Что такое «социальная технология»?
В специальной литературе по поводу сущности и места социальной технологии в общественной жизни согласия нет. И тем не менее, анализируя работы, посвященные этому вопросу, в представлениях о социальной технологии можно выделить ряд содержательных моментов, помогающих понять ее природу. 1. Социальная технология — это определенный способ достижения общественных целей. 2. Сущность данного способа состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процесса) на процедуры и операции. 3. Расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно. 4. Расчленение производится на основе и с использованием научных знаний. 5. Расчленение строится с учетом специфики области, в которой осуществляется деятельность (процесс). 6. Социальная технология выступает в двух формах: как определенным образом организованное знание о способах и средствах деятельности и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим знанием. 7. Социальная технология является элементом человеческой культуры и строится как искусственное образование. Многие специалисты считают, что социальная технология — это опосредующее звено между теоретическим социальным знанием и его практическим применением (например, Н. Стефанов в своей книге «Общественные науки и социальная технология». М.: Прогресс, 1976). Такая трактовка представляется недостаточно точной, поскольку главный «ход» здесь — от науки, исследований, теории — к применению всего этого в практике. Но дело в том, что практика существует как самостоятельная и в определенных отношениях самодостаточная сфера, во многом определяющая содержание научной деятельности. Поэтому, в лучшем случае, социальная технология является опосредующим звеном между этими двумя сферами и выступает как механизм взаимного перевода требований науки и практики друг к другу. Ведь именно сегодня социальная практика, а не наука, потребовала создания социальной технологии.
Вообще отношения между наукой и социальной технологией, с одной стороны, и социальной технологией и практикой — с другой, очень сложны и неоднозначны. Конечный смысл существования науки — обслуживание практики. А практика может эффективно совершенствоваться и развиваться в сегодняшних условиях только через управление. Пока что в сфере управления научные результаты непосредственно использованы быть не могут. Для этого нужны разработки, и в том числе разработки социально-технологические. В практику внедряются не результаты исследований, а построенные с их учетом либо на их основе образцы деятельности, поскольку не научное знание, а образцы деятельности либо их фрагменты могут быть включены в структуру практической деятельности. Проект, описывающий некоторую социальную технологию, должен строиться на базе комплексного изучения проблемы. Он должен соответствовать требованиям той организации или социальной сферы, для которой разработан. То есть он должен быть реалистичным. Ведь самое хорошее решение можно считать плохим, если его нельзя реализовать. Проект, предлагающий новый или усовершенствованный образец деятельности, представляет собой ее программу в виде набора документов, которые объединяются в технологическую цепочку, представляющую собой более эффективный способ получения некоторого результата. Научное знание при этом внедряется в проект. Проблема создания специальных, в частности социологических, проектов была поставлена и решена в нашей стране в начале 70-х годов ленинградским ученым и практиком А.В. Тихоновым. Особое внимание он уделял связи конкретного исследования с внедрением его результатов. Он выделил и обосновал этапы проектирования — создание, внедрение и эксплуатацию организационного социологического проекта, который уже на этом этапе развития социального проектирования представлял собой довольно зрелую форму социальной технологии.
Воплощение результатов конкретных исследований в проектах и внедрение этих проектов в практику уже имеет свою серьезную историю и богатый опыт. Такие проекты были созданы и внедрены на Пермском телефонном заводе, на Кировском заводе (г. Ленинград), на заводе «Красный Пролетарий» (г. Москва), на Ярославском заводе асбестовых технических изделий и ряде других предприятий страны. В 1976 г. на КамАЗе нами было предложено использовать в подобных проектах, а также в исследовательских программах процедурирование по типу процедур управления, использовавшихся на ВАЗе. Это был существенный шаг, в результате которого социологические проекты и приняли сегодняшнюю форму — форму социальных технологий. По отношению к проекту исследование оказывается в двух статусах — его предпосылки, обоснования (как «предпроектное исследование») и его составного элемента (многие виды социальной технологии включают в себя исследовательский, диагностический либо аналитический блоки). Таким образом, требовать от науки рекомендаций непосредственной практике — значит искажать ее роль в общественной жизнедеятельности. Адресат научных исследований в социальной сфере — социальные технологи. Но, с другой стороны, это только адресат, но ни в коем случае не сама наука. Прописывание социальной технологии по научному ведомству ей вредит. Социальная технология — не наука и ею быть не должна. Лучше всего начальный этап ее создания относить к сфере проектной деятельности. И когда научные работники начинают, не имея профессионального опыта работы в этой сфере, проектировать социальные технологии, последние зачастую оказываются мертворожденными. Либо гибнут на предприятиях довольно скоро. Так, на многих заводах уже давно превратились в пустую формальность различные «Службы хорошего настроения», «Системы регулирования движения кадров», «Службы общественного мнения» и многие другие.
Другая сторона вопроса о социальной технологии — ее место по отношению к самой практике, в частности к практике управления. Процесс выделения социальной технологии в особую профессиональную сферу деятельности происходит буквально на наших глазах. Немногим более полутора десятка лет назад появились книги, описывающие «технологию управления». Затем эти идеи распространились на область социологических и социально-психологических разработок. Во многих областях общественной жизнедеятельности бурно развиваются разного рода информационные технологии. В последние годы говорят уже о «политических технологиях». Практика управления настоятельно требует разработки все новых и новых социальных технологий. Но как обстоит дело с теми, кто должен быть первым потребителем продукции, социальных технологов — с руководителями? Существует мнение, что сегодняшние руководители зачастую не готовы к принятию и освоению новых средств и способов работы: требуя новшеств они часто требуют их «для других» — для коллег, подчиненных. Это происходит, во-первых, потому, что эффективных социальных технологий все равно еще сравнительно мало, эта сфера пока еще рождается в муках. Во-вторых, любой руководитель имеет свои собственные отработанные способы деятельности. Он находится все время как бы в ситуации эксперимента-на основе своего первичного знания (например, о коллективе, человеке) он принимает некоторое решение, проводит его в жизнь, корректирует на основе обратной связи свое представление, вновь принимает решение и т.д Работая по схеме — «знание—решение—реализация—коррекция—знание...» — руководитель со временем накапливает знание о механизмах реального поведения людей, их реакциях в различных ситуациях, о характере протекания социальных процессов, о том, как ими управлять. Это и называется «опытом». Такой опыт имеет принципиально комплексный характер и помогает выработать реалистичный взгляд на людей, производство, жизнь. И для того чтобы предлагаемая социальная технология могла быть осуществлена, она должна учитывать, вбирать в себя этот многолетний и многотрудный практический опыт. Следовательно, социальный технолог, который ее создает, должен знать практику гораздо глубже управленца.
Но отождествлять социальную технологию с практикой было бы ошибкой. Нужда в социальных технологах была всегда. Сегодня она просто резко возросла. Но как раньше, так и сейчас проблемы социальной технологии решали и решают все те же руководители. Это положение дальше так оставаться не может, поскольку требования к руководителям быстро и бесконечно растут. Ситуация стремительно меняется. Сегодня он должен быть инженером, экономистом, юристом, социологом, психологом, педагогом... Особенно старательно «помогают» в этом руководителям специалисты, верящие в «качества», которыми руководитель якобы должен обладать, чтобы эффективно работать. Вначале эти качества исчислялись десятками, потом сотнями, тысячами. Ясно, что ни один руководитель как нормальный человек не может соответствовать всем этим требованиям. И «теория черт», или «теория качеств», давно уже дискредитировала себя во всем мире. Но за всеми подобными поисками прослеживается любопытный момент: в них напрочь игнорируются возможности разделения труда в сфере управления. Ведь если, скажем, разделить труд руководителя и труд социального технолога, руководитель сможет лучше выполнять свою непосредственную работу. Хотя бы за счет того, что функцию рационализации и развития его деятельности и систем социального управления сможет выполнять социальный технолог. Многие руководители так сегодня и делают, например заводят себе помощников, которые практически организуют их труд либо помогают им специальными средствами решать сложные проблемы. В этой роли работают сегодня консультанты по управлению. Остановимся на технологии их работы более подробно. Издавна консультирование как особая технология решения сложных проблем подразделялась на два вида — консультирование проекта и консульти- рование процесса. При консультировании проекта консультант, имея типовые решения проблемы, строит свою работу в форме реализации этого решения. Он либо сам, либо с помощью работников организации разрабатывает проект и представляет его в виде отчета о своей деятельности. Этот вид консультирования имеет серьезные недостатки и ограничения. Поэтому при решении сложных, а особенно новых проблем он малоэффективен. При консультировании процесса, как считает известный эстонский специалист в этой области профессор Р. Юксвярав, консультант создает положение, при котором консультируемая организация сама решает свои проблемы. Одной из продуктивных идей, на которой может строиться технология консультирования процесса, является идея майевтики, т.е. искусства помощи рождению новых идей, нового понимания, осознания людьми той или иной ситуации, проблемы, мысли. Этот метод использовался еще Сократом, который считал, что (якобы) за неимением собственной мудрости учить людей чему-нибудь он не может. Но можно искусной постановкой вопросов побуждать других находить истину. Ставя свои вопросы, Сократ сам на них ответа не знал. Ответ рождался у других с его помощью. Таким образом, он и помогал рождению истины в других людях. В этом состояла его этическая позиция и его метод.
В наше время идея майевтики была возрождена в области социально-психологического тренинга (еще один и очень развитый вид социальной технологии), где одна из техник работы тренера трактуется как работа «фасилита-тора», т.е. человека, способствующего групповому развитию, помогающего ему, облегчающего решение задач группой. Консультирование процесса строится кактехнологизированная методическая помощь в организации поэтапного движения консультируемых руководителей от процедуры формулирования задачи и диагностики ситуации к процедурам и операциям выработки и выбора решения, а также его разработки и реализации. Сегодня существует уже множество технологий консультирования, но их описание — задача другого пособия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|