Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ документов: общие положения




Анализ документов — метод исследования в социологии, при котором ис­точником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публи­кациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюст­рациях. Он позволяет получить сведения о прошедших событиях, непосред­ственное наблюдение либо опрос участников которых уже невозможны. Изучение по текстам одного и того же явления на протяжении многих лет позволяет установить тенденции и динамику его развития.

Анализ документов ставит сложную проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для опреде­ленных исследований и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ — изучение обстоятельств возникновения доку­ментов. Внутренний анализ — изучение особенностей содержания, стиля доку­мента. Прежде всего, социолог, берущийся за анализ документа, должен четко различать, о чем идет речь: о фактических событиях, изложенных объективно

Доронин А.И. Информационно-аналитическая работа: обработка материалов средств массовой ин­формации // http://www.agentura.ru/library/analit-pressa/

и беспристрастно, или об оценке этих событий наблюдателем, которая может быть предвзятой. Мнения и оценки потенциально обладают меньшей достовер­ностью и надежностью по сравнению с фактуальной информацией. Далее сле­дует проанализировать, какими намерениями руководствовался составитель до­кумента, что поможет выявить умышленные или непроизвольные искажения. Давно замечено, что авторы сочинений склонны обрисовывать ситуацию в бла­гоприятном для себя свете. Очень важно знать, каков метод получения первич­ных данных, использованный составителем документа.

Анализ документов может выступать в роли единственного, главного или до­полнительного метода познания в соци­ологическом исследовании. Он пре­красно сочетается с хорошо известными методами, такими как опрос и наблюде­ние, хуже или реже — с экспериментом. Социолог начинает обычно с предва­рительной консультации с экспертами (метод свободного интервью), далее переходит к анализу литературы и ведомственной документации, затем — к опросу работников и т.д. При этом он должен четко представлять себе по­знавательные возможности каждого метода. Так, анализ документов позво­ляет оперативно и без больших затрат получить фактографические данные о предприятии. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с ка­чеством такой информации. Например, социально-демографические харак­теристики работающих можно быстрее получить в отделе кадров, чем с по­мощью специального опроса. Однако надо иметь в виду, что такие данные устаревают: адреса проживания, число детей, семейное положение и др.

При значительных объемах используемой информации «отставание» при­водит к систематическим ошибкам, т.е. к существенным смещениям резуль­татов.

Известно, что учетная и отчетная информация не всегда бывает достовер­ной и нуждается в контроле с помощью данных наблюдения и опросов. Кроме того, цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, со­держащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом. Иначе говоря, документы не содержат готовых ответов для со­циолога, а представляют лишь информационное «сырье».

Подавляющее большинство данных в ведомственной документации не со­держит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ доку­ментов уместен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фак­тографической информации. Но при изучении субъективных факторов метод опроса просто необходим. Однако социолог обращается к методу опроса в том случае, когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации или когда источники вообще отсутствуют.

Анализ документов широко применяется в качественной социологии, где выступает важнейшим средством сбора уникальных данных, недоступных другим видам исследования. Так, в социоантропологическом исследовании, проведенном в 1994 г. на самарском предприятии (рук. П.В. Романов) для изучения истории предприятия, основными стали документальные источни­ки (газеты, книги, фотоальбомы, проспекты), дополненные свидетельства­ми очевидцев, их воспоминаниями.

«Одна из книг по истории предприятия являлась творчеством профес сионального писателя, писавшего "под заказ", другая — мемуарами ушех шего на пенсию первого директора (вероятно — тоже не без участия " лг тературного консультанта"). Использование таких источников оказштос затруднительным по ряду причин. Во-первых, они содержали мало сте тистических данных, которые бы позволили сопоставить экономически и социальные параметры развития предприятия. Во-вторых, они пред ставляли собой тенденциозно подобранные свидетельства, призванны подтвердить определенную легитимную идею. Структура источника был традиционной для заказных литературных произведений такого рода1, п роический труд рядовых работников и управленцев, которые, преодолс вая трудности, приводят к процветанию свое предприятие, за что и пс лучают подробно перечисляемые награды. Впрочем, по некоторым кос венным признакам-кодам, тайно расставленным авторами ил оказавшимся в тексте не по их воле, угадывается целая эпоха. Эпоха зш чительных социальных перемен и свершений. Она определялась исторг ей предприятия и рабочего поселения, возникшего некогда на окраин города (дефицит семидесятых, штурмовщина перед сдачей плана, манг пуляиии с плановыми показателями, "договорные" отношения с моског скими ведомствами). В-третьих, незнакомому с социальным контексто событий читателю было трудно понять, что стоит за высокими темпам развития, орденами и медалями, визитами правительственных чиновнг ков, развитием соцкультбыта. Пробираясь через многочисленные пох робности, мы попытались отобрать главное, составляющее основну] канву событий. Необычайно полезными оказались тексты многотира* ки. В отличие от многих изданий, газета, издаваемая на "Прокате", пу£ ликовала официальные документы и протоколы общих собраний — о^ четных конференций профсоюзов, собраний акционеров. Даже пост сильного редактирования тексты отражали действительные проблемы»'

В свое время Гарфинкель и Щюц высказали предположение о том, чт различие между обычной и научной деятельностью заключается в том, чт вторую легче описать в терминах формальной логики. Для проверки данно гипотезы Б. Лотур12 и его коллеги применили так называемый квазиантрс пологический подход к реальной лабораторной жизни ученых, отслежива ее в течение двух лет. Они проводили интервью, изучали архивы, письм; меморандумы, приказы, научные отчеты и публикации, ежедневно наблк дая поведение ученых, участие в научных дискуссиях, фиксируя их реч1 жесты, обрывки разговоров за обедом, интонацию, оговорки, сленг и мне жество других проявлений поведения. Направление, к которому они себ относят, называется антропологией науки.

В социологии принято различать два главных вида анализа документов

качественный анализ, который называют еще традиционным;

количественный анализ, который по международной классификаци именуют контент-анализом.

Первый способ включает все многообразие операций, связанных с отбе ром и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их ее держания. Такой метод основан на интуитивном понимании, анализе и обос'

Романов П.В. Полевые методы социальной антропологии организации// Социологические исследов;

ния. 1999. № 11. С. 105.

См.: Latour В. et al. Laboratory life: the social constraction of scientific facts. Calif.-L.: Sage Publ., Inc., '97

щении содержания документов, а также на логическом обосновании выво­дов. Типичным примером традиционного интуитивного анализа докумен­тов является чтение социологом литературы по изучаемой проблеме и изло­жение своих выводов в виде научного обзора. Главное ограничение — воз­можность субъективных смещений информации, обусловленная влиянием установок и предпочтений исследователя, сложившихся до начала анализа. Подобные влияния могут не осознаваться, а строгих критериев для их обна­ружения и оценки не существует. Для преодоления подобных недостатков применяются методики формализованного анализа текстов13.

Документальные источники всегда служили и продолжают служить в со­циологии главным способом получения нужной для исследования инфор­мации. Еще в XIX в. Ф. Энгельс писал свою книгу о положении рабочего класса в Англии, опираясь на официальные документы парламентских ко­миссий и прямое наблюдение условий жизни и быта рабочих. В истории социологии известен факт, когда основой исследования послужили в основ­ном личные документы. В начале XX в. американский социолог У. Томас и польский — Ф. Знанецкий предприняли кропотливое изучение личных до­кументов польских эмигрантов с тем, чтобы описать их положение в Европе и Америке. В числе использованных документов были: переписка крестьян-эмигрантов с родными, оставшимися в Польше; архивы эмигрантских газет; материалы церковно-приходских общин, землячеств, благотворительных обществ и судебные материалы, связанные с делами эмигрантов; наконец, уникальная автобиография одного из крестьян, написанная по просьбе ис­следователей и составившая около 300 страниц14.

Самый первый упоминаемый в литературе опыт применения процедур, похожих на современный контент-анализ, — это проведенный в Швеции в XVIII в. анализ сборника из 90 церковных гимнов, прошедших государствен­ную цензуру и приобретших большую популярность, но обвиненных в не­соответствии религиозным догматам. Наличие или отсутствие такового со­ответствия и определялось путем подсчета в текстах этих гимнов религиоз­ных символов и сравнения их с другими религиозными текстами, в частности запрещенными церковью текстами «моравских братьев».

Термин content-analysis впервые начал применяться в конце XIX — нача­ле XX вв. в американской журналистике (Б. Мэттью, А. Тенни, Д. Спиид, Д. Уипкинс). У истоков контент-анализа находились американский социо­лог Г. Лассуэл и французский журналист Ж. Кайзер. Его методолого-мето-дические основы разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берельсоном15. Важный вклад в разработку процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, прежде всего А.Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Вихалемм, БА. Грушин, Т.М. Дридзе, М. Лауристинь. Совет­ские ученые (социологи и психологи), в частности В.А. Кузмичев, НА. Рыб­ников и И.Н. Шпильрейн, начали применять количественные способы ана­лиза текстов еще в 1920—19 30-е гг.

Подробнее см.: Методическое пособие социолога-практика: Словарь-справочник/Под ред. Д.А. Шев­ченко, А.И. Кравченко. — М., 1990.

Thomas W., Znaniecki F. The Polish peasant in Europe and America. N.Y., 1918. Lasswell H.D. Analysingthe content of mass communication: Abrief introduction. N. Y., 1942; Berelson B. Content-analysis in communication research. N. Y., 1952.

В конце XIX — начале XX вв. в США появились первые количественны исследования текстов СМИ. Их авторы задавались целью продемонстрирс вать «пожелтение» тогдашней нью-йоркской прессы и падение нравов в об ществе. В 1930—1940-х гг. были выполнены исследования, признаваемы ныне классикой этого жанра, прежде всего работы X. Лассуэлла, деятельносг которого продолжалась и в послевоенные годы. Так, в начале 1960-х гг. X. Лас суэл осуществил попытку политологического анализа СМИ, исходя из уче та формальных критериев. Он ввел в научный оборот некую абстрактну] единицу — «слово». Целью работы Лассуэла было получение собственно ее циологического результата на нетипичном для социологии материале: тек стах печатных изданий.

Рис. 6. Контент-анализ «пожелтения» прессы

Во время второй мировой войны имел место, пожалуй, самый знамен] тый эпизод в истории контент-анализа — предсказание британскими анал тиками времени начала использования Германией крылатых ракет «Фау-и баллистических ракет «Фау-2» против Великобритании, сделанное на о нове анализа (совместно с американцами) внутренних пропагандистсю кампаний в Германии. Начиная с 1950-х гг. контент-анализ активно испол зуется практически во всех науках, сталкивающихся с текстом: в теории ма совой коммуникации, социологии, политологии, истории и источниковед нии, культурологии, литературоведении, прикладной лингвистике, псих логии и психиатрии. Наиболее широкое распространение контент-анал получил в теории массовой коммуникации, политологии и социологии|6.

В начале 1960-х гг. Ж. Кайзер разработал оригинальную методику стат стического анализа периодики. В ее основе лежал подход к текстовому ма сиву как информационной системе. Тем самым Кайзер сформулировал те

Контент-анализ // Энциклопедия Кругосвет, 2001 // http://www.krugosvet.ru

ретическую базу последующего распространения социологических методов в сферы изучения всех нарративных источников, включая эпиграфический и эпистолярный материалы. В своей деятельности он сосредоточил внима­ние на внешней форме организации материала: его расположении, оглавле­нии, оформлении и т.д. Кайзер разработал комплекс методических проце­дур, обеспечивающих полную формализацию как единичного газетного но­мера, так и совокупности однотипных периодических изданий.

Начинание Кайзера подхватила Э. Морэн, которая ввела в научный обо­рот термин «единица информации» — семантический блок, содержание ко­торого отвечает на вопрос: «О чем говорится?» В результате перед исследо­вателями открылась возможность изучать любые формы организации тексто­вого материала, причем как на терминологическом уровне, так и на уровне фразы, абзаца, статьи и даже целых книг. Э. Морэн разрушила однородность текстового пространства, долгие годы служившую непререкаемым принци­пом статистической обработки нарративов. Вместо этого появилась методо­логия «семантических групп», единство которых строилось по тематическо­му признаку17.

Таким образом, контент-анализ используется социологами уже более 100 лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные пес­ни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, ис­пользуемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, оп­ределялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в пред­смертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной на­циональности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследова­лись многие другие темы. В последние десятилетия данный социологичес­кий метод заимствовали и активно используют представители социогумани-тарных наук (юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, куль­турологи, библиотековеды, искусствоведы)18.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...