Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представление о механизмах социализации




Социализация – многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

1) идентификация - это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация - процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

2) подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т. д.);

3) внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом, внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

4) социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее (\"фасилитация\" означает \"облегчение\");

5) конформность - осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Ряд авторов выделяют четыре психологических механизма социализации:

1. Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения.\'

2. Идентификация - усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.

3. Стыд - переживания разоблачения и позора связанного с реакцией других людей.

4. Чувство вины - переживание разоблачения и позора связанных с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей,

Первые два механизма являются позитивными; стыд и вина - негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.

Место психологии в системе наук

Психология имеет многогранные связи, как с естественными, так и с социальными науками.

 

Теоретико-методологической основой психологии является философия. С естественными науками психология связана общетеоретическими положениями, которые используются для обоснования закономерностей развития психики, проблемами врожденного и приобретенного, что считаются центральными как в психологии, так и в генетике, проблемами физиологии, в частности физиологии высшей нервной деятельности, некоторыми проблемами физики.

Экспериментальная психология развивалась под влиянием исследований естественных наук. Первые экспериментальные исследования по психологии возникли из потребностей астрономии. Впоследствии они стали основой таких наук, как психофизика и психоакустика. Исследования по психологии основывались на данных биологических наук, законе биологической эволюции, достижениях физиологии.

Медицинские науки принимают во внимание наработки психологии в решении проблем здравоохранения, борьбе с заболеваниями. На основе медицины, педагогики, психологии возникли школьная гигиена, медицинская психология, Нейропсихология и др. Знание психологии способствует общению врача с пациентом, пропаганде медицинских знаний, проектированию медицинской техники.

Координация психологии с техническими науками важна для решения проблем инженерной психологии, эргономики, кибернетики и т.п.; разработке систем управления; подготовке работников в системе управления; создание роботов, компьютеров, систем связи, средств отображения информации; подготовки человека к работе в вновь созданных технических системах, аппаратах.

Связь с общественными науками, прежде всего обусловлена тем, что психология вышла из философии. Первое систематизированное изложение психологии принадлежит Аристотелю (384-322 до н.э.). Но в те времена она была неотделима от философии. Только в XVI в. появился термин "психология", а вначале XVII в. эта наука начала отделяться от философии. Но и сегодня философия, и психология имеют общие проблемы. Например, в разработке теории познания - гносеологии.

И наиболее тесную связь психология имеет с педагогикой. К. Д. Ушинский писал, что соотношение между ними аналогично соотношению между медициной и физиологией. Ученый считал, если педагогика хочет изучать человека, то она должна всесторонне познать ее. На стыке психологии и педагогики образовалась педагогическая психология.

Психология тесно связана с историей, экономикой, социологией, лингвистикой, литературоведением, теорией искусств, юридическими и политическими науками. На основе и под влиянием общей психологии произошло становление таких наук, как социальная психология, юридическая психология и т.д. Психология имеет связь с конфликтологией.

Многогранна связь психологии с другими науками - философскими, естественными, социальными – это обусловлено тем, что в центре ее внимания стоит человек. Однако близость психологии к другим наукам и наличие общих проблем с некоторыми из них не лишает её самостоятельности. Сегодня психология развивается в направлении максимального расширения связей со смежными науками, сохраняя одновременно свое своеобразие и самостоятельность.

Методология

Что делает психологию наукой?

Ученые, изучающие поведение, в том числе и психологи, используют в

своей деятельности постулаты о природных закономерностях Вселенной,

аналогичные тем, что использовал Галилей. Отличаются только предмет

изучаемого вопроса и техническое оснащение исследований, но не научный

метод.

Джорж К. Хоманс заметил, что «науку делает наукой ее цель, а не ее

результаты: если исследование нацелено на выявление более или менее общих

связей между явлениями природы, когда проверка истинности связи заключена,

в конечном счете, в самих данных, тогда это наука».

Научное исследование в психологии основывается на том же самом

постулате, что и в других научных областях: в основе поведения и мышления

лежит некая базовая реальность, которую можно исследовать путем научного

анализа. В основе психологического исследования лежит следующий постулат:

человек по природе своей система очень сложная, но все же система, которая

может быть понята и объяснена посредством научного экспериментирования и

рационального анализа проведенных экспериментов.

В научной психологии проблема становления парадигмы отражена в работах

В. Вундта и его научной школы. Взяв за образец естественнонаучный

эксперимент, психологи конца ХIХ – начала ХХ в. перенесли основные

требования к экспериментальному методу на почву психологии. На основе этих

принципов проводятся диссертационные исследования, пишутся научные отчеты,

статьи и монографии.

Применение постулатов научного метода в психологииНаучный метод, применяемый в психологии, как и в других науках,основывается на нескольких допущениях о природе физического и психическогомира.УпорядоченностьПсихологическая и физическая природа мира упорядочена, а не случайнаили хаотична. Более того, принимается постулат, согласно которому отдельныефеномены находятся между собой в системных отношениях и отдельные событияследуют друг за другом в упорядоченной последовательности, которая можетбыть подвергнута наблюдению, описана и предсказана.ДетерминизмПринцип, согласно которому все в природе порождается действиемматериальных причин и законов. Все события имеют некую причину. Этозначит, что психологический феномен имеет первопричину или предыдущиеобстоятельства, которые вызвали к жизни какой-либо случай.Но в отношении психологического детерминизма важно быть предельновнимательным и осторожным: то, что одно происшествие случается преждедругого, не обязательно означает, что первый случай является причинойвторого.ЭмпиризмОпределяется, как практика полагаться на наблюдение иэкспериментирование, особенно в естественных науках, в которые входитпсихология. Эмпирическое исследование строится на измерениях (частовыраженных в числовой форме), таких как оценка успехов в обучении, силыубеждения и т.д. Не все данные, собранные эмпирическим путем валидны. Данные могут необладать валидностью, если они избирательно подобраны для поддержки заранеесоставленного мнения или если они упускают важные аспекты проблемы.Экономия доводовУченые предпочитают простые, или экономичные объяснения сложныхприродных феноменов. Постулат экономии доводов важен для проведенияобобщений о более высоких уровнях человеческого поведения – он позволяетученым экстраполировать от конкретных данных к общим положениям.Закон экономии доводов важен для формулировки обобщений ряданаблюдений, проведенных на особях одного и того же биологического вида идаже для кросс- видовых исследований.Методы психологииТак как целью науки является постижение истины, а способом постиженияистины является научное исследование, то психологическое исследованиеявляется важнейшей, неотложной частью методологии.Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различныхчастных методов или методик. Все методы современной науки делятся натеоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. При проведениитеоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а сее мысленной репрезентацией – представление в форме умственных образов,формул, пространственно-динамических моделей, схем и т.д. Эмпирическое исследование проводится для проверки правильноститеоретических построений. К общенаучным эмпирическим методам относятся:наблюдение, эксперимент, измерение. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде другихнаук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методовнаучного исследования выступает в психологии в различных и более или менееспецифических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента.Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением,обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее,объективное наблюдение может подразделяться на прямое и косвенное. Точнотак же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностьюэксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийсяформой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением. Помимо этих основных методов, которые получают в психологииспецифическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, впсихологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик. При использовании различных методов психологического исследованиянеобходимо считаться с особенностям изучаемой проблемы. Методика исследования отражает ту или иную методологию. В соответствиис общими принципиальными установками нашей психологии специфические чертыдолжна носить и ее методика.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...