Модели поведения потребителей и поставщиков Потребители.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Главными действующими лицами на рынке являются потребители (покупатели), обладающие мощным экономическим потенциалом, поэтому на протяжении последних 30 лет стремительно развивается самостоятельная научная дисциплина «Поведение потребителей». Изложение подхода к исследованию поведения потребителя выполнено по материалам работы [121]. Поведение потребителей определяется как деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними. Первые исследования поведения потребителей (1950—1960-е гг.) основывались на экономической теории, поздние (1980—1990-е гг.), — на концепции маркетинга. Содержание и методология исследований определяются, во-первых, факторами, которые двигают экономику производственной ориентации к экономике товарной ориентации, во-вторых, уровнем развития психологии как науки о поведении. В качестве основополагающих моделей и методов исследований поведения потребителей используются: • модели принятия решений потребителями; • многофакторные модели отношения потребителя к продукту; • методы измерения экономических ресурсов и ресурсов времени • методы измерения уверенности потребителя в завтрашнем дне; • методы оценки покупательной способности потребителей; • методы оценки знаний, которыми обладают потребители о том Информационная основа для получения качественных и количественных оценок потребителей с использованием рассмотренного инструментария исследований создается на основе информационной системы, первичного и сравнительного анализов (см. рис. 11.2). Приведенная систематизация моделей и методов исследования свидетельствует о предоставляющихся возможностях для углубленного анализа и разработки эффективной стратегии и тактики взаимоотношений с потребителями. Для изучения моделей и методов рекомендуется обратиться к учебникам по маркетингу.
Поставщики. Как и потребители, поставщики выступают мощным фактором воздействия на деятельность организации особенно в следующих условиях: • отсутствует конкурентное давление при предложении продукции организации, отрасли; • продукция уникальна или дифференцированна, либо построена система издержек из-за переключения с одного поставщика на другого; • существует прямая интеграция в бизнес потребителя (производителя) продукции; • потребители не являются важными клиентами для поставщиков. Современная концепция взаимоотношения с поставщиком — это отношения двух партнеров, приводящие к синергетическому эффекту. Особенно в этом преуспели японские производственные концерны, которые рассматривают своих поставщиков как партнеров и работают над созданием философии сотрудничества (co-makership). Развитию партнерских отношений способствует широкое использование информационных технологий, что позволяет разрабатывать и реализовывать модели планирования взаимоотношений «поставщик — потребитель» с учетом взаимной выгоды. Представление о поставщике («хороший» или «плохой») составляется на основе оценки ряда его характеристик, например: • доставляет вовремя и обеспечивает постоянное (ожидаемое) качество; • назначает справедливую цену и работает стабильно; • обеспечивает хорошее сопутствующее обслуживание и сохранность материалов; • работает над повышением качества продукции и совершенствованием системы качества. Для измерения характеристик деятельности поставщика часто используются оценочные шкалы. В качестве оценок задается вес (важность) характеристики для покупателя и разрабатывается «система расчетов штрафов» за нарушение договорных условий.
В целях оптимизации отношений с поставщиками следует выстраивать модели поставок, которые могут принимать самые различные формы. Поставки можно представить как результат последовательности определенных процессов, каждый из которых имеет свои параметры: продолжительность, интенсивность, стоимость, эффективность, надежность, безопасность и др. Достаточно полное описание процесса поставки дает эскизная модель, представленная на рис. 11.3. Ее особенность заключается в отображении процесса поставки в виде двух циклов: внешнего и внутреннего. Комментарии к модели на рис. 11.3 излишни, за исключением акцента на понимании качества прежде всего с позиций строгого «соответствия назначению» или способности удовлетворять определенную потребность. Безусловно, каждый из агрегатов модели — это сложный объект исследования, отличающийся своей методикой, методами и моделями. Рис. 11.3. Эскизная модель процесса поставки [90] Оценка конкурентов Оценку конкурентов следует начинать с формирования банка данных, первичного и сравнительного анализов (см. рис. 11.2). Раскроем содержание некоторых этапов первичного анализа. Так, сравнительный анализ фирмы и конкурентов проводится в основном по факторам «5Р»: product (продукция), price (цена), place (рынок, исследование рынка), promotions (продвижение товара) и placement (распределение товара на рынке). В зависимости от конкурентных преимуществ на рынке различают: фирмы-аутсайдеры, фирмы, имеющие слабую и сильную конкурентную позицию, фирмы — лидеры рынка. Углубленный анализ отдельных проблем конкуренции должен определить возможности удержания фирмой конкурентного преимущества. Для этого следует установить: • уровень источника конкурентного преимущества: низкого (рабочая сила, сырье) или высокого порядка (патентная технология, дифференциация на основе уникальных товаров, репутация, основанная на усиленной маркетинговой деятельности); • количество источников конкурентного преимущества: чем больше источников, тем надежнее конкурентное преимущество фирмы;
• инновационную деятельность фирмы: модернизацию производства, освоение гибких технологий, современных средств труда и материалов. Фирма должна создавать новые преимущества с такой же скоростью, с которой конкуренты могут копировать уже имеющиеся. Насколько серьезна угроза со стороны появляющихся новичков, т.е. потенциальных конкурентов, зависит от реакции существующих конкурентов и создания барьеров для входа на рынок. Существуют шесть основных предпосылок, создающих барьеры для входа на рынок: 1) экономия, обусловленная ростом масштаба производства; 2) дифференциация продукции; 3) потребность в капитале; 4) более высокие темпы роста; 5) доступ к каналам распределения; 6) политика правительства. Факторы, определяющие усиление конкуренции, включают: • наличие большого числа конкурентов или их примерное равенство в плане количества и силы; • наличие идентичных товаров, что позволяет потребителю свободно перемещаться от одной марки товара к другой; • снижение издержек производства за счет увеличения объема • формирование потенциальных конкурентов за счет инвестирования государством отраслей, содержащих избыточные производственные мощности; • готовность к снижению цены на товар для того, чтобы удержать долю Исследование конкурентов в контексте поставленных вопросов — это систематически проводимая самостоятельная научная работа, как правило, составляющая основную часть маркетинговых исследований. Ее первая часть традиционно представляет собой разработку системы сбора и обработки информации, структура которой приведена на рис. 11.2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|