Тема 1. Типы археологических памятников. Материальная культура
Исчезнувших этносов (слайдфильм) (4 часа) 1. Типы археологических памятников 2. Характеристика культурного слоя. Виды артефактов
Литература Авдусин Д.А. Полевая археология: Уч. пос. М., 1980. С. 25-43. http://www.archeologia.ru/Library/Book/6420eba768ac/page23 Археология: Учебник / Под ред. В.Л. Янина. М.: Изд-во Моск. ун-та., 2006. Ч. 1, § 2. С. 14-28. Мартынов А.И. Археология: Учебник. 6-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 2008. С. 8, 9, 47, 48, 120 и др. Корякова Л.Н., Чемякин Ю.П., Ганьжина Н.А. Информационно-поисковая система "Архив археологических памятников". Екатеринбург, 1994. С. 4, 5, 17-19. Занятие может проводиться в музее или на археологическом памятнике в окрестностях г. Екатеринбурга.
Методические рекомендации При подготовке к практическому занятию по данной теме необходимо обратиться к материалам соответствующей лекции и учебникам «Археология» (А.И. Мартынов. М., 2008. 6-е изд. Ч. 1, § 2. С. 14-28; под ред. В.Л. Янина. М., 2006. С. 8, 9, 47, 48, 120 и др.), а также к Интернет-ресурсу. К первому вопросу. Следует вспомнить определение «тип в археологии», «классификация в археологии», обратить внимание на соблюдение единых критериев при проведении классификации. Проанализировать в различных источниках, включая учебники, существующие классификации археологических памятников, принципы выделения типов, дать их критику. Ко второму вопросу. Дать определение культурного слоя, стерильной прослойки, материка (в археологии). Охарактеризовать условия формирования культурного слоя, причины, влияющие на его мощность (толщину). Вспомнить определение понятия «артефакт», показать разнообразие археологических артефактов, определить их значение для изучения истории.
Тема 2. Методика полевых исследований. Демонстрация видеофильма
(4 часа) 1. Методика археологических разведок 2. Стационарные раскопки а) способы разбивки раскопа, нивелировка б) стратиграфия в) методы фиксации древних объектов Литература
Методика полевых археологических исследований. М., 1983. С. 5-11, 31-39. Методика полевых археологических исследований. М., 1989. С. 28-46, 84-89. Кореневский С.Н. Раскопки курганов Предкавказья. (Методика полевых археологических исследований. Вып. 3). М., 2011. Авдусин Д.А. Полевая археология: Уч. пос. М., 1980. С. 60-62, 65-72, 116-138, 171-186, 246-258.
Методические рекомендации
Подготовку к практическому занятию по данной теме необходимо начать с изучения соответствующего раздела в учебнике «Полевая археология». Затем следует познакомиться со статьями в сборниках «Методика полевых археологических исследований». К первому вопросу. Объяснить, в чем цели археологических разведок. Изучить (по лекциям и учебному пособию Д.А. Авдусина, а также «Методике полевых археологических исследований». М., 1983. С. 5-6, 31-34) методы археологических разведок. Ко второму вопросу. Продемонстрировать (графически) разные методы разбивки раскопа. Объяснить, для чего нужна нивелировка, что дает наблюдение, анализ стратиграфии. Прокомментировать видеофильм. На выездных занятиях на археологических памятниках описать местность, на которой находится памятник, составить его глазомерный план, осуществить сбор материала с поверхности с составлением полевой описи. По возвращению провести камеральную обработку материала для передачи его в музей.
Тема 3. Производство каменных орудий (4 часа) Понятие о технике и технологии обработки камня. Этапы технологического развития. 1. Обработка камня и изготовление орудий в эпоху палеолита: — приемы и способы ударной обработки камня в олдувайскую и ашельскую эпохи — продолжение и развитие технологических традиций обработки камня в мустье
— призматическое расщепление в верхнем палеолите 2. Обработка камня и изготовление орудий в эпоху мезолита: — изготовление микролитов, способы их крепления — зарождение техники сверления, шлифовки камня 3. Обработка камня и изготовление орудий в эпоху неолита: — расцвет техники шлифовки, пиление, сверление камня — появление техники усиленного отжима. Литература
Гиря Е.Ю. Проблемы технологического анализа продуктов расщепления камня // СА. 1991. № 3. С. 115-128. Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. Л., 1968. Семенов С.А Производство и функции каменных орудий // Каменный век на территории СССР. М., 1970. С. 7-18. Сериков Ю.Б. Палеолит и мезолит Среднего Зауралья. Нижний Тагил, 2000. С. 97-114. Технология производства в эпоху палеолита. Л., 1983. Уиттакер Дж.Ч. Расщепление камня: технология, функция, эксперимент. Иркутск, 2004. Методические рекомендации
При подготовке к практическому занятию по данной теме следует познакомиться с трудами основоположника трасологического метода изучения каменных изделий С.А. Семенова. Затем следует изучить работы современных специалистов. К первому вопросу. Показать эволюцию техники обработки камня в палеолите. Объяснить разницу между оббивкой и расщеплением камня. Обратить внимание на связь между первичной и вторичными заготовками. Зарисовать разные типы нуклеусов. Определить по учебной коллекции типы заготовок, показать и объяснить, что такое ретушь. Ко второму вопросу. Объяснить отличия микролитов от макролитов. Выяснить способы крепления микролитов. К третьему вопросу. Показать причину появления и расцвета новых способов обработки камня. Связать эти способы с исходным сырьем. Результатом практических занятий должно быть четкое понимание студентами эволюции обработки камня, различий между основными техническими приемами обработки, между заготовками и изделиями, связи типа заготовки с формой нуклеуса. Тема 4. Керамика как исторический источник (6 часов) 1. Техника и технология керамического производства (формовочные массы, формовка, обработка поверхности, обжиг). 2. Орнаментация сосудов (инструменты для орнаментации, технические приемы).
3. Классификация орнамента и его функция. 4. Возможности использования керамики как исторического источника. Литература Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. М., 1978. Бобринский А.А. Гончарный круг и его происхождение: Препринт. Екатеринбург, 1993. Виноградов Н.Б., Мухина М.А. Новые данные о технологии гончарства у населения алакульской культуры Южного Зауралья и Северного Казахстана // Древности Среднего Поволжья. Куйбышев, 1985. С. 79-84. Генинг В.Ф. Программа статистической обработки керамики из археологических раскопок // СА. 1973. № 1. С. 114-136. Генинг В.Ф. Древняя керамика. Методы и программа исследований в археологии. Киев, 1992. Глушков И.Г. Керамика как исторический источник. Новосибирск, 1996. С. 15-19, 22-24, 36, 43-44, 53-67, 76-78. Данченко Е.М. О битых горшках // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями: Мат-лы междунар. науч. конф., посв. 110-летию со дня рожд. выдающегося российского археолога М.П. Грязнова. – СПб.: ИИМК РАН, Периферия, 2012. Кн. 2. – С. 57-61. Калинина И.В., Гаджиева Е.А. Использование челюстей животных для орнаментации керамики в уральском регионе // АС ГЭ. 1991. № 32. Калинина И.В., Устинова Е.А. Технологическая классификация орнаментов неолитической — энеолитической керамики Уральского региона // АС ГЭ. 1990. Вып. 30. С. 7-19. Керамика как исторический источник. Новосибирск, 1989. (http://www.arheolog-ck.ru/?p=4673) (статьи П.М. Кожина, Ю.Б. Цетлина) Мельникова Л.Н. Методы изучения археологической керамики: Учеб.-метод. пос. Новосибирск, 2007. Молодин В.И. К вопросу о штампах для орнаментации древней керамики // Древняя керамика Сибири: типология, технология, семантика. Новосибирск, 1990. С. 76-80. Методические рекомендации
При подготовке к практическому занятию по данной теме следует изучить пособие Л.Н. Мельниковой, а также монографию А.А. Бобринского. По второму и третьему вопросам необходимо обратиться к работам И.Г. Глушкова, И.В. Калининой и Е.А. Устиновой, а также В.И. Молодина. В ходе занятий студентам может быть предложено выполнение практических заданий. К первому вопросу. Обратить внимание на современные данные о времени появления керамики (поиск в Интернете). Объяснить, чем вызваны различия в формовочных керамических массах. Определить примеси в керамике из учебной коллекции.
Ко второму и третьему вопросам. Охарактеризовать технические приемы украшения древней керамики. Проанализировать и дать критику известных классификаций орнамента и взглядов на его функцию. Определить способы орнаментации сосудов в учебной коллекции. К четвертому вопросу. Сравнить точки зрения разных авторов на возможности использования керамики (орнамента на керамике) как исторического источника (см. работы И.Г. Глушкова, Е.М. Данченко, П.М. Кожина, Ю.Б. Цетлина). Дать критику разных позиций по этому вопросу. 1. Историография. 2. Дискуссии о раннем неолите Урала и по датировке боборыкинской культуры. Литература Бадер О.Н. Уральский неолит // Каменный век на территории СССР. М., 1970. (МИА. № 166). Зах В.А., Матвеева Н.П. Поселение "8-й пункт" на Андреевском озере (о соотношении керамики с различными орнаментальными традициями в неолите Притоболья) // ВААЭ. Тюмень, 1997. Вып. 1. Ковалева В.Т. Неолит Среднего Зауралья. Свердловск, 1989. Ковалева В.Т., Зырянова С.Ю. Неолит Среднего Зауралья: Боборыкинская культура. Екатеринбург, 2010. Логвин В.Н. Боборыкинская культура. Неолит или энеолит? // XV Уральское археологическое совещание: Тез. докл. Оренбург, 2001. Неолит Северной Евразии / Археология в 20-и тт. М., 1996. Сальников К.В. Новый вариант раннебронзовой культуры Зауралья // КСИА. М., 1961. Вып. 85. Старков В.Ф. Мезолит и неолит лесного Зауралья. М., 1980. Чернецов В.Н. К вопросу о сложении уральского неолита // История, археология и этнография Средней Азии. М., 1968. Методические рекомендации
При подготовке к практическому занятию по данной теме в первую очередь следует изучить труды О.Н. Бадера и В.Т. Ковалевой. По второму вопросу необходимо обратиться к К.В. Сальникова, В.Т. Ковалевой и С.Ю. Зыряновой, В.Н. Логвина, В.А. Заха. К первому вопросу. Обратить внимание на современные данные о времени появления керамики (поиск в Интернете). Объяснить, чем вызваны различия в формовочных керамических массах. Определить примеси в керамике из учебной коллекции. Ко второму. Проанализировать аргументы ученых в пользу той или иной датировки боборыкинской культуры, ее генезиса и исторического окружения. Тема 6. Изготовление и использование изделий из цветных металлов (2 часа) 1. Металлургия и металлообработка цветных металлов: а) металлургия цветных металлов (медь, олово, свинец, цинк, серебро), этапы ее развития;
б) общая технологическая схема изготовления изделий путем свободного литья; в) классификация техник литья; г) приемы и способы металлообработки. 2. Древние технологии художественного литья из цветных металлов Литература Гришин Ю.С. Древняя добыча меди и олова. М., 1980. Дураков И.А., Троицкая Т.Н. О характере литья кулайских культовых изделий // Проблемы художественного литья Сибири и Урала эпохи железа: Тез. докл. обл. науч.-практ. конф. Омск, 1990. С. 16-18. Селимханов И.Р. Разгаданные секреты древней бронзы. М., 1970. Терехин С.А. Экспериментальные работы в области цветной металлообработки кулайцев // Археологические исследования в Среднем Приобье. Томск, 1993. С. 26-34. Черных Е.Н. Древнейшая металлургия Урала и Поволжья. М., 1970. С. 12-13, 119-125. Черных Е.Н. Металл – человек – время. М., 1972. Черных Е.Н., Кузьминых С.В. Древняя металлургия Северной Евразии (сейминско-турбинский феномен). М., 1989. С. 266-277.
Тема 7. Андроновская общность эпохи бронзы (4 часа) 1. Историография вопроса. 2. «Страна городов» и андроновская проблематика. 3. Проблемы происхождения и периодизации андроновских древностей. Литература Генинг В.Ф. Могильник Синташта и проблема ранних индоиранских племен. СА, 1977. № 4. Зданович Г.Б. Бронзовый век Урало-Казахстанских степей. Свердловск, 1988. Зданович Г.Б. Аркаим: Арии на Урале или несостоявшаяся цивилизация // Аркаим. Исследования, поиски, открытия. Челябинск, 1995. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? М., 1994. Кузьмина Е.Е. Арии — путь на юг. М.–СПб., 2008. Матвеев А.В. Первые андроновцы в лесах Зауралья. Новосибирск, 1998. Потемкина Т.М. Бронзовый век лесостепного Притоболья. М., 1985. Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967. Стоколос В.С. Культура населения бронзового века Южного Зауралья (хронология и периодизация). М., 1977. Федорова-Давыдова Э.А. К вопросу о периодизации памятников эпохи бронзы в Южном Приуралье // АЭБ. Уфа, 1964. Т. II. Формозов А.А. К вопросу о происхождении андроновской культуры // КСИИМК, 1951. Вып. 39.
Завершается изучение археологии полевой археологической практикой (3 недели), которая проводится в соответствии с учебными планами в летний период после завершения второго семестра. Ее проходят все студенты дневного отделения. На практике студенты овладевают методикой раскопок различных типов памятников, первичной обработкой и консервацией находок, комплексом приемов и методов социально-экономических реконструкций (см.: Чемякин Ю.П. Программа и методические рекомендации по проведению полевой археологической практики. Для студентов и преподавателей исторического факультета. Екатеринбург: УрГПУ, 1997).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|