Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные сферы жизнедеятельности человека




Планы семинарских занятий по дисциплине

«Основы педагогики» 2010-2011 учебный год

 

С е м и н а р с к о е з а н я т и е № 1

Возникновение и развитие педагогической науки

Основные понятия: педагогика, образование, воспитание, обучение, социализация, развитие, формирование, методы исследования.

После изучения этой темы студенту необходимо:

• знать предпосылки возникновения педагогики, ее объект, предмет и
функции и уметь обосновать значение педагогической науки в развитии
общества;

• знать основные категории педагогики и уметь использовать их при характеристике социально-педагогической реальности;

• знать отрасли педагогической науки и уметь обосновать необходимость ее дифференциации.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что определило возникновение педагогики как науки? В каких значениях в современных условиях употребляется термин «педагогика»?

2. Охарактеризуйте этапы становления педагогики. Кто из зарубежных и отечественных ученых разных эпох внес наибольший вклад в развитие педагогической науки и практики?

3. Как соотносятся основные педагогические категории? В чем вы видите их сходство и различие?

4. Почему в настоящее время говорят о системе педагогических наук?

Основная литература

1. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И.Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – С.21–62.

2. Карпович, Т.Е. Основы педагогики. Практикум: учеб пособие / Т.Е. Карпович. – Минск: Тесей, 2007. – С. 11–18.

3. Подласый, И.П. Педагогика / И.П.Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – С. 10–42.

4. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2007. – С. 214–234.

Дополнительная литература

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для вузов/ [А. И. Пискунов, Р. Б. Вендровская, В. М. Кларин и др.]; под ред. А. И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп.. – М.: ТЦ Сфера, 2005.– 512 с.

2. Педагогика: учеб. пособие / под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008.– 430 с.

3. Харламов, И.Ф. Педагогика: крат, курс: учеб. пособие / И.Ф.Харламов. – 3-е изд. – Минск: Высшая школа, 2005.

С е м и н а р с к о е з а н я т и е № 2

Развитие личности как педагогическая проблема

 

Основные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность, развитие, социализация, наследственность, активность, среда, воспитание, концепция.

 

После изучения этой темы студенту необходимо:

· знать и уметь обосновать роль объективных и субъективных факторов развития личности; уметь раскрывать сущность современных концепций развития личности; уметь применять эти знания при описании педагогической реальности в различном социокультурном контексте;

· знать факторы социализации (макро-, мезо-, микро-факторы), обусловливающие формирование определенного типа поведения и активности личности; уметь оценивать себя и другого с позиции социальной зрелости;

· знать личностные особенности людей разного возраста и пола; уметь их определять и учитывать при решении жизненных и профессиональных проблем.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Как человек становится личностью и чем обусловлен процесс ее развития?

2. Какова роль и место воспитания в различных концепциях развития личнсоти?

3. Какое влияние оказывают возрастные, половые и индивидуальные различия людей на решение ими жизненных и профессиональных проблем и как это проявляется?

 

Основная литература

 

1. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В.Воронов. – М., 1997. – С. 20–23.

2. Основы педагогики учеб. пособие / А.И.Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – С.121–125.

3. Карпович, Т.Е. Основы педагогики. Практикум: учеб пособие / Т.Е. Карпович. – Минск: Тесей, 2007. – С. 19–29,161–163.

4. Подласый, И.П. Педагогика / И.П.Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – С. 71–126.

Дополнительная литература

1. Хьелл, Л. Теории личности / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб: Питер, 2000.

 

 

С е м и н а р с к о е з а н я т и е № 3

Системы образования в РБ и за рубежом

Основные понятия: образование, концепция образования, система образования, содержание образования, среднее образование, высшее образование, тенденции развития образования

После изучения этой темы студенту необходимо:

· знать и уметь обосновать сущность образования как общечеловеческой ценности, процесса, результата, системы; уметь анализировать образовательную практику с точки зрения реализации основных функций образования;

· знать сущность понятия "содержание образования" и основные документы, которые его отражают; уметь использовать эти знания для профессионального самоопределения и развития;

· знать основные мировые тенденции в развитии образования и уметь с их учетом анализировать систему образования любой страны; уметь выделять в ней общее и отличное от систем образования других стран, регионов.

· понимать и уметь обосновывать позитивные и негативные явления в образовании и знать эмпирические признаки их проявления в педагогической реальности стран мира.

 

Вопросы для обсуждения

1. Какие общие и особенные черты проявляются в системах образования развитых стран мира (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония) и почему?

2. Какова образовательная политика зарубежных стран – ближайших соседей Республики Беларусь (по выбору студента.) на современном этапе?

3. Какие тенденции можно выделить в развитии образования стран мира?

 

Основная литература

1. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В.Воронов. – М., 1997. – С. 69–75.

2. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И.Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – С.47–50, 63–99.

3. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студ.: В 2-х кн. / И.П. Подласый – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – С.316–331.

Дополнительная литература

1. Андреев, В.И. Система образования в ФРГ / В.И. Андреев. - Минск, 1993.

2. Андреев, В.И. Система образования в Японии / В.И. Андреев. – Минск, 1995.

3. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика / Б.Л.Вульфсон, З.А.Малькова. – М., 1998.

4. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики / А.Н.Джуринский. – М., 1998.

5. Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: учеб. пособие / В.А. Капранова. – Минск, 2004.

6. Крайко,Э.Н. Система образования во Франции / Э.Н.Крайко. – Минск,1995.

7. Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И.Латыш. – 2-е изд., доп.- Минск, 2000.

8. Салимова К., Педагогика народов мира / К.Салимова, Н.Додде. – М., 2001.

9. Степанов, В.А. Становление и развитие системы высшего образования в Великобритании / В.А. Степанов. – Минск, 1998.

 

С е м и н а р с к о е з а н я т и е № 4

Основные сферы жизнедеятельности человека

Основные понятия: деятельность; виды деятельности: учебная, игровая, трудовая; самореализация

 

После изучения этой темы студенту необходимо:

• знать сферы жизнедея­тельности человека, детерминирующие его развитие, и уметь анализировать окружающую действительность с позиций самореализующейся личности;

• знать сущность и требования к организации оптимальной для развития личности системы видов деятельности и уметь использовать эти знания при определении собственной жизненной стратегии, в семей­ном воспитании, при организации сотрудничества в профессиональной сфере;

• знать характеристику основных видов деятельности и уметь с учетом этого знания планировать собственную жизнедеятельность, деятельность группы, трудового коллектива.

Вопросы для обсуждения

1. Какие существуют основные сферы жизнедеятельности человека и как они соотносятся с возрастными этапами его развития?

2. Как необходимо организовать учебную деятельность, чтобы она стала эффективным средством развития личности?

3. Какое влияние на становление человека оказывает игра? Какие существуют виды игр?

4. При каких условиях трудовая деятельность становится фактором самореализации личности?

 

Литература

1. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. – Минск: БГЭУ, 2004. – С. 292 – 304 (ксерокопия).

2. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик. – Минск: Аверсэв, 2003. – С. 203 – 218.

3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – С. 465 – 511(ксерокопия).

Дополнительная литература

1. Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзамен. вопросы / Г.Ф. Вечорко. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – С. 143–147 (ксерокопия).

2. Крутецкий, В.А. Психология: учеб. пособие / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986. – С. 56 – 71 (ксерокопия).

3. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высших пед. учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2003. – C. 442 – 457 (ксерокопия).

С е м и н а р с к о е з а н я т и е № 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...