Версия первая: дочь «князя» Хаджибека, жена хана Тохтамыша, мать хана Джелал ад-дина
Стр 1 из 3Следующая ⇒
Одним из первых учёных, обративших внимание на «ханшу» Тулунбек, являлся известный тюрколог, специалист по источниковедению истории Золотой Орды (Улуса Джучи) А.П. Григорьев (1931 – 2011), который, однако, счёл ошибкой резчика монетного штемпеля даты 772 и 773 гг. хиджры (1370/1371 и 1371/1372 гг.) и выдвинул предположение, что монеты с этими датами на самом деле были отчеканены в 782 и 783 гг. хиджры (1380/1381 – 1381/1382 гг.) с именем жены хана Тохтамыша (Токтамыша) (годы правления: 1380 – 1395). «Под 772 – 773 гг. х., – писал А.П. Григорьев в статье “Золотоордынские ханы 60 – 70-х годов XIV в.: хронология правленийˮ (1983 г.), – известны новосарайские медные монеты Толунбек-ханум. Сохранилась ещё её медная монета, чекана Мохши от 773 г. х. Это беспрецедентный, единственный из известных в золотоордынской нумизматике случаев чеканки монеты с именем женщины. Названное имя расчленяется на три компонента: “толун + бек + ханумˮ. Первый компонент читается по-арабски “тулунˮ, а по-тюркски – “толунˮ, что означает “полный, наполненныйˮ и “полнаяˮ (применительно к луне). В целом женское имя Толунбек можно трактовать как “совершенная правительницаˮ. “Ханумˮ, или “ханымˮ, значит “ханша, госпожаˮ. Кто же такая эта Толунбек-ханум? Трудно допустить, чтобы восточные или русские источники ничего не сообщали об этой, несомненно, выдающейся женщине. Тем не менее за все 70-е годы XIV в. в источниках нет ни одного упоминания о Толунбек-ханум. Обращаемся к материалам 80-х годов XVI в., и в Тверской летописи под 1386 годом читаем: “Того же лета царь Тахтамышь убил сам свою царицу, нарицаемую Товлумбекуˮ (в Рогожском летописце то же имя читается “Товлунъбекаˮ). Итак, женское имя, зафиксированное на легендах медных золотоордынских монет, чеканенных в Новом Сарае и Мохше, совпадает с именем жены Токтамыша. Остаётся совместить эти имена во времени. Оказывается, что и на это у нас имеются некоторые формальные основания. Ордынские, новосарайские, гюлистанские и сарайские монеты Токтамыша, отмеченные в табл. 3 под 770, 778 и 779 гг. х., мы относим соответственно к 780, 788 и 789 гг. х., о чём ещё будет речь ниже. Во всех этих случаях резчик монетного штемпеля перевернул вверх ногами арабскую цифру десятков – 8. Перевернутая восьмёрка читается как арабская цифра 7. То же, видимо, произошло и с датой на монетах супруги Тохтамыша. На самом деле её монеты были чеканены не в 1370 – 1372 гг., а на десять лет позже – в 782 – 783 гг. х., т.е. в 1380 – 1382 гг. Следовательно, ко времени правления Бюлека монеты Толунбек-ханум никакого отношения не имеют. У нас нет также оснований и для включения Толунбек-ханум в список имён золотоордынских ханов 60 – 70-х годов XIV в.».[1, с. 43]
Однако версия А.П. Григорьева об ошибке резчика выглядит весьма сомнительной. Кроме того, в золотоордынской (джучидской) нумизматике не известны монеты столичного чекана Сарая ал-Джадид 772 г. хиджры (1370/1371 гг.) и чекана Мохши 773 г. хиджры (1371/1372 гг.) с именем «Толунбек-ханум». В дальнейшем А.П. Григорьев, вновь ссылаясь на вышеозначенные неподтверждённые данные и умозрительные предположения об «ошибке резчика», развил свою версию в статье «“Му'изз ал-ансабˮ о потомках Токтамыша» (2004 г.), дополнив её додуманными «подробностями». При этом, опираясь на извлечения из Парижской рукописи средневекового анонимного сочинения «Му'изз ал-ансаб», где в качестве матери будущего хана «царевича Джелаледдина» (Джелал ад-дина) – сына хана Тохтамыша – фигурирует «Тогайбек, дочь Хаджибека», А.П. Григорьев, на основании сложных филологических рассуждений, «переименовал» «Толунбек» и «Тогайбек» в «Тоглунбек».[2, с. 110]
Признав, что «о личности Тогайбек, кроме того, что отца её звали Хаджибек, материалы “Му'изз ал-ансабˮ ничего не сообщают», исследователь вновь обратился к «медным пулам» «чекана Сарая 772 – 773 гг. х. (1370 – 1372 гг.) и Мокши 773 г. х. (1371/72 г.)», добавив к ранее написанному про фрагмент арабографической легенды с именем «Толунбек-ханум», что: «Слово “ханумˮ в этом сложном имени понималось как “ханшаˮ, т.е. его вполне можно заменить русским термином “царицаˮ».[2, с. 109] А.П. Григорьев считал, что отцом Тоглунбек (Тулунбек) являлся «родовой князь тюркского племени яшлау Хаджибек, бывший правителем Кырк-ерского тюмена, отобранного у аланов ещё в начале правления Джанибека (1342 – 1357)», бывший одним из ближайших сподвижников могущественного золотоордынского эмира, беклярбека (темника) Мамая (годы жизни: ок. 1330 – 1380), а затем оставивший его после поражения в Куликовской битве, вместе с другими «князьями», перешедший к хану Тохтамышу и сохранивший свои привилегии.[2, с. 110 – 115] Продолжая «цепь предположений», А.П. Григорьев в результате перешёл на откровенную «беллетристику». «В состав делегации крымских вельмож, – писал он, – которая отправлялась в Сарай в январе 1381 г., Хаджибек предусмотрительно включил и собственную дочь Тоглунбек, внешние данные которой поражали воображение современников. Ведь Токтамыш был тогда ещё совсем молодым человеком, и Хаджибек рассчитывал подкрепить воздействие на хана их совместных с Ильясом (по версии А.П. Григорьева – “другого сынаˮ Кутлугбуги – отца уже покойного к тому времени эмира Мамая. – И.А.) дипломатических ухищрений предоставлением Токтамышу возможности полюбоваться прелестью юной княжны. И этот расчёт Хаджибека полностью оправдался. После того, как Ильяс в сопровождении придворных ханских дипломатов и усиленной охраны был спешно направлен на переговоры с генуэзцами в Крым, Токтамыш пышно отпраздновал своё бракосочетание с дочерью Хаджибека Тоглунбек. Затем состоялись торжественные проводы Хаджибека в Крым. Сам хан вместе с молодой супругой сопровождал гостя от Сарая до среднего течения Дона. Там, в ханской ставке, 19 февраля 1381 г. на имя Хаджибека (Бекхаджи) была оформлена иммунитетная грамота – ярлык Токтамыша, сохранившийся до наших дней в подлиннике.
[…] Таким образом Токтамыш осуществил передачу отцу невесты традиционного выкупа – калыма за счёт правителя Крымского тюмена. После этого Хаджибек возвратился в Крым, а молодожёны – в свою резиденцию на Волге. Вернувшись в Сарай, Токтамыш, души не чаявший в юной супруге, осыпал Тоглунбек щедрыми подарками. Если верен наш расчёт и прекрасная княжна впервые явилась пред очи Токтамыша в конце января 1381 г., то уже в середине февраля того же года она стала женой Токтамыша. После пышных проводов Хаджибека супруги вернулись в Сарай в конце февраля 1381 г. По мусульманскому летоисчислению – хиджре тогда шёл 782 г. По христианскому летоисчислению тот год должен был завершиться 27 марта 1381 г. Токтамыш не стал дожидаться начала следующего года хиджры и уже в марте 1381 г. отдал распоряжение отчеканить в столице медные пулы с именем Тоглунбек-царицы. Приказ хана был исполнен. В следующем 783 г. х. (28 марта 1381 г. – 16 марта 1382 г.), приблизительно в середине ноября 1381 г. для царицы пришло время родов. Первенцем оказался, скорее всего, мальчик, которого счастливый отец нарёк арабским именем Джелаледдин (Джаллалуддин – Величие веры). Ликованию Токтамыша не было предела. Эмиссия сарайских пулов с именем Тоглунбек была повторена. Кроме того, царице-матери была выделена личная ставка-резиденция со всем, положенным по закону, придворным штатом, охраной и угодьями. На роль ставки был избран город Мокша (Наровчат, Пензенской обл. РФ). Это событие было ознаменовано в том же 783 г. х. чеканкой мокшанских пулов с именем Тоглунбек. В золотоордынской нумизматике, как и в дальнейшей истории Золотой Орды, это был единственный случай чеканки монет с женским именем на лицевой стороне каждой из них. Как явствует из материалов русских летописей, царица Тоглунбек безвременно скончалась в конце 1386 г. Получается, что за шесть лет супружеской жизни она родила семерых детей. Если за указанный срок у неё хоть раз рождались близнецы, то ничего необычного в такой многодетной семье не было. Нам известны имена и последовательность рождения четверых сыновей Тоглунбек и трёх её дочерей. Правда, о точном времени рождения каждого потомка Токтамыша от Тоглунбек приходится только гадать».[2, с. 115 – 117]
Однако все художественно оформленные «логические построения» А.П. Григорьева относительно «переездов» в Сарай и Мохшу разбиваются о то же самое решающее обстоятельство – отсутствие в нумизматической литературе сведений о монетах чекана Сарая ал-Джадид 772 г. хиджры (1370/1371 гг.) и чекана Мохши 773 г. хиджры (1371/1372 гг.) с именем «Толунбек-ханум». Вместе с тем, из всего этого повествования становится понятным, какие «мохшанские пулы» имелись в виду в данном случае. Очевидно, что под ними подразумевались выпуски медных монет золотоордынского монетного двора Мохши с арабографической легендой, содержащей имя «Тагай бек» («Тегай бик»), которые описаны во многих научных исследованиях. На то, что это два разных эмитента указал ещё А.А. Кротков, описавший в вышеупомянутой работе данный тип (под № 57) по имевшимся в его распоряжении одиннадцати монетам следующим образом: «Av. “Печать Тулун бик” (?) Rv. “Чекан Мохши”. Дата на Av. Неясно. По нескольким монетам можно восстановить 7 (٧) сотен? 6 или 7 десятков, единицы везде срезаны. Все монеты плохой сохранности и грубой чеканки. Av. читан по Р.Р. Фасмеру. Не могу не высказать здесь своего чтения аверса этой монеты. Слово […] читаю как имя “Тегай”. Тогда легенда Av. будет читаться “Печать Тегай бика”. Некоего царевича Тегая знают наши летописи. Он пришёл в 1360 годах в гор. “Наручадь” и “Наручадту страну отняв себе, ту пребывающе”. Ханом он себя не провозглашал и потому на монетах не ставил обычных титулов “султан” и “хан”, а поставил лишь своё имя и слово “печать”. Это единственный вид джучидских монет, на которых мы встречаем слово “печать”. […] У Френа описаны монеты Тулун бика под № 179, 180 и 181, битая в Сарае Новом, но начертание имени Тулун бик совсем иное и с титулом хан и князь».[8, с. 39] «В 764 – 767 гг. [хиджры], – сообщается также в статье В.П. Лебедева и С.В. Гумаюнова “Обзор чекана золотоордынского монетного двора Мохшиˮ (2011 г.), – Мохшей владел бездежский князь Тагай бек, чеканивший здесь пулы от своего имени без титулов Султан и хан с легендой “Печать Тагай бека, 767ˮ […] и с опущенной датой […]. С этой же легендой, но без даты, при нём чеканятся пулы, на которых вместо имени города помещён зверь с длинным хвостом […]. В 768 г. х. Тагай бека сменяет булгарский князь Пулад-Тимур».[11, с. 13] Известно, что Тагай (Тагай-бек) являлся самостоятельным историческим персонажем, известным, в частности, по русским летописям, однако «созвучность» его имени с «Тогайбек» («Толунбек», «Тоглунбек»), судя по всему, сыграла в данном случае «злую шутку», и мокшанский правитель был ошибочно «идентифицирован» как сарайская «ханша». О том, откуда же взялась упомянутая А.П. Григорьевым «подходящая» (при условии допущения «ошибки резчика» штемпелей) дата чеканки этих монет – 773 г. хиджры (1371/1372 гг.) – остаётся только догадываться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|