Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мыслительная деятельность, её этапы и закономерности регуляции.




Мыслительный процесс

При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как

гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность – признак зрелого

ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся

решение за окончательное.

Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе – суждению

по данному вопросу.

Таким образом, мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной

ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует

понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации,

нахождение решения, формирование суждения, и т.п.).

Выделяют четыре стадии решения проблемы:

подготовка; созревание решения; вдохновение; проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

Мотивация (желание решить проблему).

Анализ проблемы (выделение "что дано", "что требуется найти", какие недостающие или избыточные

данные, и т.д.).

Поиск решения:

3.1. Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).

3.2. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

3.3. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.

3.4. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление).

3.4.1. На основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация,

умозаключение и т. п.).

3.4.2. На основе использования аналогий.

3.4.3. На основе использования эвристических приемов.

3.4.4. На основе использования эмпирического метода проб и ошибок.

Вслучае неудачи:

3.5. Отчаяние, переключение на другую деятельность: "период инкубационного отдыха" –

"созревание идей", озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой

проблемы (интуитивное мышление). Факторы, способствующие "озарению":

высокая увлеченность проблемой;

вера в успех, в возможность решения проблемы;

высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;

высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при

эмоционально положительной стимуляции).

Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности

решения.

Реализация решения.

Проверка найденного решения.

Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). Мыслительная деятельность реализуется как

на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и

взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается

результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был

предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт

действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения

прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт

действия также отражается субъектом. Это отражение может участвовать в последующей регуляции

действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт

"складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в

действие, но не существенныс точки зрения цели".

Операции мыслительной деятельности

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение,

анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что

приводит к классификации.

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих

элементов. Таким образом, мыотделяем несущественные связи, которые даныв восприятии.

Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и

отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому

сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен

восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей

наблюдается склонность – у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитические,

главная сила которых – в широте синтеза.

Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так,

рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только

форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к

выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с

раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором

выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В

более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и

закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного

процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях,

суждениях и умозаключениях.

Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что

суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаше

оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект

нечто утверждает или опровергает. РАССУЖДЕНИЕ – это работа мысли над суждением.

Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые

обусловливают его истинность.

Рассуждение является умозаключением, если исходя] из посылок оно раскрывает систему суждений,

следующую из них.

Таким образом, к операциям мышления относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение.

Мышление осуществляется в понятиях и представлениях, и главной формой протекания мышления

является рассуждение, как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение называется

обоснованием, индуктивное – умозаключением.

Мышление может происходить на разных уровнях, таких как наглядное мышление и мышление

отвлеченное, теоретическое. Как уже отмечалось, человек не может мыслить только в понятиях без

представлений, в отрыве от наглядности, но также не может мыслить лишь чувственными образами

без понятий. Поэтому эти два уровня мышления взаимосвязаны.

Но возможен случай, в котором отвлеченное теоретическое мышление почти не требуется. Это, в

частности элементарные практические задачи. Некоторые люди прекрасно справляются со сложными

теоретическими задачами, обнаруживая при этом высокий уровень мышления, но оказываются порой

беспомощными, когда нужно найти выход из затруднительной практической ситуации. И наоборот:

люди, прекрасно ориентирующиеся в очень сложных практических ситуациях, могут оказаться

неспособными решить элементарную теоретическую проблему. Для объяснения этого нужно

подчеркнуть различия между последовательностью мыслительных операций в одном и другом

случае. В непосредственно-действенной ситуации можно сначала уяснить лишь начальный этап

решения, обозначить первоначальные необходимые действия и реализовать их. При этом происходит

немедленное изменение ситуации и выявляются попутные изменения, которые до совершения

действия были не предусмотрены. Таким образом, действие, выполняемое на первых этапах

мыслительного процесса, освобождает от необходимости предусмотреть, представить и учесть все

многообразие изменения ситуаций, которое оно вносит и которое нужно было бы заранее учесть при

решении задачи, протекающей не непосредственно в самом ходе действия.

Мышление как процесс – это анализ, синтез и обобщение, посредством которых человек ставит и

решает задачу (вычленяет ее условия и требования, соотносит их друг с другом, выявляет искомое и

т.д.). Личностный аспект мышления составляют прежде всего мотивация и способности человека

(т.е. его отношение к решаемой задаче, к другим людям и т.д., в чем проявляются и формируются его

побуждения к мыслительной деятельности и его умственные способности).

Процессуальный, динамический аспект мышления не тождествен операциональному

(операционному). Первый шире второго и включает его в свой состав в качестве необходимого

компонента. Любая интеллектуальная операция, Умственное действие и т.д. или система таких

операций не содержит в себе всех условий своего формирования и применения. Лишь в ходе

актуального (протекающего в данное бремя) мыслительного процесса решения данной конкретной

проблемы человек раскрывает необходимые условия образования и функционирования соответствующих умственных действий и операций. Не операции

порождают мышление, а процесс мышления порождает операции, которые затем в него включаются.

Мышление как процесс (искания и открытия существенно нового) является формирующимся, т.е.

изначально полностью не заданным, не затрагивающим, не запрограммированным, и поэтому вся его

детерминация объективно выступает как процесс, как нечто образующееся, динамичное, а не заранее

и целиком готовое. Это значит, что не только интеллектуальные операции, но и мотивация

мышления именно формируется в этом процессе, а не привносится в него извне уже в законченном

виде.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...