Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о репродуктивной ф-ции.




Репродуктивная функция — процесс воспроизведения себе подобных живых организмов, способствующий сохранению и продолжению суще­ствования вида на протяжении поколений. Первичное звено процесса половой дифференциации — генетический пол. Он создается в момент оплодотворения. Генетический пол определяет будущую генетическую программу орга­низма, в частности дифференцирование его половых желез — истинный, или гонадный, пол. Наряду с этим гонадный пол определяет также гормональный пол — специфичность и направленность воздейст­вия половых гормонов, которые формируют фенотип человека с харак­терным строением и развитием внутренних и наружных половых орга­нов, вторичных половых признаков — морфологический (или соматиче­ский) пол. На 7—8-й неделе беременности под влиянием Y-хромосомы происходит дифференцировка семенников. Дифференцировка по женскому типу идет пассивно, не требуя контроля со стороны половых желез. Наружные мужские половые органы формируются к 19—20-й неделе внутриутробного развития. С момента рождения пол определяется строением наружных половых органов — гражданский (или акушерский) пол, в соответствии с которым ребенка воспитывают — пол воспитания. В период полового созревания половые железы начинают интенсивно вырабатывать соответствующие мужские или женские половые гормоны, под влиянием которых у подро­стка появляются вторичные половые признаки и эротические пережива­ния.

Процесс полового созревания организма человека происходит по мере становления гормональной функции половых желез. В детском возрасте (от 1 года до 7 лет) как наружные, так и внутренние гениталии развиваются медленно в связи с невысоким уров­нем половых гормонов. В препубертатном периоде (с 8 до 11—12 лет) увеличивается секреция гонадотропных гормонов гипофизом. Начинается развитие половых орга­нов. Происходит «скачок» роста. У девочек происходит увеличение окружности таза, от­ложение жировой ткани на бедрах, у мальчиков — увеличение ширины плеч. Появляются вторичные половые признаки: начинается оволосение на лобке, в подмышечных впадинах; у девочек начинается рост молочных желез. Препубертатный период у девочек завершается наступлением пер­вой менструации — менархе (в среднем к 12 годам).

В пубертатном периоде (с 12—13 до 16—18 лет) активизируется гормональная деятель­ность половых желез. Интенсивно идет развитие половых органов, вто­ричных половых признаков. Завершается оволосение по женскому (лобок с горизонтальной границей волос) и мужскому типу (на лобке с переходом на белую линию живота; на лице бакенбарды, усы, борода; на груди). У мальчиков изменяется тембр голоса (мутация). Потовые и сальные железы усиленно секретируют, выделяя специфический запах. Менструальный цикл у девочек приобретает овуляторный характер. В яичках у мальчиков идет активное деление незрелых половых клеток, приводящее к появле­нию зрелых сперматозоидов к 16 годам. К концу периода полового созре­вания женский организм готов к наступлению и вынашиванию беремен­ности, мужской организм позволяет совершать полноценный половой акт, включая способность оплодотворять яйцеклетку. Половое созр-е вкл-ет половое поведение.

Однако в отличие от животных у человека половое (сексуальное) поведение находится под контролем сознания и является одним из вариантов социального по­ведения. Биологические факторы принадлежности к мужскому или жен­скому полу, определяющие соответствующие различия в половом поведе­нии, тесно связаны с психологическими и социальными факторами. Психосексуальное развитие человека происходит поэтапно. В детском возрасте формируется половое самосознание. В первой фазе этого этапа происходит осознание собственной половой принадлежности. Во вто­рой — возникает любопытство, направленное на половые признаки. В детском и препубертатном периодах проходит понятийная стадия формирования полового сознания. В пубертатном периоде происходит формирование либидо (половое влечение). В пубертатном периоде формирование либидо проходит следующие (после понятийной) 3 стадии. Романтическая (или платоническая) стадия характеризуется выраженными эмоциональными компонентами. Эротическая — выража­ется в стремлении к нежности и ласкам (словесным и тактильным) без со­вершения генитального полового акта. Сексуальная стадия проявляется 'так называемой юношеской гиперсексуальностью — любопытство к любой сексуальной и генитальной тематике, у юношей — спонтанные эрекции с выраженным половым возбуждением, ночными поллюциями.

 

Беременность.

Оплодотворение. Оплодотворением называется процесс слияния муж­ской и женской половых клеток (сперматозоида и яйцеклетки). С момента оплодотворения начинается беремен­ность.

Беременность. В течение 3 дней происходит продвижение плодного яйца по трубе за счет перистальтических движений трубы, продольной складчатости слизистой оболочки трубы и мерцания ресничек эпителия в сторону матки. На стадии морулы плодное яйцо попадает в матку. Следу­ющие 3 дня плодное яйцо находится в матке, продолжается деление, мо-рула превращается в бластоцисту. Все это время зародыш питается за счет запасов питательных веществ яйцеклетки. На 7—8-й день происхо­дит прикрепление зародыша к стенке матки — имплантация. Матка вы­рабатывает факторы, растворяющие блестящую оболочку бластоцисты, а трофобласт (наружные клетки зародыша) выделяет ферменты, растворя­ющие эндометрий. Зародыш погружается в слизистую оболочку матки и питается за счет нее. Трофобласт продуцирует хорионный гонадотропин (ХГ), который по­падает в кровь и дает сигнал организму матери, что наступила беремен­ность, это побуждает его к перестройке. ХГ поддерживает желтое тело, оно продолжает выделять гормоны и превращается в желтое тело беременно сти. Трофобласт разрастается, превращается в хорион, из которого в по­следующем формируется плацента. Одновременно происходит и рост внутренних слоев клеток зародыша — эмбриобласта. Из эмбриоблзста формируется эмбрион, затем плод и амниотичсская полость, окруженная оболочками. Эмбрион соединен с хорионом аллантоисом — выростом из заднего конца первичной кишки, по нему идут сосуды к хориону (аллан-тоисное кровообращение). В дальнейшем из аллантоиса формируется пу­повина, по которой проходят две артерии и вена.

Изменения в организме беременной женщины. С момента наступления беременности многие органы и системы женщины претерпевают изме­нения, направленные на создание оптимальных условий для развития плода. В ЦНС беременной под действием постоянной афферентной импульса-ции от интерорецепторов матки, раздражаемых плодным яйцом, формиру­ется доминанта беременности. В течение беременности, за исключением последних 1—1,5нед, возбудимость спинного мозга и рецепторов матки понижена, что обеспечивает «покой» (инертность матки). С начала беременности прогрессивно увеличивается продукция пролак-тина гипофизом. Он стимулирует функцию желтого тела и блокирует со­зревание фолликулов и менструальную функцию, подготавливает молоч­ные железы к лактации. Секреция ФСГ и ЛГ значительно снижается. В яичниках прекращаются циклические процессы и овуляция. Наиболее глубокие изменения во время беременности происходят в матке. Длина небеременной матки составляет 7—8 см, масса 50 г; к концу беременности она увеличивается до 37 —38 см и достигает массы 1000— 1500 г (без плодного яйца).

Происходят изменения в иммунной системе. Увеличение содержания гормонов в крови способствует снижению клеточного иммунитета женщи­ны, что в сочетании с барьерной функцией плаценты, оболочек и вод пре­пятствует отторжению плода. Увеличивается обмен веществ — основной обмен повышается на 15— 20 %.

Сердечно-сосудистая система также претерпевает изменения. Увеличи­вается ОЦК на 25—45 % в основном за счет объема циркулирующей плаз­мы. Снижается АД за счет увеличения сосудистого русла (развитие сосуди­стой сети беременной матки приводит к уменьшению общего перифериче­ского сопротивления). Наблюдается физиологическая тахикардия, повы­шается венозное давление в крупных венах, увеличивается минутный объ­ем сердца на 30 %. Увеличивается дыхательный объем легких на 30—40 %, на 10 % повыша­ется частота дыхания.

Во время беременности увеличивается нагрузка на почки и печень. Рас­ширяются почечные лоханки, расширяются и удлиняются мочеточники. Усиливается кровоснабжение почек и печени. Главным связующим звеном между ними является плацента. Плацента, околоплодные воды и плодные оболочки образуют единый комплекс. Взаимодействие организмов матери и плода осуществляется посредст­вом нервных и гуморальных связей. Эти связи могут осуществляться, ми­нуя плаценту — экстраплацентарно (через амниотическую жидкость, плодные оболочки) и интраплацентарно. Интраплацентарный — самый обширный и информативный канал связи. При помощи с-мы мать-плацента-плод совершается дых-е, пит-е, выдел-е продуктов метаболизма, формирование гормон-го и иммунного статуса плода.

Методы оценки состояния плода. Современные медицинские техноло-гии позволяют проводить оценку внутриутробного состояния плода на протяжении всей беременности. Предпочтение отдается неинвазивным методам. Определение уровня альфа-фетопротеина используется для выявления врожденных и наследст­венных заболеваний плода. Ультразвуковое исследование — наиболее доступный, информативный метод исследования состояния плода. Для оценки сердечной деятельности плода используют электро-, фо-нокардиографию, кардиотокографию плода. Комплексная ультразвуковая диагностика состояния дыхательных дви­жений, сердечной деятельности, двигательной активности и тонуса плода, а также оценки количества околоплодных вод, структурных особенностей плаценты позволяет оценить биофизический профиль плода.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...