Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель внешней среды




ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Глава 11 организаций


Системное мышление учит нас, что нет ничего

внешнего. Вы и причины ваших проблем —

это части одной системы.

П. Сенге. Пятая дисциплина

Модель внешней среды

В современном мире практически нет таких организаций, которые бы не осознали влияние на их функционирование федеральных и мес­тных законов, налоговой и кредитной политики, а также состояния эко­номики, рынков товаров, капитала, труда и т.д. Для образуемой сово­купности активных субъектов, действующих за пределами организации и оказывающих влияние на ее управление, введено понятие «внешняя среда». Внешняя среда, будучи изменчивой, неопределенной, агрессив­ной, налагающей ограничения, глубоко затрагивает жизнь организации, поэтому у нее должны вырабатываться определенные рефлексы «дер­жать удары», используя потенциал знаний и умения для управления. Понимание и прогнозирование внешнего окружения, а также свое­временная реакция на его воздействия — признак жизнеспособности организации.

В исследованиях внешней среды все больший акцент делается на том, что организации могут активно определять и «конструировать свое собственное окружение». Процессы изменения таковы, что преуспе­вающие организации не ограничиваются анализом и реакцией на ок­ружение. Они активно участвуют в перестройке, особенно на стадии обретения миссии. С позиции этого концептуального положения про­водятся анализ и построение модели окружающей среды организации.

Исследование внешней среды — это прежде всего создание источ­ника информации для принятия управленческих решений по разви­тию адаптивных свойств системы, ее гибкости и эффективности фун­кционирования. Внешнюю среду как определенную целостность разделяют на макросреду, среду, формируемую конкурентным окруже­нием, и микро-, или оперативную, среду [37].

Сила воздействия макросреды определяется множеством факторов или состояний, называемых соответственно по источникам их форми­рования: социальные, технологические, экономические, политические, экологические, природные и фактры безопасности. Перечисленные факторы по характеру их взаимодействия с функциональной системой следует разделить на две группы.

Первая группа — СТЭП-факторы с целенаправленным влиянием на систему. Поскольку реакция системы в ответ на действие этих факто­ров слабая, она не меняет созданный ими климат (рис. 11.1). Действие сил, если использовать логику схемы поля сил (см. рис. 6.10), графи­чески отображается стрелками. Вторая группа — факторы природной среды (природные ресурсы, климат, отдаленность), экологические и факторы безопасности, в целом образующие ПЭБ-факторы. Они об­разуются в основном как реакция (отклик) среды на деятельность сис­темы.

Некоторое уточнение необходимо внести относительно влияния фак­торов природной среды, которое может проявляться достаточно сильно, но носит разнонаправленный характер: воздействует сама природа или «защищается» от техногенного воздействия (рис. 11.1). Первый вариант имеет место, когда деятельность предприятия определяется природными ресурсами, их назначением (например, предприятия по разработке мес­торождений полезных ископаемых, лесопромышленные и сельскохозяй­ственные). Второй вариант происходит в том случае, когда на природную среду оказывается техногенное воздействие в результате промышленной или другого вида деятельности предприятий.

Воздействие конкурентного окружения представлено силами, име­ющими непосредственное отношение к самой организации и обра­зующимися под действием особых экономических категорий и процес­сов: рынка и конкуренции. Для того чтобы увязать рынок с подсисте­мами управления (рис. 11.1), следует придать ему конкретное назначе­ние: рынок труда, рынок ресурсов, товарный рынок, рынок инвесторов, рынок ценных бумаг и др. Конкуренция в зависимости от принци­пов действия рыночного механизма как регулятора производства представляется совершенной конкуренцией, монополией, монопо­листической конкуренцией и олигополией [4; 123]. Так как любая


 

организация является субъектом рынка, то существуют и силы воздей­ствия организации на среду конкурентного окружения. Очевидно, что при определенной форме конкуренции организация может существен­но изменить параметры рынка.

Микросреда (рис. 11.1) формируется субъектами, через которые проявляются действия рынка и конкуренции. К ним относятся: постав­щики и потребители, партнеры и конкуренты, посредники и контакт­ные организации (банки, различные фонды, финансовые круги, адми­нистративные, юридические и научно-исследовательские учреждения, средства массовой информации и т.д.).

Как видно из рис. 11.1, все элементы (факторы, субъекты) агреги­рованной структурной модели внешней среды, независимо от уровня среды, находятся в контакте с функциональной системой — организа­цией. Стратификация выделенных сред выстраивается в зависимости от частоты и силы возмущений внешней среды. Изменение факторов макросреды происходит через длительные интервалы времени, факто­ры конкурентного окружения изменяются с большей частотой и, на­конец, факторы микросреды характеризуются высокочастотными из­менениями.

Организация представляется как определенная целостность, поэто­му следующим шагом исследования внешней среды будут установле­ние и идентификация связей между внешней средой и структурными объектами (подсистемами) системы управления. Например, в табл. 11.1 рассмотрены основные подсистемы управления и связи на логическом уровне с множествами факторов (социальных, экономических и т.д.) внешней среды.

Для углубленного изучения влияния внешней среды на систему уп­равления потребуется конкретизировать факторы, произвести их се­лекцию, идентифицировать области и силу влияния.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...