Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обслуживающие разделы анкеты




Как уже говорилось, вспомогательный аппарат анкеты включает в себя Введение и Заключение. К ним надо добавить графическое оформление ан­кеты. Поскольку Заключение не вызывает больших трудностей у составите­лей анкеты, остановимся подробнее на Введении и скажем несколько слов об оформлении анкеты.

Начинать составление анкеты нужно с Введения (обращения), где указыва­ется, кто проводит опрос — какая организация или учреждение. Если будут ука­заны фамилии составителей, это может вызвать ощущение, что они преследу­ют какие-то личные цели. Укажите, как будут использованы полученные дан­ные. Это своеобразное представление исследователя, завязывание знакомства. Кроме того, указание организации и цели создают деловую атмосферу опроса. Целесообразно упомянуть о гарантии анонимности («фамилии своей указывать не надо, все полученные данные будут использованы в обобщенном виде»).

При необходимости соблюсти анонимность и вместе с тем неоднократно обращаться к одному и тому же респонденту (как, например, предусматри­вают методики некоторых панельных исследований), можно предложить каждому респонденту выбрать свой псевдоним и далее подписывать все ан­кеты этим псевдонимом.

Здесь же может содержаться инструкция по заполнению анкеты и (если этс необходимо) способам ее возврата. Необходимо популярно и доходчиво объяс­нить цель опроса, не прибегая при этом к специальной терминологии. Не нужно писать «Нас интересует то-то» — это вызовет скорее неприязнь и по­дозрение респондента, нежели доброжелательный отклик. Лучше подчеркнуть. что исследователь в известной степени зависит от респондента: «Ваши проду­манные и искренние ответы позволят изучить такую-то проблему» или «Вашг суждения помогут изменить в лучшую сторону качество таких-то товаров».

Цель опроса лучше объяснить популярно, но не особенно пространно После традиционного обращения: «Уважаемый друг (товарищ, господин коллега)», кратко описывается то, что хотят получить исследователи от рес­пондента: «Просим Вас принять участие в исследовании социальных проблел-труда и производства. Нам важно знать, что Вы думаете о... Нас интересует также... Ваши суждения позволят лучше изучить...»

Название организации, проводящей опрос, указывают в нейтрально-ин­формационном стиле, не заостряя на этом внимание. В качестве примере можно привести ошибки разработчика «Типового опросного листа для по­ступающих на предприятие Н»: «Уважаемый товарищ! Вы решили стать чле­ном нашего орденоносного коллектива, широко известного своей продукци ей в нашей стране и за ее пределами. Для того чтобы Ваша жизнь в нашел

Белановский С. Типы интервью в социальных исследованиях // http://sociologi.narod.ru/lib, Belanovski/3.htm

коллективе была более творческой, просим Вас рассказать немного о себе. Ваши откровенные ответы помогут руководству коллектива лучше органи­зовать Ваш труд и отдых!» Похвально стремление авторов избежать сухих, казенных выражений. Но они явно переусердствовали, нарушив сразу не­сколько правил. Во-первых, нельзя хвалить предприятие, это похоже на са­морекламу и вызывает эффект внушения. Такое введение к анкете навязы­вает логику ответов, создавая сильную установку на «соответствие положе­нию»: в орденоносном коллективе никто из новичков не станет раскрывать свои недостатки, желая выглядеть достойно. Значит, ответы будут необъек­тивными. Во-вторых, ответы не помогут не только руководству, а прежде всего социологам, которые занимаются их обобщением и анализом при под­готовке рекомендаций для принятия управленческих решений.

Рис. 2. Анкета курильщика

Неправильной является и сама формулировка «руководство коллектива» (речь идет, видимо, о руководстве предприятием). В-третьих, в анкете можно говорить о каких-либо практических результатах только в тех случаях, когда они будут конкретны и обязательны. Фразы типа «Ваши искренние ответы помогут лучше организовать Ваш труд и отдых», сделать «Вашу жизнь более творческой» являются слишком абстрактными и чаще всего остаются пустым обещанием, что большинство респондентов именно так и воспринимает.

Серьезное внимание необходимо обращать на графическое оформление ан­кеты: четкий шрифт, достаточное место для записи свободных ответов, стрел­ки-указатели переходов от вопроса-фильтра к другим вопросам и т.п. Суще­ственную роль в графическом оформлении играют иллюстративные материа­лы. Вопросы-иллюстрации помимо своей основной познавательной функции решают еще и методическую задачу: разнообразят технику заполнения анке­ты, снижают ее монотонность, уменьшают психологическую нагрузку.

ПРАВИЛА КОДИРОВАНИЯ

После расстановки вопросов в соответствии с замыслом автора исследо­вания композицию анкеты завершает кодирование (шифровка) вопросов и вариантов ответов. Кодирование представляет собою, казалось бы, второсте­пенную, служебную операцию, однако ошибки здесь могут привести к серь­езным затруднениям на этапе ввода и обработки первичной информации.

Кодирование — это присвоение числовых кодов вопросам и тем или иным значениям их ответов. Его задачей является упорядочивание первичной ин­формации и обеспечение удобства ее ввода в компьютерную базу данных, которая и подлежит затем статистической обработке.

Правила кодирования довольно тесно связаны с соотношением понятий «вопрос» и «переменная». В принципе следовало бы различать переменные исследования и переменные анкеты. Переменная исследования — это более широкое понятие, обозначающее конкретный объект, процесс или явление, интересующие исследователя, которые могут принимать ряд различных ва­риантов. А вопрос анкеты — это скорее инструмент операционализации. Не­которые переменные можно легко операционализировать одним вопросом (например, пол, возраст, доход). Другие потребуют нескольких вопросов, различные сочетания ответов на которые и покажут то или иное значение переменной. Скажем, в одном из наших исследований операционализация такой переменной, как «место в организации труда», потребовала пяти воп­росов, а операционализация переменной «отношение к собственности» — це­лых одиннадцати! Тем не менее, учитывая, что практически все вопросы i анкете предусматривают не один вариант ответа, их тоже можно рассматри­вать как переменные (хотя, в отличие от переменных исследования, их следо­вало бы называть переменными анкеты).

Следует сразу сказать, что анкета состоит из вопросов, лишь некоторые и: которых выступают в качестве самостоятельных переменных исследования Кодировка таких вопросов достаточно проста: рядом с вопросом ставится еп порядковый номер (следующий за номером предыдущего вопроса), а вариан ты ответов нумеруются, начиная с кода 1. Для ориентации в вопросах, а такж< в целях удобства последующего ввода данных в компьютер рекомендуется кодь вопросов (а также сами формулировки их) выделять жирным шрифтом, а и. возможные значения (варианты ответов) — простым. Например:

75. Укажите размер среднедушевого дохода Вашей семьи в прошлом месяц (сумму, приходящуюся на одного члена семьи):

1 — до 200 рублей

2 —201-500 рублей

3 — 501-1000 рублей

4 —1001—2000 рублей

5 —2001—5000 рублей

6 — свыше 5000 рублей

Понятно, что реально доход каждого из опрашиваемых может попаст лишь в один из интервалов. Если респондент, отвечая на этот вопрос анке ты, отметил вариант 5 (обвел его кружком или поставил рядом с ним галоч

ку), то при вводе данных в компьютер вы и проставите эту цифру на пози­ции 75 (номер вопроса). Исходя из соображений удобства компьютерного ввода данных, социологи при составлении анкеты стараются, чтобы число вариантов ответов не превышало 9 (и каждый вопрос занимал только одну позицию в строке). Правда, иногда это не удается, и тогда приходится при­бегать к двузначным кодам (которые занимают две позиции).

Иначе обстоит дело при кодировании неальтернативных вопросов. В этом случае вам необходимо кодировать каждый вариант ответа как от­дельную переменную анкеты. Хотя фактически это лишь одно из значений переменной. Скажем, вы задаете респонденту вопрос о том, чем он остал­ся недоволен при посещении магазина. В этом случае переменную факти­чески можно обозначить как «фактор недовольства». Раздражение покупа­теля может вызвать только одна причина, а может и несколько (хотя воз­можно, что он остался всем доволен или просто безразличен). В таких случаях каждый из вариантов ответа кодируется как отдельная переменная, а сам вопрос не кодируется:

Чем Вы остались недовольны при посещении нашего магазина (отметьте все, что вызвало Ваше неудовольствие):

35 — тесное помещение

36 — грубость продавцов

37 — неопрятность персонала

38 — просроченные сроки годности

Обратите внимание: номер каждого из вариантов ответа выделен жирным шрифтом. Это означает, что при компьютерном вводе каждая позиция в стро­ке, на местах, соответствующих этим кодам (35, 36 и т.д.), займет отдельное место и будет обозначена цифрой 1 (отмечено) или 0 (не отмечено). Если бы мы пронумеровали вопрос жирным шрифтом, а каждый из вариантов отве­тов простым, то оказались бы в затруднении, какую же цифру ставить на со­ответствующей позиции в том случае, когда респондент отметил несколько вариантов.

И последнее замечание. По завер­ шении кодирования проверьте пра­вильность порядка следования номеров кодов переменных. Если вы пропустили один-два номера (например, пос­ле переменной 23 сразу следует переменная под номером 26), это приведет к необходимости забивания в базе данных нескольких позиций нулями по каждой анкете (строке). При достаточно большом выборочном массиве (до­стигающем нескольких тысяч опрошенных) это обернется ощутимыми не­производительными затратами труда и времени. Еще хуже, когда две пере­менные подряд пронумерованы одним и тем же кодом (или номер кода сле­дующей переменной меньше, чем предыдущей). Это означает, что вы потеряли место в строке для одной или более позиций. Такого рода упуще­ние может привести к необходимости перекодировать все вопросы, начи­ная с места ошибки.

и

РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ

Несомненно, составление анкеты — чрезвычайно трудоемкая работа, тре­бующая квалификации и опыта, а также развитого воображения и интуиции. Поэтому вряд ли будут плодотворны попытки как-то стандартизировать этот творческий процесс. В середине 80-х гг. для заводских социологов готови­лись отраслевые методические документы. Согласно одному из них, разра­ботанному Центром НОТ «Темп» совместно с Одесским госуниверситетом, ставилась цель заменить обычное социологическое исследование анкетиро­ванием с помощью типовых тестов. Готовые анкеты, которые рассылались тогда на предприятия, не требовали от заводских социологов, в массе своей не очень подготовленных, ни особой квалификации, ни творческого подхо­да. В них содержался набор традиционных вопросов об удовлетворенности трудом, дисциплине и организации труда, заработной плате и т.п. Казалось бы, польза налицо. Мучительное творчество заменено стандартными фор­мами и универсальными схемами. Неизвестно, насколько помогли стандарт­ные формы заводским социологам в те годы, поскольку специально вопрос никто не изучал, но широкого хождения подобная технология так и не по­лучила. Еще менее разумным является ее применение сегодня, когда эконо­мическая ситуация постоянно меняется. По всей видимости, автоматизиро­вать процесс составления анкеты в ближайшем будущем не удастся.

Источником для составления анкеты обычно служат: 1) чужие анкеты; 2) ли­тература; 3) интуиция и опыт. Лучше всего заимствовать (частично или пол­ностью) апробированный инструментарий, прошедший серьезную проверку. В американских исследованиях это широко распространенный прием: в но­вой анкете приблизительно 60% чужого инструментария (при этом обязательно указывается его автор) и 40% — собственного (но уже отпилотированного). Использование готовых вопросных форм повышает надежность, увеличивает преемственность данных и результатов исследования, аккумулирует методи­ческий опыт. Подобным приемом пользуются и академические, и прикладные социологи. Однако распространения готовых форм или отраслевых методик по исследовательским центрам в США не наблюдалось.

Отечественные социологи, если и заимствовали чужие вопросы, то, как пра­вило, анонимно. Поскольку подобная практика изживается с трудом, то самое правильное—создание «банка вопросов» — отличное подспорье социологу-прак­тику. Самый надежный источник для этого — здравый смысл и интуиция ис­следователей, а также его анализ газет, публицистических и научных статей.

Повторение опроса по одной и той же анкете приносит лишь коммерчес­кую прибыль, поскольку экономятся время и деньги, но не научную пользу. Академический опрос всегда уникален, даже если собственных вопросов в нем не более 30—40%. Каждый раз меняются цели и задачи, объект и пред­мет изучения, возникают новые интересные проблемы, неизученные фраг­менты реальности, под которые далеко не всегда удается найти готовые фор­мы. Приращение новых знаний в академической социологии часто означает изготовление нового инструментария.

Иногда часть вопросов составляется на основе информации, полученной из СМИ. Превращение газетно-журнального текста в анкетный вопрос ка­жется простым делом только на первый взгляд. Допустим, выясняется отно­шение респондентов к забастовке. Формулировка базисной части вопроса

особых трудностей не представляет. Она может звучать так: «В прессе, по те­левидению и в повседневной жизни высказываются самые разные отноше­ния (оценки, мнения) к забастовкам в нашей стране. А какой позиции при­держиваетесь лично Вы?» Дальше дается перечень суждений, формулиров­ки которых практически готовыми заимствуются из прессы. При этом желательно проанализировать как можно больше публикаций для того, что­бы представить весь спектр мнений, в том числе полярных. Со временем об­наруживается, что суждения в прессе начинают повторяться — действует за­кон статистического распределения. Ясно, что дальше нет надобности про­должать поиск и основные точки зрения на забастовку подобраны правильно. Их обобщение, логический анализ, сжатие информации и литературная об­работка позволят составить список закрытий типа «забастовка — единствен­ный способ ускорить процесс демократизации производства», «забастовка, ее угроза — способ, при помощи которого экстремисты спекулируют на труд­ностях развития общества, преследуя свои корыстные цели» и т.д.

Формулировка закрытий в подобных вопросах, как и во всех других, пе­ред выходом в «поле» подвергается контролю на понятность респонденту, соответствие целям и концепции исследования.

Разработка анкеты начинается с определения целей и средств. Это самый трудный и вместе с тем принципиально важный этап, который требует от ис­следователя ответа на три вопроса: 1) что должны показать результаты опро­са? 2) каков требуемый уровень точности? 3) какую форму взаимосвязи с другими методами исследования надо предусмотреть? Если все это проду­мать до мелочей — вплоть до определения формы формулировки вопросов анкеты, — то на первый этап может уйти 30—50% времени, необходимого для проведения всего анкетирования. Завершается процесс конструирования анкеты кодированием вопросов.

АНКЕТНЫЕВОПРОСЫ

Людям, интересующимся искусством задавать вопросы, должно быть, известны два великих имени, освоивших его в совершенстве. Первым был знаменитый Сократ, 2,5 тысячи лет назад искавший истину и с этой целью задававший мудреные вопросы не только простолюдинам, но и философам. Вторым является Джорж Гэллап, основавший в XX в. свой знаменитый институт изучения общественного мнения и заложивший такие высокие нормы методической культуры, которые до сих пор счи­таются эталоном науки. «Большую часть своей жизни Дж. Гэллап зада­вал людям вопросы и изучал их ответы. Его уважение к тому, что каждый человек говорил, сделали его одним из самых внимательных в мире слу­шателей общественных настроений и мнений. Его опросы и статьи по­могали миллионам людей делать выбор в сложных обстоятельствах и формировали ценнейшую демократическую установку брать на себя ответственность за принимаемые решения»1. Два имени—два полюса, философский и методический, между которыми простирается безбреж­ное море проблем, практик, методов, видов, коэффициентов и многого другого, что составляет искусство и науку социологического опроса.

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ МЫ ЗАДАЕМ

Вопросы, которые мы задаем себе, другим людям, обществу, пожалуй, нельзя уложить в какие-либо рамки классификации, типологии, системати­ческого ряда. Они настолько разнообразны, умны и противоречивы, риторич­ны и глубоки, что в одном случае даже не требуют никакого ответа, в другом ставят в тупик опрашиваемого, в третьем вызывают шок и удивление своей парадоксальностью. Вопросы бывают вечными и философскими, детскими и журналистскими, научными и наивными, программными и анкетными. Да каких только нет! И далеко не все они вызваны нашим любопытством, стрем­лением узнать новое. Иногда они вызывают растерянность, желание поставить оппонента в тупик, расставить ловушки, вызвать смущение.

Докторов Б.3. Дж. Гэллап —наш современник: к 100-летию со дня рождения //http://snits.marketer.ru/ d_07.shtml

Очень важно проанализировать это разнообразие и определить, что же можно спрашивать в социологическом исследовании, а чего нельзя ни при каких условиях. Это сложное дело — искусство задавать вопросы. Надо знать, какие именно, кому именно, в каком месте и в какое время. Казалось бы, что может быть проще, чем задать вопрос? Мы задаем их окружающим по не­скольку десятков в день. Но всегда ли мы получаем правильный ответ? А это уже зависит от того, умеем ли мы правильно задавать вопросы. В повседнев­ной жизни всегда есть возможность переспросить, уточнить, вступить в диа­лог. Другое дело — опросы населения. Вопросы уже есть в анкете, и интер­вьюер обязан прочитать их так, как они записаны, ничего не добавляя и не убавляя. И именно от того, как составлена анкета, как сформулированы в ней вопросы, и даже от того, в каком порядке они заданы, зависит вероятность получить достоверную информацию от опрашиваемых людей2.

Если вас разбирает любопытство, куда движется Россия или почему она не может догнать развитые страны, то задавать подобные вопросы пешехо­дам на улице либо экспертам, затокам своего дела, бессмысленно. На них нет прямого ответа, и никогда не будет: сколько людей, столько и точек зрения. Хотя несомненно, это один из самых социологических вопросов.

Он не по зубам не только эмпирическим методам, но и общесоциологи­ческой теории. И подобных вопросов великое множество. Они очень инте­ресны, может быть, интереснее большинства других, но социологу-эмпирику придется от них отказаться.

Рис. 3. Усилия социологов оказались бесполезными в борьбе с пьянством

Даже более конкретные вопросы придется вывести за рамки опросного метода. Если вы решили узнать, какие причины вызывают пьянство (корруп­цию, проституцию, преступность и т.п.) в современном обществе, то в од­ном исследовании ответа не получить. Вопрос слишком сложный, а ответ на него давно известен, надо только почитать литературу, обобщить точки зре-

Кутлалиев А. Умеете ли вы задавать вопросы? // Новые рынки. 2001. № 4.

ния и установить список факторов. Сотни, если не тысячи эмпирических исследований проведено в нашей стране за последние 25 лет. Описали, вы­яснили и установили, кажется, все причины пьянства. Но оно как существо­вало, так и существует ныне. Спрашивается, зачем тратить дополнительные средства на исследование, если его практический эффект равен нулю?

Знать, чем завершится исследование, что именно оно поможет выяснить, можно ли применить полученные знания — проблемы не менее важные, чем

правильная операционализация понятий, составление инструментария и выборки, в которых видят наибольшие трудности большинство начинающих социологов. При составлении анкет главное вни­мание обычно уделяют содержательным аспектам — переводу программных вопросов в технические (анкетные). Не начинать проведение эмпирического исследования лучше с грамотно сфор­мулированного программного (исследовательского) вопроса. С чем в наиболь­шей степени индентифицируют себя наши современники — с обществом нацией, семьей? Как формируются незримые колледжи и научные сети ком­муникации? Как трудоустраиваются беженцы на новом месте? Подобные вопросы вполне могут стать программными и служить отправной точкой дл* заманчивого научного путешествия в незнакомый социальный мир.

В отличие от них анкетные вопросы более конкретны, приземленные, на­целены на одну черту, процесс, факт, явление. Какие газеты Вы предпочи­таете читать? Сколько у Вас детей? Каков был семейный доход в прошло\

Врезка

С. Садмен, Н. Брэдбери Программный и анкетный вопросы

При разработке вопросника следует отличать программный вопрос от анкетных вопросов. Про­граммный вопрос отвечает целям исследования и служит критерием выбора конкретных вопро­сов, включаемых в анкету. Как правило, он сфор­мулирован в общих терминах и содержит абст­рактные понятия, не всегда очевидные для оп-

рашиваемых. Например, вы хотите определить отношение американского общества к контро­лю над продажей оружия; либо влияние телеви­зионной программы, посвященной проблемам здоровья, на практическое использование слу-

шателями информации; либо отношение к со кращению численности рабочих мест, вызван ному повышением уровня автоматизации". Процедура разработки вопросника не меняете от того, заключается ли цель исследования проверке социальной теории или в оценке рас пределения конкретных установок населения Прежде всего вам необходимо проанализиро вать концепты, входящие в программный воп рос. Затем вы должны сформулировать конкрет ные вопросы, которые в совокупности буду определять исследуемые концепты. Например. если вас интересует отношение потенциальны избирателей к конкретному кандидату, следуе решить, какие отношения вас в данном случа интересуют: отношение к позиции кандидатг

Программный вопрос направлен на выявлени латентного признака, который можно обнар> жить лишь в особой реальности, называемо теорией. Анкетные вопросы предназначен: для распознавания данного признака в эмпк рическом пространстве. Поэтому ответы на а> кетные вопросы никогда не совпадают с отве тами на программные вопросы, что являете основной эпистемической проблемой любог исследования. — Прим. ред.

месяце? Употребляете ли Вы спиртные напитки? Имеете ли проездной би­лет на автобус?

Смело включайте такие вопросы в свою анкету и получите исчерпываю­щие ответы, совокупность которых позволит вам описать социальное явле­ние с разных сторон или на различных уровнях глубины.

Заполненные анкеты обрабатываются на компьютере, после чего социо­лог, применяя методы математической статистики, выявляет корреляцию между различными переменными, устанавливает средние, медианные и др. значения, которые свидетельствуют о характере тех тенденций, которые в качестве гипотезы предполагались в теоретической части программы соци­ологического исследования.

Прежде чем перейти к формулировке анкетного вопроса, надо еще раз для себя выяснить, все ли аспекты проблемы охвачены и в то же время нет ли лишних вопросов, кому конкретно адресована анкета. Составьте небольшую таблицу по своему усмотрению и выбору. Она прояснит вам суть дела и по­может в дальнейшем. Это своего рода мини-программа.

После этого можно приступить к следующему этапу — сформулировать вопросы, отшлифовать выражения, установить последовательность вопро­сов в анкете. Надо помнить правило: «содержание вопроса интересует прежде всего исследователя, а формы, язык, стиль — респондента». Вас интересует уровень осведомленности человека, а ему как раз очень неудобно признавать­ся в этом. Значит, замаскируйте свое намерение, сформулируйте его в обте­каемом и приемлемом для вашего собеседника виде (например, вместо от­крытого задайте закрытый вопрос или замените прямой на косвенный).

отношение к его личности или общее представ­ление о симпатиях электората? Формулирование конкретных вопросов, предъяв­ляемых респондентам, помогает более отчетли­во понять программный вопрос. Если при фор­мулировании вопроса возникает двусмыслен­ность или возможны альтернативные варианты его прочтения, то необходимо вернуться к целям исследования. Часто оказывается, что сами цели исследования недостаточно четко определены и требуют дальнейшего уточнения. Например, если вы проводите исследование для определения того, следует ли политику выставлять свою кан­дидатуру на выборах, необходимо поинтересо­ваться, как много респонденты знают об этом человеке, какие политические идеи с ним ассо­циируются и что респонденты ожидают от «хоро­шего» кандидата. Если вы проводите исследова­ние общественного мнения о кандидате, который публично объявил о своем намерении баллоти­роваться, вероятно, следовало бы поинтересо­ваться мнением респондентов о позиции канди­дата по конкретным проблемам и их намерени­ем голосовать за него.

В исследованиях, проводимых на одну и ту же тему, но с разными целями, могут ставиться со­вершенно разные вопросы. Даже если в иссле-

дованиях задаются одинаковые общие вопросы, уточняющие вопросы будут различными в зави­симости от целей проекта. Поскольку формули­ровка вопроса непосредственно связана с целя­ми исследования, не существует «стандартного» способа написания даже широко используемых в исследованиях вопросов об индивидуальных характеристиках, например, таких, как образо­вание или доход. В качестве общего правила при разработке вопросника вы должны посто­янно спрашивать себя: «Почему я задаю этот вопрос?» И в каждом конкретном случае вы дол­жны суметь объяснить, насколько тесно любой анкетный вопрос связан с программным.

Советы начинающим

Процесс написания вопросов увлекателен и бы­стро захватывает его участников. Между соста­вителями вопросов разгорается соревнование, у кого вопросы интеллектуальнее и интереснее. Возникает игра «Разве не здорово узнать?..», и вскоре оказывается, что вопросов написано на­много больше, чем может выдержать бюджет или терпение респондентов. Достаточно часто соста­вители вопросов настолько захвачены процессом их создания, что принимаются за дело прежде, чем будут четко сформулированы задачи иссле-

При конструировании вопросов часто нарушается одно из обязательных условий: соответствие формулировки вопроса исследовательской задаче. При этом происходит не всегда осознаваемая исследователем подмена информа­ции о знаниях людей данными о том, как они сами их оценивают.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...