Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пороговые значения показателей экономической безопасности России




№ п/п   Показатель Пороговое значение Фактический показатель за 2003 г.
1. Объем ВВП, млрд. руб. 21 800 13 300
2. Сбор зерна, млн. т.    
3. Инвестиции в основной капитал, % к ВВП    
4. Расходы на оборону, % к ВВП 3,0 2,6
5. Расходы на гражданскую науку, % к ВВП 2,0 0,3
6. Доля инновационной продукции во всей промышленной продукции, %    
7. Доля машиностроения металлообработки в промышленном производстве, %    
8. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всем населении, %    
9. Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения, разы    
10. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному уровню, разы 3,5 2,4
11. Уровень безработицы по методологии МОТ, % экономически активного населения 5,0 8,4
12. Уровень монетизации (М») на конец года, % ВВП    
13. Государственный внешний и внутренний дол, % ВВП    
14. Доля расходов на обслуживание и погашение государственного долга в расходах федерального бюджета, %    
15. Дефицит государственного бюджета, % ВВП   отсутствует
16. Уровень инфляции, %    
17. Объем золотовалютных резервов на конец года, млрд долл.    
18. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, %    
19. Отношение прироста полезных ископаемых к объемам погашения их в недрах, %   По большинству ресурсов менее 100

Источник: Экономическая безопасность России / Под ред. В.К. Сеньчагова. – М.: Дело, 2005. – С.814

Самая большая группа показателей – 11 из 19 (1,3,5,6,8-12,15,16) – отслеживают макроэкономические параметры, считающимися наиболее актуальными с кейнсианской точки зрения, - темы роста, бедность, безработицу, инфляцию, дефицит госбюджета. Таким образом, в целом современная отечественная доктрина национальной безопасности основана на той версии понимания этого понятия, которое было типично для развитых стран времен Великой депрессии.

Три показателя (13,14,17), связанные с долговыми обязательствами государства, могут считаться отражением идей как кейнсианства, так и камералистики.

Еще три показателя (2,4,18) отражают чисто камералистическую позицию, связанную с подчеркиванием независимости и самодостаточности. Эта независимость понимается как обороноспособность (4-й показатель) и продовольственная безопасность (2 18 показатели).

По мнению специалистов, использование 7 и 19 показателей не имеет смысла. Не вполне понятно, какое значение в современную эпоху перехода к постиндустриальному обществу имеют показатели доли машиностроения/металлообработки в промышленном производстве и отношения прироста полезных ископаемых к объемам их погашения. Эти показатели больше соответствуют индустриальной эпохе, чем постиндустриальной. На мой взгляд, с этими выводами можно поспорить.

По мнению ряда ученых, институционально-правовое понимание национальной безопасности вообще не нашло в этой системе никакого отражения. Для реализации этого подхода, на их взгляд, необходимо учитывать следующие важнейшие показатели национальной экономической безопасности России:

· Частота и тяжесть коррупции, иные рейтинги коррупции;

· Доля неформальной занятости среди экономически активного населения;

· Доля теневых доходов в национальном доходе;

· Доля нелегальных мигрантов среди мигрантов в целом;

· Доля контрафактной продукции на рынках потребительских товаров.

По мнению специалистов, использование не вполне корректной системы показателей экономической безопасности России ведет к искаженному восприятию ее изменения. Действительно, после кризиса 1998 г. по ряду показателей удалось добиться значительного улучшения: ликвидированы проблемы внешней задолженности и бюджетного дефицита, удается сдерживать инфляцию, безработица относительно невелика. Однако высокий уровень коррупции ведет к тому, что общий уровень национальной экономической безопасности остается низким.

Обеспечение экономической безопасности является исключительной прерогативой государства. Оно должно создать такую систему самосохранения, которая автоматически приводила бы в движение ее защитные механизмы по отражению той или иной угрозы.

Вопросами экономической безопасности занимаются все три ветви власти: законодательная, испол­нительная исудебная.

В обеих палатах Федерального собрания созданы спе­циализированные комитеты и комиссии, занимающиеся вопросами национальной и экономической безопасности. Имеются также ко­миссии, занимающиеся специальными проблемами коррупции. В судебной власти эти функции выполняются Арбитра­жным судом и Генеральной прокуратурой.

В исполнительной власти обес­печение экономической безопасности входит в сферу компетенции Президента РФ и Правительства России.

Согласно Конституции РФ во главе всей системы национальной безопасности стоит Совет Безопасности (СБ), которым руководит Президент. СБкоординирует дея­тельности всех органов и институтов, входящих в эту систему.

Функции Совета Безопасности:

- обеспечение стратегического планирования, приоритетов нацио­нального развития, формулирование средне- и долгосрочных целей, форм и методов обеспечения национальной безопасности страны;

- подготовка принципиальных проектов и решений Президента по ключе­вым вопросам текущей политики;

- координация действий министерств и ведомств по выполне­нию решений Президента.

В стране за национальную и экономическую безопасность отвечают также и силовые структуры, которые непосредственноподчиняется Президенту. В структурах ФСБ функционирует служба экономической контрразведки. В со­ставе МВД имеется управление по борьбе с организованной экономической преступностью и служба налоговой поли­ции. В структурах Министерства юстиции имеются подразделения, ответственные за обеспечение эконо­мической безопасности в области интеллектуальной собствен­ности.

В правительстве за политику в области экономической безопасности, отвечает Министерство экономического развития. Оно контролирует многие вопросы защиты национальных интересов, связанные с режимами привлечения иностранных ин­вестиций, экспортом капитала.

В компетенции Центробанка России находятся вопросы валютной безопасности, золотовалютны­х резервов, регулирования валютного рынка и соответственно валютного курса. Валютный контроль осуществляется также Федеральной таможенной службой.

Минфином России контролируются все вопросы, связанные с устойчивостью и защищенностью государственных финансов, регулированием дефицита и государ­ственной внутренней и внешней задолженности.

На Министерство сельского хозяйства РФ возложены задачи обеспечения продовольственной безопасности страны.

 

Литература для углубленного изучения

Основная

Национальная экономика: учебник / под общ. ред. Р.М. Нуреева. – М.: ИНФА-М, 2010. Гл.20.

Национальная экономика: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шульги, - М.: Рос.экон. акад.., 2002. – Гл. 28.

Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 7.

Юсупов К.Н. Национальная экономика: учеб. пособие / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.Р. Таймасов; под общ. ред. К.Н. Юсупова. – М.: КНОРУС, 2008. – Тема 12.

Экономическая безопасность в России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сеньчугова. – М.: Дело, 2005. – 896 с.

Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А.Олейникова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – 768 с.

 

Дополнительная

Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – Гл. 19.

Гельвановский М. Глобализация и экономическая безопасность России: стратегические задачи // Вопросы экономики переходного периода. 2006, №8. – С.3 -11.

Глазьев С.Ю. За критическойчертой: О концепции микроэкономичес­кой политики в свете обеспечения экономической безопасности страны. М: Наци­ональный институт развития, 1996. С. 5-7.

Глинкина С., Клейнер Г. «Высветление» экономики и укрепление национальной безопасности России // РЭЖ. – 2003. - № 5-6.

Иванов С. О новой концепции национальной безопасности // Вопросы экономики переходного периода. 2006, № 7.

Обзор по современным тенденциям глобализации // Экономика и жизнь. 2000. № 1.

Рогов С. Механизм управления национальной безопасностью // Независимая газета. – 1998. – 11 марта

Экономика. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. А.И.Архипова, А.К. Большакова.- М.: ТК Велби, Проспект, 2005.- Гл.33.

 

1. Высокая зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, политических и экономических решений интеграционных группировок зарубежных стран, международных финансовых и торговых организаций, ущемляющих интересы РФ в области экономики.

2. Развитие негативных процессов в экономической сфере ряда регионов (Калининградская область, Дальневосточный регион), усиленных расшире­нием НАТО и ЕЭС к российским границам, территориальными претензиями Японии и перманентным ростом численности китайского населения в Даль­невосточном регионе и способствующих распространению политического и экономического влияния на соответствующие российские территории со сто­роны иностранных государств.

3. Приобретение инофирмами российских предприятий в целях вытесне­ния отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка и, как следствие, завоевание ими внутреннего рынка России по многим видам товаров широкого потребления и зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий для машиностроения.

4. Дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во
внешнеэкономических отношениях с Россией, особенно в связи с вступлением России в ВТО.

5. Недостаточный экспортный и валютный контроль и необустроенность таможенной и государственной границы.

6. Неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций, в частности несанкционированный отбор нефтепродуктов из нефте- и газопроводов, проходящих по территории Украины, Белоруссии и Латвии.

В настоящее время для России наиболее опасны внутренние угрозы, опасность которых усиливается наличием внешних угроз. На этапе перехода России к новым социально-политическим, экономиче­ским и межгосударственным отношениям основой государственной полити­ки в области обеспечения экономической безопасности становится задача предотвратить попадание «траектории развития общества и государства в зоны высокой опасности».

Меры по обеспечению экономической безопасности – это созна­тельная, повседневная деятельность государственных и общественных институтов, направленная на отражение (блокирование) негативных явлений и процессов в сфере экономики.

Такая деятельность включает:

- прогнозирование угроз экономической безопасности;

- определение пороговых значений экономической безопасности;

- разработку законодательных актов, обеспечивающих защиту экономических интересов нации;

Показатели экономической безопасности – наиболее значимые параметры, дающие представление о состоянии экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности.

Основными показатели безопасности в экономике: объем, темпы роста ВВП, анализ ВВП с точки зрения его структуры, уровень инвестиций, расходы на научные исследования, объем внутреннего и внешнего долга, дефицит или профицита бюджета, темпы инфляции и.т.д.

Основные показатели, характеризующие социальную политику государства: качество жизни большинства населения, уровень безработицы, децильный коэффициент, дифференциация субъектов федерации по прожиточному минимуму и т.д.

Для харак­теристики реального состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые (предельные) значения.

 

По данным акад. Г. Осипова. Источники: Вопросы экономики.- 1996.- № 6. – С. 121; Газета «Звонит звонок на перемену». – 1996. - № 1(5).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...