ГЛАВА 1. Общая характеристика башкирских исторических романов конца ХХ века.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Выпускная квалификационная работа на тему: Женские характеры в башкирском историческом романе СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ (с.3-6). ГЛАВА 1. Общая характеристика башкирских исторических романов конца ХХ века (с.7-19). ГЛАВА 2. Женские характеры в башкирском историческом романе. 2.1. Г. Ибрагимов «Кинзя» (с. 20-27). 2.2. Н.Мусин «Там лежат останки батыра» (с.28-32). 2.3. Б. Рафиков «Карасакал» (с. 33-37). ПРИЛОЖЕНИЕ (с. 38-42). ЗАКЛЮЧЕНИЕ (с. 43-44). СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (с. 45-47).
ВВЕДЕНИЕ.
Так уж случилось, что в большинстве литературных произведений, в том числе в башкирских исторических романах огромное внимание уделяется мужчинам. Но наша жизнь- это переплетение человеческих судеб. И конечно, в литературе совершенно невозможно обойтись лишь «сильными мира сего». Как и во всех других произведениях, в исторических романах башкирских писателей женские образы имеют свои характерные особенности. Но, как известно, одинаковых людей не бывает, поэтому каждая женщина в романах - отдельная судьба. В башкирских исторических романах, написанных о судьбах исторических личностей, женщины играют роль верных и преданных женщин с глубокой душой, красивых и внешне и внутренне. Необходимо отметить, что башкирские исторические романы изучались многими литературоведами, тем не менее каждый год появляются новые работы, где авторы пытаются отразить свое понимание отдельных романов. Вопросам типологии, поэтики романа, в частности исторического, в башкирском литературоведении посвящены работы А. Вахитова, Р. Баимова, Г. Хусаинова, Р.Хасанова и др. В работе Хасанова Р.Ф. «Башкирский исторический роман 80-90-х годов ХХ века» исследуются конкретные исторические романы, дается типологическая характеристика произведений, рассматривается их тематика и проблематика, жанрово-стилевые особенности. Учебные пособия «Башкирский советский роман конца ХХ века» и «Современный башкирский роман» того же автора посвящены башкирской романистике 1970-1990-х годов. В работах выявляются тематические разновидности романов, проводится анализ поэтического содержания произведений, рассматриваются проблемы и традиции новаторства, соотношения факта и вымысла, документализма. Автор обращается также к истокам большой эпической формы, прослеживает этапы ее развития в национальной литературе.
В своей работе, опираясь на эти и другие исследования, мы ставим задачу изучения женских характеров в башкирском историческом романе. При этом нами была выдвинута следующая гипотеза: в романах мы видим башкирских женщин не только как хранителей семейного очага, воспитывающих детей, страдалиц, ждущих возвращения с войны мужа, но и как воинов, сражавшихся за свободу и честь страны. Ведь все они умели смириться с жизнью и в то же время оставаться борцами - борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности. Цель дипломной работы: рассмотреть женские образы в башкирском историческом романе как воплощение башкирского национального характера. Для реализации этой цели ставятся следующие задачи: 1) общая характеристика башкирских исторических романов; 2) анализ женских характеров на материале произведений Г. Ибрагимова «Кинзя», Н. Мусина «Там лежат останки батыра», Б. Рафикова «Карасакал»; 3) доказать, что образы женщин в романах являются типическими, что они воплощают черты национального характера. Выпускная квалификационная работа состоит из 2 глав, заключения, методического приложения и библиографии. Во введении мы обосновываем выбор темы, цели и задачи исследования, а так же рассматриваем степень изученности башкирских романов, в частности романов Г. Ибрагимова «Кинзя», Н. Мусина «Там лежат останки батыра», Б. Рафикова «Карасакал». Основная часть посвящена анализу женских характеров в этих романах. В первой главе мы рассматриваем башкирские исторические романы конца 20 века, Вторая глава служит анализу женских характеров в романах.
В Приложении дается методическая разработка урока по роману Н.Мусина. «Там лежат останки батыра». В заключении представлены выводы, к которым мы пришли в ходе работы Завершает дипломную работу список использованной литературы в количестве 33 единиц. ГЛАВА 1. Общая характеристика башкирских исторических романов конца ХХ века.
Башкирская историческая проза была и остается одним из основных идейно-тематических направлений в башкирской литературе, составной частью всего литературного процесса. Она прошла большой путь идейно-творческого развития, в котором нашли свое преломление, художественное отражение и осмысление - на разных этапах развития по-разному - значительные события, переломные моменты в истории народа, в общественном сознании. Современная башкирская историческая проза, вобравшая творческие достижения и завоевания предшественников, представляет качественно новый этап в художественном освоении исторического прошлого родного народа, о чем свидетельствуют произведения Я. Хамматова, Б. Рафикова, Г. Хисамова, Р. Баимова, Г. Хусаинова, II. Мусина, А. Хакимова и др.[30. c. 2]. Что же явилось толчком, причиной активизации исторического жанра в башкирской, да и во всей многонациональной литературе в последние десятилетия XX века? Из широкого спектра причин можно назвать следующие: 1.Общегосударственные, социально-политические, обусловленные вступлением общества в качественно новый этап развития, бурный рост национального самосознания и резко возросший в этой связи интерес к прошлому. 2.Научно-культурные - развитие исторической науки, архивного дела, обилие новых материалов о прошлом, ликвидация «белых пятен» истории. 3.Собственно эстетические - динамика развития повествовательных жанров, в первую очередь романа [30.с.3]
Действительно, историческая проза более широко представлена в жанре романа. Эпохальные события, их протяженность во времени и пространстве, обращение к судьбам народа и личностям выдающихся исторических деятелей, постановка общенациональных, общечеловеческих проблем в повествовании - все это обусловливает создание широких эпических полотен. Роман как целостное восприятие и изображение действительности, является наиболее активным жанром во всей многонациональной литературе. Еще В.Г. Белинский писал, что "это самый широкий, всеобъемлющий род поэзии; в нем талант чувствует себя безгранично свободным". По словам известного литературоведа М.М. Бахтина, у романа нет канона: "Это - вечно ищущий, вечно исследующий все свои сложившиеся формы жанр. Таким только и может быть жанр, строящийся в зоне непосредственного контакта со становящейся действительностью". Последнее замечание особенно важно: подвижность, многообразие жанровых форм романа обусловливается не только законами внутрижанрового развития, но и особенностями тех процессов, которые протекают в самой действительности.[32. c. 5]. Действительно, жанровые формы романа не остаются неизменными, подтверждая мысли М. Бахтина. Другой современный исследователь, в частности, пишет о двойственности (или двуединстве) структуры романа: "Роман строится, с одной стороны, на эпическом развертывании целостности большого единства мира, в которое включен человек, а с другой - сосредоточивается на всем частном, на отдельной детали, углубляясь во внутреннюю жизнь". Вопросам эволюции, типологии, поэтики романа посвящено немало других работ. В трудах СМ. Петрова, Ю.А. Андреева, А.И. Пауткина, Л.Ф. Ершова, В.Д. Оскоцкого и других подробно рассмотрены историческая и сатирическая разновидности большого эпического жанра. [31. c.3]. Активное развитие романа наблюдается в национальных литературах, в частности, башкирской. Известность в нашей республике и за ее пределами обрели романы таких мастеров слова, как Д. Буляков, Я. Хамматов, Г. Ибрагимов, А. Хакимов, И. Абдуллин, Р. Баимов, Г. Хусаинов, Н. Мусин, Б. Рафиков, К. Мэргэн, М. Ямалетдинов и других. Произведениям этих авторов присуща широта охвата действительности, многоплановость повествования, обращение к героическим, историко-революционным традициям народа, показ связи времен и поколений, органическое сочетание социального анализа с глубоким психологизмом. Расширение идейно- тематического, эстетического, художественного арсенала башкирского романа и его стремление проникнуть во все сферы жизни свидетельствует о его творческих возможностях. Множатся его жанровые типы, более масштабным, способным выбрать сложные проблемы, человеческие взаимоотношения становится содержание произведений.
В этих условиях возникает необходимость изучения жанра в его истоках, в национально- исторических корнях. Это обусловило появление исследовательских работ, посвященных жанру романа в башкирской литературе. Современная башкирская романистика, как в целом вся проза, развивается по трем основным идейно- тематическим направлениям, связанным с исторической, военной и современной тематикой. Исходя из идейно- тематического, художественного содержания произведений, внутри указанных направлений можно провести следующую классификацию жанра: 1. Романы исторические, историко-революционные и историкобиографические. 2.Романы о Великой Отечественной войне. 3. Романы о современности, которые в свою очередь подразделяются на романы о деревне, о производстве, об экологии, о морально-нравственных проблемах и т.п. [31.с.4] Как и в предыдущие десятилетия, плодотворно развивается башкирская историческая проза. Современные исторические романисты расширили ее географические, хронологические, тематические рамки, обогатили содержание новыми сюжетами, образами, идеями, интересными находками, заново "открыли" читателям личности деятелей героического прошлого народа. Количественный и качественный рост исторической прозы, обогащение ее жанрово-стилевых разновидностей требует обращения к некоторым вопросам теории, необходимо ответить на ряд вопросов. Какие произведения следует отнести к исторической прозе? В каком соотношении находятся между собой исторический, историко-революционный и историко-биографический романы? Следует ли выделять исторический роман в особый жанровый ряд, как это делают некоторые исследователи? Вопросы исторического жанра рассмотрены в русском литературоведении (труды Ю.А. Андреева, Г.М. Ленобля, М.Н. Нестерова, В. Д. Оскоцкого, СМ. Петрова, А.И. Пауткина), а также в исследованиях башкирских критиков и литературоведов (А.Х. Вахитов, Р.Н. Баимов, Г.Б. Хусаинов). Исходя из положений, содержащихся в их статьях и монографиях, можно заключить, что существует специфическая в жанровом отношении литература, которую мы называем "исторической прозой" и что отличительными особенностями ее являются:
1.Изображение реальных исторических лиц и событий. 2.Наличие временной дистанции между автором и объектом художественного изображения. 3.Документальность художественной основы.[24.с. 5]. Что касается собственно исторического романа то необходимо учесть следующее положение: "Исторический роман как жанр, совпадая в основных чертах с романом о современности, характеризуется в то же время и специфическими особенностями: прежде всего это повествование о прошлом, при чем об отошедшем прошлом, по сравнению с которым современная эпоха представляется как исторически иной период. Кроме того, обязательным качеством исторического романа является большая степень документальности событий и лиц, изображаемых писателем". Тем не менее, отмечая отличительные качества исторического романа, мы не выделяем его как особый жанр, а рассматриваем как жанровую разновидность большой эпической формы, т.е. романа. Р. Баимов выделяет в башкирском историческом романе следующие типологические группы, реально отражающие картину его развития, состояния в послевоенные годы: панорамный («Кинзя» Г. Ибрагимова), социально-психологический («Вечный лес» Н. Мусина), историко-революционный (трилогии 3.Биишвой, Я.Хамматова, Ф.Исянгулова), историко-биографический («Бахтизин» В. Исхакова, «День рождения» Я. Хамматова). В последнее время в литературоведении стало заметно стремление обособить исторический и историко-революционный романы, отнюдь не противопоставляя их к друг другу. Целесообразность этого не подлежит сомнению, т.к. произведения о революционном прошлом имеют свои специфические черты, в отличие, скажем, от книг, повествующих о крестьянских восстаниях. "Произведения этого типа (т.е. историко-революционные, Р.Х.), -пишет В. Баранов, - отражают не только те или иные формы протеста против социальной несправедливости, но и процессы зарождения и развития революционной идеологии, революционной теории. Вопрос о взаимосвязи практики и революционной теории - один из важнейших методологических вопросов историко-революционной прозы". Идейно-тематическое содержание произведений этого плана во многом определяет их художественную структуру. Например, сравнительно узкими в историко-революционном романе остаются хронологические, временные рамки. Основная масса произведений посвящена периоду подготовки, свершения революции 1917 года и послереволюционным годам. Если в историческом романе действуют реальные лица, то в историко-революционном, как правило, - вымышленный герой. Поэтому в этих романах документальность выражена слабо, соотношение факта и вымысла решена в пользу последнего. Верность исторической правде, историзм достигаются благодаря показу движения масс к социальному протесту, к осознанной борьбе за новую жизнь как закономерного исторического процесса, благодаря воссозданию особенностей революционной эпохи, созданию типических образов, олицетворяющих устремленность народа к свободе, счастью, справедливости.[31.c.6] Следует также сказать о специфике историко-биографического романа. По своей поэтике и проблематике он более тесно соприкасается с историческим романом. Порой трудно провести четкую грань между этими тематическими разновидностями романа. В обоих случаях в центре повествования -личность исторического деятеля, жизнеописание которого определяет идейное содержание, сюжетно- композиционную структуру произведений. Например, "Кинзю" Г. Ибрагимова можно рассматривать и как исторический, и как историко-биографический роман. В то же время в последнем ярче выражен биографический элемент. Благодаря приемам типизации и художественной изобразительности рассказ о судьбе, жизни, характере героя становятся "художественной биографией", в которой отражены особенности определенной эпохи. Произведению Г. Ибрагимова, построенному на принципах биографизма, присущи черты широкого Эпического повествования о жизни башкирского и других народов Поволжья в эпоху национально-освободительных движений в России во второй половине XVIII века, и поэтому оно тяготеет к собственно историческому роману. Таким образом, в русле современной башкирской исторической прозы мы выделяем три типа романа: исторический, историко-революционный, историко-биографический, характерной чертой которых является историчность, обращенность в прошлое, а специфика каждого из них связана с конкретным объектом изображения, приемами и способами обработки документального материала, соотношением реального и вымышленного, фактического и художественного, хронотопом произведений. Исторические романисты часто запечатлевают конфликтные положения, которые не могут быть преодолены и гармонизированы в течение короткого времени, в рамках жизни одного поколения. Здесь на первый план выступают противоречия эпохального масштаба - различные войны, социальные катаклизмы, их последствия, отраженные в судьбе масс. Авторы не избегают показа и частного быта, который осваивается ими не в качестве «низкой прозы», а как арена серьезнейших конфликтов. Они стремятся обнаружить универсальные начала человеческой жизни в недрах «обыкновенной жизни», выступают не только и не столько бытописателями, сколько философами, размышляющими о войне и мире, жизни и смерти, роли личности в истории, в судьбе народа. Большой писатель не будет ограничиваться односторонним взглядом на жизнь, как только на череду сменяющих друг друга будней. Его художнический взгляд направлен на уяснение того, что за всем этим кроется некая гармония, подчиненность высшим законам бытия. Как правило, исторический романист обращается к истории, судьбе неординарной личности, способной к самопознанию, осознающей свою миссию как борьбу за достижение высших ценностей человеческого бытия - добра, счастья, свободы, равенства, готовой ради этого на самопожертвование. Именно такие герои позволяют авторам говорить о высоком предназначении человека, о его месте и роли в общем потоке истории. Исторический роман имеет свой предмет изображения и художественного познания: это - историческая действительность и создание концепции исторической личности. При этом основополагающими являются исторический детерминизм, изображение героя в потоке времени, обрисовка социально-исторических обстоятельств его бытия, показ подчиненной связи между характерами и обстоятельствами, соотношения индивидуального, общечеловеческого и исторического. Сравнивая работу историка и писателя над историческим материалом, надо отметить, что первый ограничен историческим материалом. Как представитель науки, он не должен допускать разновариантных «прочтений» прошлого. Не то в художественном произведении, которое в силу своей образной природы обладает возможностью «прочитывать» и «перечитывать» историю многовариантно, зачастую в разных версиях одних и тех же событий и судеб. В литературе одним из критериев истинности становится не столько документально удостоверенная фактология события, сколько художественная правда человеческого характера. Сегодня существуют различные художественные версии известных исторических лиц: образы Разина, Пугачева, Наполеона, русских царей, князей, полководцев и многих других деятелей истории. Все они созданы по законам жанра, имеют право на жизнь, представляют синтез исторической достоверности и художественной правды. Очень важным в историческом романе является стремление автора осмыслить историю, а не просто заняться перечислением, описанием фактов. Необходима попытка прогноза будущих событий, чтобы «не наступать на те же грабли», повторяя ошибки прошлого, то есть попытка установить причинно-следственные связи. Н.М. Карамзин считал, что «история в некотором смысле есть священная книга: зерцало бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». В каждой национальной литературе историческая проза, исторический роман имеют свою специфику, обусловленную национальным характером, уровнем развития литературы, науки, общественно-политической обстановкой в регионе, социальными, этнографическими особенностями и другими факторами объективного и субъективного плана. Башкирский роман, берущий свое начало от мемуарной хроники, прошел сложный путь формирования. Последовательно преодолевая одноплановость и описательность, он вырос в многоплановое, широкоохватное в событийном отношении повествование и оформился как масштабный по замыслу, остропроблемный по пафосу, проникающий в самые глубинные пласты жизни жанр.[10. c. 245] Формируясь в тесной связи с новой действительностью, башкирский роман впитывал в себя все новые черты жизни. Вместе с тем он вырос на почве фольклорных традиций, на опыте других жанров башкирской прозы. Все более совершенствуясь на национальной основе, башкирский роман в то же время опирался на опыт других братских литератур, прежде всего — русской и татарской. Говоря об основных тенденциях развития башкирского романа, следует обратить внимание на то, что он становится все более проблемным и масштабным. Проблематическая масштабность связана не только с широтой, но и с глубиной изображения жизни, с совершенствованием формы. Это достигается в одних романах остротой постановки больших морально-этических проблем, в других — новыми поэтическими приемами в характеристике времени и образов, в третьих — историческим анализом жизни народа, т. е. усилием элементов исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|