Основные направления повышения экономической безопасности в России сфере экономики
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Национальные интересы России в сфере экономики являются приоритетными, их реализация возможна только на основе устойчивого развития экономики. Она заключаются в обеспечении способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, создавать условия для достижения уровня и качества жизни населения, гарантирующих социальный мир в государстве, в сохранении, развитии и эффективном использовании всех видов ресурсов (трудовых, природных, интеллектуальных, информационных, финансовых, ресурсных и др.), повышении конкурентоспособности. При этом в условиях повышения степени открытости российской экономики наращивание конкурентоспособности является важнейшим фактором сохранения роли России в качестве активного субъекта мировой политики и экономики, решения стоящей перед ней стратегической задачи обеспечения устойчивого развития. Основные национальные интересы и направления повышения экономической безопасности России 1. Демография. Главным национальным интересом является восстановление демографического потенциала государства, повышение уровня рождаемости, сокращение сверхсмертности и привлечение (возвращение) в Россию соотечественников и мигрантов. 2. В социальной сфере главный национальный интерес России – повышение уровня и качества жизни населения как основного условия обеспечения долговременного экономического роста и устойчивого развития. Необходимо создать условия для роста денежных доходов населения, обеспечивающих повышение уровня и качества жизни, увеличение платежеспособного спроса и уровня сбережений, создавать условия для формирования в государстве достаточно многочисленного «среднего класса» в рамках целенаправленной совместной политики государства и бизнеса, что должно гарантировать общественное согласие и социальный мир.
Защита национальных интересов России в социальной сферетребует решения следующих задач: • снижение дифференциации населения по доходам и уровня бедности; • последовательное повышение основных минимальных государственных гарантий, денежных доходов населения и приближение их к прожиточному минимуму, опережающее повышение уровня прожиточного минимума по сравнению с темпом инфляции в государстве; • обеспечение эффективной занятости населения на базе формирования гибкого рынка труда, баланса спроса и предложения рабочей силы, возможности получения профессионального образования и развития, свободного перемещения трудового капитала при повышении его мобильности; • повышение качества образования, приведение его в соответствие с • реализация эффективной государственной политики цен и доходов • формирование эффективной системы адресной государственной социальной помощи малоимущим слоям населения, обеспечивающей им достойный уровень жизни и социальные гарантии; • обеспечение доступности для всех слоев населения услуг образования, культуры, здравоохранения, и других отраслей жизнеобеспечения; • проведение реформы ЖКХ в интересах малообеспеченных слоев населения посредством формирования эффективной системы адресной государственной помощи этим слоям населения для оплаты услуг ЖКХ. 3. В области производства, инвестиционной, научно-технической и инновационной деятельности – формирование социально-ориентированного инновационного типа рыночного хозяйства, целенаправленная поддержка тех отраслей экономики, которые определяют направления экономического развития современного государства на основе становления новейшего технологического уклада.
Реализация этих направлений развития экономики потребует решения следующих задач: - обеспечение условий функционирования экономики в режиме расширенного воспроизводства с учетом ее открытости для внешнеэкономического сотрудничества, при сохранении способности оперативного и адекватного реагирования на неблагоприятные внутренние и внешние воздействия и угрозы с целью сведения к минимуму их негативных последствий; - трансформация существующих малоэффективных институциональных структур экономики, формирование эффективной системы рынков и хозяйствующих субъектов, создание условий для формирования эффективного частного собственника, интеграция в систему мирохозяйственных связей, устранение сырьевой базы и производство высокотехнологичной, наукоемкой продукции высокой степени передела, использующих накопленный научный потенциал и обеспечивающих эффективность отраслей, имеющих важное значение как для обороноспособности государства, так и жизнедеятельности населения, освоение и развития передовых производств новейшего технологического уклада; - проведение реструктуризации отраслей экономики путем совершенствования ее организационной и институциональной структуры, с целью снижения трансакционных и административно-управленческих издержек, экономия оборотного капитала, интеграцию науки, в том числе вузовской, и производства, повышение эффективности управления и формирование конкурентоспособных отечественных хозяйствующих субъектов. Совершенствование структуры производства должно проявляться через снижение ресурсоемкости, и прежде всего энергоемкости, повышение наукоемкости ВВП; - повышение инвестиционной активности для обновления и глубокой модернизации основных производственных фондов, производственного потенциала и технологий, обеспечивающих высокий технический и научный уровень производства и повышение конкурентоспособности отечественной продукции; - развитие научно-технического потенциала с целью обеспечения независимости России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, приоритетных направлениях фундаментальной и прикладной науки;
- развитие во всех сферах экономики, и прежде всего в ее реальном секторе, инновационных процессов как главного источника повышения и, как следствие, эффективное развитие всех секторов экономики; - разработка нормативно-правовых документов, исключающих выход из-под контроля государства ключевых сфер производства, определяющих экономическую и военную безопасность государства; - создание государственного материального резерва (мощностей и материалов) для обеспечения мобилизационных нужд и стратегических запасов материальных ресурсов РФ для противодействия резким конъюнктурным колебаниям на мировых товарных и фондовых рынках, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера; - воспроизводство природно-ресурсного потенциала и его рациональное использование. - развития транспортной, в первую очередь экспортной, инфраструктуры, обеспечивающей эффективное использование экономического потенциала РФ. 7. В налогово-бюджетной сфере национальные интересы заключаются в обеспечении достаточности бюджетных ресурсов для полноценного выполнения государством своих функций, в наращивании бюджетного потенциала в условиях его сбалансированности и нормализации корпоративных финансов на основе: • обеспечения устойчивости бюджетной системы; • защищенности налогово-бюджетной сферы от высокой инфляции; • осуществления эффективного государственного контроля за формированием внутренних цен на продукцию и услуги естественных монополий; • создания оптимальной налоговой системы, стимулирующей предпринимательскую, инновационную и инвестиционную активность и занятость населения; • повышения эффективности использования госсобственности; • усиления роли бюджетной политики в качестве инструмента, направленного на стимулирование инвестиционной и инновационной активности и обеспечение динамичного роста экономики;
• повышения эффективности управления государственными активами и пассивами и всей системы регулирования государственных финансов; • создания единой системы государственного финансового контроля на федеральном и региональном уровнях. 8. В сфере финансово-денежного обращения – обеспечение бесперебойности денежного обращения, наращивание золотовалютных резервов и обеспечение положительного платежного баланса государства на основе: § повышения устойчивости банковско-финансового сектора экономио; § повышения эффективности валютного регулирования и валютного контроля, борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, нелегальным вывозом капитала; § разработки механизмов повышения устойчивости российского финансового и фондового рынков от возможного негативного воздействия мировых финансовых колебаний. 9. Во внешнеэкономической сфере экономики – создание благоприятных условий эффективного использования потенциала внешнеэкономических связей России для целей ее устойчивого экономического роста, повышения уровня жизни населения, научно-технического прогресса и финансовой стабильности на основе: ♦ расширения доступа к международным ресурсам (высокие технологии, информация, товары и услуги и др.; ♦ привлечения на выгодных условиях иностранного капитала, прежде всего прямых иностранных инвестиций; ♦ соответствие российского законодательства в сфере экономики с международной законодательно-правовой базой; ♦ обеспечения эффективного с точки зрения интересов России взаимодействия с международными экономическими и финансовыми организациями; ♦ приоритетного развития экономических отношений и интеграционных процессов со странами СНГ; ♦ диверсификации структуры внешней торговли, увеличения в экспорте доли наукоемкой продукции высокой степени переделов и высоких технологий; ♦ обеспечения доступа наукоемких и высокой степени переделов отечественных товаров на внешние рынки и создания системы государственной поддержки экспорта; ♦ использования эффективных протекционистских мер защиты отечественных производителей от недобросовестной конкуренции со стооны импортеров продукции; ♦ использования механизмов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования с учетом приоритетов государственной структурной политики; ♦ повышения уровня правовой защищенности российской собственности за рубежом и законных интересов российских юридических лиц в их отношениях с зарубежными хозяйствующими субъектами.
7. В экологической сфере – обеспечение экологически безопасного обитания российского населения действующим нормативам, предупреждение техногенных катастроф и минимизации их негативных последствий, проведение комплекса мер по реабилитации нарушенных экосистем. 8. В сфере региональной экономики – обеспечение формирования единого экономического пространства, блокирование сепаратистских и преодоление центробежных и автаркических тенденций на местах, развитие интеграционных экономических процессов внутри государства на основе: o обеспечения единого правового и информационного пространства; o формирования эффективного механизма государственного контроля над соблюдением российского законодательства на территории всего государства; o развития существующих и создания новых межрегиональных хозяйственных связей, определения оптимальных соотношений доходов федеральных и региональных бюджетов, образования фондов для межрегионального перераспределения финансовых ресурсов на экономические и социальные программы; o рационального сочетания методов государственного и рыночного регулирования развития субъектов РФ; o активизации использования экономического и финансового потенциала каждого субъекта РФ с учетом всех факторов его развития. 9. В сфере государственного управления – выработка и реализация эффективной и социально-ориентированной экономической политики по созданию экономики инновационного типа, основанной на эффективном контроле и использовании национальных ресурсов и углублении социального партнерства власти, предпринимателей, отдельных граждан и общества в целом.
Литература для углубленного изучения:
Национальная экономика: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шульги, - М.: Рос.экон. акад.., 2002. – Гл. 28. Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 7. Юсупов К.Н. Национальная экономика: учеб. пособие / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.Р. Таймасов; под общ. ред. К.Н. Юсупова. – М.: КНОРУС, 2008. – Тема 12. Экономическая безопасность в России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сеньчугова. – М.: Дело, 2005. – 896 с. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А.Олейникова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – 768 с.
Дополнительная Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – Гл. 19. Гельвановский М. Глобализация и экономическая безопасность России: стартегические задачи // Вопросы экономики переходного периода. 2006, №8. – С.3 -11. Глазьев С.Ю. За критическойчертой: О концепции микроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны. М: Национальный институт развития, 1996. С. 5-7. Глинкина С., Клейнер Г. «Высветление» экономики и укрепление национальной безопасности России // РЭЖ. – 2003. - № 5-6. Иванов С. О новой концепции национальной безопасности // Вопросы экономики переходного периода. 2006, № 7. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность / Под общ. ред. В.И. Лисова. – М.:ОАО «НПО Экономика», 2000. - Гл. 10. Обзор по современным тенденциям глобализации // Экономика и жизнь. 2000. № 1. Рогов С. Механизм управления национальной безопасностью // Независимая газета. – 1998. – 11 марта Экономика. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. А.И.Архипова, А.К. Большакова.- М.: ТК Велби, Проспект, 2005.- Гл.33.
[1] Независимая газета, - 1994. – 14 августа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|