Пороговые значения показателей экономической безопасности России
Источник: Экономическая безопасность России / Под ред. В.К. Сеньчагова. – М.: Дело, 2005. – С.814 Самая большая группа показателей – 11 из 19 (1,3,5,6,8-12,15,16) – отслеживают макроэкономические параметры, считающимися наиболее актуальными с кейнсианской точки зрения, - темы роста, бедность, безработицу, инфляцию, дефицит госбюджета. Таким образом, в целом современная отечественная доктрина национальной безопасности основана на той версии понимания этого понятия, которое было типично для развитых стран времен Великой депрессии.
Три показателя (13,14,17), связанные с долговыми обязательствами государства, могут считаться отражением идей как кейнсианства, так и камералистики. Еще три показателя (2,4,18) отражают чисто камералистическую позицию, связанную с подчеркиванием независимости и самодостаточности. Эта независимость понимается как обороноспособность (4-й показатель) и продовольственная безопасность (2 18 показатели). По мнению специалистов, использование 7 и 19 показателей не имеет смысла. Не вполне понятно, какое значение в современную эпоху перехода к постиндустриальному обществу имеют показатели доли машиностроения/металлообработки в промышленном производстве и отношения прироста полезных ископаемых к объемам их погашения. Эти показатели больше соответствуют индустриальной эпохе, чем постиндустриальной. На мой взгляд, с этими выводами можно поспорить. По мнению ряда ученых, институционально-правовое понимание национальной безопасности вообще не нашло в этой системе никакого отражения. Для реализации этого подхода, на их взгляд, необходимо учитывать следующие важнейшие показатели национальной экономической безопасности России: · Частота и тяжесть коррупции, иные рейтинги коррупции; · Доля неформальной занятости среди экономически активного населения; · Доля теневых доходов в национальном доходе; · Доля нелегальных мигрантов среди мигрантов в целом; · Доля контрафактной продукции на рынках потребительских товаров. По мнению специалистов, использование не вполне корректной системы показателей экономической безопасности России ведет к искаженному восприятию ее изменения. Действительно, после кризиса 1998 г. по ряду показателей удалось добиться значительного улучшения: ликвидированы проблемы внешней задолженности и бюджетного дефицита, удается сдерживать инфляцию, безработица относительно невелика. Однако высокий уровень коррупции ведет к тому, что общий уровень национальной экономической безопасности остается низким.
Обеспечение экономической безопасности является исключительной прерогативой государства. Оно должно создать такую систему самосохранения, которая автоматически приводила бы в движение ее защитные механизмы по отражению той или иной угрозы. Вопросами экономической безопасности занимаются все три ветви власти: законодательная, исполнительная исудебная. В обеих палатах Федерального собрания созданы специализированные комитеты и комиссии, занимающиеся вопросами национальной и экономической безопасности. Имеются также комиссии, занимающиеся специальными проблемами коррупции. В судебной власти эти функции выполняются Арбитражным судом и Генеральной прокуратурой. В исполнительной власти обеспечение экономической безопасности входит в сферу компетенции Президента РФ и Правительства России. Согласно Конституции РФ во главе всей системы национальной безопасности стоит Совет Безопасности (СБ), которым руководит Президент. СБкоординирует деятельности всех органов и институтов, входящих в эту систему. Функции Совета Безопасности: - обеспечение стратегического планирования, приоритетов национального развития, формулирование средне- и долгосрочных целей, форм и методов обеспечения национальной безопасности страны; - подготовка принципиальных проектов и решений Президента по ключевым вопросам текущей политики; - координация действий министерств и ведомств по выполнению решений Президента. В стране за национальную и экономическую безопасность отвечают также и силовые структуры, которые непосредственноподчиняется Президенту. В структурах ФСБ функционирует служба экономической контрразведки. В составе МВД имеется управление по борьбе с организованной экономической преступностью и служба налоговой полиции. В структурах Министерства юстиции имеются подразделения, ответственные за обеспечение экономической безопасности в области интеллектуальной собственности.
В правительстве за политику в области экономической безопасности, отвечает Министерство экономического развития. Оно контролирует многие вопросы защиты национальных интересов, связанные с режимами привлечения иностранных инвестиций, экспортом капитала. В компетенции Центробанка России находятся вопросы валютной безопасности, золотовалютных резервов, регулирования валютного рынка и соответственно валютного курса. Валютный контроль осуществляется также Федеральной таможенной службой. Минфином России контролируются все вопросы, связанные с устойчивостью и защищенностью государственных финансов, регулированием дефицита и государственной внутренней и внешней задолженности. На Министерство сельского хозяйства РФ возложены задачи обеспечения продовольственной безопасности страны.
Литература для углубленного изучения Основная Национальная экономика: учебник / под общ. ред. Р.М. Нуреева. – М.: ИНФА-М, 2010. Гл.20. Национальная экономика: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шульги, - М.: Рос.экон. акад.., 2002. – Гл. 28. Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 7. Юсупов К.Н. Национальная экономика: учеб. пособие / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.Р. Таймасов; под общ. ред. К.Н. Юсупова. – М.: КНОРУС, 2008. – Тема 12. Экономическая безопасность в России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сеньчугова. – М.: Дело, 2005. – 896 с. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А.Олейникова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – 768 с.
Дополнительная Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – Гл. 19. Гельвановский М. Глобализация и экономическая безопасность России: стратегические задачи // Вопросы экономики переходного периода. 2006, №8. – С.3 -11. Глазьев С.Ю. За критическойчертой: О концепции микроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны. М: Национальный институт развития, 1996. С. 5-7.
Глинкина С., Клейнер Г. «Высветление» экономики и укрепление национальной безопасности России // РЭЖ. – 2003. - № 5-6. Иванов С. О новой концепции национальной безопасности // Вопросы экономики переходного периода. 2006, № 7. Обзор по современным тенденциям глобализации // Экономика и жизнь. 2000. № 1. Рогов С. Механизм управления национальной безопасностью // Независимая газета. – 1998. – 11 марта Экономика. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. А.И.Архипова, А.К. Большакова.- М.: ТК Велби, Проспект, 2005.- Гл.33.
1. Высокая зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, политических и экономических решений интеграционных группировок зарубежных стран, международных финансовых и торговых организаций, ущемляющих интересы РФ в области экономики. 2. Развитие негативных процессов в экономической сфере ряда регионов (Калининградская область, Дальневосточный регион), усиленных расширением НАТО и ЕЭС к российским границам, территориальными претензиями Японии и перманентным ростом численности китайского населения в Дальневосточном регионе и способствующих распространению политического и экономического влияния на соответствующие российские территории со стороны иностранных государств. 3. Приобретение инофирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка и, как следствие, завоевание ими внутреннего рынка России по многим видам товаров широкого потребления и зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий для машиностроения. 4. Дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во 5. Недостаточный экспортный и валютный контроль и необустроенность таможенной и государственной границы. 6. Неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций, в частности несанкционированный отбор нефтепродуктов из нефте- и газопроводов, проходящих по территории Украины, Белоруссии и Латвии. В настоящее время для России наиболее опасны внутренние угрозы, опасность которых усиливается наличием внешних угроз. На этапе перехода России к новым социально-политическим, экономическим и межгосударственным отношениям основой государственной политики в области обеспечения экономической безопасности становится задача предотвратить попадание «траектории развития общества и государства в зоны высокой опасности».
Меры по обеспечению экономической безопасности – это сознательная, повседневная деятельность государственных и общественных институтов, направленная на отражение (блокирование) негативных явлений и процессов в сфере экономики. Такая деятельность включает: - прогнозирование угроз экономической безопасности; - определение пороговых значений экономической безопасности; - разработку законодательных актов, обеспечивающих защиту экономических интересов нации; Показатели экономической безопасности – наиболее значимые параметры, дающие представление о состоянии экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности. Основными показатели безопасности в экономике: объем, темпы роста ВВП, анализ ВВП с точки зрения его структуры, уровень инвестиций, расходы на научные исследования, объем внутреннего и внешнего долга, дефицит или профицита бюджета, темпы инфляции и.т.д. Основные показатели, характеризующие социальную политику государства: качество жизни большинства населения, уровень безработицы, децильный коэффициент, дифференциация субъектов федерации по прожиточному минимуму и т.д. Для характеристики реального состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые (предельные) значения.
По данным акад. Г. Осипова. Источники: Вопросы экономики.- 1996.- № 6. – С. 121; Газета «Звонит звонок на перемену». – 1996. - № 1(5).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|