Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологическая политика города Петрозаводска




 

Петрозаводск расположен на берегу Петрозаводской губы Онежского озера - главного источника водоснабжения города. Основными факторами её загрязнения являются недостаточно очищенные канализационные стоки, стоки предприятий города, загрязненные стоки ливневой канализации, а также насыщенные органикой и загрязненные нефтепродуктами воды реки Шуя, водосбор которой, особенно на протяжении последних километров до устья, значительно освоен в хозяйственном отношении, и атмосферные выпадения. Кроме того, опасность представляют единовременные разливы нефтепродуктов, попадающих в акваторию Петрозаводской губы Онежского озера из различных промышленных и городских источников (аварийные ситуации).

Значительному загрязнению и засорению подвергаются городские реки Неглинка, Лососинка, Сельгская речка, а также ручьи - Студенец и другие. Серьезная антропогенная нагрузка оказывается на обводненный карьер "Каменный бор". Отдыхающие вблизи этого рукотворного водоема жгут костры, моют машины, выбрасывают мусор. Кроме того, по соседству от карьера ведется жилое строительство. Состояние многих небольших водных объектов в Петрозаводске не изучено.

Особое беспокойство вызывает состояние, в том числе качество воды, родников, находящихся в пределах границ городского округа. Из-за близкого к дневной поверхности расположения подземных вод может происходить загрязнение вредными веществами воды родников, что требует постоянного контроля, вокруг них создаются несанкционированные свалки, а некоторые исчезают в результате экологически неоправданной, в том числе уплотнительной, застройки территории.

В течение 2000-х годов уровень загрязненности воздуха на территории Петрозаводска (пост наблюдений на пересечении ул. Ленинградской и пр. Октябрьского) из-за присутствия высоких концентраций формальдегида, часто - бенз-а-пирена, оценивался, согласно ИЗА (индексу загрязнения атмосферы, рассчитываемому по среднемесячным концентрациям пяти загрязняющих веществ - бенз-а-пирену, формальдегиду, фенолу, взвешенным веществам и диоксиду азота): как очень высокий (2000, 2003 гг.), высокий (2004-2007 гг.) и повышенный (2001, 2002 гг.). В указанный период отмечаются периодические (в течение календарного года) повышения концентраций в воздухе фенола и, особенно, бенз-а-пирена. В 2008 году, уровень загрязнения воздуха в городе был высоким - в январе, апреле и июне, низким - в сентябре и повышенным - в остальные месяцы. Рекомендации по размещению дополнительных постов наблюдения не разработаны.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников с 1992 по 2008 гг. уменьшились более чем в 10 раз - с 42,3 до 3,971 т, выбросы от автотранспорта с 1993 по 2003 гг. увеличились почти в 1,5 раза - с 12,5 до 18,43 т.

Важными факторами в снижении промышленных выбросов явились оснащение предприятий очистным оборудованием и осуществление перевода котельных ряда предприятий города на природный газ, закрытие ряда котельных. Существенное увеличение вклада выбросов от передвижных источников в общее загрязнение атмосферы города происходит ввиду роста количества индивидуального и маршрутного транспорта. К 2010 году в Петрозаводске зарегистрировано порядка 90 тыс автотранспортных средств. На загруженных автотранспортом городских магистралях значения предельно-допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе превышаются в несколько раз.

Перед Петрозаводском остро стоит проблема негативного влияния твердых бытовых отходов. В результате многолетней эксплуатации городская свалка в местечке Орзега не отвечает санитарным требованиям. В городе только-только зарождается система раздельного сбора хозяйственно-бытовых отходов, их безопасной переработки и утилизации. Не исчезают с городских территорий несанкционированные свалки, являющиеся дополнительным источником химического и биологического загрязнения окружающей среды и негативно влияющие на эстетическое восприятие городского ландшафта. Общее замусоривание территории города бытовыми отходами является следствием как низкой экологической культуры отдельных групп жителей, так и состоянием муниципальной системы управления отходами.

В границах городского округа загрязнение почв пестицидами сверх максимально допустимого уровня не отмечалось. Загрязнение земель нефтепродуктами имеет место на территориях промышленных предприятий и вдоль железных дорог. Загрязнение свинцом и цинком сверх ПДК отмечается в верхних слоях почвы вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей, а состояние почв около некоторых промышленных площадок по отдельным научным публикациям предварительно может оцениваться как опасное и чрезвычайно опасное.

В Петрозаводском городском округе необходимо разработать эффективную систему управления зелеными насаждениями, в том числе естественного (городские леса и лесопарки) и искусственного (парки, скверы, бульвары, аллеи, сады, рядовые посадки, уличные газоны и т.д.) _происхождения. Учет сохранения ценных в природном и рекреационном отношении озелененных территорий должен иметь приоритетное значение при ведении градостроительной деятельности. Должны быть выработаны и приняты специальные механизмы для сохранения, возобновления и содержания зеленых насаждений и озелененных территорий. Изучение и сохранение биологического разнообразия на территории городского округа будут способствовать целостности экологических систем, сохранению редких и исчезающих видов живых организмов.

Управление городской фауной является одной из приоритетных составных частей муниципальной экологической политики. Положение бездомных животных беспокоит жителей Петрозаводска. Популяция безнадзорных животных в городе по-прежнему велика, несмотря на их многолетний отлов и жестокое умерщвление. Прежние методы не работают с должным долгосрочным эффектом и неприемлемы с гуманных позиций. Решение проблемы сводится к повышению культуры содержания животных, строительству многофункциональных приютов для безнадзорных животных, их стерилизации и другим действиям, определенным Долгосрочной муниципальной целевой программой "Городские животные".

Принципы муниципальной экологической политики:

признание невозможности устойчивого развития городского округа при деградации окружающей природной среды;

равноправный доступ жителей города к жизненно важным городским природным ресурсам, социально-справедливое распределение доходов от использования общегородских (не находящихся в частной собственности) природных ресурсов;

приоритет сохранения жизнеобеспечивающих функций экосистем по отношению к хозяйственному использованию природных ресурсов;

профилактика текущих негативных для города экологических последствий хозяйственной и иной деятельности, учет отдаленных негативных экологических последствий на принципах научной предосторожности и отказ от проектов, реализация которых непредсказуема по своему воздействию на окружающую среду;

приоритет обеспечения здоровья населения при принятии всех политических и экономических решений;

возмещение ущерба, наносимого окружающей среде и населению города нарушениями природоохранного законодательства;

учет при принятии управленческих решений об организации хозяйственной деятельности жизненного цикла производимой продукции, возможностей безопасной и экономически эффективной утилизации отходов производства и потребления;

организация хозяйственной деятельности на принципах применения наиболее энерго - и экологически эффективных из существующих технологий, экологических инновационных подходов и экологической модернизации экономики;

постоянное взаимодействие и координация действий с региональными и федеральными органами власти и специально уполномоченными органами, ответственными в области охраны окружающей среды;

открытость и доступность для жителей города экологической информации;

обеспечение широкого участия организаций гражданского общества, деловых кругов и населения в подготовке, обсуждении и реализации городских решений в области охраны окружающей среды, неистощительного и рационального природопользования.


Список литературы

 

1. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2000 году". - М.: Государственный центр экологических программ, 2001.

. Данилов-Данилъян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.

. Ерофеева Б.В. Экологическое право.М., 1998.

. Касьянов П.В. Переход к устойчивому развитию: эколого-экономические предпосылки. - М.: Изд-во НУМЦ Госкомэкологии России, 1998.

. Комаров М.А., Мелехин Е.С., Кимельман С.А. Проблемы развития экономики природопользования. - Калуга: ВИЭМС, 1999.

. Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы // Российская газета. 1999.16 янв.

. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учеб. пособ. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2003.

. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и экологический менеджмент. СПб., 1999.

. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России.М., 1999.

. Сергеев Е.М., Кофф Г.Л. "Рациональное использование и охрана окружающей среды городов".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...