Требования к оформлению и содержанию педагогических программ дополнительного образования
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Общие требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования заключены в Письме Минобразования России от 18 июня 2003 года № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей». Н.К. Беспятова выделяет несколько блоков программы: - титульная страница; - пояснительная записка; - учебный план; - учебно-тематический план; - содержание программы; - методические рекомендации; - список литературы; - приложения. Предложенная структура педагогической программы дополнительного образования не является обязательной, в нее могут добавляться при необходимости и другие компоненты: требования к знаниям и умениям воспитанникам, критерии оценивания учащихся и т.д. Структура программы дополнительного образования
Титульная страница Пример оформления титульной страницы:
Нумерация страниц текста начинается со 2 (или 3-4), но только с той, на которой начинается собственно текст работы. Цифра страницы ставится в середине верхнего поля по вертикали или по горизонтали без точек или тире. Оглавление или содержание Данный раздел может отсутствовать в программе небольшого объема как годичной, так и рассчитанной на несколько лет. Потребность в таком разделе возникает лишь при значительном текстовом объеме программы, при большом числе разделов или частей. Например, если программа рассчитана на 3-5 лет, для удобства пользования ею необходимо ввести оглавление. Пояснительная записка Эта часть программы может называться Пояснительной запиской или Объяснительной запиской, по усмотрению автора. Принципиального значения это не имеет. Однако различие зависит от времени прохождения программы. Программа одного года более конкретна, чем программа двух, трех лет. В продолжительной программе Пояснительная записка становится очень объемной. Для более четкого размещения информации эту часть возможно разделить на две: Ведение и Пояснительную записку. В этом случае во Введении помещается информация, данного вида деятельности, искусства, его история, регионы его распространения и др., то есть дополнительная информация. Работу над большой программой целесообразно начинать с Введения именно потому, что ход восприятия постороннего, не знающего предмета деятельности человека, требует постепенного вхождения в курс дела. В этом случае дается краткое обоснование сущности сложившейся ситуации, выходов на социальную действительность и потребности ребенка. В самой Пояснительной записке размещается информация, относящаяся к конкретной программе: указывается наименование программы, раскрывается актуальность и значимость данного вида деятельности. В ней формулируются цели и задачи работы, дается краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, непосредственно связанные с видом деятельности, обосновывается необходимость использования определенной аппаратуры, пособий, техники и др.
Цели и задачи Формулировка цели должна быть максимально четкой и краткой, полной и логически корректной. Ее назначение – определить стратегию и тактику образовательного процесса. Напомним, что цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который учреждение реально может достичь к четко определенному моменту времени. Разновидности целей, предлагаемые Л.В. Буйловой: - изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему (в глобальном масштабе); - создание авторской технологии, авторской школы, нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива (в общепедагогическом плане); - создание новой методики обучения, обучение какому-либо виду деятельности; развитие личностных качеств через обучение, организация полноценного досуга и др. При этом необходимо помнить, что основной проблемой должна быть образовательная (воспитание – развитие - обучение), а не социальная, медицинская, экономическая, юридическая и т.п. Определив конечную цель, следует сформулировать задачи, которые последовательно решаются из года в год. При формировании задач С. В. Тетерский рекомендует воспользоваться следующей классификацией: - познавательная (развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность); - развивающая (развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения); - мотивационная (создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха); - социально-педагогическая (формирование общественной активности, реализация в социуме и др.); - обучающая (формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей); - эстетическая (аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту и др.);
- оздоровительная (формирование здорового образа жизни). Количество задач, соответствующих содержанию и методам предлагаемой деятельности, диктуется необходимостью для осуществления задуманного. Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать и т.д.). Пример постановки цели и задач программы: Программа «Народная культура» (5 лет). Цель: гармоническое развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений; нравственное становление. Задачи: - содействие в самоопределении, социальной адаптации; - формирование духовно-нравственных качеств личности; - формирование мировоззрения, внутренней культуры личности; - формирование гражданской убежденности; - сообщение и закрепление знаний по традиционной народной культуре, декоративно-прикладному искусству. Учебный план Публикуемые в последнее время программы и рекомендации по их разработке чаще всего не содержат учебного и (или) учебно-тематического плана. Однако педагогу важно знать, сколько времени отводится на каждый отдельный раздел или тему. Общий объем времени по плану определяется количеством рабочих недель в учебном году: 36 недель по 6 часов – 216 часов. Для младших групп и начинающих детей обычно объем времени определяется в 144 часа. Именно это время и должно составлять учебный план. В учебном плане может содержаться всего несколько разделов, которые проходят по годам «насквозь» - от первого до последнего. Некоторые разделы могут начинаться, например, со второго года обучения, а некоторые заканчиваться в 1-м или 2-м году. Таблица № 8 Пример учебного плана на 3 года
Этот план для большей наглядности сопровождается календарным планом. Таблица № 9 Пример календарного плана
Учебно-тематический план В учебно-тематическом плане представлены темы разделов и почасовое распределение материала. Это дает представление об этапах выполнения заданий и приобретении знаний. Учебно-тематический план составляется на тот объем времени, который предусмотрен программой на каждый год. Таблица № 10 Пример учебно-тематического плана
Содержание программы В разделе «Содержание программы» следует поместить самое необходимое, поскольку раскрываемая тема является сравнительно узкой. В текст следует вносить только то, что непосредственно связано с вашей темой. Материал в этом разделе может подаваться двояко: либо в хронологическом порядке, начиная с тех положений, которые появились раньше других по времени; либо в логическом порядке, диктуемом историей развития данного вида деятельности. При оформлении текста не следует опускать названий разделов и тем, т.к. это значительно осложняет восприятие текста программы. В содержании тем может быть дано лишь логическое перечисление информативных блоков, указывающих границы и варианты выбранного материала. Каждый пункт плана может быть конспективно раскрыт, и таким образом создается представление о том объеме и содержании знаний, которые даются на занятиях. Кроме того, могут приводиться примеры организационных форм занятий, методов работы педагога, планы конкурсов, тесты и др. Таблица № 11 Пример оформления раздела программы «Содержание программы»
Требования к знаниям и умениям воспитанников, критерии их оценки
Размещаться данный раздел может в разных частях программы: в конце пояснительной записки, после раздела «Содержание» либо отдельным разделом программы. Здесь необходимо указать знания и умения, приобретенные детьми по окончании курса. Знания определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, а умения - с практическими. В программе, рассчитанной более чем на один год, для каждого года обучения определяются критерии оценки результатов. Результатом обучения детей по программе является определенный объем знаний, умений и навыков. Ожидаемый результат должен предполагать: развитие способностей, повышение престижа объединений, улучшение показателей адаптации в обществе; наглядное проявление - участие в выставках, концертах, публикациях и др. Например, критериями мастерства самого педагога служат: 1) целесообразность (по его направленности на ребенка, средства деятельности, собственный авторитет); 2) продуктивность (по результату его работы: уровню знаний детей; по воспитанности; развитию); 3) оптимальность в выборе средств и методов работы; 4) творчество – по содержанию его деятельности.
Методические рекомендации Методические рекомендации существуют в двух вариантах: 1. Раздел программы. В этом случае в рекомендациях размещают минимум необходимой информации, специфические подходы и формы, некий конспект мероприятия или сценарий и т.п. 2. Приложение в форме методических рекомендаций. Здесь материал может быть любого объема и глубоким по содержанию: творческий сценарий мероприятия, предложения по созданию иллюстративного материала тематических занятий, методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми и др. В методических рекомендациях могут систематизироваться аналитические и диагностические методики, используемые педагогом ходе занятий с детьми.
Список литературы Список должен быть достаточно объемным: в него включается литература, используемая педагогом для подготовки занятий, научная литература, список литературы для детей и родителей по тематике занятий, перечень видео- и аудиозаписей и др. Весь список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: все источники размещаются в алфавитном порядке и нумеруются. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Охарактеризуйте качества, которыми должна обладать любая программа дополнительного образования. 2. Каковы социально-педагогические функции программ дополнительного образования? 3. По каким основаниям классифицируют программы дополнительного образования детей? 4. Какие компоненты присутствуют в дополнительной образовательной программе? Перечислите основные требования к программе дополнительного образования. 5. Отберите для анализа образовательную, предметную учебную или досуговую программу и проведите ее экспертную оценку. Выявите наиболее существенные достоинства и недостатки программы.
Список литературы: 1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб. - метод. пособие. – М.: Владос, 2001. 2. Дополнительное образование детей: учеб. пособие / Под ред. О.Е. Лебедева. — М.: Владос, 2003. — 256 с. 3. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования - М.: Владос, 2004. 4. Казакова Е.И. Проектирование образовательных программ: Методические материалы. — СПб., 1994. 5. Литвиненко Н.Р. Управление образовательными программами в учреждениях дополнительного образования детей // Внешкольник. Дополнительное образование. – 2006. - № 10. 6. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 с.
[1] Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 с. [2] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: [Принят Гос. Думой 21 декабря 2012 года] // Российская газета. - 2012. - № 5976. [3] Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. – М.: Владос, 2001. – 183 с. [4] Дополнительное образование детей: Учеб. пособие / Под ред. О.Е. Лебедева. — М.: Владос, 2003. - 256 с.
[5] Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 с. [6] Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. – М.: Владос, 2001. – 183 с.
[7] Дополнительное образование детей: учеб. пособие / Под ред. О.Е. Лебедева. — М.: Владос, 2003. — 256 с.
[8] Дополнительное образование детей: учеб. пособие / Под ред. О.Е. Лебедева. — М.: Владос, 2003. - 256 с.
[9] Дополнительное образование детей: учеб. пособие / Под ред. О.Е. Лебедева. — М.: Владос, 2003. — 256 с.
[10] Дополнительное образование детей: учеб. пособие / Под ред. О.Е. Лебедева. — М.: Владос, 2003. — 256 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|