Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.
Упражнение № 4. Игра "Что это?" Вы показываете детям контурное изображение каких-либо предметов или, наоборот, только какие-то детали от них, а они должны узнать, что это за предметы. Например, (машина) (домик) Упражнение № 5. "Составление фигур из разрозненных деталей" Учитель предлагает детям отдельные детали какого-либо предмета, дети должны соединить их так, чтобы получил^ заданный предмет. Примерные задания: "Человечек" "Лицо' "Лошадь" "Автомобиль" (Целостное изображение приведено только для учителя) 134 упражнение № 6. "Использование игр с постройками из кубиков" Учитель дает карточку с орнаментом детям, а те должны составить такой же из своих кубиков. После работы каждый составленный узор разбирается (соответствует ли он образцу, если нет, то в чем заключена ошибка). Упражнение № 7. "Составление узоров из геометрических фигур" Составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти, работа с конструктором. Склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д. Упражнение № 8. "Лабиринты" Учитель показывает образец и говорит: "Видите этого мальчика здесь в центре? Он хочет выбраться вот сюда на улицу. Но он не должен попасть в тупик. Ведь мальчик не может пройти сквозь стену. Давайте попробуем вывести его из этого лабиринта. Дорогу будем помечать с помощью карандаша". По мере тренированности структура лабиринтов усложняется, а помощь учителя уменьшается, постепенно сводясь на нет. Примерные образцы лабиринтов: '.зкии уровень развития внимания Данные, полученные в ходе исследования процесса внимания с помощью лонгитюдного метода, свидетельствуют о том, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении данного периода развивается по-разному, в наибольшей степени страдая у тех детей, которые уже в 1 классе являются слабоуспевающими или плохо подготовленными к школе.
Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "заданиями на внимание" в процессе урока и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы. Такая работа может вестись по двум направлениям: 1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение. 2. Использование упражнений, в которых образуются относительно устойчивые сочетания свойств внимания (индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также и типом нервной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Рассмотрим некоторые упражнения, входящие в первое направление работы. (Приведенные ниже упражнения могут быть использованы и как тренировочные, и как диагностические). Упражнения, направленные на увеличение объема внимания Упражнение № 9. На словесном материале Занятие проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования. Детям предлагается по сигналу "Внимание!" фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть предъявляемый на короткое время (не превышающее 0,5 сек) материал и записать его. При этом детям сообщается, что если они записали правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то они выиграли (в процессе тренировок необходимый объем увеличивается), если меньше, то проиграли. Выигравшие получают какой-либо приз. Оборудование: эпидиаскоп, слайды следующего содержания: Задание № 1.
Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например: РБВЛ ЖКПРЧ кптнсд дпв БМДРКЛФ стпцгвдк МВПКШЛЧБХ ктмц дзнтк ШРВТБЧ шгс мвхштсг ЖГВПРМТК БРНЦДКСЧГ Всего 14 слайдов — два разных набора по 7. 138 Задание.№ 2. Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, дапример: Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка. Ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велосипедист. Всего 18 слайдов — два разных набора по 9. Задание № 3. Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например: Я бегу Дай мне Дым идет Двор чист Что делать Ученье свет Все по колено Работа не волк Счастье в труде Что ты Я плыву Лень мне Один — воин Птица поет Делу — время Вода в решете Слово — серебро Всем не угодишь Всего 18 слайдов — два разных набора по 9. Слайды каждого задания показываются в порядке возраста ния количества букв. На занятии можно использовать цд. одно задание из этой серии, так и 2 или 3. Содержание зада ний может меняться в зависимости от подготовленности детей их возрастных и индивидуальных особенностей. рключают числа от 1 до 9, затем их количество доводится до ^5), расположенные в случайном порядке. Упражнение № 10. На цифровом материале Задание, приведенное ниже, рассчитано на индивидуальное применение, поэтому если оно включено в работу группы учащихся, то удобнее разбить ее на тройки и провести в виде сюжетно-ролевой игры. Каждому из играющих присваивается определенная роль: "учитель", "ученик", "контролер" — со сменой ролей по кругу. "Ученик" сидит за столом, и "учитель" показывает ему таблицы в порядке их номеров: 1, 2, 3, 4, Смена таблиц производится по мере окончания работы с предыдущей таблицей. Перед предъявлением таблицы 1 "учитель" сообщает инструкцию: "Сейчас я буду показывать последовательно, друг за другом 4 таблицы с числами. (Числа разбросаны в таблице в беспорядке.) Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы: 1, 2, 3, 4 и т.д. Ты должен показывать их указкой и называть вслух, громко и четко". "Контролер" при помощи секундомера фиксирует время счета по каждой таблице отдельно, а также количество допущенных ошибок (по возможности). Как показывает практика, желательно, чтобы первичное применение задания производилось все же в индивидуальном порядке, и лишь когда дети освоятся с его содержанием, предложить им его в качестве игры.
Оборудование: Секундомеры, указки, 4 цифровые таблицы с числами (количество используемых цифр изменяется по мере увеличения объема внимания от занятия к занятию. Первично же таблицы
Игра "Пуговица" Другим упражнением, направленным на увеличение объема внимания, является игра "Пуговица" (ее описание см. в разделе "Низкий уровень развития произвольности").
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|