Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления и цели экологической политики




Содержание

 

Введение

1. Основные направления и цели экологической политики

2. Экологическая политика города Петрозаводска

Список литературы

 


Введение

 

Одной из важнейших задач, встающих перед обществом на современном этапе его развития, является изучение проблем взаимодействия общества и природы, человека и природной среды, экологии и политики. Поэтому экологическая политика, хотя и новое, и не так давно возникшее явление, но является очень важным элементом развития социума.

Под экологической политикой, рассматриваемой в рамках политики, понимается, как правило, регулирующая общественная деятельность, направленная на достижение определенных целей. Но на настоящий момент в силу молодости и новизны этой политики нет общепринятого ее определения. Тем не менее, исходя из определения политики вообще и из существующего общего согласия в том, что цель экологической политики - это регулирование в желаемом обществом направлении отношения человека к природе, можно приемлемым способом подойти к ее определению.

Некоторые исследователи, в частности В.И. Овчинников, полагают, что экологическая политика не должна сводиться к бережному отношению к природе, а стремится также и к воспроизводству природной среды. Именно по этой причине забота об окружающей среде должна стать важнейшей социальной функцией государственных органов, а экологическая политика носить социальный характер (иными словами, стать экологической политикой).

Поэтому экологическая политика представляет собой сознательную регулирующую деятельность, с помощью которой и при посредничестве государства и общественных, а особенно политических организаций регулируется отношение общества к природе с целью защиты и развития окружающей среды. Определяемую таким образом экологическую политику не следует понимать как государственную политику, как осуществление государственной власти, хотя, конечно, государство является важным фактором ее реализации, так как экологические проблемы не могут быть решены лишь классическими мерами государственной политики.

Все-таки экологическая политика является важной составной частью политики любого государства и ее осуществление или неосуществление влияет на отношение граждан к органам государственной власти.

В основе экологической политики как организованной (сознательной и регулирующей) деятельности лежат определенные принципы.

Д.Ж. Маркович делит эти принципы на две основные группы: политические и экологические. В качестве наиболее важных политических принципов выделяются: принцип демократичности, гласности, добровольности, активности и переговорности. Экологические сводятся к следующим: приведение в соответствие экономического развития и экологических возможностей; использование достижений научно-технического прогресса в соответствии с требованиями, выдвигаемыми необходимостью сохранения экологического равновесия; создание систем потребностей, удовлетворение которых не приводит к разрушению окружающей среды человека, и планирование естественного роста населения в той мере, в какой его могут поддержать природные ресурсы и развитие технологии (без отрицательных последствий для экономического развития и для окружающей среды).

В.И. Овчинников говорит о совокупности принципов, которые уточняют характерные именно для социально-экологической политики особенности (а не для экологической политики вообще), среди которых он видит: учет конкретных внутренних и внешних условий развития общества и его реальных возможностей; сочетание общественного, коллективного и частного производства в процессе взаимодействия человека и природы; единство экологической, экономической, социальной и других сторон жизни общества; разумное сочетание решения экологических задач с обеспечением возможностей рационального хозяйствования, необходимостью непрерывного развития производства, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества; учет влияния внутренних экологических мероприятий на глобальные процессы и высшего экологического фактора на внутреннюю экономическую жизнь.

В рамках такого подхода к определению основных принципов экологической политики мы считаем, что она может быть сведена к следующим основным принципам, каковыми являются: координация экономического развития и экологических возможностей; использование достижений научно-технического прогресса в соответствии с требованиями, необходимыми для сохранения экологического равновесия; создание системы общественных потребностей, удовлетворение которых не будет приводить к разрушению окружающей среды человека, такое общественное развитие, которое бы обеспечило удовлетворение потребностей нынешних поколений без угрозы возможностям удовлетворения потребностей будущих поколений и интеграция секторных видов политики и политики защиты окружающей среды.

Поэтому в качестве организованной деятельности, исходящей из принципов, содержание, принятие или непринятие которых обусловлено многочисленными факторами, экологическая политика при осуществлении своих целей располагает определенными методами, которые она и использует. Чаще всего среди методов экологической политики приводятся: технико-технологические, экономические, законодательно-правовые, политические и воспитательно-образовательные. Технико-технологические методы включают в себя применение технико-технологических решений и средств защиты и развития окружающей среды. Экономические методы проявляются в использовании экономических инструментов при решении экологических проблем. Законодательно-правовые выражаются в законодательном регулировании отношений общества, т.е. отдельных общественных субъектов, к окружающей среде. Политические методы проявляются в политических действиях всех субъектов защиты окружающей среды (особенно это относится к политическим организациям). Воспитательно-образовательные методы служат развитию экологического сознания и моральной ответственности в качестве предпосылки осуществления экологической политики.


Основные направления и цели экологической политики

 

Определив основные принципы экологической политики, которая в своей основе должна означать политику охраны и развития окружающей среды, мы исходим из понимания того, что они действительно должны стать основными направлениями экологической политики, которые с течением времени смогут получить правовое оформление для оперативного практического применения.

Приведение в соответствие экономического развития и экологических возможностей может быть осуществлено (и осуществляется) как направление экологической политики через координацию целей производства и хозяйственного развития с экологическими закономерностями путем сведения к минимуму негативного действия экономического развития на окружающую человека среду. Экономические критерии, стимулирующие экономию общественного труда и средств, не абсолютизируются, а увязываются с экологическими, с тем чтобы в процессе производства не произошло нарушение экологического равновесия в окружающей среде человека и не возникла угроза “жизненному пространству” человека. В силу этого необходимо установить общественные ограничения максимизации доходов как мотив ведения хозяйственной деятельности, потому что она может привести к нарушению экологического равновесия и стать препятствием в защите окружающей среды.

Экологическая политика неразрывно связана с понятием устойчивого развития. Стратегической целью экологической политики является обеспечение гармонизации взаимоотношений общества и природы, благоприятных естественных условий жизни и труда людей, а также совокупность задач по совершенствованию тех или иных направлений и форм природопользования. Поэтому основную программную цель экологической политики подразделяют на различные задачи. Так, в частности Д.Ж. Маркович выделяет четыре основные группы задач: развитие окружающей среды в рамках социального и экономического развития; защита и управление природными ресурсами и глобальными вопросами окружающей среды; управление отдельными областями окружающей среды и развитие организационно-институциональных условий для эффективного осуществления политики защиты и развития окружающей среды. При реализации первой группы задач - развитие окружающей среды в рамках социального и экономического развития - необходимы интеграция политики защиты и развития окружающей среды с другими видами политической деятельности, условия для защиты и развития здоровья людей, рациональное использование энергии и технико-технологических новшеств, совершенствование устойчивого развития сельских районов и городских территорий, а также приспособление защиты окружающей среды к рыночным условиям. Осуществление второй группы задач - защита и управление природными ресурсами и глобальными вопросами окружающей среды - должно обеспечить защиту атмосферы и климата, защиту и рациональное использование земли и управление лесными богатствами, а также управление хрупкими экосистемами - устойчивое развитие горных экосистем и защита биологического разнообразия природы. Третья группа задач - управление отдельными областями окружающей среды - включает в себя защиту особо важных и ценных в природном отношении районов, защиту архитектурных сооружений и эффективное управление отходами, отравляющими веществами.

В практике российских предприятий разработка экологической политики как основного программного документа экологической деятельности в настоящее время не является приоритетом менеджмента предприятия. Эта деятельность осуществляется в основном постольку, поскольку отдельные ее природоохранные виды контролируются государственными органами исполнительной власти, а также, поскольку предусмотрена обязательная статистическая отчетность.

экологическая политика городское хозяйство

Считается, например, что экологическая политика предприятия должна учитывать следующие требования:

образование и внедрение специализированной структуры управления;

обязательность выполнения действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды;

обязательства по охране окружающей среды и взаимодействие с направлениями хозяйственной деятельности предприятия, связанными с охраной окружающей среды и техникой безопасности, санитарным состоянием условий производства и обеспечением качества и безопасности продукции;

общедоступность документированной экологической политики для персонала предприятия и других заинтересованных участнике его хозяйственной деятельности;

оценку и мониторинг соответствия экологических параметров хозяйственной деятельности предприятия и ее взаимодействия с окружающей средой.

Суть проблемы состоит в следующем.

Если принять за аксиому положение о том, что экологическая безопасность общества и среды обитания характеризуется устойчивостью параметров состояния компонентов экосистем, то необходимо располагать нормативами этих параметров в виде допустимых равновесных диапазонов изменения этих параметров. Такое нормирование необходимо осуществлять, прежде всего, для планетарной экосистемы и продолжить его далее последовательно для национальных и региональных экосистем. Эти нормативы определят допустимые воздействия на параметры состояния компонентов экосистем. Таким образом, предоставляется возможность составить своеобразный экологический кадастр допустимых воздействий, а также для каждого вида воздействия на параметр состояния компонента экосистемы установить стоимостный эквивалент обеспечения допустимого воздействия и стоимостный эквивалент компенсации нанесенного ущерба среде обитания при допустимом воздействии на отдельные компоненты системы и на систему в целом. Предприятие является частью региональной экосистемы. Поэтому нормативно-методической базой экологической политики предприятия мог бы служить экологический кадастр данного региона. Этот кадастр можно было бы положить и в основу планирования экологической деятельности предприятия.

В настоящее время планирование и реализация экологической политики на всех уровнях экологической деятельности осуществляются на основе разработки программ, проектов, их экспертизы и контроля, мониторинга окружающей среды, составления плана мероприятий по снижению воздействий и предотвращению причинения ущерба окружающей среде. При этом абсолютное большинство экологических действий связаны с природопользованием и охраной окружающей среды. С учетом положений экологической политики и на основе экологических программ и проектов, их экспертизы, плана экологических мероприятий, мониторинга состояния окружающей среды, нормативов потребления ресурсов и финансовых средств разрабатывается экологическая программа предприятия.

Это главный исполнительный документ экологического менеджмента предприятия. Основные элементы экологической программы предполагается использовать при составлении экологического паспорта природопользователя (предприятия).

Положения экологической политики и структура экологической программы предприятия зависят от использования обоснованных критериев экологичности хозяйственной деятельности. В качестве таких критериев рассматривают экологически чистое производство, экологически чистую продукцию, экологически безопасную окружающую среду при осуществлении предприятием хозяйственной деятельности.

В интересах обеспечения конкурентоспособности продукции, в интересах товаропроизводителей и потребителей наиболее важным является критерий экологической чистоты продукции. Он требует комплексной оценки. Такая оценка производится на этапах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на этапе подготовки к производству и при серийном производстве продукции, на этапах ее эксплуатации и утилизации. Такая оценка не только носит количественный анализ экологичности продукции, но и охватывает различные направления хозяйственной деятельности, связанные с определением источников и видов воздействий на окружающую среду, включая анализ последствий воздействий на окружающую среду на территории региона производства продукции, а также на территории ее использования по назначению.

Рассматривается и воздействие продукции на окружающую среду, которое оценивается по уровню опасности, длительности воздействия (кратковременное, или импульсное, периодическое, непрерывное, аварийное), характеру воздействия (прямое, косвенное, кумулятивное) и учитывает территориальный фактор. Анализ этих воздействий распространяется не только на продукцию, но и на условия ее производства, на состояние воздушного и водного бассейна предприятия, земельного участка и прилегающей к предприятию территории санитарно-охранной зоны.

Требование экологической чистоты (безопасности) продукции предполагает максимально возможное исключение из производства токсичных материалов и веществ, сырьевых компонентов, которые могут переходить в неизменном виде в готовую продукцию или образовывать вторичные вредные вещества при взаимодействии, например, со вспомогательными материалами. Эти требования в конечном счете, направлены на устранение выбросов токсичных веществ в окружающую среду.

Для регулирования воздействий на окружающую среду необходима соответствующая система управления. Международные экологические стандарты предполагают параллельное управление качеством продукции и управление экологической безопасностью продукции. Например, стандарт ИСО 9001 рекомендует систему обеспечения качества продукции, а стандарт ИСО 14001 - систему управления окружающей средой. В этих стандартах содержатся принципы и процедуры планирования, организационные структуры систем управления, мониторинга, контроля, измерения и испытания. Отличительная особенность стандартов серии ИСО 14000 заключается в том, что они имеют специфические требования необходимости проведения диагностики возникновения аварийных ситуаций и катастроф, предусматривают действия по их предотвращению, по снижению вредного воздействия на окружающую среду, а также рекомендуют вести учет аварийных выбросов в атмосферу, в воду и почву на территории предприятия, включая санитарно-защитную зону.

По нашему мнению, система управления качеством продукции и система управления охраной окружающей среды должны сосуществовать не параллельно при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия, а совместно и на паритетных основах. Основной функцией экологического менеджмента предприятия следует считать обеспечение экологической безопасности хозяйственной деятельности с учетом всех направлений экологической деятельности предприятия. При этом система управления экологической безопасностью должна быть совмещена с системой обеспечения качества продукции как в части нормативных требований к продукции и условиям ее производства, так и в части применяемых методов и средств мониторинга, контроля измерений и испытаний, а также в части подтверждения соответствия продукции установленным требованиям качества и экологической безопасности на этапе эксплуатации продукции. Дополнительными функциями такой системы являются природопользование и охрана окружающей среды, экологический мониторинг этих направлений, действия в условиях нештатных и аварийных ситуаций, связанных с нерегламентированными выбросами, сбросами и отходами производства. Следовательно, значительная часть экологических требований и действий может осуществляться в системе обеспечения качества продукции и менеджментом качества и экологическим менеджментом совместно.

Именно совмещение функций, а не поглощение экологической системы системой качества, является вполне оправданным не только по общенормативным требованиям экологической безопасности, общеметодическим подходам к решению практических задач, общетехнологическим средствам измерений и испытаний. Оно подтверждено также комплексностью и системностью решения этой задачи. Система управления экологической безопасностью создается на базе системы управления качеством продукции с использованием унифицированных информационных компьютерных технологий, в частности технологий штрихового кодирования. Напомним, что система обеспечения качества продукции как система обеспечения ее конкурентоспособности создается в интересах товаропроизводителей и потребителей, а система обеспечения экологической безопасности хозяйственной деятельности (включая систему охраны окружающей среды) предприятия создается в интересах устойчивого развития общества и среды обитания.

Экологическая политика предприятия должна содержать также требования к подтверждению соответствия продукции, условий ее производства и безопасности окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия. Подтверждение соответствия, проводимое в добровольной или обязательной формах, рассматривается как акт общественного признания экологической безопасности предприятия, производимой им и реализуемой продукции, как рейтинговый имидж предприятия. Кроме того, если выпускаемая продукция входит в перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, то без документов о таком подтверждении она не допускается на рынок потребления. Перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия продукции установленным требованиям безопасности, утверждается Правительством Российской Федерации. Отсутствие таких документов на эту категорию продукции является дополнительным препятствием для свободной конкуренции, получения инвестиций, лицензирования, квотирования, участия в тендерах на разработку программ и проектов. Мы считаем, что рассмотренные вопросы экологической политики предприятия должны быть положены в основу структуры экологического менеджмента и основных направлений его деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...