Понятие чрезвычайного положения
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Оглавление
Введение. 3 1. Административно-правовое регулирование чрезвычайного положения. 5 1.1. Понятие чрезвычайного положения. 5 1.2. Чрезвычайное положение и ограничительные меры.. 9 2. Порядок установления режима чрезвычайного положения. 17 2.1. Проблемы установления режима чрезвычайного положения. 17 2.2. Силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения. 24 Заключение. 35 Библиографический список. 37
Введение
Ни одно государство в мире не застраховано от периодического возникновения различного рода экстремальных ситуаций, конфликтов, волнений, катастроф и т.п. Поэтому в России, как и в любой другой стране, могут возникнуть обстоятельства, при которых потребуется введение чрезвычайного положения и соответствующих ограничительных мер. Понятие, сущность и содержание чрезвычайного положения следует разграничивать с подобным подходом к понятию военного положения, являющегося другой формой особого правового режима, применение которого также предусмотрено законодательством Российской Федерации. В то же время ФКЗ «О чрезвычайном положении» наряду с ФКЗ «О военном положении» является одним из основных, вокруг которого формируется система чрезвычайного законодательства Российской Федерации. Поэтому между ними есть не только противоположные, но и объединяющие их черты. Чрезвычайное положение представляет собой одну из разновидностей особых правовых режимов, устанавливаемых в соответствии с введением в действие предусмотренного Конституцией России ФКЗ «О чрезвычайном положении» (2001 г.). Чрезвычайное положение - это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, допускающий введение ограничений правосубъектности физических и юридических лиц под угрозой ужесточения юридической ответственности в соответствии со ст. 56 Конституции Российской Федерации в качестве временной меры. Он устанавливается исключительно для обеспечения безопасности и защиты конституционного строя государства, а также интересов личности и общества.
Целью настоящей работы является раскрытие правового регулирования чрезвычайного положения. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: – проанализировать понятие чрезвычайного положения; – исследовать чрезвычайное положение и ограничительные меры; – раскрыть проблемы установления режима чрезвычайного положения; – рассмотреть силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения. Предметом исследования курсовой работы является действующее законодательство, регулирующее чрезвычайное положение. Объект исследования составляют общественные отношения возникающие при режиме чрезвычайного положения. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, комплексный, правового моделирования, нормативный. Обусловленная целью и задачами исследования, работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Административно-правовое регулирование чрезвычайного положения Понятие чрезвычайного положения
Рост различных чрезвычайных ситуаций в мире - это объективная реальность и современная общемировая проблема. Такая направленность будет сохраняться и дальше вследствие антропогенной деятельности, глобальных изменений климата, распространения терроризма, киберпреступности, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, попыток захвата государственной власти и других факторов.
Возникновение чрезвычайных ситуаций приводит к снижению уровня защищенности жизненно важных интересов человека, общества и государства. Для предотвращения подобных нарушений на всей территории страны или в ее отдельных местностях может быть временно введен правовой режим чрезвычайного положения. Выделяют два правовых института, регулирующих чрезвычайный режим: 1) институт чрезвычайного положения; 2) институт военного положения. При возникновении чрезвычайной ситуации во Франции возможно введение чрезвычайного, осадного положения, а также состояния войны. В Великобритании выделяют и чрезвычайное положение, и военное положение, хотя, по сути, военное положение здесь является особым видом чрезвычайного режима. В США вопросы чрезвычайного режима на конституционном уровне особо не регламентируются, строгие различия между чрезвычайным и военным положением не проводятся[1]. Условиями введения чрезвычайного положения выступает наличие обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу общественным и государственным интересам. Во Франции чрезвычайное положение может быть введено в случае непосредственной угрозы институтам Республики, целостности ее территории, независимости нации, прекращении нормального функционирования конституционных государственных органов, а также событий, имеющих характер общественного бедствия. В случае внешней войны либо вооруженного восстания возможно введение осадного положения. В Великобритании возможно введение чрезвычайного положения, если произошли или могут произойти события, которые повлекли нарушение правильного снабжения продуктами питания, водой, электроэнергией, топливом, либо нарушение нормальной работы транспорта, лишение общества или большей его части необходимых условий существования. Среди оснований для введения чрезвычайного режима в США называются стихийные бедствия, забастовки, угроза начала военных действий, вооруженное нападение, угроза развитию сельского хозяйства, угроза национальной безопасности, внешней политике либо экономике страны со стороны других государств.
В некоторых государствах чрезвычайное положение вводится главой государства, в других же - органами исполнительной власти. В случае принятия решения Президентом о введении чрезвычайных мер во Франции созывается Парламент. В период действия чрезвычайных полномочий Президента не может быть распущена Нижняя палата Парламента. Полномочия Президента становятся практически неограниченными. Когда в США вводится чрезвычайный режим, то на всех трех уровнях власти изменяются полномочия, порядок деятельности и формы взаимодействия органов исполнительной власти и должностных лиц. Национальная гвардия переходит в непосредственное подчинение Президенту. Вопросы дальнейшего функционирования государственного аппарата Президент определяет самостоятельно. Совет национальной безопасности исполняет совещательные функции. Федеральному агентству по вопросам управления в чрезвычайных обстоятельствах отводится координирующая роль[2]. В экстремальных ситуациях, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер, в России допускается введение чрезвычайного или военного положения. Вводится чрезвычайное положение указом Президента РФ, причем его условием выступает наличие обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ. В некоторых местностях оно может быть введено на срок до 60 дней, на всей же территории страны - до 30 дней. Указ Президента РФ о чрезвычайном положении подлежит немедленному официальному опубликованию и доведению до населения по каналам радио и телевидения. Незамедлительно об этом должны быть проинформированы Совет Федерации и Государственная Дума. В течение 72 часов Совет Федерации рассматривает и утверждает либо не утверждает указ, который, в последнем случае, теряет силу. Если чрезвычайное положение объявлено на всей территории страны, то Совет Федерации и Государственная дума продолжают свою работу в течение того периода, когда действует чрезвычайное положение. В период введения чрезвычайного положения может быть образован особый орган, так называемая временная администрация, или же назначен комендант района чрезвычайного положения. Их распоряжения будут обязательными для исполнения.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций в зарубежных странах, Президент РФ принимает решение об эвакуации российских граждан; об использовании сил и средств для обеспечения эвакуации российских граждан; о временном прекращении или ограничении деятельности загранучреждений РФ. Правительство РФ в месячный срок утверждает комплекс мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств. Введение режима чрезвычайного положения, как правило, сопровождается ограничением либо приостановлением всех или основных гражданский прав и свобод. Обычно это означает временный отказ от гарантий личной неприкосновенности и неприкосновенности жилища, усиление административной и уголовной ответственности, проведение обысков, арестов и задержаний; ограничение свободы слова, включая свободу печати и информации, а также тайны переписки; свободы собраний митингов, шествии и демонстраций; свободы объединений; права на проведение забастовок; свободы выбора места жительства и передвижения; свободы частной собственности, выбора и занятия профессией[3]. Временные ограничения основных прав и свобод граждан, предусмотренные Законом Российской Федерации «О чрезвычайном положении», отличаются меньшим объемом и жестокостью от аналогичных норм зарубежного законодательства. Французский закон об установлении чрезвычайного положения, например, предусматривает предоставление полиции права на проведение обысков жилищ в любое время суток, строгие меры по обеспечению контроля за СМИ (ст. 11). Федеральное законодательства США допускает, что «для подавления в каком-либо штате восстания, внутреннего насилия, незаконных объединений и заговоров», препятствующих исполнению законов США или отправлению правосудия, президент помимо использования Национальной гвардии и регулярных войск вправе применять «любые иные средства... какие он сочтет необходимыми». Необходимым элементом законодательства о чрезвычайном положении должна быть четкая регламентация пределов допустимых ограничений гражданских прав и свобод. Однако как бы ни был совершенен государственноправовой механизм контроля за соблюдением прав личности в период особого положения, единственным назначением института чрезвычайного положения является максимально быстрое возвращение общества, к нормальному состоянию-правопорядку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|