3.4. Структура и содержание ВКР
3. 4. Структура и содержание ВКР
ВКР по направлению подготовки бакалавров 45. 03. 02 «Лингвистика» должна соответствовать следующим требованиям. Работа должна включать: · титульный лист (Приложение 2); · содержание; · введение; · основную часть, состоящую, как правило, не менее чем из двух разделов (теоретического, обзорного по заявленной проблематике; практического, с рассмотрением реального объекта исследования); · заключение, включающее выводы и предложения; · список используемых источников (Приложение 5); · приложения (при необходимости).
Основными требованиями к работе являются: – четкость и логическая последовательность изложения материала; – краткость и точность формулировок, исключающая возможность неоднозначного их толкования; – конкретность изложения полученных результатов, их анализа и теоретических положений; – обоснованность выводов, рекомендаций и предложений. Содержание ВКР должно соответствовать названию темы. Работа считается выполненной в полном объеме в том случае, если в ней нашли отражение все проблемы и вопросы, предусмотренные заданием на выполнение выпускной квалификационной работы.
3. 4. 1. Содержание Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, библиографию и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы выпускной квалификационной работы. Как правило, в содержании выделяют два раздела/главы, которые разбиваются на подразделы/параграфы. По согласованию с научным руководителем возможна и другая структура ВКР. Количество разделов/глав выпускной квалификационной работы определяется дипломником совместно с научным руководителем с учетом особенностей темы (как правило, не более трех глав и три-четыре подраздела в каждой главе).
Изложение содержания работы должно быть логичным. Особое внимание следует обратить на переход от одной главы к другой. Каждый раздел (глава) выпускной квалификационной работы должен заканчиваться выводами. Текст каждого раздела (главы) следует начинать с нового листа. Объем содержательной части выпускной квалификационной работы составляет примерно 70 - 80 % общего объема работы (примерно 30 - 40% - теоретическая часть). 3. 4. 2. Введение Во введении содержится краткая оценка современного состояния рассматриваемой проблемы: - обосновывается актуальность избранной темы; - формулируются цель и задачи выпускной квалификационной работы; - определяется степень научной новизны и разработанности проблемы исследования на данный момент времени; - формулируется объект и предмет исследования; - определяются хронологические границы исследуемой проблемы; - дается характеристика информационной базы; - аргументируется принятая в работе методика исследования, анализа, проектирования и обработки материала; - дается обзор отечественных и зарубежных источников с анализом авторских концепций по исследуемой проблеме; - кратко характеризуется структура выпускной квалификационной работы. Объем введения составляет примерно 4% от общего объема работы. Цель исследования – это конечный результат выполнения выпускной квалификационной работы. Задачи - это то, что необходимо сделать для достижения цели исследования. Предмет исследования – это та проблема, на которую направлено исследование. Объект исследования – сфера, область и т. д., на примере функционирования и развития которой делается исследование.
3. 4. 3. Что писать в главе 1 Первая глава ВКР, являющаяся ее теоретической частью, должен содержать полное и систематизированное изложение состояния вопроса по теме работы. Сведения, содержащиеся в данной главе, должны давать чёткое представление о состоянии и степени изученности поставленной проблемы. В этом разделе ВКР даётся обзор и анализ имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме, который позволяет выявить умение дипломника обобщить и критически рассмотреть существующие теоретические воззрения и найти пути решения поставленных задач. Написание первого раздела работы проводится на основе предварительно подобранных литературных источников, в которых освещаются вопросы, раскрывающие тему ВКР. При подборе необходимой научной литературы выпускник должен использовать библиотечные каталоги, реферативные журналы, научные журналы по вопросам языкознания, монографии, учебники, справочники, другие публикации и электронные ресурсы, как на русском, так и на иностранном языках. Изучение литературных источников следует проводить, переходя от простого материала к сложному, от работ общего характера, к работам по более узкой проблематике и затем – к узкоспециализированным публикациям. Вначале следует ознакомиться с общетеоретической литературой (учебники, монографии, статьи в журналах по вопросам языкознания и межкультурной коммуникации), а затем с работами прикладного плана. Таким образом, сбор материала целесообразно начинать с книг и обзоров, а затем знакомиться со статьями и первоисточниками. Поиск требуемых литературных источников проводят в библиотеках и поисковых системах в обратнохронологическом порядке, т. е. вначале выявляют необходимые источники среди материалов, опубликованных в последние годы, а затем переходят к поиску более ранних публикаций (как правило, за последние 5–10 лет). Ознакомившись с содержанием основных работ по избранной теме, студент должен составить список вопросов по основному содержанию намеченной темы, разделив их на такие группы: – вопросы, получившие общее признание; – недостаточно разработанные дискуссионные вопросы, требующие изучения;
– неразработанные вопросы, появившиеся в порядке постановки или вытекающие из ранее проведенных исследований. Работая с литературными источниками, студент должен обратить особое внимание на изучение истории вопроса. Знакомство с работами учёных, изучавших данную проблему, избавляет от дублирования ранее выполненных работ и повторения уже раскритикованных ошибок, облегчает использование опыта предшественников, дает возможность проследить за общими тенденциями развития вопроса и позволяет определить место предполагаемого исследования в общем ходе изучения проблемы. История вопроса, как правило, излагается за теоретическими основами рассматриваемой проблемы, так как приступая к изучению истории вопроса, студент должен в определенной мере владеть теоретическими знаниями. Анализируя содержание работ других авторов, выпускник должен показать их вклад в изучение проблемы. Следует отметить, что при подборке и анализе материалов необходимо в равной мере указывать данные, как подтверждающие, так и отрицающие выбранную автором работы теоретическую концепцию. Работа над первоисточниками состоит в основном из двух этапов: 1) предварительного просмотра материала, когда выделяется основное содержание работы в целом и ее главные мысли. Это позволяет оценить важность данной работы и обосновать необходимость более деятельной ее проработки; 2) изучения материала с критическим анализом. При работе с научными книгами (монографиями, сборниками трудов и т. д. ) необходимо ознакомиться с их содержанием по оглавлению, просмотреть книги, прочитать аннотацию, введение, заключение. В том случае если имеющиеся в книге материалы представляют интерес, следует провести детальное изучение данной работы. При работе с первоисточниками и монографиями целесообразно придерживаться определенных правил работы с научной литературой: – отделить в материале основное от второстепенных деталей; – разобраться в незнакомой терминологии, понятиях и определениях;
– записать возникающие при чтении вопросы; Завершающим этапом этого раздела ВКР должны стать анализ современного состояния вопроса, выявление круга неразрешенных на данном этапе задач, что важно для определения актуальности и перспективы дальнейшего изучения проблемы. При написании раздела необходимо указывать источники, на которые ссылается автор. Объем теоретической части, состоящий, из нескольких подразделов (параграфов), должен составлять 20 - 30% от всего объема выпускной квалификационной работы. Иллюстрации, графический и табличный материал могут быть приведены в этом разделе работы только в случае крайней необходимости, если приведенные в них материалы не могут быть сформулированы словами. Раздел заканчивается обоснованием необходимости проведения аналитической части работы по исследуемой проблеме. Первая глава должна иметь название, отражающее существо изложенного в ней материала. Не допускается выносить в качестве названия этого раздела заголовки типа «Теоретическая часть», «Обзор литературы» и т. д., не раскрывающие содержания приведенного в разделе материала. Раздел может состоять из ряда подразделов, имеющих свои подзаголовки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|