Знаки препинания при прямой речи и цитировании.
1. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно: а). Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире, например: Маленькая девочка бежала и кричала: — Не видали маму? (М. Горький). б). Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце её ставятся кавычки, например: Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?» Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например: Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка» (В.Г. Белинский). 2. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может: а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи — знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например: Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил» (М. Ю. Лермонтов). б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком тире, например: «А что Казбич?» — спросил я нетерпеливо у штабс-капитана (М.Ю. Лермонтов). или: — Как это скучно! — воскликнул я невольно. «Умерла…» — эхом откликнулась Аксинья (М.А. Шолохов). в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся: перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них тире, например: «Неужели… − произнес он нерешительно. −А дальше что делать?» (В.Короленко).
г) после слов автора — точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая — если незаконченное, далее ставится тире: «Может быть, мы никогда больше не увидимся, − сказал он мне. – Перед разлукой я хотел с вами объясниться» (А. С. Пушкин). Примечание 1. Если в словах автора содержатся два глагола со значением высказывания, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой − ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например: − Идём, холодно, − сказал Макаров и угрюмо спросил: −Что молчишь? (М. Горький) Примечание 2. Данные правила относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат. Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки. 3. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и кроме того отделяется от соседней посредством тире, например: «Скажи-ка мне, красавица, — спросил я, — что ты делала сегодня на кровле?» — «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?» — «Откуда ветер, оттуда и счастье». — «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» — «Где поётся, там и счастливится». (М. Ю. Лермонтов).
Список использованной литературы 1. Валгина, Н.С. Орфография и пунктуация: Справочник для абитуриентов, студентов, редакторов / Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева. - М., 2008. Режим доступа http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook142/01/index.html 2. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И.Б. Голуб.– М.: Логос, 2009. – 432с. 3. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007. 4. Розенталь, Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация./ Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб- 4-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2003.-384 с.
5. Розенталь, Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная?/ Д.Э. Розенталь.−М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. −108 с. Тесты для самопроверки 1. Пунктуационная ошибка при выделении вводной конструкции допущена в предложении … а). С одной стороны она была права в своей настойчивости. б). Вся эта история случилась, признаюсь, неожиданно для меня самого. в). Спустя некоторое время мы, однако, успокоились. г). Очевидно, прав был Гёте, когда утверждал, что у гениев на протяжении жизни бывает несколько возвратов юности.
2. Перед союзом «и» запятая ставится в предложениях а). С неба свет лился прямыми потоками и под этим светом особенно выпуклыми казались вершины леса. б). Все люки были наглухо закрыты и свежий воздух не проникал. в). Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза. г). Трескотня ружей сзади и справа слышалась чаще и чаще.
3. Знаки препинания расставлены верно в предложениях … а). Киты, после того как набирают в себя воду, выбрасывают её фонтаном вверх. б). Когда Каштанка проснулась, было уже совсем светло и с улицы доносился шум. в). Человек должен, хотя бы раз испытать себя в трудном деле. г). Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли, и куда нужно вам идти.
4. В предложении «Хочешь быть счастливым () научись добиваться поставленной цели» на месте скобок должен стоять следующий знак препинания: а) тире б) двоеточие в) точка с запятой г) запятая 5. Вводные слова имеются в предложениях (знаки препинания в предложениях не расставлены) … а). Действительно резко увеличился поток заимствований из английского языка. б). Посреди ровного газона стояли солнечные часы которыми видимо никто не интересовался. в). Очевидно что у каждого языка свой путь. г). Тем не менее новые заимствования вытесняют русские слова из обращения. 6. Тире ставится в предложениях … а). Наступит весна снова зазеленеет роща. б). Богата речь богат и внутренний мир. в). Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями. г). Поднимаю глаза к небу там ни одной звезды.
7. В простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире, если …
а) оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, а связка отсутствует б) оба главных члена выражены неопределенной формой глагола в) в роли связки выступают сравнительные союзы как, будто, словно, точно и т.п. г) оба главных члена выражены именительным падежом существительного и перед сказуемым стоит отрицание не
8. Пунктуационная ошибка при обособлении согласованного определения допущена в предложении … а). Закутанный плащом он шёл по узкой тропинке. б). В застывшем небе гасло последнее облако, освещённое холодным закатом. в). Звёздочки слабо мигали, затерянные в небесной глубине. г). Покрытые снегом горы белели среди ночи.
9. Верными являются утверждения, согласно которым между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире, если … а) первая часть указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части б) во второй части выражается резкое противопоставление по отношению к содержанию первой части в) вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части г) вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|