Модель внешней среды
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Глава 11 организаций Системное мышление учит нас, что нет ничего внешнего. Вы и причины ваших проблем — это части одной системы. П. Сенге. Пятая дисциплина Модель внешней среды В современном мире практически нет таких организаций, которые бы не осознали влияние на их функционирование федеральных и местных законов, налоговой и кредитной политики, а также состояния экономики, рынков товаров, капитала, труда и т.д. Для образуемой совокупности активных субъектов, действующих за пределами организации и оказывающих влияние на ее управление, введено понятие «внешняя среда». Внешняя среда, будучи изменчивой, неопределенной, агрессивной, налагающей ограничения, глубоко затрагивает жизнь организации, поэтому у нее должны вырабатываться определенные рефлексы «держать удары», используя потенциал знаний и умения для управления. Понимание и прогнозирование внешнего окружения, а также своевременная реакция на его воздействия — признак жизнеспособности организации. В исследованиях внешней среды все больший акцент делается на том, что организации могут активно определять и «конструировать свое собственное окружение». Процессы изменения таковы, что преуспевающие организации не ограничиваются анализом и реакцией на окружение. Они активно участвуют в перестройке, особенно на стадии обретения миссии. С позиции этого концептуального положения проводятся анализ и построение модели окружающей среды организации. Исследование внешней среды — это прежде всего создание источника информации для принятия управленческих решений по развитию адаптивных свойств системы, ее гибкости и эффективности функционирования. Внешнюю среду как определенную целостность разделяют на макросреду, среду, формируемую конкурентным окружением, и микро-, или оперативную, среду [37].
Сила воздействия макросреды определяется множеством факторов или состояний, называемых соответственно по источникам их формирования: социальные, технологические, экономические, политические, экологические, природные и фактры безопасности. Перечисленные факторы по характеру их взаимодействия с функциональной системой следует разделить на две группы. Первая группа — СТЭП-факторы с целенаправленным влиянием на систему. Поскольку реакция системы в ответ на действие этих факторов слабая, она не меняет созданный ими климат (рис. 11.1). Действие сил, если использовать логику схемы поля сил (см. рис. 6.10), графически отображается стрелками. Вторая группа — факторы природной среды (природные ресурсы, климат, отдаленность), экологические и факторы безопасности, в целом образующие ПЭБ-факторы. Они образуются в основном как реакция (отклик) среды на деятельность системы. Некоторое уточнение необходимо внести относительно влияния факторов природной среды, которое может проявляться достаточно сильно, но носит разнонаправленный характер: воздействует сама природа или «защищается» от техногенного воздействия (рис. 11.1). Первый вариант имеет место, когда деятельность предприятия определяется природными ресурсами, их назначением (например, предприятия по разработке месторождений полезных ископаемых, лесопромышленные и сельскохозяйственные). Второй вариант происходит в том случае, когда на природную среду оказывается техногенное воздействие в результате промышленной или другого вида деятельности предприятий. Воздействие конкурентного окружения представлено силами, имеющими непосредственное отношение к самой организации и образующимися под действием особых экономических категорий и процессов: рынка и конкуренции. Для того чтобы увязать рынок с подсистемами управления (рис. 11.1), следует придать ему конкретное назначение: рынок труда, рынок ресурсов, товарный рынок, рынок инвесторов, рынок ценных бумаг и др. Конкуренция в зависимости от принципов действия рыночного механизма как регулятора производства представляется совершенной конкуренцией, монополией, монополистической конкуренцией и олигополией [4; 123]. Так как любая
организация является субъектом рынка, то существуют и силы воздействия организации на среду конкурентного окружения. Очевидно, что при определенной форме конкуренции организация может существенно изменить параметры рынка. Микросреда (рис. 11.1) формируется субъектами, через которые проявляются действия рынка и конкуренции. К ним относятся: поставщики и потребители, партнеры и конкуренты, посредники и контактные организации (банки, различные фонды, финансовые круги, административные, юридические и научно-исследовательские учреждения, средства массовой информации и т.д.). Как видно из рис. 11.1, все элементы (факторы, субъекты) агрегированной структурной модели внешней среды, независимо от уровня среды, находятся в контакте с функциональной системой — организацией. Стратификация выделенных сред выстраивается в зависимости от частоты и силы возмущений внешней среды. Изменение факторов макросреды происходит через длительные интервалы времени, факторы конкурентного окружения изменяются с большей частотой и, наконец, факторы микросреды характеризуются высокочастотными изменениями. Организация представляется как определенная целостность, поэтому следующим шагом исследования внешней среды будут установление и идентификация связей между внешней средой и структурными объектами (подсистемами) системы управления. Например, в табл. 11.1 рассмотрены основные подсистемы управления и связи на логическом уровне с множествами факторов (социальных, экономических и т.д.) внешней среды. Для углубленного изучения влияния внешней среды на систему управления потребуется конкретизировать факторы, произвести их селекцию, идентифицировать области и силу влияния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|