Если вопрос поставлен неправильно...
И в повседневной жизни, и в опросах бывает так, что ответ пытаются получить не прямо, а косвенным путем. В некоторых случаях такой окольный способ может оказаться полезным, чтобы получить информацию на тему, которую люди предпочитают не обсуждать открыто, как, например, употребление наркотиков или иное криминальное поведение. Однако в большинстве случаев уход от прямых вопросов по теме не приносит пользы. Если вы хотите выяснить, нравится ли респонденту определенный товар или услуга, интересно узнать, пользуется ли он ими регулярно, но это еще не значит, что они ему нравятся. Каждый из нас может регулярно делать вещи, которые не доставляют нам удовольствия, скажем, просыпаться ни свет ни заря, чтобы успеть на лекцию в 8 утра. Если вы не спрашиваете напрямую о том, что вас интересует, может случиться, что вы так и не получите вразумительного ответа. Если мэр городка обвиняется в растлении малолетних, не задавайте избирателям вопрос о порядке в городском хозяйстве, если вам нужно узнать, имеет ли он шансы на переизбрание. Иногда здесь важны более тонкие вещи. К примеру, в опросе спрашивается, должен ли Сенат США ратифицировать некий договор. Ответ не будет означать, что люди думают о договоре как таковом. Если вы хотите выяснить общественное мнение о договоре, спрашивайте прямо: «Вы одобряете или не одобряете этот договор?» Использование слов, имеющих эмоциональную окраску Последние исследования в области формулирования вопросов еше раз показали чрезвычайную важность подбора слов. Если вы спрашиваете: «Должно ли правительство разрешить нечто?» и это «нечто» представляет спорную проблему, вы получите больше отрицательных ответов по сравнению с ответами на ту же тему, но с другой формулировкой: «Должно ли правительство запретить это «нечто»?» Людям не нравится, когда правительство что-то запрещает и, наоборот, нравится, когда оно что-то разрешает. Таким
образом, простой выбор слов, если эти слова эмоционально воспринимаются, влияет на получаемые ответы. Подобные проблемы возникают то тут, то там, когда речь идет о чувствительных вопросах, когда взгляды людей в определенной мере определяются эмоциями. Такие чувствительные вопросы касаются, например, проблемы абортов или права гомосексуалистов проходить службу в вооруженных силах США. Маленькие различия, большие последствия Респонденты внимательно вслушиваются и в вопросы, и в предлагаемые ответы. Даже простая замена слов в предлагаемых альтернативных ответах может существенно изменить результаты. Например, в журнале «Паблик Опинион Куортерли» (весна 1989 г.) Джон Кросник приводит результаты эксперимента с формулировкой вопроса. Тексты задаваемых респондентам вопросов имели лишь незначительные различия. Для трети респондентов вопрос звучал: «Насколько приемлемо это было бы лично для вас: вполне приемлемо; в некоторой степени приемлемо; не слишком приемлемо; совсем не приемлемо». Выбор надо было сделать в отношении предлагаемых изменений в системе гражданского судопроизводства. Еще одной трети респондентов предлагался тот же выбор, но в формулировке: «очень желательно; в некоторой степени желательно; не слишком желательно; совсем не желательно». А последняя треть должна была сделать выбор из следующих вариантов: «очень поддерживаю; поддерживаю в некоторой степени; не слишком поддерживаю; совсем не поддерживаю». В каждом случае респонденты должны были выразить свое отношение к девяти предлагаемым изменениям в системе гражданского судопроизводства. Эксперимент показал незначительную разницу в результатах при формулировке «приемлемо» и «желательно» при крупнейшем расхождении в положительных ответах — на 25% и среднем расхождении — 2%. Однако было отмечено значительное расхождение ответов при формулировке «поддерживаю» по сравнению с двумя другими формулировками. Самое крупное расхождение — в ответах на вопрос, касающийся ограничения суммы компенсации за причиненные страдания, — достигло 63% при среднем расхождении около 30%. Снова подчеркиваем, что журналист в своих сообщениях должен дословно цитировать вопрос. Описанный выше эксперимент был проведен после вызвавшего спора опроса, который провела организация Харриса с использованием в упомянутом вопросе термина «приемлемо». Пресса же не сделала различий между словами «приемлемо», «желательно» и «пользуется поддержкой».
Может быть, для журналиста они неразличимы, но в освещении результатов опросов это неприемлемо. Порядок ответов Порядок перечисления возможных ответов на вопрос также может создать некоторые проблемы. Чаще всего это случается, когда респонденту предлагается длинный перечень ответов, из которых он должен выбрать только один, например, самую важную из десяти задач, стоящих перед страной. Проблема возникает в связи с тем, что респонденту трудно удержать в уме этот длинный список и затем сделать свой выбор. Подобно тому, как кандидат, которому в избирательном бюллетене досталось место в начале списка, имеет преимущество, порядок возможных ответов, предлагаемых респонденту, может исказить результаты опроса. При проведении интервью с помощью компьютера этот недостаток можно частично преодолеть, чередуя порядок предлагаемых ответов. Таким образом, одинаковому числу респондентов предлагается перечень ответов, в котором на первое место выносятся по очереди все варианты. Но такая ротация не всегда возможна. В качестве примера еще одного способа уменьшения погрешностей, происходящих от порядка перечисления возможных ответов, можно привести опрос на выходе из избирательных участков, проведенный в 1992 г. организацией «Вотер Рисерч Сэрвейз» по заказу телевизионных сетей. Респондентам был задан вопрос: «Назовите одну-две проблемы, которые оказали наибольшее влияние на ваше решение, за кого голосовать». Для сведения к минимуму погрешностей из-за порядка перечисления возможных ответов использовались две анкеты, белая и желтая, причем на желтой варианты были перечислены в обратном порядке. Результаты опроса выглядели следующим образом:
Как можно убедиться, ответ «экономика/работа» был выбран большинством опрошенных в обоих случаях. Но «дефицит федерального бюджета» и «здравоохранение» заняли второе и третье место в белых анкетах, а «семейные ценности», «налоги» и «дефицит» — в желтых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|