Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Документальная бава социологии




Вполне закономерно, что основным источником информации для соци­олога служат печатные издания. Однако в связи с развитием средств компь­ютерной техники, информационных технологий и Интернета мощным кон­курентом бумаге выступает электронная среда. Владение информационны­ми технологиями, умение работать с электронными ресурсами и навыки ориентации в универсальном академическом гиперпространстве становят­ся своего рода обязательным элементом стандарта при подготовке специа­листов высшей квалификации.

Документ — материальный объект, содержащий в зафиксированном виде по установленным формам и правилам информацию, необходимую для на­учно-исследовательских и практических целей. Documentum по-латыни оз­начает «доказательство»; изучение совокупности документов (однородных или разнородных), их сопоставление воссоздает действительность, что и является задачей историка и социолога. В документе содержится свидетель­ство об объективной действительности, прочтение документа предполагает воссоздание последней, понимание способа записи, того, как текст соотно­сится с действительной ситуацией.

В последнее время употребляется более мягкая формулировка, согласно которой документ — информация на материальном носителе, имеющая юри­дическую силу. Документы могут быть изготовлены на традиционной бумаж­ной основе и на технических носителях (магнитных, лазерных дисках, в виде видеограмм и т.п.).

Широкое определение понятия «документ» предполагает, что речь идет о средстве закрепления различным способом на специальном материале инфор-

мации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыс­лительной деятельности человека. Если говорить о письменных документах, то они «всегда являются результатом целенаправленного, сознательного доку­ментирования явлений объективной действительности на языке слов.,, в це­лях надежной передачи этой информации во времени и на расстоянии»'.

Терминология, связанная с понятиями «документ», «документация», явля­ется объектом изучения и определения таких научных дисциплин, как докумен-товедение, документалистика, архивоведение, право, социология, источнико­ведение и ряда других. В документалистике документы подразделяются по спо­собу передачи содержания на воспроизводящие содержание с помощью зрения (текстовые, графические и изобразительные документы) и с помощью слуха (магнитная, механическая запись), в источниковедении «исторические источ­ники в широком смысле слова делятся на шесть больших групп (письменные, вещественные, этнографические, устные или фольклорные, лингвистические и кинофонофотоматериалы)»2, в социологических исследованиях выделяются письменные, изобразительные, звуковые и комплексные документы.

Тесная взаимосвязь между научными дисциплинами, изучающими доку­ментацию с разных позиций, проявляется в их понятийном аппарате. Если документоведение ставит своей главной задачей улучшение качества доку­мента и в связи с этим изучает его функции и роль в историческом разви­тии, то архивоведение, источниковедение, социология рассматривают доку­мент как носитель информации о прошлом или современности. Оценка до­кумента как исторического и социологического источника прямо вытекает из того, какое место занимал документ и какое значение он имел, выполняя первоначальные свои функции3.

Объектом изучения названных выше дисциплин выступает вся совокуп­ность письменных документов, создаваемая обществом независимо от сфе­ры их происхождения. В соответствии со своими задачами эти дисциплины по-разному классифицируют письменные документы, существует множество классификаций внутри каждой дисциплины.

Документом, имеющим юридическую силу, выступает письменный текст, содержание которого соотнесено с типом определенной деловой ситуации и который является элементом делового общения. В управлении документу от­ведена удостоверительная роль, которая фиксируется подписями, печатями и штампами. В документоведении выделяются следующие функции документов: документирование (запечатление) фактов или явлений, коммуникативная и функция доказательства исторического источника4. Понятие формы документа включает в себя набор постоянных элементов содержания, их последователь­ность и расположение в тексте. В большинстве жанров деловых бумаг можно выделить следующие элементы: а) протокольные или этикетные формулы; б) смысловое ядро; в) аргументационная часть; г) изложение факта или фактов5.

Митяев К.Г. Документоведение, его задачи и перспективы развития // Вопросы архивоведения. 1964. № 2. С. 29.

Гелюта Л.М., Янкова З.А. Официальные и личные документы в социологическом анализе // Мето­дологические проблемы исследования быта. М., 1971. С. 194.

Банасюкевич В.Д. Вопросы терминологии управленческой документации//Советские архивы. 1974. №4. С. 15-21.

Научные основы государственного управления в СССР. М., 1968. С. 384-385. Казарцева О.М. Культура делового общения // Управление персоналом. 1998. № 3. С. 55-56.

Элементами содержания документа в том числе выступают реквизиты. Реквизиты содержат данные: 1) об адресате (кому направляется документ); 2) об адресанте (кто является автором документа — заявителем, просителем и т.д.); 3) наименование жанра документа (в некоторых документах указа­ние на жанр обязательно, скажем: заявление, докладная записка, доверен­ность); 4) опись документальных приложений (если они имеются); 5) дата; 6) подпись автора документа и др.

Каждый вид документа имеет свою модальность — назначение, т.е. область регулирования отношений людей и действий. Для каждого документа раз­рабатывается его словесно-графическое построение — формуляр, который со­стоит из трех частей: 1) самоназвание (приказ, отчет и др.); 2) оформляющая часть — словесное обозначение того, кто выпустил документ, кому он адре­сован, срок выпуска и часть, удостоверяющая подлинность, — подписи, пе­чати (так называемые скрепы, суть которых состоит в указании ответствен­ности за содержание документа и действий по нему конкретных лиц); 3) тек­стовая часть — конкретные действия и ответственные за их исполнение.

Основные виды документов различа­ ются: 1) по способу хранения информа­ции; 2) по характеру источника (офици­альные, неофициальные). К официальным относятся правительственные ма­териалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая коррес­понденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчет­ность и т.п. Официальные документы создаются организациями или долж­ностными лицами по определенным правилам (стандартам); к официальным документам относят и документы, удостоверяющие личность человека и его права, а также содержащие сведения биографического характера (паспорт, удостоверение личности, водительские права и т.д.). Среди неофициальных до­кументов мы встретим личные материалы, а также составленные граждана­ми безличные документы, например статистические обобщения, выполнен­ные другими исследователями на основе собственных наблюдений.

По содержанию документы делятся на научно-технические (книги, патенты, чертежи и т.д.), правовые (постановления, указы, договоры и т.д.), управленчес­кие (приказы, директивы) и пр.; могут быть первичными и вторичными (рефе­рат, аннотации и т.д.). Документы можно также классифицировать по следую­щим признакам: а) уровень иерархии нормативно-методического обеспечения — международное сообщество, страна, регион (республика, край, область), город, село, фирма; б) правовой статус документа — обязательные к исполнению (зако­ны, стандарты, указы, постановления, положения, программы, планы, формаль­ные распоряжения) и рекомендательные (инструкции, методики, рекомендации и т.п.); в) содержание документа — технические (инвестиционные проекты, кон-структорско-технологическая документация, методики и т.п.), экономические (технико-экономические обоснования, финансовые, бухгалтерские, налоговые документы, бизнес-планы и т.п.), организационные (организационные проекты, устав, организационные структуры, протокол, инструкции и т.п.).

Документы, которые служат объектом исследования для социолога, под­разделяются на три категории: а) по научной функции — на целевые и на-

личные; б) по степени персонификации — личные и безличные; в) по источ­нику информации — первичные и вторичные.

Целевыми называются документы, подготовленные точно в соответствии с программой, задачами социологического обследования: ответы на вопро­сы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнения и поведение респондентов; справки официальных и общественных органи­заций, выполненные по инициативе, заказу исследователей; статистичес­кая информация, собранная и обобщенная в ориентации на определенное социологическое исследование6. С точки зрения целевого назначения вы­деляются материалы, которые были спровоцированы, но не созданы самим исследователем, например биография эмигранта в работе Томаса и Знанец-кого. Целевые документы, запланированные исследователем, надежны в том случае, если над ними возможен контроль достоверности: поиск неза­висимого источника информации (для выборочного контроля), вторичные обращения к тому же источнику (устойчивость данных), тесты по извест­ным группам.

Но социолог имеет дело и с материалами, составленными вовсе не ради решения научных задач, а для каких-то иных целей. Их принято именовать наличными документами. К ним относят документы, созданные независимо от исследователя. Их существование ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой проведения социологического исследования: официальные доку­менты, статистические сведения, материалы прессы, личная переписка и т.д. Обычно именно эти материалы и называют собственно документальной информацией в социологическом исследовании.

По степени персонификации документы делятся на личные и безличные. Пличным относят карточки индивидуального учета (например, библиотеч­ные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью), характерис­тики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи (и в последние годы появился такой интереснейший и важный ис­точник изучения политической жизни, как документы поименного голосо­вания в представительных органах власти). Безличные документы — это ста­тистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний7.

Наконец, по источнику информации документы разделяют на первичные и вторичные. Первичные составляются на базе прямого наблюдения или оп­роса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий. Вторичные представляют собой обработку, обобщение или описание, сделан­ное на основе данных первичных источников. Именно от этих слов проис­ходит название двух главных методов анализа данных в социологии, а именно первичный анализ и вторичный анализ. Специалисты полагают, что во всех случаях «первичные данные надежнее вторичных. Поэтому официальный личный документ, полученный из первых рук, более надежен и достоверен, чем неофициальный, безличный и к тому же составленный на основе дру­гих документов. При использовании вторичных документов важно устано­вить их первоисточник. Это можно делать выборочно с тем, чтобы оценить общую погрешность вторичных материалов»8.

Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов. М., 1995. С. 142.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С. 131-132. 8 Там же. С. 132.

Помимо этого можно, конечно, классифицировать документы по их пря­мому содержанию, например литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований, видеохроники обществен­ных событий.

В социологии анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, всевозможные произведения ис­кусства и т.д. В социологии документальной называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. В этом смысле значение термина отличается от об­щеупотребительного: обычно документом мы называем лишь официальные материалы9. Тем не менее они продолжают играть в нашей науке огромную роль, ведь заполненная респондентом анкета или интервьюером специаль­ный бланк считаются официальными документами и хранятся в особом ме­сте. К ним всегда можно обратиться, если у кого-то из посторонних людей возникнут сомнения в достоверности полученной информации. Кроме того, хранить в надежном месте и придать статус официального документа соци­ологическим материалам необходимо еще и потому, что научный опрос содержит конфиденциальную информацию о респонденте, которому соци­олог поклялся хранить тайну в преамбуле своей анкеты. Еще строже обере­гаются документы переписей населения, а на некоторые ставится гриф «со­вершенно секретно».

Полезные для социолога документы хранятся в:

♦ государственных и частных, отечественных и зарубежных, центральных и региональных архивах;

♦ научных публикациях — статьях, монографиях, словарях и энциклопе­диях, справочниках;

веб-сайтах: электронных библиотеках (отечественных и зарубежных), сайтах, специализирующихся на социологии и родственных с ней дисцип­линах, официальных сайтах научных журналов.

Богатейшую информационную базу составляют газетные и журнальные публикации. Работа журналистов близка деятельности сыщиков, ученых и даже спецслужб, а журналистские расследования по своей полноте и объек­тивности (подлинность сообщаемых данных редакция газеты обязательно проверяет, подтверждает документами и несет за них правовую ответствен­ность) мало чем уступает социологическим исследованиям. Журналиста, с головой окунувшегося в свою проблематику, долгие годы специализирую­щегося на узком круге тем, вполне можно рассматривать как эксперта. Пре­имущество журналистских репортажей заключается не только в образном и понятном широкому кругу читателей языке, но и постоянной опоре на циф­ровой материал, данные эмпирических исследований и статистику.

Открытая печать, как оказалось, содержит бесценную информацию, со­поставимую с той, которую могут обнаружить по закрытым каналам только разведчики. По заявлению бывшего директора центральной разведки США Р. Хилленкеттера, «80% разведывательной информации получается из таких обычных источников, как иностранные книги, журналы, научные и техни­ческие обзоры, фотографии, данные коммерческого анализа, газеты, радио-Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С. 131-

передачи, а также из общих сведений, полученных от лиц, имеющих пред­ставление о делах за границей». По оценкам Ш. Кента, американского исто­рика, работавшего в Центральном разведывательном управлении США, эта доля поднимается даже до 95%. Чтобы доказать свою правоту, Ш. Кент пред­ложил пяти профессорам Йельского университета подготовить отчет о со­стоянии вооруженных сил США, численности боевых частей и соединений не ниже уровня дивизии, мощи военно-морского флота и боевой авиации (с описаниями кораблей и самолетов), разрешив пользоваться только откры­тыми источниками. Работа продолжалась около трех месяцев. В итоге уче­ные представили огромный отчет, который на 90% соответствовал истин ному положению дел. ЦРУ незамедлительно засекретило его, и он получил назва­ние «Йельского отчета». Прославленный советский разведчик Рудольф Абель, как оказалось, основную информацию об атомной бомбе черпал из публикаций «Нью-Йорк Тайме» и «Сайентифик Америкэн», дополняя не­ясные места агентурными сведениями10.

Многое может сообщить даже исчезновение публикации. Так, например, после того как США достигли значительных успехов в ядерных исследова­ниях, любые сообщения о них в прессе были запрещены. Последняя откры­тая работа американского ученого Макмиллана была напечатана в «Физикал ревью» 15 июня 1940 г. Именно на нее обратили внимание в советской контр­разведке и сделали предварительный вывод: американцы всерьез занялись созданием ядерного оружия, что впоследствии подтвердила агентурная ин­формация.

В сфере маркетинговых исследований анализ документов получил само­стоятельное название — кабинетные исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...