Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.4. Структура и содержание ВКР




3. 4. Структура и содержание ВКР

 

ВКР по направлению подготовки бакалавров 45. 03. 02 «Лингвистика» должна соответствовать следующим требованиям.

Работа должна включать:

· титульный лист (Приложение 2);

· содержание;

· введение;

· основную часть, состоящую, как правило, не менее чем из двух разделов (теоретического, обзорного по заявленной проблематике; практического, с рассмотрением реального объекта исследования);

· заключение, включающее выводы и предложения;

· список используемых источников (Приложение 5);

· приложения (при необходимости).

 

Основными требованиями к работе являются:

–  четкость и логическая последовательность изложения материала;

–  краткость и точность формулировок, исключающая возможность неоднозначного их толкования;

–  конкретность изложения полученных результатов, их анализа и теоретических положений;

–  обоснованность выводов, рекомендаций и предложений.

Содержание ВКР должно соответствовать названию темы.

Работа считается выполненной в полном объеме в том случае, если в ней нашли отражение все проблемы и вопросы, предусмотренные заданием на выполнение выпускной квалификационной работы.

 

3. 4. 1. Содержание

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, библиографию и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы выпускной квалификационной работы. Как правило, в содержании выделяют два раздела/главы, которые разбиваются на подразделы/параграфы. По согласованию с научным руководителем возможна и другая структура ВКР. Количество разделов/глав выпускной квалификационной работы определяется дипломником совместно с научным руководителем с учетом особенностей темы (как правило, не более трех глав и три-четыре подраздела в каждой главе).

Изложение содержания работы должно быть логичным. Особое внимание следует обратить на переход от одной главы к другой.

Каждый раздел (глава) выпускной квалификационной работы должен заканчиваться выводами.

Текст каждого раздела (главы) следует начинать с нового листа.

Объем содержательной части выпускной квалификационной работы составляет примерно 70 - 80 % общего объема работы (примерно 30 - 40% - теоретическая часть).

3. 4. 2. Введение

Во введении содержится краткая оценка современного состояния рассматриваемой проблемы:   

- обосновывается актуальность избранной темы;

- формулируются цель и задачи выпускной квалификационной работы;

- определяется степень научной новизны и разработанности проблемы исследования на данный момент времени;

- формулируется объект и предмет исследования;

- определяются хронологические границы исследуемой проблемы;

- дается характеристика информационной базы;

- аргументируется принятая в работе методика исследования, анализа, проектирования и обработки материала;

- дается обзор отечественных и зарубежных источников с анализом авторских концепций по исследуемой проблеме;

- кратко характеризуется структура выпускной квалификационной работы.

Объем введения составляет примерно 4% от общего объема работы.

Цель исследования – это конечный результат выполнения выпускной квалификационной работы. Задачи - это то, что необходимо сделать для достижения цели исследования.

Предмет исследования – это та проблема, на которую направлено исследование. Объект исследования – сфера, область и т. д., на примере функционирования и развития которой делается исследование.

 

3. 4. 3. Что писать в главе 1

Первая глава ВКР, являющаяся ее теоретической частью, должен содержать полное и систематизированное изложение состояния вопроса по теме работы.

Сведения, содержащиеся в данной главе, должны давать чёткое представление о состоянии и степени изученности поставленной проблемы. В этом разделе ВКР даётся обзор и анализ имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме, который позволяет выявить умение дипломника обобщить и критически рассмотреть существующие теоретические воззрения и найти пути решения поставленных задач.

Написание первого раздела работы проводится на основе предварительно подобранных литературных источников, в которых освещаются вопросы, раскрывающие тему ВКР. При подборе необходимой научной литературы выпускник должен использовать библиотечные каталоги, реферативные журналы, научные журналы по вопросам языкознания, монографии, учебники, справочники, другие публикации и электронные ресурсы, как на русском, так и на иностранном языках.

Изучение литературных источников следует проводить, переходя от простого материала к сложному, от работ общего характера, к работам по более узкой проблематике и затем – к узкоспециализированным публикациям.

Вначале следует ознакомиться с общетеоретической литературой (учебники, монографии, статьи в журналах по вопросам языкознания и межкультурной коммуникации), а затем с работами прикладного плана.

Таким образом, сбор материала целесообразно начинать с книг и обзоров, а затем знакомиться со статьями и первоисточниками.

Поиск требуемых литературных источников проводят в библиотеках и поисковых системах в обратнохронологическом порядке, т. е. вначале выявляют необходимые источники среди материалов, опубликованных в последние годы, а затем переходят к поиску более ранних публикаций (как правило, за последние 5–10 лет).

Ознакомившись с содержанием основных работ по избранной теме, студент должен составить список вопросов по основному содержанию намеченной темы, разделив их на такие группы:

– вопросы, получившие общее признание;

– недостаточно разработанные дискуссионные вопросы, требующие изучения;

– неразработанные вопросы, появившиеся в порядке постановки или вытекающие из ранее проведенных исследований.

Работая с литературными источниками, студент должен обратить особое внимание на изучение истории вопроса. Знакомство с работами учёных, изучавших данную проблему, избавляет от дублирования ранее выполненных работ и повторения уже раскритикованных ошибок, облегчает использование опыта предшественников, дает возможность проследить за общими тенденциями развития вопроса и позволяет определить место предполагаемого исследования в общем ходе изучения проблемы.

История вопроса, как правило, излагается за теоретическими основами рассматриваемой проблемы, так как приступая к изучению истории вопроса, студент должен в определенной мере владеть теоретическими знаниями.

Анализируя содержание работ других авторов, выпускник должен показать их вклад в изучение проблемы.

Следует отметить, что при подборке и анализе материалов необходимо в равной мере указывать данные, как подтверждающие, так и отрицающие выбранную автором работы теоретическую концепцию.

Работа над первоисточниками состоит в основном из двух этапов:

1) предварительного просмотра материала, когда выделяется основное содержание работы в целом и ее главные мысли. Это позволяет оценить важность данной работы и обосновать необходимость более деятельной ее проработки;

2) изучения материала с критическим анализом.

При работе с научными книгами (монографиями, сборниками трудов и т. д. ) необходимо ознакомиться с их содержанием по оглавлению, просмотреть книги, прочитать аннотацию, введение, заключение. В том случае если имеющиеся в книге материалы представляют интерес, следует провести детальное изучение данной работы.

При работе с первоисточниками и монографиями целесообразно придерживаться определенных правил работы с научной литературой:

– отделить в материале основное от второстепенных деталей;

– разобраться в незнакомой терминологии, понятиях и определениях;

– записать возникающие при чтении вопросы;

Завершающим этапом этого раздела ВКР должны стать анализ современного состояния вопроса, выявление круга неразрешенных на данном этапе задач, что важно для определения актуальности и перспективы дальнейшего изучения проблемы.

При написании раздела необходимо указывать источники, на которые ссылается автор.

Объем теоретической части, состоящий, из нескольких подразделов (параграфов), должен составлять 20 - 30% от всего объема выпускной квалификационной работы. Иллюстрации, графический и табличный материал могут быть приведены в этом разделе работы только в случае крайней необходимости, если приведенные в них материалы не могут быть сформулированы словами.

Раздел заканчивается обоснованием необходимости проведения аналитической части работы по исследуемой проблеме.

Первая глава должна иметь название, отражающее существо изложенного в ней материала. Не допускается выносить в качестве названия этого раздела заголовки типа «Теоретическая часть», «Обзор литературы» и т. д., не раскрывающие содержания приведенного в разделе материала.

Раздел может состоять из ряда подразделов, имеющих свои подзаголовки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...