29. Вторая империя во Франции.
Вторая империя (1852–1870) Наполеон III, объявивший себя вождем нации, должен был уделять повышенное внимание социально-экономическим проблемам, с которыми сталкивалось французское общество в эпоху промышленной революции. Император даже объявлял себя последователем учения Сен-Симона в той части, где социальный мыслитель предлагал объединить финансовые, трудовые, интеллектуальные ресурсы нации для осуществления масштабных экономических проектов, которые способны обеспечить процветание общества. Правительство Наполеона III воспользовалось оживлением мировой конъюнктуры, вызванном открытием золотоносных рудников в Австралии и Калифорнии. В период Империи во Франции сложилась сеть современных банков, осуществлявших инвестиции в производственную сферу и сельское хозяйство. Среди них объемами инвестиций выделялись Общество движимого кредита (основано в 1852), Общество поземельного кредита (1852), Национальная учетная контора (1854), Лионский кредит (1863), Марсельское общество промышленного кредита и сбережений (1864), Общество развития торговли и промышленности во Франции (1864). Правительство сняло ограничения на деятельность акционерного капитала, что привело к расцвету биржевых операций. Франция стала вторым после Англии центром финансовых операций в мире. Значительная часть финансовых ресурсов инвестировалась в железнодорожное строительство, вследствие чего сеть железных дорог Франции выросла с 3, 5 до 18 тыс. км за время Империи. Париж был связан железнодорожным сообщением со всеми крупными городами Франции. Государственную поддержку получили пароходные кампании. Пароходное сообщение было установлено со странами Востока, Африки, Южной Америки. Французские порты были расширены и модернизированы. Французская акционерная кампания Суэцкого канала, возглавляемая Ф. Лессепсом и пользовавшаяся поддержкой императорской семьи, в 1869 г. открыла сообщения между Средиземным морем и Персидским заливом.
За годы Империи качественно улучшилась организация связи и средств сообщения, в значительной степени благодаря прокладке телеграфных линий. Будучи сторонником авторитаризма в области государственного управления, Наполеон III придерживался либеральных экономических воззрений. В 1860 г. он заключил договор с правительством Англии, согласно которому резко снижались таможенные пошлины во взаимной торговле этих государств. Правительство стимулировало предпринимателей бороться за конкурентоспособность своих товаров на мировых рынках. В 1855 и 1867 гг. в Париже проходили Всемирные выставки, которые содействовали росту деловой активности и демонстрировали успехи французской экономики. Темпы экономического роста во Франции в 50-60-е годы составляли 5–7% в год, и это был самый высокий показатель в XIX в. Ускоренными темпами развивалось машиностроение, новые технологии обеспечили устойчивый рост в текстильной, горной, металлургической и химической отраслях промышленности. В указанный период вдвое вырос объем промышленной продукции и внутренней торговли, втрое – внешней торговли. Период империи ознаменовался бурным городским строительством, что объяснялось потребностями индустриализации и урбанизации. К началу 70-х годов XIX в. численность горожан составляла треть всего населения Франции. Наиболее впечатляющей была перестройка Парижа, которая осуществлялась под руководством префекта департамента Сены Э. Османна. Присоединив к столице предместья – Пасси, Отей, Белльвиль и др. – он разделил город на 20 районов и построил вместо кривых и узких улочек широкие проспекты. Монументальные сооружения в стиле ампир – здания Оперы, вокзалов, административных учреждений – создавали ощущение могущества и незыблемости власти Наполеона III. Городское строительство имело и иные резоны: оно обеспечивало рабочими местами городскую бедноту.
Процесс индустриализации и урбанизации обострял социальные проблемы. Тяжелые условия труда – нормой являлся 12-14-часовой рабочий день при шестидневной рабочей неделе – дополнялись отсутствием механизмов социальной защиты. Правительство Наполеона III, жестоко подавляя политические выступления трудящихся, стремилось сглаживать социальные конфликты. В годы империи был отменен запрет профессиональных объединений, создан институт прюдомов – посредников в трудовых спорах работников с предпринимателями. Возросшие потребности индустриальных центров создавали спрос на сельскохозяйственную продукцию. Правительство стимулировало развитие этой сферы хозяйства, обеспечив доступный кредит для крестьян в Земельных банках. Сельскохозяйственные выставки пропагандировали эффективные методы в агрономии и в животноводстве. Развитая система железных дорог обеспечивала транспортировку сельскохозяйственной продукции в города. Крестьянство и фермеры поддерживали режим империи, при котором росли цены на землю и на продукты сельского хозяйства. Режим бонапартизма характеризовался всеобъемлющими ограничениями общественной и индивидуальной свободы. При формальном сохранении принципов представительной демократии, вся полнота власти оказалась в руках императора. Сессии Законодательного корпуса продолжались лишь 3 месяца в течение года, депутаты не обладали полномочиями избрать своего председателя, участвовать в подготовке законопроектов. Парламентские прения печатались в виде краткого официального отчета, причем требования 5 депутатов было достаточно, чтобы воспрепятствовать публикации даже этой скудной информации. Утверждение бюджета Законодательным корпусом осуществлялось не по статьям, а в целом, и правительство, впоследствии произвольно перемещая финансовые средства с балансов одних министерств на другие, оказывалось независимым от контроля в этом важнейшем вопросе со стороны органа национального представительства.
Избрание депутатов также находилось под контролем императорского правительства, которое публиковало списки «официальных» кандидатов, лояльных императору и пользующихся поддержкой власти. Кандидату от оппозиции приходилось самому нести издержки выборной кампании, при этом агитация за себя и предвыборные собрания запрещались. Выборами руководили назначенные правительством мэры. Голосование продолжалось в течение 2 дней, и в деревнях мэры вечером первого дня голосования уносили урну к себе домой, где надзор за их действиями был невозможен, что создавало благоприятные условия для подтасовок избирательных бюллетеней. Избирательные округа устанавливались правительственными распоряжениями таким образом, чтобы это было выгодно официальным кандидатам. Как правило, города делились на избирательные участки, которые присоединялись к сельским выборным округам, где абсолютно преобладали приверженцы империи. Контроль над политическими газетами осуществлялся посредством комплекса мер. Основание периодического издания требовало специального разрешения правительства, которое утверждало и кандидатуру главного редактора. Дополнительной гарантией лояльности власти служил высокий залог, уплачиваемый издателями. Обвинения за публикации в газетах рассматривались не судами присяжных, а назначенными правительством исправительными судами. Запрещалось печатать «мятежные известия», т. е. информацию, в распространении которой правительство было не заинтересовано. Если газеты не выполняли эти требования, их руководство получало предостережение префекта. Повторное предостережение служило основанием для закрытия изданий. Ввоз печатных изданий из заграницы с критикой правительства пресекался путем тщательного таможенного досмотра. Искоренению вольномыслия служил университетский устав. Профессора должны были присягать на верность империи. Министерским распоряжением им предписывалось брить усы, «дабы уничтожить в костюме и нравах последние следы анархии». В программе преподавания главное внимание обращалось на изучение древних языков и естественных наук за счет часов, прежде отводившихся философии и истории.
Идеологическую опору режим Наполеона III искал у католической церкви, авторитет которой оставался незыблемым среди сельского населения. Правительство империи запрещало ассоциации, но этот запрет не распространялся на католические конгрегации: монашеские ордена были восстановлены и получили привилегии. Под контроль церкви передавался контроль над начальным образованием, католическим конгрегациям принадлежали и многие средние учебные заведения. Колледжи иезуитов конкурировали с университетами, из которых были изгнаны известные, независимо мыслившие профессора. Духовенство, со своей стороны, оказывало прямую политическую поддержку режиму империи, вмешиваясь в ход выборов и призывая прихожан голосовать за официальных правительственных кандидатов. Полицейский контроль осуществлялся не только за поступками, но и за разговорами частных лиц. Арест угрожал всем, кто позволял себе критически высказываться о режиме и о деятельности правительства. Легальная оппозиция режиму Второй империи была, таким образом, невозможна. Руководители республиканского движения находились в ссылке, в изгнании или под надзором полиции. В Законодательном корпусе до 1857 г. не было республиканцев, в 1857–1863 гг. это движение представляли 5 депутатов, которых, впрочем, вынудили принести присягу правящему режиму. Республиканцы перешли к тактике заговоров с целью государственного переворота и организации покушений на жизнь Наполеона III. Полиция сумела своевременно предотвратить эти акции, а на участников тайных обществ обрушились репрессии. Арестам подверглись и те республиканцы, которые после переворота 1851 г. отошли от политической деятельности. Франция была разделена на 5 военных округов, которыми руководили маршалы. Подобно Первой империи, судьба режима Наполеона III была тесно связана с успехами французского оружия. «Империя – это мир», – утверждал принц Луи-Наполеон в 1852 г., агитируя за новую форму правления. Однако, уже с 1854 г. Франция совместно с Англией приняла участие в Крымской войне на стороне Турции против России. Участие в одной коалиции с Англией, а также конечная военная победа позволили существенно укрепить международное положение Франции, которая после крушения Первой империи оказалась в международной изоляции и нередко принуждена была подчиняться диктату стран-победительниц. Символом новой роли Франции стало проведение в Париже международного конгресса, закрепившего результаты военного поражения России в 1856 г. А в 1859 г. французские войска нанесли тяжелое поражение другому участнику анти-наполеоновских войн начала XIX в. – Австрийской империи. Наполеон III поддержал стремление Сардинского королевства освободить Северную Италию от владычества Австрийской империи. Впрочем, эта поддержка была обусловлена не заинтересованностью в процессе объединения Италии, а желанием императора вытеснить соперника и установить свой контроль в северной части Апеннинского полуострова. При этом Ницца и Савойя стали военным призом Наполеона III, который вернул Франции статус арбитра европейской политики. Военные победы укрепили доверие к империи значительной части населения, воспитанного на традициях первенства Франции в Европе.
Итальянская политика Наполеона III была осуждена папой Пием IX, который предвидел, что процесс объединения Италии Сардинским королевством создаст угрозу светским владениям церкви. Католические епископы Франции поддержали критику папой внешней политики императора. Это побудило Наполеона III начать поиски новой идейной опоры режима. Потребность в изменениях обуславливалась и результатами индустриальной революции, свидетельствовавшими об актуальности доктрин рационализма и позитивизма. Дух свободного предпринимательства и рыночной экономики все труднее сочетался с полицейским режимом и мелочным административным контролем. Кроме того, десятилетие, прошедшее после окончания революционных бурь, лишало оправданий политику подавления индивидуальной и общественной свободы во имя стабильности. В 1859 г. Наполеон III объявил о политической амнистии, согласно которой республиканцам и либералам, подвергнувшимся ссылке и изгнанию, было разрешено вернуться во Францию. В 1860 г. Законодательный корпус и Сенат получили право принимать адрес с оценкой политики правительства при открытии ежегодных парламентских сессий. Палатам было позволено публиковать в газетах отчеты о прениях. Правительство ослабило цензуру над периодическими изданиями и позволило выпускать журналы умеренно-либерального направления. Смягчение авторитарного режима сказалось на оживлении политической жизни и привело к формированию легальной оппозиции. Либеральный блок, выдвинувший лозунг обеспечения «необходимых свобод», на выборах в 1863 г. добился первого крупного успеха, получив 35 мест в Законодательном корпусе. Избиратели Парижа голосовали исключительно за кандидатов от оппозиции. Император принял меры, которые свидетельствовали о готовности к достижению политического компромисса с либералами. Церковь лишилась контроля над образованием. С 1864 г. бюджет стал «прозрачным» и Законодательный корпус получил возможность участвовать в определении расходов каждого министерства. В ответ внутри либерального движения стала формироваться «средняя партия», члены которой объявили о готовности поддержать государственный строй империи при условии проведения реформ, направленных на обеспечение индивидуальной и общественной свободы. Лидер «средней партии» Э. Оливье настаивал на отмене исключительных законов о печати, на разрешении политических собраний, на включении в Конституцию парламентского принципа ответственности правительства перед Законодательным корпусом. Влияние «средней партии» существенно возросло вследствие экономического кризиса 1867 г., охватившего все отрасли промышленности. Кризис сопровождался расстройством финансов и был усугублен неурожаем. К тяжелым последствиям для Франции привела к тому времени и авантюрная внешняя политика Наполеона III. В 1862 г. он направил войска на завоевание Мексики с целью последующего создания Латиноамериканской империи. Эта акция привела к резкой реакции со стороны правительства США, которое добилось в 1866 г. эвакуации французских войск из Мексики. Тем самым обрекались на поражение вовлеченные в эту авантюру политические деятели во главе с Максимилианом Габсбургом, австрийским принцем, которому Наполеон III предложил стать правителем создаваемой им дочерней империи. В 1867 г. вооруженные силы законного правительства Мексики разгромили наемников Максимилиана, а сам принц был расстрелян. Франция была унижена позорным провалом этой экспедиции. Увлекшись авантюрными проектами грандиозных завоеваний, Наполеон III упустил процесс объединения германских государств Пруссией. Следствием победы этой державы над Австрийской империей в 1866 г. стало образование Северо-германского союза. Баланс сил на европейской арене изменился к явной невыгоде для Франции. Судьба режимов, основанных на принципе личного правления, особенно тесно связана с факторами здоровья, эмоционального состояния и с другими индивидуальными особенностями политических лидеров. В 60-е годы неизлечимая болезнь подтачивала организм Наполеона III, вследствие чего нараставшую роль в политической жизни Франции стали играть дворцовая камарилья, фавориты. Это негативно сказывалось на качестве принимавшихся политических и управленческих решений и, как следствие, на отношении населения к режиму. «Недоверие и охлаждение», – так характеризовал префект парижской полиции настроения, преобладавшие среди жителей столицы. Последовавшие в этой ситуации уступки правительства требованиям либералов ослабить запреты на выпуск независимой печати и на политические собрания создали благоприятные условия для критики бонапартистского режима. Среди десятков появившихся в столице периодических изданий особую известность смелыми нападками на семью Бонапартов и на высших должностных лиц империи приобрел еженедельник А. Рошфора «Фонарь». Массовым тиражом выходили республиканские брошюры, разоблачавшие преступления бонапартистов в ходе государственного переворота 1851 г. Была открыта подписка на сооружение памятника депутату-республиканцу Ж. Бодену, погибшего 3 декабря 1851 г. Эта акция сопровождалась массовой политической манифестацией против Второй империи. Публичные собрания превратились в механизм систематической пропаганды либеральной и республиканской оппозиции режиму. На выборах в Законодательный корпус в 1869 г. бонапартисты впервые потерпели поражение, потеряв около 1 млн голосов избирателей. «Средняя партия» сформировала самую крупную фракцию депутатов и вместе с республиканцами располагала большинством в этом представительном собрании. В ходе выборов сложилась и партия «непримиримых» республиканцев, которые стремились к низложению режима империи. «Непримиримые» идейно объединялись вокруг предвыборной программы депутата от парижского округа Бельвиль Л. Гамбетты. «Бельвильская программа» содержала требования обеспечить истинный суверенитет народа. С этой целью предполагались выборность всех должностных лиц и их ответственность перед избирателями, замена профессиональной армии вооружением граждан, предоставление законодательных гарантий свободы личности, собраний, печати, союзов, отделения церкви от государства, светское бесплатное начальное образование, снижение налогового бремени и др. По мнению «непримиримых», изменения государственного строя Франции должны были осуществляться по образцу демократических конституций Швейцарии и США. К движению «непримиримых» республиканцев примыкали сторонники проведения глубоких социальных реформ: прудонисты, бланкисты, активисты профсоюзного движения и распространившихся во Франции с середины 60-х годов XIX в. секций Международного товарищества рабочих (Интернационала). Правительство вернулось к практике полицейских репрессий и в 1868–1870 гг. организовало процессы над членами Интернационала, пропагандировавших лозунги социальной революции и методы стачечной борьбы. Однако, секции МТР сохранили свою организацию и верность программе классовой борьбы. Проявлением кризиса режима бонапартизма стала грандиозная манифестация, устроенная республиканцами 12 января 1870 г. Поводом для нее стало убийство принцем П. Бонапартом журналиста-республиканца В. Нуара. В траурной процессии приняло участие 200 тыс. человек, и правительству пришлось стянуть к столице 60-тысячную военную группировку, чтобы не допустить массовых беспорядков. Рост оппозиционных настроений в стране побуждал Наполеона III идти навстречу требованиям влиятельной «средней партии», которая была готова к политическим компромиссам, сохранявшим империю и правящую династию при существенном реформировании государственно-правовых учреждений. В январе 1870 г. Э. Оливье возглавил министерство. В течение 1869–1870 гг. Законодательный корпус и Сенат последовательно трансформировались в двухпалатный парламент по английскому образцу: палаты получили право законодательной инициативы, парламентских запросов министрам, создали структуру комитетов и органов управления. Весь комплекс изменений был изложен в постановлении Сената от 20 апреля 1870 г. в качестве новой Конституции империи. Развитие принципа народного суверенитета проявилось в передаче права самому населению вносить предложения о конституционных изменениях в ходе плебисцитов. Наполеон III решил применить эту процедуру для укрепления своего влияния в стране. На плебисцит, состоявшийся 8 мая 1870 г., был вынесен вопрос: «Одобряет ли французская нация либеральные реформы, произведенные в Конституции, начиная с 1860 г., подтверждает ли она постановления Сената от 20 апреля 1870 г.? ». Положительный ответ означал не только поддержку либеральных реформ, но также голосование за сохранение наследственной власти императора. «Непримиримые» республиканцы заявляли о «конфискации» воли народа и призывали голосовать «против». Сторонники бонапартизма и либералы положительно отвечали на вопрос, вынесенный на плебисцит. Правительство дало приказ чиновникам проявить «пожирающую деятельность» по агитации населения за положительное голосование в ходе плебисцита. В итоге 7350 тыс. французов поддержали изменения Конституции, 1500 тыс. проголосовали «против». Франция превращалась в парламентскую монархию. Прочность цезаристских режимов, к числу которых относилась бонапартистская империя, во многом зависит от внешнеполитических успехов и в особенности от военных побед. В конце 60-х годов XIX в. Франция утратила господствующее положение в Европе вследствие объединения большинства германских государств Пруссией. Военной победой над этой державой милитаристское окружение Наполеона III рассчитывало вернуть утраченное международное влияние Франции, а также укрепить режим личной власти императора внутри страны. 19 июля 1870 г. правительство Второй империи официально объявило войну Пруссии. Наполеон III лично возглавил войска. Выяснилось, однако, что политические планы молниеносной войны не были подкреплены организационно и военно-технически. Французская армия была высокопрофессиональна, но немногочисленна. Между тем, Пруссия успела завершить военную реформу, в ходе которой была создана массовая, хорошо обученная армия. Ее генералы детально изучили театр военных действий. Пруссия возглавляла национальное движение за объединение Германии, что поднимало боевой дух ее армии. После первых же поражений на границе, французские войска оказались разделены. Армия под руководством маршала Базена была блокирована прусскими войсками в крепости Мец. Войска под командованием маршала Мак-Магона, с которыми следовал Наполеон III, потерпели сокрушительное поражение при Седане 1 сентября 1870 г. На следующий день эта армия вместе с императором сдалась в плен. Известия о первых поражениях французских армий в начале августа 1870 г. положили начало политическому кризису, который завершился крушением Второй империи. Манифестанты в крупных городах, «непримиримые» республиканцы в Законодательном собрании настаивали на низложении императора и изменении формы правления. Угроза революции и военного поражения сплотила вокруг правящего режима бонапартистов и умеренную оппозицию. Кабинет Э. Оливье 9 августа 1870 г. ушел в отставку, новый состав правительства возглавил граф М. де Паликао. В Париже было объявлено осадное положение, в крупные города введены войска. Предпринятая 14 августа попытка бланкистов поднять в столице восстание с целью свергнуть правящий режим, не получила поддержки среди населения и была быстро подавлена. Даже «непримиримые» республиканцы в Законодательном собрании осудили это, по выражению Л. Гамбетты, «предательское» в условиях войны выступление. Унизительное для национальной гордости пленение целой армии вместе с императором вследствие «седанской катастрофы» привело к немедленному крушению правящего режима. Хотя требование левых депутатов изменить форму правления было вновь отвергнуто большинством Законодательного корпуса, судьба Второй империи решалась на улицах Парижа. 4 сентября 1870 г. манифестанты ворвались в зал заседаний Законодательного корпуса и провозгласили установление республиканского строя во Франции. Попытки проправительственных депутатов спасти бонапартистский режим в форме регентства императрицы Евгении при несовершеннолетнем наследнике престола не имели успеха. Депутаты-республиканцы, не желавшие окончательно утратить инициативу, отправились во главе повстанцев к ратуше, где и заявили о формировании временного правительства национальной обороны. 30. Июльская монархия. В период правления Луи-Филиппа Франция оставалась конституционной монархией. 14 августа 1830 г. была опубликована обновленная Хартия. Сохранялась преемственность государственных учреждений Реставрации, однако, предусматривались дополнительные гарантии индивидуальных и общественных свобод. Луи-Филипп принес торжественную присягу верности Хартии. Этот символический акт означал, что правление отныне осуществлялось не в силу династического права, освященного божественной санкцией, а на основе принципа народного верховенства. Указанный принцип, правда, не был четко сформулирован в Хартии 1830 г., авторы ограничились расплывчатыми определениями об «общем и настоятельном интересе французского народа». Либералы не без опасения вспоминали о радикальных выводах, которые делались из принципа народного суверенитета якобинцами и санкюлотами в 1792–1794 гг. Единственным символическим актом прямой демократии в годы июльской монархии стали приветствия национальной гвардией короля во время смотров. Это подразделение заменило королевскую гвардию. Оно формировалось из граждан, плативших налоги и на собственные средства приобретавших обмундирование. Национальные гвардейцы избирали своих офицеров. Хартией предусматривалось создание суда присяжных и выборной системы местного управления, упразднение цензуры. Свобода преподавания обеспечивалась благодаря признанию принципа веротерпимости. Католическая религия утратила статус государственной. В соответствии с формулой наполеоновского конкордата 1801 г. католицизм признавался религией большинства французов. Высшие государственные органы режима Реставрации сохранялись Хартией 1830 г., однако, властные полномочия перераспределялись в пользу выборной палаты депутатов. Ей принадлежала отныне законодательная инициатива, палата сама избирала своего председателя. Король лишался права издавать ордонансы, отменявшие или приостанавливавшие действие законов. Численность палаты пэров сокращалась вдвое. Упразднялся институт наследственных пэров, членами этой палаты были лица, пожизненно назначенные королем. Палата пэров утратила политическое влияние, сосредоточившись на выполнении функций высшей судебной инстанции. Умеренный характер результатов Июльской революции вызвал стремление к проведению политики последовательных реформ даже среди многих либералов, объединившихся в «партию движения». Учитывая революционные настроения в обществе, Луи-Филипп назначил главой правительства лидера этой партии банкира Лаффита. Правительство реформаторов организовало государственные учреждения в соответствии с Хартией 1830 г., инициировало судебный процесс над министрами Карла X, закрыло ряд католических конгрегаций. «Партия движения» добилась принятия закона о снижении имущественного ценза для избирателей и депутатов (соответственно до 200 и 500 франков уплачиваемых годовых налогов; для депутатов возрастной ценз снижался с 40 до 30 лет); подготовила достаточно демократический проект формирования органов местной власти. Сторонники Лаффита и Лафайета настаивали и на проведении активной внешней политики, на военной и политической поддержке демократических и национальных революций в Бельгии, Польше и Италии. В качестве противовеса реформаторам в палате депутатов сформировалась «партия сопротивления», представители которой объявили революцию завершенной. Их лидеры К. Перье, Ф. Гизо, Л. де Брольи настаивали на репрессиях в отношении республиканцев внутри страны, а во внешней политике ратовали за мир с великими державами, стремились преодолеть предубеждение против «короля баррикад» Луи-Филиппа, которое сложилось у правящих европейских монархий. «Партия сопротивления» имела поддержку в среде собственников, предпринимателей, опасавшихся войны, внутренней нестабильности и страдавших от торгового кризиса, сопровождавшего события революции. Луи-Филипп, стремившийся усилить личную власть, воспользовался этими обстоятельствами, чтобы отправить в отставку реформаторов, тесно связанных с республиканскими обществами Парижа. Ж. – М. де Лафайет покинул пост командующего национальной гвардии, а Ж. Лаффита на посту главы кабинета 13 марта 1831 г. сменил К. Перье. Отказ правительства от курса реформ и поддержки национальных революций в Европе побудил республиканские общества к борьбе за изменение формы правления во Франции. 5 июня 1832 г. во время церемонии похорон популярного среди республиканцев генерала Ламарка тайное общество прав человека подняло восстание в Париже. Расчет заговорщиков строился на опыте предшествовавших революций, когда провинция признавала перемены власти в столице. Восстание началось в восточных кварталах Парижа с рабочим составом населения. Кварталы, примыкавшие к правому берегу Сены, расположенные по соседству с ратушей и королевским дворцом, превратились в укрепленную крепость при помощи баррикад, перекрывших узкие улицы. В уличных боях принимали участие революционеры из Польши, Италии, германских государств. Мобилизовав 25 тыс. национальных гвардейцев, правительство подавило восстание. Крупное выступление республиканцев произошло в апреле 1834 г. В Лионе в течение 6 дней шли баррикадные бои с правительственными войсками. Попытка организовать восстание в Париже была предотвращена превентивным арестом лидеров тайных обществ. Правительство ответило на восстания репрессиями. 2 тыс. республиканцев были арестованы, 164 предъявлены обвинения. Резко возросла уголовная ответственность за призывы к восстанию, за хранение оружия и за участие в незаконных обществах. Массовые выступления республиканцев сменились тактикой индивидуального террора: в 1835–1846 гг. состоялось 6 неудачных покушений на жизнь Луи-Филиппа. Попытки свергнуть режим Июльской монархии предпринимали приверженцы других династий, правивших во Франции. Сторонники Бурбонов – легитимисты подняли в 1832 г. восстание в Вандее, где они традиционно пользовались поддержкой населения. Движением руководила лично мать наследника трона Бурбонов герцогиня Беррийская. Правительство не без труда подавило мятеж. Принц Луи-Наполеон Бонапарт пытался осуществить государственный переворот, повторив «100 дней» своего дяди, Наполеона I. Дважды, в 1836 и 1840 гг. он тайно прибывал на территорию Франции с целью поднять солдат гарнизона и повести их на Париж. Обе попытки завершились неудачей. К началу 40-х годов XIX в. политическая система Июльской монархии стабилизировалась. В парламенте абсолютно преобладали сторонники «партии сопротивления». Среди них, однако, сложилось две фракции, во главе с выдающимися историками и политическими деятелями А. Тьером и Ф. Гизо. Являясь сторонниками конституционной монархии Англии, они стремились перенести во Францию соответственно вигскую и торийскую модели государства. Тьер полагал необходимым в конституционных границах Хартии 1830 г. максимально ограничить компетенцию монарха. Реальная власть, по его мнению, должна была переместиться к правительству, опиравшемуся на доверие палаты депутатов. Тьер ратовал и за проведение более активной внешней политики, не останавливаясь даже перед угрозой конфронтации со странами, одержавшими победу над Францией в эпоху наполеоновских войн. Так, в 1840 г. интересы Франции в «Восточном вопросе», возникшем вследствие кризиса турецко-египетских отношений, были открыто проигнорированы другими ведущими европейскими державами. В качестве ответной меры Тьер подверг осуждению результаты Венского конгресса 1815 г., распорядился о переносе праха Наполеона с острова Святой Елены в Париж, для торжественного захоронения в Пантеоне, принял меры для военной мобилизации и реконструкции оборонных сооружений столицы. Гизо всеми силами стремился сохранить мир с великими державами, а во внутренней политике придерживался торийской модели конституционной монархии, при которой за королем сохранялась значительная роль в системе государственной власти. Политические противники, однако, были вынуждены объединиться, когда Луи-Филипп попытался поставить под сомнение сам принцип парламентского министерства. В 1836 г. король назначил главой кабинета лично преданного ему графа Моле. С целью свержения «министерства двора» была создана широкая парламентская коалиция. Многолетний политический кризис заставил все же Луи-Филиппа отказаться от претензий на «личное правление» и вернуться к практике назначения кабинета, пользовавшегося доверием большинства в палате депутатов. Впрочем, парламентаризм периода Июльской монархии оставался незрелым. В 1840–1848 гг. фактический глава кабинета Ф. Гизо в согласии с Луи-Филиппом создавал послушное большинство в парламенте путем прямого или косвенного подкупа депутатов. В результате избирательной реформы 1831 г. из-за высокого имущественного ценза лишь 57 тыс. граждан 35-миллионной Франции получили право баллотироваться в палату депутатов. Узким был и круг избирателей: один француз из 170 обладал правом избирать депутатов. Из числа последних немногие реально занимались политической деятельностью. Используя право сочетать безвозмездную деятельность в парламенте с иными видами занятий с целью заработка, многие депутаты занимали хорошо оплачиваемые должности в государственном аппарате, получали от правительства выгодные подряды и концессии. В финансовых злоупотреблениях и взяточничестве в 40-е годы XIX в. были уличены десятки высших должностных лиц Франции. Оздоровление политической системы Июльской монархии было возможно лишь при существенном расширении круга избирателей и кандидатов в депутаты. Однако либералы опасались радикальной демократизации политической системы. Воспоминания об эпохе Конвента и Империи побуждали их не доверять сторонникам равенства, которые с легкостью жертвовали правами личности и общественной свободой. «Обогащайтесь посредством труда и бережливости и вы станете избирателями», – так отвечал Гизо на требования провести избирательную реформу. Период Июльской монархии характеризовался быстрыми темпами индустриального развития Франции. Наибольшие успехи были достигнуты в текстильной промышленности. Количество механических веретен 1830–1847 гг. возросло в 4 раза. Хотя труд ткачей на дому еще преобладал, множилось число фабрик. По производству тканей Франция значительно обгоняла другие страны, исключая Англию. Развивались и другие ключевые отрасли промышленной революции: металлургия и машиностроение. Количество паровых двигателей увеличилось в 8 раз, достигнув 4853. С 1842 г. развернулось железнодорожное строительство. В 2 раза возрос объем внешней торговли. Складывалась современная банковская система. Правительство содействовало экономическому росту. Оно поощряло развитие транспортной инфраструктуры как сети проселочных дорог, так и железнодорожное строительство. Благотворное влияние на развитие экономики имела и политическая стабильность, предсказуемость правительственного курса и длительный период мира. Вместе с тем, Франция находилась только в состоянии перехода к индустриальному обществу. Она оставалась крестьянской страной, 75 % населения которой проживали в деревне. Крестьяне стремились сохранить земельные участки, на которые приобрели право собственности во время революции конца XVIII в. Наряду с распространением фермерских хозяйств главным образом на севере Франции шел процесс дробления парцелл, росли нужда и задолженность многих крестьянских семей. Из 8 млн крестьянских дворов 3 млн к 1848 г. были освобождены от уплаты налогов как неимущие. Нищета массы крестьян обусловила узость внутреннего рынка. Относительно слабый отток населения из деревни препятствовал росту городов. Даже в крупных торговых и промышленных центрах – Марселе, Лионе и Бордо – население не превышало 200 тыс. Исключением был Париж. Количество его жителей за первую половину XIX в. удвоилось и превысило 1 млн. Однако и столица мало изменилась: она располагалась в исторических границах XVIII в.; предместья Парижа представляли собой деревни, улицы были узкими, дома располагались хаотично в соответствии с исторической застройкой. В домах не было водопровода и канализации, только начиналось газовое освещение улиц. Несмотря на численный рост крупных промышленных предприятий, Париж оставался горо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|