь. Керамика. Хозяйство. Земледелие. Скотоводство. Происхождение и историческая судьба. Срубная культурно-историческая общность. Происхождение. Основные черты. Ареал. Погребальный обряд. Поселения. Хозяйство. Земледелие. Скотоводство. Керамика. Металлургия. Каргалинский горно-металлургический центр. Андроновская культурно-историческая общность. Взгляды на происхождение и периодизацию. Основные черты. Ареал. Этапы развития, локальные варианты. Скотоводческое хозяйство. Синташтинские погребения. Поселения. Аркаим. Архитектура. Петровская, алакульская и федоровская культуры. Поселения. Погре­бальный обряд. Керамика. Металл. Южный Урал как контактная зона и центр металлургии эпохи бронзы. Своеобразие и роль Южного Урала в евразийском обществе эпохи бронзы. Ташковская культура. Поселения. Жилища. Керамика. Роль письменных источников в социальных и этнических реконструкциях. Сейминско-турбинский феномен. Бронзовый век лесной полосы Западной Сибири. Самусь IV. Металлообработка. Керамика. Проблема происхождения. Общности гребенчато-ямочной и «крестовой» керамики. Искусство эпохи бронзы. ОК-3, ОК-15, ПК-7, ПК-11
  Железный век Открытие металлургии железа, его значение. Добыча и обработка руды. Сыродутный процесс. Крицы. Приемы обработки железа: цементация, закалка, отпуск. Экономические и социальные последствия открытия и освоения железа, ускорение процесса общественного развития. Дальнейшая специализация ремесла, выделение кузнецов. Развитие земледелия, ско­товодства. Расширение территории земледельческих племен. Расшире­ние торговли. Возникновение и развитие древнейших государств на территории Средней Азии и Кавказа. Степи Евразии. Проблема общности происхождения крупных этносов древности. Номадизм как особый тип хозяйства. Всадничество. Скифы. Письменные сведения о скифах. Геродот о происхождении и войнах скифов. Современные представления о генезисе скифов. География Скифии. Азиатские походы скифов. Археологические памятники. Царские курганы. Погребальный обряд, инвентарь. Каменское городище. Социально-экономическое развитие скифов. Особенности хозяйства, быта. Развитие коневодства и кочевого скотоводства в степях. Скифская металлургия. Уровень общественного развития скифского общества. Царство Атея. Рабовладельческая организация скифов. Имущественное расслоение. "Скифская триада". Скифский "звериный" стиль. Влияние ан­тичной традиции на скифское искусство. Савроматы. Письменные сведения о савроматах. Территория их расселения. Традиционный взгляд на савроматов как на периферию скифского мира. Курганы, их устройство, погребальный обряд, инвентарь. Социально-экономическое развитие савроматов. Сарматы и вопрос об их генетическом родстве о савроматами. Длительное сохранение материнского рода у ранних сарматов. Изменение облика культуры в IV–III вв. до н. э. Современные теории происхождения сарматов. Миграция сарматов в Северное Причерноморье и упадок скифской культуры. Особенности материальной культуры. Общественные отношения, искусство, культы, верования. Кулайская культурно-историческая общность. Территория. Поселения. Могильники. Святилища. Керамика. Вооружение. Культовое литье. Проблемы этнической интерпретации. Эпоха средневековья (поздний железный век). Хронологические рамки средневековой археологии. Особенности изучения эпохи. Начало сложения феодальных отношений среди кочевых и полукочевых обществ степей Евразии. Особенности кочевого феодализма. Начало этногенеза современных народов евразийских степей. Исторические сведения о ранних гуннахиих передвижениях в Азии. Сложение гуннской державы в Азии. Археологические памятники гуннов. Особенности хозяйства ранних гуннов. Земледелие, скотоводство, ремесло. Начало эпохи Великого переселения народов. Археологические памятники гуннов в Восточной Европе. Изменение экологической и этнической карты степей Азии и Восточной Европы. Историческая судьба гуннов. Письменные сведения о хазарах. Хазарский каган Иосиф о происхождении, истории своего народа. Гунны и ранние этапы этнической истории хазар. Хазары под властью Западно-тюркского каганата. Распад каганата и образование Великой Болгарии и Хазарского каганата. Война хазар с болгарами. Хазаро–арабские войны, их итоги. Переселение хазар на Нижнюю Волгу. Салтово-маяцкая культура. Границы распространения. Хозяйственный и бытовой инвентарь. Керамика. Письменность. Погребальный обряд. Славянский слой на городище Саркел. Хозяйство хазар. Ремесло. Торговля. Структура хазарского общества. Принятие иудаизма. Оживление кочевников на восточных границах хазарского государства. Походы славян. Гибель Хазарского каганата. Magna Hungaria, или венгры в Приуралье. Уход венгров на Дунай. Ранние этапы этнической истории болгар. Великая Болгария. Уход части болгар на Дунай. Болгары в составе Хазарского каганата. Переселение болгар на Среднюю Волгу. Образование государства Волжская Болгария. Принятие мусульманства. Хозяйство. Земледелие. Скотоводстве. Ремесло. Появление чугуна. Ювелирные изделия. Гончарная керамика. Торговля. Чеканка монеты. Развитие общественных отношений. Феодальные замки. Монголо-татарское завоевание. Болгары в составе Золотой Орды. Город Болгар в новый исторический период. Историческая судьба волжских болгар. Исторические сведения о печенегах. Вопрос об азиатском этапе их истории. Появление печенегов в степях юга Восточной Европы. Печенего-хазарские, печенего-мадьярские, печенего-древнерусские отношения в IX–X вв. — начале XI в. Культура печенегов. Памятники. Историческая судьба печенегов. Исторические сведения о половцах. Этнический состав. Происхождение. Памятники. Культура (курганы, погребальный обряд, оружие, конская сбруя, каменные изваяния). Хозяйство, общественный строй. Урал и таежное Обь-Иртышье в позднем железном веке. Поломская и чепецкая культуры. Этногенез удмуртов. Обь-иртышская культурно-историческая общность и нижнеобская археологическая культура. Проблемы периодизации. Этапы (карымский, зеленогорский, кучиминский, кинтусовский, сайгатинский). Памятники. Барсова гора. Релкинская культура. Хозяйство, общественный строй. Проблема возникновения раннефеодальных государств в обществах с присваивающим хозяйством. ОК-3, ОК-15, ПК-11
  Прикладная археология Археология в школе. Значение археологии для изучения древнейшего прошлого человечества. Археологические открытия и школьные курсы истории. Археология и внеклассное воспитание. Возможности школьников в изучении и охране древнего наследия края. ОК-7, ОПК-4, ПК-11

* * *

Курс "Основы археологии" предусматривает также проведение практических занятий. На них студенты знакомятся с наиболее массовыми категориями археологических источников: заготовками, каменными изделиями и отходами их производства, керамикой. На занятиях объясняется технология их производства, методика исследований, терминология. Демонстрируются слайдфильмы, видеофильм о полевых работах с комментариями, подготавливающими студентов к археологической практике. При возможности проводится занятие с выездом на разрушающийся археологический объект с целью знакомства с методикой разведок, сбором материала и последующей камеральной обработкой его. В условиях г. Екатеринбурга такими полигонами могут быть многослойное поселение Калмацкий Брод и писаницы в верховьях р. Исети. Практические занятия предполагают также знакомство с археологическими экспозициями Свердловского областного краеведческого музея или Уральского федерального университета.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...