Булат Рафиков «Карасакал».
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Событийное время романа «Карасакал» Булата Рафикова охватывает период башкирских восстаний 30-х годов XVIII века. Художественная и философская мысль Б. Рафикова направлена на осмысление эпохи длительных восстаний, кровавых событии, когда башкирский народ вел борьбу за национальную независимость, выступал против колонизаторской политики самодержавия. «Со страниц романа встает трагический образ родного народа, вынужденного жить в кабале, терпеть непомерные поборы, штрафы, терять своих лучших представителей, народа, подвергающегося духовному, физическому гнету, уничтожению»(23. с.159). Подтверждением этого служат страницы, написанные на фактической, документальной основе, с указанием точных названий местностей, аулов, селений. Автор развернуто пишет о многочисленных карательных экспедициях во главе с Кириловым, Тевкелевым, Саймоновым, Татищевым, направленных на искоренение «неистребимого духа свободы» башкирского народа. Трагическая судьба Сеянтуша стала символом всего того, что несут народу предатели, отступники, потерявшие все человеческое, ставшие воплощением зла, предельной жестокости, коварства. Вот как описывает автор эту «кровавую вакханалию»: «Вскоре запылал весь аул Сеянтуш. А на улицах началась жуткая кровавая вакханалия, какая редко встречалась даже в это безжалостное время. Пущенное верной рукой копье пригвождало к мерзлой земле мать вместе с грудным ребенком, катились по земле срубленные головы старушки и ее малолетних внуков, винтовочные пули состязались в скорости со старцами, на бегу вызывающими к Аллаху. От одного взгляда на пропитанный кровью снег у иного могла бы заледенеть душа.
А Тевкелев все никак не мог насытиться местью. Он велел согнать в уцелевший от пожара дом девушек, раздеть их донага, затем приказал солдатам колоть их штыком и саблей, а сам с наслаждением наблюдал, как бедняжки дергаются и отскакивают, увертываясь от уколов» (26. с.233). Авторскую концепцию государственного устройства Башкортостана можно характеризовать так: он должен оставаться в составе России, отношения с которой должны регулироваться на основе договора, предоставляющего народу право владения землей, пользования ее богатствами, экономическую, духовную свободу. Недаром писатель показывает тщетность попыток создания башкирского ханства во главе с Карасакалом, считая эту форму правления неприемлемой для башкир. Не менее примечательны также женские образы в этом произведении. В первую очередь надо сказать об образе Кышбики - жены Карасакала. Когда Карасакал лежал раненный в пещере, Бепеней-абыз и Шагали отправили Кышбику присматривать за ним. Кышбику отличала бесхитростная прямота с одной стороны и скромность с другой. Ничего особенного не было и во внешности Кышбики. Усталое от повседневной работы лицо со следами былой красоты. Но казалось, какой-то внутренний огонек придает блеск ее глазам, отчего во взгляде решительность и воля. Ее даже не испугало изуродованное лицо батыра, а наоборот она говорит спокойным голосом: «Сам поправишься, бог даст. Голова на месте. Батыру больше ничего не надо. Издали и ничего не заметно. А если другие не станут заглядываться на тебя, то и мне ревновать не придется». Другое достоинство Кышбики в том, что она переводит любой разговор в мирное русло. «Пускай, не усыпан цветами твой путь, но когда она рядом, начинаешь думать, что жизнь вполне сносна», - рассуждал про себя Карасакал.(26.с. 124). Как и все женщины в мире, башкирские женщины не любят вестников войны. Но, в отличие от других женщин, они не проливают слез, не причитают вслух, не цепляются за повод коня, не хватаются за одежду – уж так повелось, того же требует обычай проводов. Потому они, осушив кончиком платка проступившие слезы, начинают проворно собирать на войну сына или мужа. Сами найдут и приведут пасущихся боевых коней, сами оседлают их, придержат повод, пока садится воин, затем, держась за повод, пройдут немного рядом и дальше проводят воина лишь взглядом. Такая же участь и ожидает Кышбику с маленькой дочерью на руках Рахимбикой.
Своеобразным отступлением от традиций историко-биографического романа можно считать и то, что в воссоздании исторического портрета героя семейно-бытовые эпизоды и детали играют незначительную роль. Мало места в сюжете занимает также тема любви. Взаимоотношения Карасакала и Бану, ставших мужем и женой, больше изображены в плане общественном, нежели в интимном, частном. Не случайно героиня также становится во главе женского войска и погибает в бою. Бану - нареченная Карасакала. Когда старшие объявили о помолвке, Минлегол, он же Карасакал, Султангарей в будущем, в соответствии с обычаем надкусил ушко нареченной. Назначили свадьбу, был выплачен калым. Но, по распоряжению судьбы, Карасакал попадает в плен, где ему вырывают ноздри. Не желая возвращаться обратно домой в изуродованном виде, он говорит своим друзья, чтоб они объявили на родине о его смерти. Так, ударом судьбы, Бану становится вдовой, не успев выйти замуж. Намного позже Бану предстает перед нами уже в другом качестве. Она уже ханша, имеющая свое войско, состоявшее только из женщин, она воин, сражавшаяся за свободу на башкирской земле. В бою Бану погибает. И уже потом Карасакал, стоя над ее могилой, скажет: «Ты, Бану, счастливее.… У Кышбики ужасная доля! Она в остроге. Ты мудрее – сумела заранее отомстить за свою смерть. Видел я, как сражалось твое длинноволосое войско, видел, как в твоей руке изгибался лук, только не мог пробиться к тебе, не смог помочь…».(26.с.471). Таким образом, представив перед собой образ Бану, мы видим башкирских женщин не только как хранителей семейного очага, воспитывающих детей, страдалиц, ждущих возвращения с войны мужа, но и как воинов, сражавшихся за свободу и честь страны. Ведь все они умели смириться с жизнью и в то же время оставаться борцами - борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.
Приложение. План- конспект урока на тему: « Презентация романа Н.Мусина «Там лежат останки батыра». Цель: Раскрыть идею и тематику романа. Развивать у учащихся устную речь. Воспитывать чувство гордости за историческое прошлое родного народа. Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся относительно сюжета произведения, видеомагнитофон.
Ход урока. Звучит башкирская народная песня «Урал». Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучение романа «Там лежат останки батыра» Нугумана Мусина. В прослушанной нами песне говорится о батырах, которые боролись и погибли за свободу земли своих предков. Да, в трудные времена башкирский народ всегда защищал и отстаивал родной край, Урал, поля и реки. За свободу, национальную дружбу «поднимался» народ под предводительством батыров, не боящихся ничего, готовых умереть за свой народ. Они все остались в памяти, о них помнят и гордятся ими. В честь их подвигов посвящено много песен, а известные писатели про них пишут исторические романы. Ребята, скажите, какие башкирские исторические романы вы знаете?
Ученик: Об исторических личностях написано много романов. Хочу назвать следующие: Г.Ибрагимов «Кинзя», Б.Рафиков «Карасакал», Г.Хусаинов «Кровавый 55», Я.Хамматов «Салават» и другие.
Учитель: Правильно. А обогатил список этих произведений народный писатель Башкортостана Нугуман Мусин своим историческим романом «Там лежат останки батыра». Этот роман вышел в свет в 2001 году. В этом романе изображен один из этапов многовековой борьбы башкирского народа за национальную независимость - восстание 1704-1711 годов во главе с тарханом Алдаром Исянгильдиным. (Один ученик кратко рассказывает биографию писателя). Учитель: На сегодняшнем нашем уроке мы будет вести беседу про исторический роман Нугумана Мусина «Там лежат останки батыра». Как вы думаете, слово презентация что обозначает?
Ученик: Презентация- это открытие, ознакомление. Учитель: Правильно. Из каких источников мы знаем про главного героя романа Алдара Исянгильдина?
Ученик: Про историческую личность как Алдар батыр мы слышали в народной песне «Песня про Алдара», а также знаем из книги «Башкирские восстания, произведения Г.Хусаинова «Повесть про Алдара батыра».
Учитель: Молодец! Ребята, скажите, был ли Алдар батыром, героем? Докажите. (Ученики рассказывают отрывок, где Алдар сражается с черкесом.) Учитель: Докажите, что эти события произошли на самом деле. (Ученики читают про Алдара из «Энциклопедии Башкорто- стана» и из указа царя в книге «Батыры страны»). Учитель: Правильно. Этот момент ваши сверстники запечатлели на рисунках. Этот рисунок (показывается) к какому отрывку романа соответствует? (Ученик читает отрывок, где Алдар борется за Гильмиязу) Учитель: Рассказываемая в башкирских легендах Гильмияза в произведение вошла как художественный образ. Что вы можете рассказать о ней?
Ученик: Когда Алдар узнает, что казак по имени Торсонбай, влюбленный в молодую девушку, купил ее и увез с собой, он отправляется по казахским степям, находит Гильмиязу и привозит домой в качестве второй жены. Но счастье их не было долгим. Торсонбай повторно крадет ее в то время, когда Алдар сражался с русскими войсками. Отправившись на переговоры с Абулхаиром, Алдару представляется случай на минуту увидеть возлюбленную Гильмиязу и дочь Гюльемеш. Но вернуть их он не смог. Так как он, во-первых, представитель российского миссионерства, во-вторых, Торсонбай главный визирь Абулхаира. Невозможность возвращения жены дорого обходится Алдару: ревнивый и грубый Торсонбай оставил свою жену на съедение степным волкам.
Учитель: Молодец! (слушается песня «Гильмияза» в исполнении Флюры Киль- дияровой). Учитель: А теперь, ребята, мы проверим, как вы освоили сюжет романа. Для этого вам нужно на листочках написать ответы на вопросы. 1. Назовите коня главного героя. (Ерянкашка). 2. Имя отца Алдара. (Тарпан). 3. Бабушка Алдара (Киньясолтан). 4. Животное, которое растерзало коня Алдара (Рысь) 5. Имя царя в произведении. (Петр). 6. Возлюбленная Алдара. (Гильмияза). 7. При взятии какой крепости Алдар показывает свой героизм? (Азов).
Учитель: Мы сегодня с вами поговорили о романе Нугумана Мусина «Там лежат останки батыра». Только любящие свою родину и свой народ, интересующиеся прошлым народа, волнующиеся за его будущее писатели берутся за написание исторического романа. За такую смелость мы благодарны писателю. Знать свою историю, изучать ее крайне важно, ведь не зная прошлое, нельзя в полной мере представлять свое будущее.
(оценивание) На этом урок окончен. До свидания!
Заключение. Таким образом, в башкирских исторических романах, написанных о судьбах исторических личностей, женщины играют роль верных и преданных женщин с глубокой душой, красивых и внешне и внутренне. В романе «Кинзя» Гали Ибрагимова много женских образов, у каждой из которых своя судьба. Это и Асылбика, верная, подчиняющаяся мужу, воспитывающая детей, это Аим, сдержанная, любящая мужа, это Магитап, работящая, не знающая отдыха, и многие, многие другие. Символом неосуществленной мечты и наполненной трагическим пафосом выступает образ Гильмиязы, любимой девушки Алдара в романе «Там лежат останки батыра» Нугумана Мусина. Несколько иначе представляется нам образ женщины в романе «Карасакал» Б.Рафикова. Бану, нареченная главного героя, предстает перед нами как воин, которая сражается за свободу башкирской земли. Она - ханша, имеющая свое войско, состоявшее только из женщин. Таким образом, мы видим башкирских женщин не только как хранителей семейного очага, воспитывающих детей, страдалиц, ждущих возвращения с войны мужа, но и как воинов, сражавшихся за свободу и честь страны. Подытоживая сказанное, можно сказать, что башкирские исторические романы, где главное внимание уделяется историческим личностям, продолжают сложившуюся литературную традицию, согласно которой женщина- символ красоты, любви, заботы, материнства.
Список использованной литературы. 1. Абдуллина. Художественный мир прозы Н.Мусина.- Бирск, 2006. 2. Аминев. А. Роман о батырах.//Агидель.-2000. №7 3. Амиров Р.К. Историко-революционный роман в башкирской советской литературе (Методические рекомендации).- Уфа, 1989. 4. Баимов Р. Поискам нет конца. - М.: Современник, 1980. 5. Баимов Р. Судьба жанра.- Уфа, 1984. 6. Баимов Р. Истоки и устья. Заметки о башкирской литературе.- Уфа, 1993. 7. Башкирская литература ХХ века. Учебник для высших учебных заведений /сост. Баимов Р.Н.и др.- Уфа, 2003. 8. Белинский В.Г. Собр. соч. в 3 томах.-М.,1948. 9. Варфоломеев И.П. Советская историческая романистика: проблемы типологии и поэтики.- Ташкент, 1984. 10. Вахитов А. Жанр и стиль в башкирской прозе.- Уфа, 1982. 11. Вахитов А.Х. Башкирский советский роман.- М.: Наука, 1978. 12. Вахитов А. На эпических просторах.- Уфа, 1968. 13. Гареева. Исторический жанр и психологизм.// Ядкар.1999 № 1 14. Гумеров С.Я. Формирование историко-революционной прозы в башкирской литературе.- Уфа, 1989.. 15. Ибрагимов Г. Кинзя. Роман (Кн.1).- Уфа, 1982. 16. Ибрагимов Г. Кинзя. Роман (книга 2-я). Уфа, 1988. 17. Ибрагимов Г. Кинзя.- Кн. 3-я //Агидель.-2003. № 4. 18. Ибрагимова. Һөйөклө үлемдән ҡотҡарған ҡайсы: ул булмаһа, “Кинйә” романы булмаҫ ине.// Йәшлек.-2002. №7 19. История башкирской литературы в 6 т.- Уфа, 1990-1996 20. История башкирской советской литературы. М., 1997. 21. Малабаева. Романда иҙгелек һәм яуыҙлыҡ.//Учитель Башкортостана.- 1997. №11. 22. Муртазин.К. Образы сэсэнов в исторической прозе.// Ватандаш.-1999. №1. 23. Мусин Н. Там лежат останки батыра. Роман.- Уфа, Китап, 2001. 24. Оскоцкий В. Богатство романа. М., Сов. Писатель. 1976 25. Проблемы башкирского романа.-Уфа, 1985. 26. Рафиков. Б.З. Карасакал: исторический роман.- Уфа, Китап, 2001. 27. Система жанров в башкирской литературе.-Уфа, 1980. 28. Умеров Ш. Перед бурей. О книге Г. Ибрагимова «Кинзя».// Литературная Россия.- 1983, №5 29. Хакимов А. События и развитие характера в романе.- Уфа, 1961. 30. Хасанов Р.Ф. Башкирский исторический роман 80-90-х годов ХХ века (вопросы типологии, жанра и стиля). Уфа: Гилем, 2004. 31. Хасанов Р.Ф. Современный башкирский роман (учебное пособие).- Бирск, 2000. 32. Хасанов Р.Ф. Башкирский исторический роман конца ХХ века (учебное пособие).- Москва – Бирск, 2005. 33. Шагиева Г. Презентация романа Н.Мусина.//Учитель Башкортостана.-2002. №5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|