Педагогические программы дополнительного образования детей
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Глава 4. Педагогическая программа в системе дополнительного образования детей Педагогические программы дополнительного образования детей Реализация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях осуществляется на основе педагогических программ или программ развития учреждения. Программа – это содержание и план деятельности; изложение основных положений деятельности организации или отдельного деятеля, а также краткое изложение учебного предмета[1]. Программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (Статья 2) [2]. Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева под образовательной программой понимают документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования[3]. О.Е. Лебедев выделяет цель педагогической программы дополнительного образования: стимулирование и развитие потенциала личности, включение ее в системы социальных коммуникаций через обучение, общественно полезную практику и досуг[4].
Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. М.М. Поташник и В.С. Лазарев выделяют семь качеств, которыми должна обладать любая программа: - актуальность – ориентация на решение наиболее значимых проблем; - прогностичность – способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям ее реализации; - рациональность – возможность получения максимально полезного результата при достижении поставленной цели при помощи имеющихся ресурсов; - реалистичность – соответствие между желаемым и возможным, между целями и необходимыми средствами; - целостность – полнота и согласованность действий, необходимых для достижения поставленной цели; - контролируемость – определение промежуточных целей и способов проверки получаемых результатов; - чувствительность к сбоям – возможность оперативного обнаружения отклонений и коррекции действий. О.Е. Лебедев предлагает различать несколько уровней освоения программы в системе дополнительного образования: 1. Общекультурный уровень – предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в отдельной предметной области, обогащение опыта общения, совместной деятельности. 2. Углубленный уровень – предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
3. Профессионально-ориентированный уровень – предусматривает достижение повышенного уровня образованности в избранной предметной области, готовность к освоению содержания программ профессионального образования. Типы программ дополнительного образования Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 — ФЗ к дополнительным образовательным программам относятся: - дополнительные общеобразовательные программы; - дополнительные общеразвивающие программы; - дополнительные предпрофессиональные программы. В настоящее время в системе дополнительного образования отмечается большое разнообразие педагогических программ. Тем не менее, все их можно классифицировать по нескольким основаниям. В.М. Коротов выделяет три основных типа педагогических программ дополнительного образования[5]. 1. Общая программа – дает общую характеристику предполагаемого результата, выражает основные социальные требования к личности, социальный заказ общества, представляя перечень основных качеств личности молодого человека и важнейших требований к нему. Она реализуется в период всего образовательного процесса, в течение большого временного периода (например, с первого по девятый класс). Данная программа адресована всем организаторам и участникам образовательного процесса: педагогам, родителям, активу детского самоуправления. 2. Частная программа – разрабатывается с учетом и на основе общей программы, имеет ограниченный адрес и охватывает не все направления воспитания и образования, реализуясь на каком-либо одном этапе учебно-воспитательного процесса (например, для воспитанников определенного возраста). Данный тип программы строится по принципу расшифровки и детализации общей программы. Если в общей программе дается характеристика личности и ее качеств в целом, то в частной программе рассматриваются качества личности на уровне привычных поступков, умений и навыков, усваиваемых понятий. Частная программа – это документ, отражающий деятельность конкретного педагога, объединения; с другой стороны – это вид творческой разработки по какому – либо виду деятельности, как самого педагога, так и занимающихся у него детей.
3. Индивидуальная программа воспитательной работы – создается на основе общей и частной программы, разрабатывается индивидуально каждым педагогом. Данный тип программы предусматривает стимулирование и коррекцию развития определенных качеств отдельной группы воспитанников или конкретного воспитанника и реализацию в сравнительно короткий временной отрезок (от двух до шести месяцев). Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева выделяют следующие типы программ[6]. 1. Типовая (примерная) программа — утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности. 2. Модифицированная (или адаптированная) — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. 3. Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. 4. Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью. О.Е. Лебедев предлагает классификации педагогических программ в системе дополнительного образования по следующим основаниям: 1. По возрасту воспитанников: для дошкольников, учащихся начальной, основной, средней школ. 2. По продолжительности реализации: одногодичные, двухгодичные и др. 3. По видам деятельности: художественная, техническая, эколого-биологическая, туристско-краеведческая, культурологическая, спортивная. 4. По формам реализации: групповые, индивидуальные. 5. По способам реализации: эвристические, алгоритмические, исследовательские, творческие программы[7]. Таким образом, по своему смыслу программа – нормативная модель совместной деятельности группы людей и создается для организации текущей или перспективной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|