Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения




 

Статьей 16 Закона устанавливается перечень органов, чьи силы и средства используются для обеспечения режима чрезвычайного положения.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства:

1) органов внутренних дел. Органами внутренних дел являются государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главной задачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью, а также иными правонарушениями. Основные структурные звенья системы органов внутренних дел: министерства внутренних дел (МВД) РФ и субъектов РФ, главные управления внутренних дел (ГУВД), управления внутренних дел (УВД) краев, областей - субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на транспорте (УВДТ, ОВДТ), городские, районные органы внутренних дел (ГОВД, РОВД), управления и отделы 8-го Главного управления внутренних дел (на режимных объектах). Кроме того, в структуру МВД входят: Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС), учебные заведения (Академия управления, академии, высшие и средние специальные учебные заведения), научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на ОВД.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон «О полиции») применительно к режиму чрезвычайного положения на полицию возлагаются следующие обязанности:

а) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб;

б) обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

в) участвовать в обеспечении режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории РФ или в отдельных ее местностях.

В период введения чрезвычайного положения полиция вправе применять меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Кроме того, для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях допускается проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций) (п. 1 ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О полиции»).

Полиция также имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий (п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О полиции»);

2) уголовно-исполнительной системы. К органам уголовно-исполнительной системы относятся:

- федеральный орган уголовно-исполнительной системы - Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания (п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314);

- территориальные органы уголовно-исполнительной системы, которые осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию (ст. 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Следует отметить, что в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» отсутствуют прямые предписания, согласно которым у органов уголовно-исполнительной системы существуют полномочия по осуществлению деятельности в период действия чрезвычайного положения. По мнению ученых, представляется необходимым дополнить указанный Закон нормой, в соответствии с которой органы уголовно-исполнительной системы обязаны принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению осужденных, персонала, иных лиц, находящихся на их территориях, и оказанию им первой медицинской помощи; участвовать в соответствии с законом в обеспечении режима чрезвычайного положения в случаях их введения на территории РФ или отдельных ее местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий[7];

3) федеральных органов безопасности - Федеральной службы безопасности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (далее - Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности») Федеральная служба безопасности - это единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.

Деятельность Федеральной службы безопасности, ее территориальных органов в период действия чрезвычайного положения обусловлена функциями данного органа, а также обязанностями, установленными ст. 12 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности».

В частности, применительно к режиму чрезвычайного положения, введенному на территории РФ или части территории РФ, органы федеральной службы безопасности обязаны:

а) информировать Президента РФ, Председателя Правительства РФ и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;

б) выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ;

в) выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

г) выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены Кодексом РФ об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности;

д) выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;

е) разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;

ж) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

з) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;

и) участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

к) осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы РФ, защиты и охраны экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, в том числе меры по контролю за судами, осуществляющими рыболовство в отношении трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в открытом море, в соответствии с международными договорами РФ и (или) законодательством РФ;

л) обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории РФ;

м) осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории РФ радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности РФ, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;

4) внутренних войск. Одной из задач внутренних войск, закрепленных ст. 2 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», является участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения.

Например, в соответствии с со ст. 12 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции привлекают в случаях, не терпящих отлагательства, личный состав специальных моторизованных соединений и воинских частей внутренних войск по месту их постоянной дислокации для ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий с немедленным уведомлением об этом Министра внутренних дел РФ.

На соединения и воинские части оперативного назначения возлагаются следующие задачи:

- участие совместно с органами внутренних дел в локализации и блокировании районов чрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов, пресечении в указанных районах вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, в изъятии оружия у населения, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления - в их ликвидации;

- участие совместно с органами внутренних дел в принятии мер по усилению охраны общественного порядка и общественной безопасности в районах, примыкающих к районам чрезвычайного положения или районам вооруженных конфликтов;

- участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях;

- участие совместно с органами внутренних дел в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению охраны общественного порядка при чрезвычайных ситуациях и других чрезвычайных обстоятельствах, а также в обеспечении режима чрезвычайного положения;

- участие совместно с органами внутренних дел в борьбе с преступностью;

- участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий;

- выделение пограничным органам федеральной службы безопасности сил и средств для участия в пограничных поисках и операциях в порядке, определяемом совместными решениями Министра внутренних дел РФ и директора Федеральной службы безопасности РФ.

На специальные моторизованные соединения и воинские части возлагаются следующие задачи:

- участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий;

- принятие при самостоятельном несении боевой службы по охране общественного порядка необходимых мер по обеспечению сохранности следов преступления до прибытия представителей органов дознания;

- участие совместно с органами внутренних дел в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению охраны общественного порядка при чрезвычайных ситуациях и других чрезвычайных обстоятельствах, а также в обеспечении режима чрезвычайного положения;

- участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях;

- выделение пограничным органам федеральной службы безопасности сил и средств для участия в пограничных поисках и операциях в порядке, определяемом совместными решениями Министра внутренних дел РФ и директора Федеральной службы безопасности РФ.

5) органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» под силами гражданской обороны понимаются спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

Основными задачами в области гражданской обороны при введении чрезвычайного положения являются:

- оповещение населения об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 2 указанного Федерального закона).

К ним относятся, например, спасательные воинские формирования Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которые предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории РФ (Положение о спасательных воинских формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента РФ от 30 сентября 2011 г. N 1265).

Основными задачами спасательных воинских формирований в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время являются:

а) участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;

б) участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, с которыми у РФ имеются соглашения. Аварийно-спасательные работы в зоне чрезвычайной ситуации включают:

- разведку маршрутов движения и участков работ;

- локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

- подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

- поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;

- оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;

- вывоз (вывод) населения из опасных зон;

- подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляцией, их вскрытие и спасение находящихся в них людей;

- санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Другие неотложные работы в зоне чрезвычайной ситуации включают в себя:

- прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);

- локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения аварийно-спасательных работ;

- укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ;

- ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ, а также защитных сооружений для укрытия людей в случае повторных чрезвычайных ситуаций;

- обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

- первоочередное обеспечение пострадавшего населения[8];

в) участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании.

 


Заключение

 

Необходимость введения чрезвычайного положения объясняется двумя причинами:

1) режим чрезвычайного положения предполагает расширение круга полномочий органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти по охране общественного порядка, нормализации обстановки. Также названный режим подразумевает усиление ответственности должностных лиц за неисполнение обязанностей, которые возлагаются на них с введением такого положения. Все эти меры объективно необходимы для стабилизации возникшей ситуации;

2) социальная ситуация может складываться таким образом, что граждане, проживающие на данной территории, фактически не смогут реализовать многие права и свободы, а также выполнять возложенные на них законом обязанности. Это особенно характерно для чрезвычайного положения, связанного с возникновением чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера, но не исключено и в ситуациях, связанных с социальными конфликтами. Для создания правовой основы поведения участников указанных общественных отношений введение чрезвычайного положения нормативно закрепляет временное ограничение основных прав и свобод граждан и возложение на них дополнительных обязанностей. Правомерное ограничение в данном случае выступает и как элемент юридического механизма управления чрезвычайной ситуацией. Его цель - скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.

Характерными особенностями чрезвычайного положения как одного из видов особого правового режима являются следующие особенности.

Во-первых, особые правовые режимы вводятся при возникновении на территории государства или его части определенной ситуации экстраординарного характера, угрожающей поступательному развитию общества и государства и несущей угрозу правам и свободам граждан. Основаниями их установления являются два обязательных условия: фактическое (чрезвычайная ситуация определенного вида) и юридическое (наличие заблаговременно принятого федерального конституционного закона или федерального закона). Введение особых правовых режимов рассматривается законодательством как крайняя мера, применяемая государством в целях предотвращения, пресечения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Во-вторых, введение особого правового режима прямо или косвенно предусматривается текстом Конституции РФ и конкретизируется специальным федеральным законодательством, а порядок введения требует соблюдения определенной процедуры не только внутри (согласование с Советом Федерации Федерального Собрания РФ), но и вне территории страны (обязательное уведомление руководства сопредельных государств и международных организаций).

В-третьих, продолжительность действия особых правовых режимов носит временный характер.

В-четвертых, особые правовые режимы устанавливаются в целях обеспечения взаимодействия в данных ситуациях органов государственной власти, общественных организаций, физических и юридических лиц на основе права.

В-пятых, в основе введения особого правового режима лежит необходимость повышения в чрезвычайных ситуациях различного характера эффективности управленческой деятельности соответствующих органов государственной власти, требуемой для скорейшей ликвидации негативных последствий, вызванных этими ситуациями, путем урегулирования отношений внутри аппарата управления, рационального использования его правовых, людских, информационных и технических ресурсов.


Библиографический список

 

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237.

2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

 

Литература

4. Абдрашитов В.М., Джамбалаев Я.Р., Епифанов А.Е., Слеженков В.В., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (постатейный). М., 2015. 526 с.

5. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2014. - 698с.

6. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2013. - 726с.

7. Административное право России: учебник / под ред. А.П. Коренева, В.Я. Кикотя. – М.: Юрист, 2012.

8. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2014.

9. Барзилова И.С. Понятие и юридическая природа правовых режимов // Lex russica. 2013. N 11. С. 1169 - 1175.

10. Бахрах Д.Н. Административное право - М.: Норма, 2014. - 768с.

11. Братановский С.Н. Административное право. Особенная часть: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013.

12. Брежнев О.В. Судебная защита конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях чрезвычайного и военного положения // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 12. С. 76.

13. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие: В 3-х ч. 2-е изд. Саратов: Издательство ГОУ ВПО «СГАП». 2013. Ч. 3.

14. Калина Е.С. Административно-правовой режим чрезвычайной ситуации и категория безопасности в административном праве // Административное право и процесс. 2011. N 12. С. 31 - 34.

15. Калина Е.С. О «чрезвычайном праве» и праве чрезвычайной ситуации // Административное право и процесс. 2013. N 10. С. 40 - 44.

16. Каляшин А.В. Обязанности как элемент административно-правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. N 4.

17. Михайлова А. Чрезвычайное положение и ограничительные меры // ЭЖ-Юрист. 2012. N 42.

18. Рушайло В.Б. Административно-правовой режим особого положения: понятие и сущность // Современное право. 2014. N 1.

19. Смирнов П.А. Понятие чрезвычайного и военного положений // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2015. N 2.

20. Яковец Е.Н. Правовые режимы распространения информации в исключительных ситуациях, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации // Военно-юридический журнал. 2014. N 12. С. 12 - 16.

 

Материалы судебной практики

21. Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2002 N 49-Г02-37 // СПС Консультант плюс.

22. Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2012 N 72-АПГ12-1 // СПС Консультант плюс.


[1] Смирнов П.А. Понятие чрезвычайного и военного положений // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2015. N 2. С. 162.

 

[2] Рушайло В.Б. Административно-правовой режим особого положения: понятие и сущность // Современное право. 2014. N 1. С. 76.

[3] Михайлова А. Чрезвычайное положение и ограничительные меры // ЭЖ-Юрист. 2012. N 42. С. 15.

 

[4] Брежнев О.В. Судебная защита конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях чрезвычайного и военного положения // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 12. С. 76.

[5] Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2012 N 72-АПГ12-1 // СПС Консультант плюс.

[6] Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2002 N 49-Г02-37 // СПС Консультант плюс.

 

[7] Каляшин А.В. Обязанности как элемент административно-правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. N 4. С. 65.

[8] Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие: В 3-х ч. 2-е изд. Саратов: Издательство ГОУ ВПО «СГАП». 2013. Ч. 3. С. 27.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...