Анализ документов: общие положения
Анализ документов — метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Он позволяет получить сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение либо опрос участников которых уже невозможны. Изучение по текстам одного и того же явления на протяжении многих лет позволяет установить тенденции и динамику его развития. Анализ документов ставит сложную проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ — изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ — изучение особенностей содержания, стиля документа. Прежде всего, социолог, берущийся за анализ документа, должен четко различать, о чем идет речь: о фактических событиях, изложенных объективно Доронин А.И. Информационно-аналитическая работа: обработка материалов средств массовой информации // http://www.agentura.ru/library/analit-pressa/ и беспристрастно, или об оценке этих событий наблюдателем, которая может быть предвзятой. Мнения и оценки потенциально обладают меньшей достоверностью и надежностью по сравнению с фактуальной информацией. Далее следует проанализировать, какими намерениями руководствовался составитель документа, что поможет выявить умышленные или непроизвольные искажения. Давно замечено, что авторы сочинений склонны обрисовывать ситуацию в благоприятном для себя свете. Очень важно знать, каков метод получения первичных данных, использованный составителем документа.
Анализ документов может выступать в роли единственного, главного или дополнительного метода познания в социологическом исследовании. Он прекрасно сочетается с хорошо известными методами, такими как опрос и наблюдение, хуже или реже — с экспериментом. Социолог начинает обычно с предварительной консультации с экспертами (метод свободного интервью), далее переходит к анализу литературы и ведомственной документации, затем — к опросу работников и т.д. При этом он должен четко представлять себе познавательные возможности каждого метода. Так, анализ документов позволяет оперативно и без больших затрат получить фактографические данные о предприятии. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации. Например, социально-демографические характеристики работающих можно быстрее получить в отделе кадров, чем с помощью специального опроса. Однако надо иметь в виду, что такие данные устаревают: адреса проживания, число детей, семейное положение и др. При значительных объемах используемой информации «отставание» приводит к систематическим ошибкам, т.е. к существенным смещениям результатов. Известно, что учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью данных наблюдения и опросов. Кроме того, цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом. Иначе говоря, документы не содержат готовых ответов для социолога, а представляют лишь информационное «сырье». Подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов уместен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации. Но при изучении субъективных факторов метод опроса просто необходим. Однако социолог обращается к методу опроса в том случае, когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации или когда источники вообще отсутствуют.
Анализ документов широко применяется в качественной социологии, где выступает важнейшим средством сбора уникальных данных, недоступных другим видам исследования. Так, в социоантропологическом исследовании, проведенном в 1994 г. на самарском предприятии (рук. П.В. Романов) для изучения истории предприятия, основными стали документальные источники (газеты, книги, фотоальбомы, проспекты), дополненные свидетельствами очевидцев, их воспоминаниями. «Одна из книг по истории предприятия являлась творчеством профес сионального писателя, писавшего "под заказ", другая — мемуарами ушех шего на пенсию первого директора (вероятно — тоже не без участия " лг тературного консультанта"). Использование таких источников оказштос затруднительным по ряду причин. Во-первых, они содержали мало сте тистических данных, которые бы позволили сопоставить экономически и социальные параметры развития предприятия. Во-вторых, они пред ставляли собой тенденциозно подобранные свидетельства, призванны подтвердить определенную легитимную идею. Структура источника был традиционной для заказных литературных произведений такого рода1, п роический труд рядовых работников и управленцев, которые, преодолс вая трудности, приводят к процветанию свое предприятие, за что и пс лучают подробно перечисляемые награды. Впрочем, по некоторым кос венным признакам-кодам, тайно расставленным авторами ил оказавшимся в тексте не по их воле, угадывается целая эпоха. Эпоха зш чительных социальных перемен и свершений. Она определялась исторг ей предприятия и рабочего поселения, возникшего некогда на окраин города (дефицит семидесятых, штурмовщина перед сдачей плана, манг пуляиии с плановыми показателями, "договорные" отношения с моског скими ведомствами). В-третьих, незнакомому с социальным контексто событий читателю было трудно понять, что стоит за высокими темпам развития, орденами и медалями, визитами правительственных чиновнг ков, развитием соцкультбыта. Пробираясь через многочисленные пох робности, мы попытались отобрать главное, составляющее основну] канву событий. Необычайно полезными оказались тексты многотира* ки. В отличие от многих изданий, газета, издаваемая на "Прокате", пу£ ликовала официальные документы и протоколы общих собраний — о^ четных конференций профсоюзов, собраний акционеров. Даже пост сильного редактирования тексты отражали действительные проблемы»'
В свое время Гарфинкель и Щюц высказали предположение о том, чт различие между обычной и научной деятельностью заключается в том, чт вторую легче описать в терминах формальной логики. Для проверки данно гипотезы Б. Лотур12 и его коллеги применили так называемый квазиантрс пологический подход к реальной лабораторной жизни ученых, отслежива ее в течение двух лет. Они проводили интервью, изучали архивы, письм; меморандумы, приказы, научные отчеты и публикации, ежедневно наблк дая поведение ученых, участие в научных дискуссиях, фиксируя их реч1 жесты, обрывки разговоров за обедом, интонацию, оговорки, сленг и мне жество других проявлений поведения. Направление, к которому они себ относят, называется антропологией науки. В социологии принято различать два главных вида анализа документов ♦ качественный анализ, который называют еще традиционным; ♦ количественный анализ, который по международной классификаци именуют контент-анализом. Первый способ включает все многообразие операций, связанных с отбе ром и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их ее держания. Такой метод основан на интуитивном понимании, анализе и обос' Романов П.В. Полевые методы социальной антропологии организации// Социологические исследов; ния. 1999. № 11. С. 105. См.: Latour В. et al. Laboratory life: the social constraction of scientific facts. Calif.-L.: Sage Publ., Inc., '97 щении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов. Типичным примером традиционного интуитивного анализа документов является чтение социологом литературы по изучаемой проблеме и изложение своих выводов в виде научного обзора. Главное ограничение — возможность субъективных смещений информации, обусловленная влиянием установок и предпочтений исследователя, сложившихся до начала анализа. Подобные влияния могут не осознаваться, а строгих критериев для их обнаружения и оценки не существует. Для преодоления подобных недостатков применяются методики формализованного анализа текстов13.
Документальные источники всегда служили и продолжают служить в социологии главным способом получения нужной для исследования информации. Еще в XIX в. Ф. Энгельс писал свою книгу о положении рабочего класса в Англии, опираясь на официальные документы парламентских комиссий и прямое наблюдение условий жизни и быта рабочих. В истории социологии известен факт, когда основой исследования послужили в основном личные документы. В начале XX в. американский социолог У. Томас и польский — Ф. Знанецкий предприняли кропотливое изучение личных документов польских эмигрантов с тем, чтобы описать их положение в Европе и Америке. В числе использованных документов были: переписка крестьян-эмигрантов с родными, оставшимися в Польше; архивы эмигрантских газет; материалы церковно-приходских общин, землячеств, благотворительных обществ и судебные материалы, связанные с делами эмигрантов; наконец, уникальная автобиография одного из крестьян, написанная по просьбе исследователей и составившая около 300 страниц14. Самый первый упоминаемый в литературе опыт применения процедур, похожих на современный контент-анализ, — это проведенный в Швеции в XVIII в. анализ сборника из 90 церковных гимнов, прошедших государственную цензуру и приобретших большую популярность, но обвиненных в несоответствии религиозным догматам. Наличие или отсутствие такового соответствия и определялось путем подсчета в текстах этих гимнов религиозных символов и сравнения их с другими религиозными текстами, в частности запрещенными церковью текстами «моравских братьев». Термин content-analysis впервые начал применяться в конце XIX — начале XX вв. в американской журналистике (Б. Мэттью, А. Тенни, Д. Спиид, Д. Уипкинс). У истоков контент-анализа находились американский социолог Г. Лассуэл и французский журналист Ж. Кайзер. Его методолого-мето-дические основы разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берельсоном15. Важный вклад в разработку процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, прежде всего А.Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Вихалемм, БА. Грушин, Т.М. Дридзе, М. Лауристинь. Советские ученые (социологи и психологи), в частности В.А. Кузмичев, НА. Рыбников и И.Н. Шпильрейн, начали применять количественные способы анализа текстов еще в 1920—19 30-е гг.
Подробнее см.: Методическое пособие социолога-практика: Словарь-справочник/Под ред. Д.А. Шевченко, А.И. Кравченко. — М., 1990. Thomas W., Znaniecki F. The Polish peasant in Europe and America. N.Y., 1918. Lasswell H.D. Analysingthe content of mass communication: Abrief introduction. N. Y., 1942; Berelson B. Content-analysis in communication research. N. Y., 1952. В конце XIX — начале XX вв. в США появились первые количественны исследования текстов СМИ. Их авторы задавались целью продемонстрирс вать «пожелтение» тогдашней нью-йоркской прессы и падение нравов в об ществе. В 1930—1940-х гг. были выполнены исследования, признаваемы ныне классикой этого жанра, прежде всего работы X. Лассуэлла, деятельносг которого продолжалась и в послевоенные годы. Так, в начале 1960-х гг. X. Лас суэл осуществил попытку политологического анализа СМИ, исходя из уче та формальных критериев. Он ввел в научный оборот некую абстрактну] единицу — «слово». Целью работы Лассуэла было получение собственно ее циологического результата на нетипичном для социологии материале: тек стах печатных изданий. Рис. 6. Контент-анализ «пожелтения» прессы Во время второй мировой войны имел место, пожалуй, самый знамен] тый эпизод в истории контент-анализа — предсказание британскими анал тиками времени начала использования Германией крылатых ракет «Фау-и баллистических ракет «Фау-2» против Великобритании, сделанное на о нове анализа (совместно с американцами) внутренних пропагандистсю кампаний в Германии. Начиная с 1950-х гг. контент-анализ активно испол зуется практически во всех науках, сталкивающихся с текстом: в теории ма совой коммуникации, социологии, политологии, истории и источниковед нии, культурологии, литературоведении, прикладной лингвистике, псих логии и психиатрии. Наиболее широкое распространение контент-анал получил в теории массовой коммуникации, политологии и социологии|6. В начале 1960-х гг. Ж. Кайзер разработал оригинальную методику стат стического анализа периодики. В ее основе лежал подход к текстовому ма сиву как информационной системе. Тем самым Кайзер сформулировал те Контент-анализ // Энциклопедия Кругосвет, 2001 // http://www.krugosvet.ru ретическую базу последующего распространения социологических методов в сферы изучения всех нарративных источников, включая эпиграфический и эпистолярный материалы. В своей деятельности он сосредоточил внимание на внешней форме организации материала: его расположении, оглавлении, оформлении и т.д. Кайзер разработал комплекс методических процедур, обеспечивающих полную формализацию как единичного газетного номера, так и совокупности однотипных периодических изданий. Начинание Кайзера подхватила Э. Морэн, которая ввела в научный оборот термин «единица информации» — семантический блок, содержание которого отвечает на вопрос: «О чем говорится?» В результате перед исследователями открылась возможность изучать любые формы организации текстового материала, причем как на терминологическом уровне, так и на уровне фразы, абзаца, статьи и даже целых книг. Э. Морэн разрушила однородность текстового пространства, долгие годы служившую непререкаемым принципом статистической обработки нарративов. Вместо этого появилась методология «семантических групп», единство которых строилось по тематическому признаку17. Таким образом, контент-анализ используется социологами уже более 100 лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы. В последние десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют представители социогумани-тарных наук (юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, культурологи, библиотековеды, искусствоведы)18.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|