Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Отраслевая структура экономики и ключевые рынки товаров и услуг




Хозяйственный комплекс страны, его отраслевая структура. Межотраслевые комплексы. Виды экономической деятельности. Изменение пропорций в отраслевой структуре хозяйства. Рыночные реформы в экономике. Основные формы организации производства: концентрация, комбинирование, специализация, кооперирование. Актуальные проблемы совершенствования форм организации производства и межотраслевых связей в новых экономических условиях (разукрупнение, демонополизация производства и др.).

Современные тенденции и структурные изменения в развитии и размещении отраслей экономики. Образование и деятельность вертикально-интегрированных компаний, холдингов, финансово-промышленных групп (ФПГ), организаций с участием иностранного капитала. Конверсия предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Опережающее развитие научно-технических комплексов, обеспечивающих внедрение передовых технологий и инноваций. Создание агрофирм и фермерских хозяйств в АПК. Ведущие межотраслевые комплексы: топливно-энергетический (ТЭК), металлургический, машиностроительный, химико-лесной, агропромышленный (АПК), социальный, строительный, транспортный; их значение в экономике и актуальные проблемы развития. Главные топливно-энергетические, металлургические, машиностроительные, химические, лесопромышленные, сельскохозяйственные базы страны.

Тема 7. Экономика федеральных округов России

Комплексная характеристика состояния и проблем социально-экономического развития федеральных округов России: Северо-Западного, Центрального, Приволжского, Южного, Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского, Дальневосточного. Политико-административный состав. Место и роль федеральных округов в экономике страны, своеобразие их экономико-географического положения, исторические предпосылки развития хозяйства, ресурсный потенциал и территориально-хозяйственный комплекс, отрасли рыночной специализации. Особенности размещения и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, социальной сферы.

Региональные финансы и инвестиционная деятельность, возможности развития предпринимательства. Внутрирегиональные различия в развитии хозяйства (экономические подрайоны, ТПК, промышленные узлы, кластеры, особые экономические зоны). Рыночная среда и рыночные отношения. Межрегиональные рыночные связи. Масштабы и направления структурной перестройки (реструктуризация) экономики регионов, перспективы их социально-экономического развития. Региональные эколого-экономические проблемы. Крупные межрегиональные проблемы и их решение на базе федеральных целевых программ. Внешнеэкономическая деятельность.

 

5.2 Учебно-тематический план

 

Темы дисциплины и виды занятий для направления подготовки 38.03.01 «Экономика» представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 - Распределение бюджета времени при изучении дисциплины «Региональная экономика» (в часах)

№ п/п Наименование темы дисциплины Трудоёмкость в часах Формы текущего контроля успевае-мости
Всего Аудиторная работа Самостоя-тельная работа  
Общая   Лекции   Практическ. занятия   Занятия в интеракт. формах,,% от аудитор- ных занятий, час., %  
  Теоретические основы региональной экономики   16,5 2,5   0,5 -   Выполнение разноуров- невых зада- ний, тест
  Территория как объект хозяйствования и управления 16,5 2,5   0,5 -   Выполнение разноуров- невых зада- ний, тест
  Методы регионального анализа и обоснования территориальной организации экономики 15,5 1,5   0,5 0,5/12,5%   Выполнение разноуров- невых зада- ний, тест
  Региональная система России и управление региональным развитием 15,5 1,5   0,5 0,5/12,5%   Выполнение разноуров- невых зада- ний, тест
  Ресурсы и факторы регионального развития   15,5 1,5   0,5 0,5/12,5%   Выполнение разноуров- невых зада- ний, тест
  Отраслевая структура экономики и ключевые рынки товаров и услуг 14,5 1,5   0,5 0,5/25%   Выполнение разноуров- невых зада- ний, тест
  Экономика федеральных округов России             Выполнение разноуров- невых зада- ний, тест
Итого           2/50%   Контрольная работа

Содержание практических и семинарских занятий

 

Практические занятия призваны путем диалога со студентами способствовать более глубокому и полному изучению наиболее значимых разделов курса, приобретению практические навыки анализа конкретных ситуаций, выявлении проблем, разработки различных вариантов их решения, выбора оптимального из них. Практические занятия позволяют закрепить полученные на лекциях и при чтении учебной, научной литературы знания. Формы организации практических занятий: семинарские занятия, решение управленческих задач, разбор конкретных управленческих ситуаций.

Цель проведения практических занятий - более глубокое усвоение студентами теоретических знаний и формирование навыков их применения в практической деятельности.

 

Таблица 5 – Трудоемкость практических занятий по дисциплине «Региональная экономика» для направления подготовки 38.03.01 «Экономика» (программа подготовки бакалавров)

№ темы Тематика практических и /или семинарских занятий   Формы проведения Трудоемкость в часах проводимых в интерактив- ной форме (час/%)   Рекомендуемые источники из разделов 8,9
  Теоретические основы региональной экономики Устные ответы. Разбор ситуаций и тестов - Раздел 8 (№№ 1, 13, 15) Раздел 9 (№№ 2, 3, 5,6, 7)
  Регион в системе национальной экономики и региональная хозяйственная система   Устные ответы. Разбор ситуаций и тестов - Раздел 8 (№№ 1, 13, 15) Раздел 9 (№№ 2, 3, 5,6, 7)
  Методы регионального анализа и обоснования территориальной организации экономики Устные ответы. Разбор ситуаций и тестов 0,5/12,5% Раздел 8 (№№ 1, 13, 15) Раздел 9 (№№ 2, 3, 5,6, 7)
  Региональная система России и управление региональным развитием   Дискуссия. Разбор ситуаций и тестов 0,5/12,5% Раздел 8 (№№ 11,16, 18) Раздел 9 (№№ 1, 2, 3, 5)
  Ресурсы и факторы регионального развития Дискуссия. Разбор ситуаций и тестов 0,5/12,5% Раздел 8 (№№ 11,16, 18) Раздел 9 (№№ 1, 2, 3, 5)
  Отраслевая структура экономики и ключевые рынки товаров и услуг   Устные ответы. Разбор ситуаций и тестов 0,5/12,5% Раздел 8 (№№ 13,15,19) Раздел 9 (№№ 2, 3, 5)
  Комплексная характеристика социально-экономического развития федеральных округов России Устные ответы. Разбор ситуаций и тестов - Раздел 8 (№№ 13, 17, 25) Раздел 9 (№№ 1, 2, 3, 4, 6, 7)
ИТОГО Не менее 20-40% занятий, проводимых в интерактивной форме 2/50%  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...